Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты возникновения и актуализации гендерной проблематики в образовательных стратегиях развития современного общества 11
1.1. Общеконцептуальные вопросы гендерной проблематики 11
1.2. Социально-исторические контексты гендерной проблематики
образования 14
1.3. Теоретические вопросы гендерных подходов в образовании 19
1.5. Предметная область «Технология» - поле социально-педагогических экспериментов для гендерных подходов в образовании 26
Выводы по 1 главе 29
Глава 2. Проектирование, организация и проведение эмпирического исследования 30
2.1. Предпосылки и условия проектирования эмпирического исследования 30
2.2. Проектирование и организация эмпирического исследования 33
2.3. Проведение эмпирического исследования и статистический анализ
исследовательских данных 37
2.4. Комплексный анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования 53
2.5. Педагогические предложения по повышению эффективности современных образовательных практик в предметнойобласти «Технология» 59
Выводы по 2 главе 63
Заключение 65
Библиографический список 70
Приложение 1 77
Приложение 2
Проблема повышения качества образования молодых поколений, обеспечиваемого сегодня институтом общего образования в России, является одной из важнейших для перспектив развития всего российского общества и государства. Поэтому в сфере образования идут постоянные процессы поиска и создания новых возможностей для повышения качественного уровня образования выпускников общеобразовательной школы. Такой поиск происходит в условиях появления и развития многих новых социально - культурных тенденций, возникающих не только в нашей стране, но ив сообществе передовых, социально-экономически развитых государств мира. Одной из ярко выраженных общемировых социокультурных тенденций XXI века являются идеи исходного равенства всех жизненных возможностей людей в получении ими образования независимо от расы, пола, вероисповедания и др.
Однако реализация идей полного образовательного равенства во всех аспектах для разных полов является в определенном смысле не очень простой задачей, так как ее решение оказывается связанным не только с законодательно -правовыми или материально -ресурсными факторами, но и с культурно-историческими. С поиском реальных возможностей создания равных во всех отношениях для мужского и женского пола потенциальных условий образования связана проблематика гендерного подхода в образовании, которая в рамках настоящего исследования ставится и рассматривается в связи с реализацией новых государственных стратегий образования школьников в предметной области «Технология».
В настоящее время научная проблематика гендерного подхода в образовании оказывается в фокусе внимания как ученых-теоретиков, так и практиков образования. Обращение к теме гендерного подхода во многом сегодня связано с тем, что усиливается внимание к личности ребенка на разных этапах ее развития, а гендерные особенности являются одной из основных характеристик личности, в том числе влияющих на будущую успешность жизненной самореализации человека в социуме. Гендерный подход предполагает адекватное культурно -ценностное усвоение детьми гендерных ролей, подразумевающее гендерное равенство, отсутствие гендерных предрассудков и какой-либо дискриминации людей по половому признаку.
Проблемы теоретического понимания содержательной сущности и особенностей практической реализации гендерного подхода в социальных и образовательных процессах рассматривают многие исследователи. Отмечается, что гендерный подход позволяет свободно развиваться мальчикам и девочкам, даёт им право выбора в разных жизненных вопросах, формирует мужчин и женщин, которые, не ограничивая себя гендерными стереотипами, ставят органичные для себя цели, добиваются их и становятся по-настоящему счастливыми людьми.
Особую роль в процессе гендерной социализации играет организация учебных заведений, которые олицетворяют собой не только помещения и человеческие коллективы, но и системы правил, норм, традиций, на основе которых люди взаимодействуют друг с другом, что позволяет им работать. Сама образовательная среда является важным фактором гендерного развития человека.
Глобальные тенденции декларации гендерного равенства в современном развитом мировом сообществе и российском обществе оказывают серьезное влияние на формирование новых стратегий деятельности общественных образовательных институтов, что приводит к декларированию и внедрению стратегий гендерных подходов в образовании. Однако реализация гендерных подходов в российском институте общего образования сопряжена как с недостаточной концептуальной проработкой этого вопроса, несформированностью представлений педагогического корпуса о разных гендерных аспектах образования, так и с трудностями практической реализации на площадках действующих общеобразовательных организаций новых образовательно-организационных моделей на основе гендерных подходов, в содержательном и в процессуальном планах.
