Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование методологической культуры учащихся в процессе конструирования заданных ситуаций по физике

Работа №156460

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы109
Год сдачи2017
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Проблемы формирования методологической культуры учащихся в процессе обучения физике
1.1. Состояние проблемы в теории и практике современного образования....9
1.2. Условия формирования методологической культуры учащихся в процессе
конструирования задачных ситуаций по физике 15
1.3. Конструирование содержания задачных ситуаций по физике в контексте
формирования методологической культуры учащихся 36
Выводы по I главе 47
Глава 2. Методическая основа формирования методологической культуры учащихся в процессе конструирования задачных ситуаций по физике
2.1. Критерии и показатели уровня сформированности методологической
культуры учащихся в процессе обучения физике 48
2.2. Методика формирования методологической культуры учащихся в
процессе конструирования содержания задачных ситуаций по физике 53
2.3. Организация и проведение педагогического эксперимента по формированию методологической культуры учащихся при конструировании
задачных ситуаций по физике 77
Выводы по II главе 88
Заключение 89
Приложение 1 91
Библиографический список 94

Актуальность исследования. Долгое время теоретико-педагогическая деятельность, основу которой составляют методологические знания и умения, рассматривалась как предмет исследований только ученых. По мнению авторов [15,30] методология может не только обосновывать научную деятельность, но и определять содержание исследовательских умений, придавая особую культуру всему образовательному процессу и школе, и вузе. Этим проблемам в разное время уделяли большое внимание В.Ф. Ефименко, П.С Кудрявцев В.Н. Мощанский, В.В. Мултановский, Л.П. Серафимова, А.В. Усова и др. [12, 20, 26, 27]. Анализ выделенных работ позволяет сделать вывод о том, что учитель физики в школе должен уметь формировать исследовательские умения учащихся на основе определенных методологических принципов в процессе обучения учащихся.
Школьная практика обучения физике свидетельствует, что учебный процесс часто сосредотачивается на выполнении теоретических целях, не всегда уделяя должное внимание приобретению учащимися практических умений и навыков по усвоению этой или иной физической теории.
Несмотря на всю ценность уже существующих исследований по проблемам становления методологической культуры учащихся, следует отметить, что проблема её формирования и развития в процессе обучения и в том числе решения задач по физике пока не нашла своего решения. Поэтому многие аспекты проблемы в настоящее время остаются недостаточно исследованными. К ним относятся: 1) выявление условий, обеспечивающих становление методологической культуры учащихся в процессе решения задач по физике с учетом современного развития науки; 2) поиск оптимальных путей и методов формирования и развития методологической культуры в процессе конструирования задачных ситуаций по физике на основе современных информационных ресурсов; 3) разработка методики обучения физике, способствующей становлению методологической культуры школьников; 4) определение возможности использования сетевых ресурсов Интернет с целями формирования и развития методологической культуры школьников и повышения качества их подготовки по физике.
Актуальность научного доклада обусловлена.
Цель исследования заключается в методическом обосновании проблемы, её решение и проверки его эффективности в условиях процесса обучения учащихся решению задач по физике в контексте формирования методологической культуры.
Объект исследования: процесс обучения учащихся физике в
общеобразовательных организациях.
Предмет исследования: формирование и развитие методологической культуры учащихся в процессе конструирования задачных ситуаций по физике.
В основу исследования положена следующая гипотеза методологическую культуру можно успешно формировать у учащихся, если:
• использовать и применять методы научного познания в процессе обучения физике на основе деятельностного подхода;
• выделить уровни формирования методологической культуры и
использовать их при конструировании задачных ситуаций по физике;
• определить этапы формирования методологической культуры в процессе обучения учащихся конструированию содержания физических задач.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате выполнения научной квалификационной работы были решены следующие задачи:
1. Проанализирована научно-методическая и методическая литература;
2. Проанализированы существующие методы и методики формирования методологической культуры учащихся по физике;
3. Проведен педагогический эксперимент по выявлению уровня сформированности методологической культуры учащихся;
4. Разработана методика формирования методологических знаний учащихся в процессе обучения физике.
Проблема, рассмотренная работе, актуальна и требует своего дальнейшего исследования по разработанной системе заданий, направленной на формирование и развитие методологической культуры учащихся в процессе конструировании задачных ситуаций. Анализ проблемы показал, что целью курса физики для средней общеобразовательной школы является формирование у учащихся физической картины мира (ФКМ). Под такой картиной понимается целостный образ окружающего мира в виде совокупности наиболее общих фундаментальных признаков,
характеризующих отношения человека с природой. ФКМ формируется в результате структурирования научной информации: человек и его методы исследования мира; «элементы» мира; физические взаимодействия; физические законы и теории; физические процессы и явления; мир, преобразованный человеком.
Основные результаты исследования отражены в следующих работах:
1. Кулешова Е.А. Формирование предметной компетенции учащихся при конструировании содержания физической задачи Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы сборник статей по материалам всероссийской научно­практической конференции с международным участием. 2017. С. 101-103;
...


