ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Особенности основы проблемы сенсорного развития детей
младшего дошкольного возраста 7
1.2. Психолого-педагогические условия развития сенсорных
способностей детей младшего дошкольного возраста 17
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 41
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 43
2.1. Организация исследования 43
2.2. Анализ результатов 55
2.3. Психолого-педагогические рекомендации по организации работы по развитию сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста 58
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 66
ПРИЛОЖЕНИЯ 69
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Особенности основы проблемы сенсорного развития детей
младшего дошкольного возраста 7
1.2. Психолого-педагогические условия развития сенсорных
способностей детей младшего дошкольного возраста 17
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 41
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 43
2.1. Организация исследования 43
2.2. Анализ результатов 55
2.3. Психолого-педагогические рекомендации по организации работы по развитию сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста 58
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 66
ПРИЛОЖЕНИЯ 69
Одним из основных направлений психического развития ребёнка младшего дошкольного возраста является сенсорное развитие.
С первых дней ребёнок способен чувствовать тепло и холод, видеть, слышать окружающий мир, т. е. воспринимать всё его разнообразие. Однако, пока ребёнок только лишь видит «общую» картину, не разделяя предметов, звуков, цветового спектра и др. Помочь ребёнку понять окружающий мир, призвана одна из главных систем в организме человека, направленная на восприятие и представление о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Это сенсорная (чувствующая) система, призванная решить важнейшие задачи в становлении ребёнка.
Задачи, стоящие перед сенсорным воспитанием в каждом возрасте различны. В раннем детстве и младшем дошкольном возрасте ребенок накапливает представления о цвете, форме, величине. Важно, чтобы эти представления были разнообразными и богатыми. Это значит, что ребёнка надо знакомить со всеми разновидностями свойств - цветами спектра, с геометрическими формами, размером объектов. Развивать его познавательные и речевые умения. Ребенок должен научиться самостоятельно, без помощи взрослых определять цвет, размер, форму предметов, путём зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения.
Успешность умственного, физического и эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающие предметы, реальность [1, С. 23-25].
Ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль на этапе младшего дошкольного возраста. Ранний и младший дошкольный возраст принято считать «золотой порой» сенсорного развития ребенка.
Основная работа по сенсорному воспитанию в дошкольном возрасте проводится через игры и игровые упражнения. В процессе игр и упражнений у детей не только развиваются память, внимание, слуховое и зрительное восприятие, но и воспитывается усидчивость, формируется игровая и учебно-практическая деятельность.
Таким образом, актуальность проблемы исследования заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражения отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Известно, что развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения других, более сложных познавательных процессов, таких как память, воображение, мышление [2, с. 156].
Многие отечественные и зарубежные учёные большое внимание уделяли исследованиям в области сенсорного развития дошкольника. Наиболее важный вклад в этом направлении внесли такие отечественные авторы как А.П. Усова, А.В. Запорожец, А.Г. Рузская, Н.А. Ветлугина, Л.А. Венгер, В.П. Зинченко, П. Сакулина, Э. Г. Пилюгина, Е.И. Тихеева и многие другие, среди зарубежных: Я. А. Каменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли.
Однако и на сегодняшний день существует необходимость исследования сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста, как одного из важнейших направлений всестороннего развития психики ребёнка.
Тема исследования: «Организация педагогической деятельности по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста».
Цель исследования: выявить эффективность педагогических условий на сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;
2. определить содержание и средства сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста;
3. проанализировать педагогические методы и условия использования дидактических игр для сенсорного развития младших дошкольников;
4. выявить эффективность проделанной работы.
Объектом исследования является процесс сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.
Предметом исследования является психолого-педагогические условия сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста будет успешным при следующих психолого-педагогических условиях:
1. использование комплекса дидактических игр с учетом актуального уровня развития детей;
2. профессиональная компетенция педагога в области сенсорного развития детей;
3. просвещение родителей по вопросам сенсорного развития детей;
4. организация предметно-пространственной среды в группе детского сада.
Для проверки выдвинутой гипотезы были поставлены следующие задачи исследования:
1. проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;
2. определить содержания и средства сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста;
3. обеспечить психолого-педагогические условия сенсорного развития младших дошкольников;
4. реализовать опытно - внеурочную работу по сенсорному развитию младших дошкольников посредством организации психолого-педагогических условий;
6. выявить эффективность проделанной работы.
Методы исследования:
анализ психолого-педагогической и методической литературы, психолого-педагогический эксперимент, беседа с детьми и наблюдение за их деятельностью в процессе занятий по сенсорному воспитанию.
База исследования: МБДОУ Д/с№ ХХ г. Ачинска Красноярского края.
Научная новизна исследования: эмпирическим путем доказано, что организация благоприятных психолого-педагогических условий и регулярное, планомерное и систематическое использование дидактических игр способствует эффективному формированию и развитию сенсорных эталонов детей младшего дошкольного возраста.
