Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование навыка осознанного чтения у четвероклассников с легкой умственной отсталостью

Работа №156462

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

логопедия

Объем работы92
Год сдачи2021
Стоимость5550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
22
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Анализ литературы по проблеме исследования 9
1.1 Психолингвистическая характеристика чтения как вида речевой
деятельности 9
1.2 Психолого-педагогические особенности обучающихся с умственной
отсталостью 13
1.3 Особенности овладения навыком чтения обучающихся младших классов с
умственной отсталостью 19
1.4 Обзор методик по изучению и формированию навыков осознанного чтения у
обучающихся младших классов с легкой умственной отсталостью 23
Глава II. Констатирующий эксперимент и его анализ 33
2.1 Организация и методика констатирующего эксперимента 33
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 40
Глава III. Логопедическая работа по формированию навыка осознанного чтения у обучающихся с легкой умственной отсталостью 49
3.1 Теоретические основы формирующего эксперимента 49
3.2 Логопедическая работа по формированию навыка осознанного чтения у
четвероклассников с легкой умственной отсталостью 53
3.3 Контрольный эксперимент и его анализ 64
Заключение 70
Библиография 72
Приложения 80

Актуальность исследования. Число детей с особенностями в развитии в настоящее время неуклонно растет. Согласно статистике, по данным на 2020 год в России количество детей с умственной отсталостью составляет 30% от общего числа детей инвалидов. У детей с умственной отсталостью наблюдаются недоразвитие познавательной, эмоционально-волевой деятельности и физического развития, трудности при социализации, в обучении в школе вследствие замедленного развития письменной и устной речи.
В соответствии с приказом Министерства образования от 19.12.2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ»; приказом Министерства образования и науки от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» началось обучение детей с 1 сентября 2016 года. .
Во ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) определены требования к реализации АООП обучающихся с умственной отсталостью и установлены сроки освоения программы в течение 9 - 13 лет. В примерной АООП для детей с умственной отсталостью обозначены требования к реализации содержания предметной области «Чтение (Литературное чтение)». Реализация данных требований невозможна без понимания читаемого .
Обучение, воспитание, реабилитация и последующая социализации детей с умственной отсталостью на современном этапе российского образования является одной из актуальных проблем развития данной группы обучающихся.
Проблемы обучения и развития детей с умственной отсталостью рассмотрены в трудах многих ученых, которые определили, что процесс формирования полноценного навыка чтения у обучающихся с умственной отсталостью имеет ряд особенностей и протекает гораздо дольше, чем у обучающихся с нормальным развитием. Это приводит к возникновению трудностей в понимании прочитанных текстов .
Обучение чтению для умственно отсталых школьников одно из важных условий для успешного обучения в школе. Чтение является средством эстетического и нравственного воспитания обучающихся с легкой умственной отсталостью
Обучение чтению школьников с умственной отсталостью приобретает особое коррекционно-педагогическое значение. Программа по обучению данному навыку построена на основе представлений о первичной сохранности развития познавательной сферы школьников. Опыт работы педагогов показывает, что обучающиеся с интеллектуальными нарушениями испытывают трудности при освоении этого навыка, не смотря на коррекционную работу с данной группой обучающихся.
В настоящее время недостаточно научных разработок по определению содержания коррекционно-логопедической работы по формированию навыков чтения у обучающихся с легкой умственной отсталостью. В связи с этим возникает проблема в поисках способов и методов развития этих навыков, что определяет актуальность нашего исследования.
В результате анализа литературных источников по проблеме исследованиями нами определены несоответствия и противоречия между:
• низким уровнем развития навыков чтения у обучающихся младших классов с легкой умственной отсталостью и ее значимостью для всестороннего развития личности ребенка ;
• важностью создания специальных образовательных условий для данной группы обучающихся и недостаточностью логопедических методических разработок по обучению навыкам чтения.
На основе данных несоответствий и противоречий определена проблема исследования, которая заключается в дефиците научных разработок по изучению и определению содержания коррекционно - логопедической работы по формированию навыков чтения у обучающихся с умственной отсталостью.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Экспериментальное исследование было нацелено на формирование навыка осознанного чтения у четвероклассников с легкой умственной отсталостью.
Целью данного исследования выступило изучение особенностей формирования навыка осознанного чтения у четвероклассников с легкой умственной отсталостью.
В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам.
Актуальность проблемы проведенного исследования обусловлена тем, что чтение играет важную роль в образовании, воспитании и развитии человека в целом. Одна из задач образовательных учреждений это научить школьников с умственной отсталостью правильному и осознанному чтению. Для школьников с нарушением интеллекта овладение навыком осознанного чтения это одно из важных условий успешного обучения в школе. Кроме того, чтение необходимый компонент для получения информации внешкольной и внеклассной жизни.
Трудности в овладении навыком осознанного чтения у школьников с умственной отсталостью связаны с общей интеллектуальной
недостаточностью, нарушением мыслительных операций и недоразвитием речи.
В исследовании приняли участие двадцать обучающихся 4 классов с легкой умственной отсталостью 10-11 летнего возраста, из них тринадцать мальчиков и семь девочек. Эксперимент проводился на базе МБОУ Красноярской средней общеобразовательной школы№5.
В связи поставленными задачами констатирующего эксперимента, разработан комплекс диагностических методик. Данный комплекс позволил провести экспериментальное изучение навыка осознанного чтения у обучающихся 4 классов с легкой умственной отсталостью, определить трудности в освоении данного навыка чтения, учитывая особенности школьников с нарушением интеллекта.
Результаты констатирующего эксперимента показали, что навык осознанного чтения у четвероклассников с легкой умственной отсталостью сформирован на низком уровне. В ходе проведения эксперимента были выявлены условные уровни сформированности навыка осознанного чтения.
Учитывая, данные констатирующего эксперимента была разработана коррекционно-логопедическая работа по формированию навыка осознанного чтения для четвероклассников с легкой умственной отсталостью.
Формирующий эксперимент был направлен на формирование навыка осознанного чтения у школьников интеллектуальной недостаточностью, учитывая их особенности развития.
В основу методики проведения формирующего эксперимента положены научно-исследовательские работы ведущих специалистов в пределах проблемы исследования (А.К. Аксёнова, И.М. Гнездилов, Е.И. Капланская, Р.А. Маллер). Отдельные этапы формирования навыка осознанного чтения были изменены и дополнены современными подходами с учетом психических особенностей школьников.
Таким образом, исходя из результатов констатирующего и формирующего экспериментов и их сравнительного анализа гипотеза исследования подтвердилась в данной работе. Эффективность данной работы доказана. Поставленные цели и задачи в работе реализованы.


