Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВОВ УЧЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Работа №156456

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы166
Год сдачи2018
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
29
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИЗУЧЕНИЯ
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВОВ УЧЕНИЯ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНИКА.
1.1. Мотив учения младшего школьника как предмет теоретического 9
1.2. Состояние проблемы формирования мотивов учения младшего
школьника 25
1.3. Методы и средства формирования мотивов учения младшего
школьника в учебно-воспитательном процесс 44
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 59
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ МОТИВОВ УЧЕНИЯ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНИКА.
2.1. Изучение и анализ сформированности мотивов учения
экспериментального 3 а и контрольного 3б классов 61
2.2Разработка и реализация программы по формированию мотивов учения младшего школьника 82
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по
формированию мотивов учения младшего школьника 102
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 114
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 117
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 120
ПРИЛОЖЕНИЯ 126

образования, всемирная конференция ЮНЕСКО, ФГОС актуализируют проблему обучения в течение всей жизни человека, способного к критическому мышлению, анализу общественной проблематики, поиску и использованию решения проблем, руководствующегося внутренними и внешними мотивами, регулирующими его поведение и деятельность.
Возрастает объективность конкретного научного рассмотрения современных концептуальных подходов к изучению внутренних мотивов поведения и деятельности, которые определяют направленность процесса познания, основанного на интересе, удовольствии, стремлении к открытию нового.
Это ставит перед школой задачу формирования мотивов учения, характеризующихся наличием у школьника потребности в познании, аксиологической направленностью цели познавательной деятельности, направленностью на самоизменение в процессе изучения им учебного предмета.
В психологической науке мотив учения трактуется как сложное интегральное личностное образование, побуждающее человека к сознательным действиям и поступкам (Е.П. Ильин), как тенденция к росту, самоактуализации (А. Маслоу). При этом ряд исследователей рассматривают мотивы учения во взаимосвязи с самоопределением личности в процессе осуществления познавательной деятельности (А.Н. Леонтьев, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн).
В педагогической науке под мотивом понимается такое личностное образование, которое определяется внешними (нормативными) и внутренними (ценностными) стимулами как осознанными субъектом основаниями побуждения; непосредственно побуждает к выбору и осуществлению способа действия, в основе которого лежат гуманистические ценности (В.А. Сластенин). Условия формирования мотивов учения школьников раскрывают совокупность педагогических приемов, средств, активизирующих внутренние стимулы школьника (Д.Г. Левитес, И.Я. Лернер и др.).
В педагогике роль учебной деятельности в становлении мотивов учения раскрывается через значимость формирования отношения к знанию, в целом к процессу учения (В.И. Гинецинский, И.Я. Лернер, З.И. Равкин,
И.М. Реморенко, В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова). В то же время проблеме формирования мотивов учения младших школьников уделяется
недостаточное внимание
Всё вышесказанное актуализирует проблему выявления путей и средств формирования мотивов учения младших школьников в процессе обучения, что обусловило выбор темы данного исследования: «Формирование мотивов учения младшего школьника в учебно-воспитательном процессе.»
Цель исследования: На основе анализа теоретической литературы по проблеме исследования разработать, обосновать и проверить опытно­экспериментальным путем результативность программы формирования мотивов учения младшего школьника в учебно-воспитательном процессе.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в школе.
Предмет исследования: Программа формирования мотивов учения младших школьников в учебно-воспитательном процессе
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основе анализа психолого-педагогической литературы выявлены теоретические предпосылки решения поставленной задачи и доказано, что структура мотива учения включает в себя мотивационный; целеполагающий; деятельностный; оценочный; аксиологический компоненты.
Мотив учения определяется значимостью цели, побуждающей человека к адекватным действиям, направленным на ее достижение.
В основе мотива учения лежит выбор и осуществление способов действия гуманистической направленности. Мотив учения отражает направленность школьника на самоизменение.
Природа мотива возникает в условиях противоречия потребностей, она позволяет соотнести должное и существующее в мотивационной структуре (С.Л. Рубинштейн). Эмоционально аспект мотива создает напряженное мотивационное поле, при котором осуществляется учебно-познавательная деятельность. Формирование характеристик учебно -познавательных мотивов во многом зависит от содержания учебной деятельности, методов обучения.
В ходе исследования определены основные критерии сформированности мотивов учения: знание и осмысление ценностных мотивов учения; эмоционально-ценностное отношение к учебному предмету; способность самостоятельно осуществлять целеполагание, освоение способов приобретения знаний, рефлексию, контрольно-оценочную деятельность, коммуникацию как проявление сформированности ценностных мотивов учения на поведенческом уровне.
Результаты констатирующего среза исследования свидетельствуют о том, что у младших школьников мотивы учения сформированы недостаточно как в когнитивном, эмоциональном, поведенческом плане, так и в плане их направленности.
Это подтверждает правомерность выдвинутых гипотетических предположений о необходимости разработки и реализации в образовательном процессе программы формирования мотивов учения.
В структуре программы отражена целостность когнитивной, эмоциональной и поведенческой составляющих мотивов учения.
С учётом данных теоретического анализа и сформированности мотивов учения обучающихся экспериментальной и контрольной групп была разработана программа, включающая в себя:
- задания и упражнения ^направленные на развитие обучаемости школьника; -организацию игровой деятельности во внеурочное время;
-тренинговые упражнения, направленные на формирование положительных мотивов учения школьников .
Школьники выполняли разноуровневые задания, творческие работы, опорные конспекты по предметам. На занятиях использовались ситуации выбора для осознания мотивов учения, упражнения на целеполагание, дидактические игры (шарады ,ребусы ,кроссворды и другие) , игровые уроки (урок-сказка ,урок -путешествие, сказкотерапия, мозговой штурм, математические эстафеты .Кроме этого использовалось чередование видов деятельности (устной и письменной ), тренинговые упражнения по развитию мотивов учения, индивидуальные , коллективные формы работы. Школьники разрабатывали проекты, опорные таблицы, презентации.
В целом характер мотивов учения младших школьников школьников изменяется и характеризуется эмоциональной напряженностью, большей подвижностью, устойчивостью, изменяется направленность мотива. Если на начальном этапе экспериментной работы мотивы носили прагматическую направленность, то в игре, дискуссии, сказкатерапии их направленность отражала стремление учащихся к самоизменению. Поскольку в основе стремления к самоизменению лежат внутренние стимулы и побуждения как осознанные субъектом основания мотива, можно судить о том, что игра и дискуссия способствовали актуализации у школьников мотивов учения.
Организованная нами программа обеспечила пространство деятельностной экстериоризации мотивов учения, способствующих их проявлению на поведенческом уровне.
Анализ результатов проведенной опытно-экспериментальной работы в процессе реализации программы формирования мотивов учения позволил выявить наличие положительной динамики сформированности мотивов учения младших школьников. Это подтверждает выдвинутые в начале исследования положения гипотезы и является свидетельством эффективности разработанной программы формирования мотивов младших школьников.


Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды. Т. 2. [Текст] / Б.Г. Ананьев - М.: Педагогика, 1980. - 287 с.
Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирование личности [Текст] /В.Г. Асеев. - М.: Мысль, 1976. - 156 с.
Асмолов, А.Г. Личность как предмет психологического исследования [Текст] / А.Г. Асломов. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 105 с.
Аткинсон ДЖ.У // Психология: Биографический библиографический словарь / Под ред. Н. 111ихи, Э. Дж. Чепмана, У. А. Конроя. СП6. Евразия, 1999
Богуславский, М.В. Аксиологические аспекты историко-педагогического обоснования стратегии развития отечественного образования [Текст] /М.В. Богуславский / Под ред. З.И. Равкина. - М., 1998. - С. 29-34.
Божович, Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка [Текст] /Л.И. Божович. - М.: Педагогика, 1972. - 217 с.
Бордовская Н.В. Педагогика: Учебник для вузов [Текст] /Н.В. Бордовская,
А. Реан. - СПб.: Питер, 2000. - 304 с.
Брунер Дж. Исследование развития познавательной Перевод с англ. М.П. Лисиной. - М.: Педагогика, 1971. - 392 с.
Васильев, И.А. Мотивация и контроль за действием [Текст] /И.А. Васильев, М.Ш. Магомед-Эминов. - М.: Изд-во МГУ, 1991. - 143 с.
Вилюнас, В.К. Психологические механизмы мотивации человека [Текст] /
К. Вилюнас. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 288 с.
Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выгодский //Собр. соч.: В 6 т. Т.2.: Проблемы общей психологии. - М.: Педагогика, 1982. -504 с.
Выготский, Л.С. Психология [Текст] /Л.С. Выгодский. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 108 с.
Гессен, С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию [Текст] / С.И. Гессен. - М.: Школа-пресс, 1995. - 448 с.
... всего 79 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