С первых дней ребёнок способен чувствовать тепло и холод, видеть, слышать окружающий мир, т. е. воспринимать всё его разнообразие. Однако, пока ребёнок только лишь видит «общую» картину, не разделяя предметов, звуков, цветового спектра и др. Помочь ребёнку понять окружающий мир, призвана одна из главных систем в организме человека, направленная на восприятие и представление о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Это сенсорная (чувствующая) система, призванная решить важнейшие задачи в становлении ребёнка.
Задачи, стоящие перед сенсорным воспитанием в каждом возрасте различны. В раннем детстве и младшем дошкольном возрасте ребенок накапливает представления о цвете, форме, величине. Важно, чтобы эти представления были разнообразными и богатыми. Это значит, что ребёнка надо знакомить со всеми разновидностями свойств - цветами спектра, с геометрическими формами, размером объектов. Развивать его познавательные и речевые умения. Ребенок должен научиться самостоятельно, без помощи взрослых определять цвет, размер, форму предметов, путём зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения.
Успешность умственного, физического и эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающие предметы, реальность [1, С. 23-25].
Ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль на этапе младшего дошкольного возраста. Ранний и младший дошкольный возраст принято считать «золотой порой» сенсорного развития ребенка.
Основная работа по сенсорному воспитанию в дошкольном возрасте проводится через игры и игровые упражнения. В процессе игр и упражнений у детей не только развиваются память, внимание, слуховое и зрительное восприятие, но и воспитывается усидчивость, формируется игровая и учебно-практическая деятельность.
Таким образом, актуальность проблемы исследования заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражения отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Известно, что развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения других, более сложных познавательных процессов, таких как память, воображение, мышление [2, с. 156].
Многие отечественные и зарубежные учёные большое внимание уделяли исследованиям в области сенсорного развития дошкольника. Наиболее важный вклад в этом направлении внесли такие отечественные авторы как А.П. Усова, А.В. Запорожец, А.Г. Рузская, Н.А. Ветлугина, Л.А. Венгер, В.П. Зинченко, П. Сакулина, Э. Г. Пилюгина, Е.И. Тихеева и многие другие, среди зарубежных: Я. А. Каменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли.
Однако и на сегодняшний день существует необходимость исследования сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста, как одного из важнейших направлений всестороннего развития психики ребёнка.
Тема исследования: «Организация педагогической деятельности по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста».
Цель исследования: выявить эффективность педагогических условий на сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;
2. определить содержание и средства сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста;
3. проанализировать педагогические методы и условия использования дидактических игр для сенсорного развития младших дошкольников;
4. выявить эффективность проделанной работы.
Объектом исследования является процесс сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.
Предметом исследования является психолого-педагогические условия сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста будет успешным при следующих психолого-педагогических условиях:
1. использование комплекса дидактических игр с учетом актуального уровня развития детей;
2. профессиональная компетенция педагога в области сенсорного развития детей;
3. просвещение родителей по вопросам сенсорного развития детей;
4. организация предметно-пространственной среды в группе детского сада.
Для проверки выдвинутой гипотезы были поставлены следующие задачи исследования:
1. проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;
2. определить содержания и средства сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста;
3. обеспечить психолого-педагогические условия сенсорного развития младших дошкольников;
4. реализовать опытно - внеурочную работу по сенсорному развитию младших дошкольников посредством организации психолого-педагогических условий;
6. выявить эффективность проделанной работы.
Методы исследования:
анализ психолого-педагогической и методической литературы, психолого-педагогический эксперимент, беседа с детьми и наблюдение за их деятельностью в процессе занятий по сенсорному воспитанию.
База исследования: МБДОУ Д/с№ ХХ г. Ачинска Красноярского края.
Научная новизна исследования: эмпирическим путем доказано, что организация благоприятных психолого-педагогических условий и регулярное, планомерное и систематическое использование дидактических игр способствует эффективному формированию и развитию сенсорных эталонов детей младшего дошкольного возраста.
На основе проанализированной психолого-педагогической литературы по данной проблеме сделаны следующие выводы:
- определена сущность понятия «сенсорного развития» дошкольника, под которым понимается развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а так же запахе, вкусе и т.п. Установлено, что традиционно усвоение сенсорных эталонов включено в общую систему образования и воспитания детей в детском саду и осуществляется в ходе умственного, физического, трудового, эстетического воспитания, во время непосредственно организованной деятельности педагога с детьми по коммуникации, познанию, математике, изобразительной деятельности, физкультуре и т.д.
- проанализированы психологические особенности детей младшего дошкольного возраста и определены этапы формирования сенсорных процессов, на каждом из которых решаются свои задачи: дети учатся отождествлять и идентифицировать предметы; обучаются находить идентичные предметы по цвету, форме, величине учатся соотносить их с эталонами; выбирать предметы определенного цвета, формы, величины по словесной инструкции взрослого, учатся самостоятельно называть цвета; обучаются приемам обобщения и классификации предметов по признаку; обучаются передавать цвета предмета в продуктивной деятельности (травка зеленая и т.д.).