1. Агаева И.Б., Педагогика детей с интеллектуальными нарушениями: хрестоматия. Красноярск. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2012. 392 с.
2. Аксенова А.К., Методика обучения русскому языку в коррекционной школе: учебник для вузов. М.: Гум. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. 320 с.
3. Аксенова А.К., Подготовка детей с трудностями в обучении к овладению навыком беглого чтения / А.К. Аксенова, Н.Г. Галунчикова. - М.: 1987.
4. Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Развитие связной устной речи у умственно отсталых учащихся на специальных уроках // Дефектология. 1987. №6. С. 33-37.
5. Аксенова А.К., Дидактические игры на уроках русского языка в 14 классах вспомогательной школы / А.К. Аксенова, Э.В. Якубовская. - М.: Просвещение, 1991.- 176 с.
6. Ананьев Б.Г., Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1980. Т. 1, 2. С. 5.
7. Ахутина Т.В., Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников/ Ахутина Т.В., Иншакова О.А. - М.: В.Секачев, 2008. 230 с.
8. Баряева Л.Б., Подготовка к обучению грамоте детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. - СПб.: Изд-во «Союз». 2004.
9. Баширова Т.Б., Пути становления читательской самостоятельности у учащихся младших классов вспомогательной школы // Дефектология. 1991. №5. С. 42-52.
10. Безруких М.М., Трудности обучения в начальной школе: Причины, диагностика, комплексная помощь / М.М. Безруких. - М.: Эксмо, 2009.­464 с.
11. Быстрова Н.Л., Обучение динамическому чтению // Начальная школа, 1994, № 1.
12. Василевская В.Я., Изучение понимания литературных текстов умственно отсталыми детьми. М.: Изв. АПН РСФСР, 1961. 189 с.
13. Величко Л.И., Работа над текстом. М.: Просвещение, 1983.240 с.
14. Воронкова В.В., Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах вспомогательной школы / В.В. Воронкова. - М.: Просвещение, 1998.- 102 с.
15. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / под ред. В.В. Воронковой. М.: Школа-Пресс, 1994. 320 с.
... всего 75 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