Объект исследования - влияние концептуальных идей и стратегий гендерности в общественном образовании на продуктивность и эффективность организации образовательных и социокультурных практик деятельности современного российского института общего образования.
Предмет исследования - проектирование и реализация гендерных подходов в организации образовательных практик в контексте предметной области «Технология» в общеобразовательной школе.
Цель исследования: оценить целесообразность и перспективность использования гендерных подходов при организации современных и будущих образовательных практик в предметной области «Технология» в общеобразовательной школе и предложить некоторые перспективные содержательные и организационные педагогические ходы для повышения эффективности образовательной работы со школьниками с учетом гендерных факторов.
Гипотеза исследования:
Эффективность современного общего образования находится в корреляционной зависимости от представлений социума о гендерных ролях, гендерном равенстве и гендерном своеобразии обучающихся, от наличия социального заказа на гендерные подходы в образовании и от практической готовности системы общего образования к работе на основе гендерных подходов.
Предполагается, что:
- в настоящее время не существует видимого общественного заказа на новые гендерные подходы в общем образовании, в частности, в предметной области «Технология»;
- современная ресурсная база (кадровая, научно -методическая, материально-техническая) низовых функциональных ячеек системы общего образования (школ) не имеет достаточной готовности к организации образовательных практик в предметной области «Технология» на основе гендерных подходов;
- для достижения позитивных образовательных эффектов использования гендерных подходов в организации образовательных практик в предметной области «Технология» необходимо не механистическое расширение программ обучения мальчиков (юношей) в традиционные «женские», а девочек (девушек) - в «мужские» деятельностные сферы, а проектирование новых образовательных предложений и применение новых методов и форм образовательной работы учащихся с учетом гендерных факторов, с возможностью индивидуального выбора тематических направлений на основе личностных интересов учащегося.
Задачи исследования:
1. Анализ научных источников по разным теоретическим аспектам проблематики гендерных подходов в образовании, включая историографические аспекты гендерных вопросов общественного образования.
2. Определение основных концептуальных теоретических смыслов и выявление содержательных и терминологических расхождений и противоречий использования понятия «гендерных подходов» в представлениях разных исследователей.
3. Организация и проведение анализа эмпирической информации и рефлексии практической реализации государственных программно-деятельностных установок гендерного подхода при организации образовательных процессов в предметной области «Технология» на примере общеобразовательных школ Красноярска.
4. Проектирование, организация и проведение статистического исследования (опроса) по выявлению профильно-тематических интересов учащихся общеобразовательной школы в предметной области «Технология» и их отношения к некоторым гендерным вопросам в организации образовательных практик.
5. Проектирование, организация и проведение статистического исследования (опроса) открытой целевой группы родителей обучающихся по выявлению их отношения к гендерным подходам при организации современных школьных образовательных практик в предметной области «Технология».
6. Определение и описание выявленных проблемных мест в реализации гендерного подхода в практике работы современных школ в рамках предметной области «Технология».
7. Формулировка перспективных педагогических предложений, способных оптимизировать и повысить образовательную эффективность деятельности школы на основе гендерного подхода в содержательном контексте предметной области «Технология».
Методологические и теоретические основы исследования.
• концептуальные научные представления о понятии «гендер» в социально-педагогическом контексте (Н.А. Дьячкова, А.В. Мудрик);
• эволюционная теория пола (В.А. Геодакян);
• научные идеи о роли социально -исторических факторов в половой дифференциации человека (И.С. Кон);
• исследования и научные работы в области нейропедагогики (В.Д. Еремеева, Т.П. Хризман);
• психолого-педагогические концепции и исследования по вопросам гендерного подхода в образовании (O.A. Воронина, Е.П. Ильин, В.Е. Каган, Д.В. Колесов, В.И. Костикова, Л.Л. Рыбцова, Е.И. Рогова, T.B. Штылёва, А.Г. Хрипкова, Е.Р. Ярская-Смирнова)
Положения, выносимые на защиту.
1. В результате проведенного теоретического исследования высвечена смысловая сущность понятия «гендерный подход» в образовательном контексте как комплекса психолого -педагогических действий, способствующих достижению высокого уровня личностного развития и социализации человека в условиях равных образовательных возможностей и предложений для мужчин и женщин, с учетом при организации педагогических процессов психофизических различий полов и социально - психологических гендерных стереотипов.
2. Определена важность научно -педагогического рассмотрения «гендерного подхода» при организации образовательных практик школьников в предметной области «Технология» в связи с реализацией новых федеральных государственных образовательных стандартов.
3. Выявлена недостаточная готовность школ к применению «гендерного подхода» при организации образовательных практик школьников в предметной области «Технология».
4. Совместный образовательный процесс учащихся обоих полов по единым по содержанию образовательным программам и с одинаковыми психолого-педагогическими подходами и методами в предметной области «Технология» не устраивает почти половину потребителей (обучающихся) и заказчиков школьных образовательных предложений и услуг (родителей учащихся).
5. Около 90% учащихся и более 90% родителей обучающихся считают для некоторых тематических проектов в предметной области «Технология» оптимальными проектными командами совместные команды обоих полов.
6. Только 10% родителей учащихся уверены, что «современные молодые люди должны иметь равные образовательные и карьерные возможности получить любую профессию и профессиональную должность не зависимо от их биологического пола», большинство же родителей не уверены в этом или считают, что «есть профессии, в которых более продуктивно и успешно работают мужчины, а есть в которых - женщины, поэтому образовательные и карьерные возможности для них не должны быть одинаковыми».
7. Для продуктивного применения гендерного подхода при организации образовательных практик в предметной области «Технология» необходимо обеспечить возможность индивидуального выбора профильно - тематических направлений учащимися обоих полов из общего набора таких направлений и обеспечить индивидуализацию образовательных траекторий обучающихся при освоении содержания предметной области «Технология».
8. Педагогическая рекомендация всем школьным учителям технологии пройти обучающие курсы наставников проектной деятельности, организуемые «Академией наставников» (Сколково), стать членами общероссийского сообщества наставников проектной деятельности.
9. Предложение о дополнительной психолого-педагогической подготовке учителей технологии по изучению психологических особенностей организации педагогических и дидактических факторов эффективной образовательной среды с учетом биологического пола учащегося.
Эмпирическая база исследования - МАОУ Средняя школа №115 г. Красноярска.
Новизна и практическая значимость исследования
- заявлено о проблемности практической реализации действующих ФГОС в предметной области «Технология» в связи с государственной тенденцией унификации там образовательных программ для обоих полов учащихся;
- дана собственная научно-теоретическая трактовка понятия «гендерный подход» в образовательном контексте, для педагогического использования;
- высвечена важная для современного социума роль гендерных подходов при организации образовательных практик в предметной области «Технология»;
- спроектировано, проведено эмпирическое научное исследование, получены оригинальные аналитические результаты, сделаны показательные выводы;
- предложены новые практические действия для внедрения личностно ориентированных гендерных подходов в школьные педагогические практики.
Постановка научной проблематики настоящего исследования в значительной мере обусловлена профессиональной деятельностью автора исследования в качестве учителя технологии общеобразовательной школы, вынужденного решать практические задачи обеспечения качества образования школьников в условиях реализации современного ФГОС, предусматривающего одинаковые по содержанию для учащихся мужского и женского пола образовательные программы в предметной области «Технология», в отличие от прежних образовательных стандартов, определявших во многом разнящиеся по содержанию «мужскую» и «женскую» образовательные линии.
Личностная педагогическая установка автора исследования на высокую продуктивность и эффективность своей педагогической работы в имеющихся условиях высветила необходимость формирования собственного развитого научно -теоретического понимания разных гендерных аспектов для организации образовательных практик в системе общего образования.
Анализ научных источников позволил выяснить, что «понятие «гендер» используется для описания тех характеристик мужчин и женщин, которые являются социально приобретенными, например, норм, ролей и существующих между ними отношений. Гендер - это социально-психологический пол человека, совокупность его психологических характеристик и особенностей социального поведения, проявляющихся в общении и взаимодействии» [ВОЗ].
В теоретической части исследования были изучены и проанализированы концептуальные представления некоторых ученых о понятийной категории «гендерных подходов» и об их применении при решении различных задач развития человека и организации жизнедеятельности людей. Выявлена смысловая неоднозначность использования термина «гендерные подходы» у разных исследователей. С целью проектирования и осуществления современных образовательных практик дана в образовательном контексте собственная трактовка понятия «гендерный подход» как комплекса психолого -педагогических действий, способствующих достижению высокого уровня личностного развития и социализации человека в условиях равных образовательных возможностей и предложений для мужчин и женщин, с учетом при организации педагогических процессов психофизических различий полов и социально - психологических гендерных стереотипов.
На основе нового научно -теоретического понимания была актуализована высокая значимость научно-педагогического рассмотрения и использования «гендерного подхода» при организации образовательных практик школьников в предметной области «Технология» в связи с необходимостью реализации действующих сейчас ФГОС.
Рефлексия собственной профессионально -деятельностной ситуации и знакомство с практиками педагогической работы других красноярских школ позволили сформировать свое аргументированное мнение о недостаточной готовности многих общеобразовательных организаций (их педагогических коллективов, методологических и материально -ресурсных баз) к эффективному применению «гендерного подхода» при организации образовательных практик школьников в предметной области «Технология».
Осознание наблюдающейся проблемности обеспечения качественного образования учащихся обоих полов при внешней, задаваемой ФГОС установкой на унификацию образовательного содержания в предметной области «Технология», подвигло к рождению идеи исследования отношений учащихся школы и родителей школьников к практикам совместного обучения мальчиков (юношей) и девочек (девушек) по общим профильно - ориентированным направлениям, единым образовательным программам по технологии, общими для всех психолого-педагогическими подходами и методами. Для этого было спроектировано, организовано и проведено два эмпирических исследования - онлайн-опрос аудитории учащихся и онлайн- опрос аудитории родителей школьников.
Анализ и интерпретация полученных результатов опросов позволили сделать вывод, что организация совместных образовательных практик учащихся обоих полов по единым по содержанию образовательным программам и с одинаковыми психолого -педагогическими подходами и методами в предметной области «Технология» не устраивает почти половину потребителей (обучающихся) и практически столько же заказчиков школьных образовательных предложений и услуг (родителей учащихся). При этом у обеих групп респондентов, в их общей массе, нет прямых стремлений к образовательно-гендерному сепаратизму школьников в предметной области «Технология», поскольку около 90% учащихся готовы работать в совместных женско-мужских проектных командах, в частности, в эколого¬технологических проектах, и более 90% родителей обучающихся считают для некоторых тематических проектов в предметной области «Технология» оптимальными проектными командами совместные, обоеполые команды.
В то же время статистический анализ родительских мнений показал, что только 10% родителей учащихся уверены, что «современные молодые люди должны иметь равные образовательные и карьерные возможности получить любую профессию и профессиональную должность не зависимо от их биологического пола», большинство же родителей школьников или не уверены в этом или считают, что «есть профессии, в которых более продуктивно и успешно работают мужчины, а есть в которых - женщины, поэтому образовательные и карьерные возможности для них не должны быть одинаковыми». Аналитическая интерпретация этих статистических цифр приводит к предположению, что в современном типичном российском социуме весьма сильны социально -исторические, поло -ролевые профессионально-деятельностные стереотипы. Это нельзя совсем не замечать и не учитывать сегодня при проектировании и организации образовательных практик, если стремиться сделать их максимально продуктивными и эффективными для разнопланового развития молодых личностей обоих полов. Родители - это референтные лица для своих детей. Приведенные аналитические выводы оцениваются нами как подтверждение одного из положений гипотезы исследования, что в настоящее время не существует видимого общественного заказа на новые гендерные подходы в общем образовании, в частности, в предметной области «Технология».
Оценивание совокупности эмпирических данных исследования подтвердило предположение, что современная ресурсная база (кадровая, научно-методическая, материально-техническая) многих школ не имеет достаточной готовности к организации образовательных практик в предметной области «Технология» на основе гендерных подходов.
Оценка чужих концептуальных научных взглядов о значимости учета биологических половых факторов в образовательных процессах, выявление аспектов образовательной неудовлетворенности, а также образовательных интересов, потребностей и запросов учащихся и родительского сообщества, позволили подтвердить тезис гипотезы о необходимости проектирования в предметной области «Технология» новых образовательных предложений и применения новых методов и форм образовательной работы учащихся с учетом гендерных факторов, с возможностью индивидуального выбора тематических направлений на основе личностных интересов учащегося.
Общее осмысление полученных в теоретической и эмпирической части исследования результатов позволило сформулировать некоторые практико - ориентированные педагогические предложения для организаций системы общего образования, работающих в условиях нынешних ФГОС, и для школьных учителей технологии, а также, возможно, это одновременно и предложения для педагогических вузов, готовящих новых педагогических специалистов и повышающих квалификации действующих.
Предлагается школам в образовательно -теоретическом компоненте предметной области «Технология» давать обучающимся образовательную информацию, знания без отнесения их к «мужским» или «женским» сферам деятельности, с пониманием все большего стирания гендерно -ролевых профессиональных граней в условиях глобальной технологизации, компьютеризации, роботизации. А в практико-деятельностном плане предоставлять учащимся обоих полов потенциально равные возможности выбора по своему желанию одной или нескольких практических профессионально-ориентированных (рабочих, ремесленных) линий в течение разных этапов периода школьного обучения. Реализация такого «гендерного подхода» требует обновления и усиления материально -технической, методологической и кадрово-ресурсной базы школы.
Сформулировано предложение о дополнительной психолого - педагогической подготовке учителей технологии по изучению психофизических особенностей организации педагогических и дидактических факторов эффективной образовательной среды с учетом особенностей биологического пола учащегося, т.е. гендерного подхода.
Предлагается (рекомендуется) всем школьным учителям технологии пройти обучающие курсы наставников проектной деятельности, организуемые «Академией наставников» (Сколково) (особая целевая, творческая ресурсно-кадровая линия в контексте реализации Национальной технологической инициативы (НТИ), что может усилить потенциал педагогического специалиста для использования им гендерного подхода.
1. Антонова Т. К. Эволюция гендерной теории и ее отражение в педагогической научной мысли // Актуальные задачи педагогики : материалы I Междунар. науч. конф., Чита, декабрь 2011 г. - Чита.: Молодой ученый, 2011. - С. 7-10.
2. Бажанова В. Л., Пимкина С. В. Формы, методы: и приемы раздельного
обучения мальчиков и девочек на основе гендерного подхода [Электронный ресурс] // Грани познания ВГПУ: Электронный научно - образовательный журнал - 2016. №3. Режим доступа:
www. grani. vspu. ru
3. Баурова Ю.В. Гендерный подход в обучении // Народное образование -
2010. - №7. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/nZgendernyy- podhod-v-obuchenii
4. Баурова Ю.В. Организация экспериментальной работы по проверке эффективности организационно -педагогических условий реализации гендерного подхода с целью интенсификации учебного процесса // Культура и образование : сборник статей / под ред. В. Л. Бенина. - Уфа : Издательство ИРО РБ, 2012. - 199 с.
5. Баурова Ю.В. Гендерный подход в образовании : взгляд на проблему // Ученые записки ПИ СГУ им. Н. Г. Чернышевского / под ред. Р. М. Шамионова. - Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 2010. - 100 с.
6. Берн Ш. Гендерная психологи. - М.: Прайм-Еврознак, 2004. - 320 с.
7. Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике [Электронный
ресурс]. Режим доступа: http://nauka-
pedagogika.com/pedagogika/dissertaciya-gendernyy-podhod-v-pedagogike
8. Богуславский М.В. Взаимодействие власти и общества в проведении образовательных реформ XIX-XX в.в. // Образование и общество. -№ 5. - М.:, 2008. С. 16.
9. Выготский Л. С. Педагогическая психология / редакторы Л. М. Штутина, Л. М. Малова. - М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 536 с.
10. Глоссарий гендерных терминов. ЮНИФЕМ, 2001. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://2013lib.ru/dictionary/488.
11. Горшкова Т. А. Проблема готовности учителя к реализации гендерного подхода в обучении школьников [Электронный ресурс] // Грани познания ВГПУ: Электронный научно-образовательный журнал. № 3. Режим доступа: www.grani.vspu.ru
12. Градусова Л. В. Гендерная педагогика: учебное пособие. - М.: Флинта,
2011. - 89 с
13. Деринг И.А. Вопросы генедрного подхода в организации обучения современных школьников в предметной области «Технология» // Молодёжь и наука XXI века. - Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2021. - С.60-63.
14. Дусказиева Ж.Г. Гендерный подход в образовании // Современное образование - новому обществу 21-го века: материалы 1-ой Всероссийской распределенной научно -практической конференции с международным участием. - Красноярск, 4 апреля 2009г. / ред. Кол.; Л.М. Туранова (отв. Ред.) / Краснояр. гос. пед. Ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2009. - С. 15-22.