- рассмотрены средства, методы и формы сенсорного развития у детей младшего дошкольного возраста. Основными методами являются обследование предмета, в качестве основных форм формирования выступают: дидактические игры. Выделены психолого-педагогические условия, обеспечивающие эффективность проведения дидактических игр и формирования представлений о сенсорных эталонах. Этими условиями являются: последовательность и систематичность их проведения с постепенным переходом от простого к сложному; индивидуальный подход с учетом возрастных особенности детей, развивающая среда.
Результаты опытно-экспериментальной работы по развитию сенсорных способностей младших дошкольников подтвердили выдвинутую гипотезу и позволяют сделать следующие выводы:
1. Проведенная работа показала, что именно дошкольный возраст чрезвычайно важен для развития сенсорных способностей ребенка. Развитие у каждого ребенка этих способностей должно быть постоянно в поле зрения у воспитателя, родителей и осуществляться различными методами и средствами, в том числе с помощью дидактических пособий и игр.
2. Развитие сенсорных способностей посредством дидактических пособий и игр способствовало накоплению у детей сенсорного опыта, формированию и закреплению сенсорных эталонов.
3. По ходу изложения теоретического и экспериментального материала подчеркивалось, что сенсорное развитие происходит в процессе самой разнообразной практики. Содержание дидактических пособий, их структура, игровые действия и правила направлены на то, чтобы помочь систематическому и планомерному развитию ребенка. Игры просты и доступны, они позволяют детям самостоятельно упражняться в усвоении способов сенсорных действий. На сенсорной основе выстраивается сложная структура всестороннего развития детей.
Гипотеза исследования подтвердилась.
- определена сущность понятия «сенсорного развития» дошкольника, под которым понимается развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а так же запахе, вкусе и т.п. Установлено, что традиционно усвоение сенсорных эталонов включено в общую систему образования и воспитания детей в детском саду и осуществляется в ходе умственного, физического, трудового, эстетического воспитания, во время непосредственно организованной деятельности педагога с детьми по коммуникации, познанию, математике, изобразительной деятельности, физкультуре и т.д.
- проанализированы психологические особенности детей младшего дошкольного возраста и определены этапы формирования сенсорных процессов, на каждом из которых решаются свои задачи: дети учатся отождествлять и идентифицировать предметы; обучаются находить идентичные предметы по цвету, форме, величине учатся соотносить их с эталонами; выбирать предметы определенного цвета, формы, величины по словесной инструкции взрослого, учатся самостоятельно называть цвета; обучаются приемам обобщения и классификации предметов по признаку; обучаются передавать цвета предмета в продуктивной деятельности (травка зеленая и т.д.).
- рассмотрены средства, методы и формы сенсорного развития у детей младшего дошкольного возраста. Основными методами являются обследование предмета, в качестве основных форм формирования выступают: дидактические игры. Выделены психолого-педагогические условия, обеспечивающие эффективность проведения дидактических игр и формирования представлений о сенсорных эталонах. Этими условиями являются: последовательность и систематичность их проведения с постепенным переходом от простого к сложному; индивидуальный подход с учетом возрастных особенности детей, развивающая среда.
Результаты опытно-экспериментальной работы по развитию сенсорных способностей младших дошкольников подтвердили выдвинутую гипотезу и позволяют сделать следующие выводы:
1. Проведенная работа показала, что именно дошкольный возраст чрезвычайно важен для развития сенсорных способностей ребенка. Развитие у каждого ребенка этих способностей должно быть постоянно в поле зрения у воспитателя, родителей и осуществляться различными методами и средствами, в том числе с помощью дидактических пособий и игр.
2. Развитие сенсорных способностей посредством дидактических пособий и игр способствовало накоплению у детей сенсорного опыта, формированию и закреплению сенсорных эталонов.
3. По ходу изложения теоретического и экспериментального материала подчеркивалось, что сенсорное развитие происходит в процессе самой разнообразной практики. Содержание дидактических пособий, их структура, игровые действия и правила направлены на то, чтобы помочь систематическому и планомерному развитию ребенка. Игры просты и доступны, они позволяют детям самостоятельно упражняться в усвоении способов сенсорных действий. На сенсорной основе выстраивается сложная структура всестороннего развития детей.
Гипотеза исследования подтвердилась.
Подобные работы
- Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего
дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2017 - ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2016 - СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2024 - Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ (2-3 лет) (Дошкольное образование, Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2018 - Сенсорное развитие детей 3-4 лет посредством математических сказок
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2023 - Игры со строительным материалом как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2019 - Дидактические игры как средство сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2020 - Развитие сенсорных эталонов у дошкольников
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2017 - Использование технологии развивающих игр в сенсорном воспитании детей младшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2019