1. Арзамасова Л. А. Становление информационной культуры будущего
учителя в процессе обучения физике (на примере педагогического колледжа) : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Красноярск, 2012. 24 с.URL : http://www.ifapcom.ru/files/News/Images/2013/mil/bondarenko.pdf (дата
обращения: 02.02. 2014).
2. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М. : Педагогика, 1989. 192 с.
3. Бондаревская Е. В. Теоретико-методологические вопросы изучения и формирования педагогической культуры // Формирование педагогической культуры будущего учителя: межвузовск. сб. науч. тр. РГПИ, 1989. С. 3-20.
4. Бордовский Г. А., Кондратьев А. С., Чоудери А. Д. Р. Физические основы математического моделирования : учеб. пособие. М. : ИЦ «Академия», 2005. 320 с.
5. Библер В. С., Михаил Михайлович Бахтин, или Поэтика культуры. М. : Прогресс, 1991. 176 с.
6. Бубашнёва Н. В. Деятельностный подход в обучении физике. Биробиджан : ОблИУУ, 2005. 36 с.
7. Бубликов С. В. Методика изучения колебаний пружинных маятников (с пакетом прикладных программ компьютерной поддержки): пособие для учителей. СПб. : Изд-во ЛОИРО, 1998. 56 с.
8. Бубликов С. В. Роль методологии физики в повышении профессионального мастерства учителя // Проблемы повышения профессионализма и продуктивности педагогической деятельности: тез. Всесоюз. науч.-практ. конф. Усть-Каменгорск - Ленинград, 1989. С. 129.
9. Бубликов С. В. Методологические основы вариативного построения содержания обучения физике в средней школе : дис. ... док. пед. наук. СПб., 2000. 407 с.
10. Бубликов С. В., Кондратьев А. С. Методологические основы решения задач по физике в средней школе : учеб. пособие. СПб. : Образование, 1996. 80 с.
11. Бубликов С. В., Молеваник С. П. Возможности развития методологической культуры учащихся на уроках физики // Физическое образование в вузах. 2004. Т. 10. № 3. С. 103-112.
12. Бубликов С. В., Регель А. А., Чернышов Р. Б. Обучение решению экспериментальных задач по физике как средство интеллектуального развития учащихся: учеб. пособие. СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. 84 с.
13. Вигнер Е. Этюды о симметрии. М. : Мир, 1971. 318 с.
14. Выготский Л. С. История развития высших психических функций // Выготский Л. С. Собр. соч. В 6-ти т. Т.3. М. : Педагогика, 1983. 368 с.
15. Гребенев И. В. Дидактика физики как основа конструирования учебного процесса : монография. Н. Новгород : Изд-во ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2005. 247 с.
... всего 48 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