15. Дьячкова, Н. А. Гендерный подход в обучении школьников // Молодой ученый. - 2014. - № 20.2 (79.2). - С. 14-15.
16. Дюльдина Ж.Н., Скоробогатова А.Ю. Генезис противоречий гендерного подхода в воспитании и обучении детей // Образование и наука. - 2016. №8 (137). Режим доступа: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/genezis-protivorechiy-gendernogo-podhoda- v-vospitanii-i-obuchenii-detey.
17. Евтушенко И. Н. Гендерный подход в образовании // Начальная школа плюс до и после. - 2009. - № 11. - С. 1-4.
18. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки - два разных мира. Нейропсихологи - учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. - С.ЗЗ.
19. Жданова С.Н. Социально-педагогические аспекты
дифференцированного воспитания девочек и мальчиков: Учеб. пособие. - Оренбург, 2009. - 55 с.
20. Жеребкин С.В. Введение в гендерные исследования. 1 часть : Хрестоматия. - СПб.: Але-тейя, 2001. - С. 413.
21.Зиновьева Э.Х. Гендерный подход в психолого -педагогическом измерении // Гендерные исследования в образовании: проблемы и перспективы : сб. науч. статей по итогам всерос. науч.-практ. конф. Волгоград, 15-18 апр. 2009 г. - Волгоград : Изд-во ВГПУ «Перемена», 2009. - 368 с.
22. Зотова Т.Н. Ручной труд в российских и зарубежных школах: история становления до XX века // Концепт. 2016. №4. Режим доступа: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/ruchnoy-trud-v-rossiyskih-i-zarubezhnyh- shkolah-istoriya-stanovleniya-do-xx-veka
23. Ильин Е. П. Дифференциальная психология мужчины и женщины. - СПб.: Питер, 2002. - С. 55.
24. Каменская Е. Н. Гендерный подход в педагогике: дисс. докт. пед. наук. - Ростов н/Д, 2006. - 410 с.
25. Карачев А.А. Актуальные проблемы технологического образования российских школьников // Школа и производство. - 2003. - №2.
26. Клёцина И.С. Гендерная психология // Словарь гендерных терминов. - М.: Издательство, 2002. - С. 43.
27. Козырева Ю.В. Актуальность гендерного подхода в современном образовании // Молодой ученый. - 2015. - № 14 (94). - С. 473-476.
28. Кон И.С. Ребенок и общество. - М.: Наука, 1988. - С. 169.
29. Костикова И.В, Митрофанова А.В. Перспективы гендерного образования в России: взгляд педагога // Высшее образование в России. 2001. - №2. - С.69.
30. Кравцова И.Б. Гендерный подход в обучении и воспитании [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.uchmet.ru
31. Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия, 2002. - 480с.
32. Ламзина Ю.А. Гендерный подход к обучению в зарубежной педагогике
// Вестник Сургутского государственного педагогического университета. - 2013. - №1(22). Режим доступа:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/gendernyy-podhod-k-obucheniyu-v- zarubezhnoy-pedagogike.
33. Макарова А.И. Гендерная компетенция будущего педагога // Влияние педагогических традиций на становление и развитие личности будущего учителя. Сб. материалов научной конференции. - Киров, 2013. - С. 558-562.
34. Мудрик А.В. О полоролевом (гендерном) подходе в социальном воспитании // Народное образование. - 2003. - № 5. - С. 15-19.
35. Окулова Л.П. Гендер в системе отечественного образования // Электронный научно-образовательный журнал ВГПУ «Грани познания». - 2010,- №2 (7). Июнь. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://grani.vspu.ru/files/publics/169_st.pdf
36. Перфилова Г.Б. Гендерный подход в обучении и воспитании. [Электронный ресурс]. 2012. Режим доступа: http://festival.1september.ru
37. Попова Л.В. Гендерные аспекты самореализации личности. - М.: Издательство, 1996. - 205с.
38. ПРИКАЗ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
39. Прокина П.Н. Использование гендерного подхода в педагогической
практике // Наука и школа. - 2012. - №4. Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-gendernogo-podhoda-v- pedagogicheskoy-praktike
40. Рушанина Н.П. Женский вопрос в России и основные подходы к его
изучению в дореволюционный период // Вестник ЧелГУ. - Челябинск : ЧелГУ, 1999. - №2. Режим доступа:
http s ://cyberleninka. ru/artic le/n/zhenskiy -vopro s -v-rossii- i-osnovnye- podhody-k-ego-izucheniyu-v-dorevolyutsionnyy-period
41. Ряхимова Е. Г. Трудовое обучение в истории отечественного
образования // Вестник Московского университета МВД России. - 2011. - №8. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/trudovoe-
obuchenie-v-istorii-otechestvennogo-obrazovaniya
42. Сиротюк А.В. Дифференциация обучения на основе гендерного подхода // Народное образование. - 2003. - № 8. - С. 138-139.
43. Словарь гендерных терминов / Под ред. А.А. Денисовой. - М.: Информация - XXI век, 2002. - 256с.
44. Социологический словарь / Акад. учеб. -науч. центр РАН-МГУ им. М. В. Ломоносова ; отв. ред. Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев ; ученый секретарь О. Е. Чернощек. - М.: Норма, 2008. - 606с.
45. Стенограмма семинара «Женщины и развитие: Реальность и
перспективы» [Электронный ресурс]. Режим доступа:
www. fnpr. org. ru/7cat -8&nid= 1351-15k
46. Теория и методика обучения технологии с практикумом: учебно-методическое пособие, электронное издание сетевого
распространения / М.Л. Субочева, Е.А. Вахтомина, И.П. Сапего, И.В. Максимкина. - М.: МПГУ, «КДУ», 2018.
47. Теория и методология гендерных исследований. Курс лекций / Под общей ред. O.A. Ворониной. - М.: МЦГИ - МВШСЭН - МФФ, 2001. - С. 15-16.
48. Технология: методика обучения и воспитания учебное пособие. Часть 1 [Электронный ресурс]. - М.: Директ-Медиа, 2015. - 300с.
49. Технология: рабочая программа: 5-9 классы / А. Т. Тищенко, Н. В. Синица. - М.: Вентана-Граф, 2017. -158с.
50. Учитель. Ученик. Учебник: материалы IX Международной научно - практической конференции: сборник научных трудов / под ред. Г.Г. Молчановой. - М.: «КДУ», «Университетская книга», 2019. - 516с.
51. Шатон Г.И. Гендерные аспекты образования // Гендерные аспекты образования. - Минск, 1998. - С. 7-12.
52. Шоре Э., Хайдер К. Пол, гендер, культура перевод с немецкого. - М.: РГГУ, 1999. - 216с.
53. Штылёва Л.В. Институционализация гендерного подхода // Высшее образование в России. - №10. - 2004. - С. 144.
54. Штылёва Л.В. Педагогика и гендер: развитие гендерных подходов в образовании // Женщина в российском обществе. - № 3 (19). - 2000. - С.61-66.
55. Штылёва Л.В. Гендерный подход в дошкольной педагогике: теория и практика: в 2 частях. - Мурманск, 2001. - С.78.
56. Шустова Л.П. От "бесполой педагогики к гендерно ориентированному образованию // Новые ценности образования. - № 1. - 2008.- С.136¬138.
57. Шустова Л.П., Дюльдина Ж.Н. Проблема гендера в педагогических исследованиях // Современные наукоемкие технологии. - № 5-3. -
2016. - С.629-633. Режим доступа: https://top-
technolo gies. ru/ru/artic le/view? id=35967.
58. Сколько неграмотных было в царской России [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://radiovesti.ru/brand/60935/episode/1365900/
59. Академия наставников [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://academy. sk.ru
60. Alik М. Hypanthia's heritage: A history of women in science from Antiquity to the late 19th cent. - L.: Women s' press, 1986.
61. Gender к History [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://www. researchgate. net/journal/0953 - 5233_Gender_History/2?sortBy=hash
62. Holmes, M. What is Gender? Sociological Approaches / M. Holmes. - Great Britain Cromwell Press Ltd, Trowbridge, Wiltshire, 2007. - 209 p.
63. Sociolinguistics and Language Education / Ed. by Nancy H. Hornberger and Sandra Lee McKay / Great Britain Short Run Press Ltd, 2010. - 571 p.