ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПЛАКАТЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК 12
1.1. Исторические условия развития плаката в условиях войны 12
1.2. Особенности плаката Великой Отечественной войны как исторического
источника и произведения искусства 18
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПЛАКАТОВ В ИЗУЧЕНИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 24
2.1. Методы и приемы работы с плакатами на уроках истории 24
2.2. Использование плакатов при изучении Великой Отечественной войны на
уроках истории в старшей школе 28
ГЛАВА 3. ВНЕУРОЧНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С ПЛАКАТАМИ 40
3.1. Разработка внеурочного мероприятия «Плакатное искусство в годы
Великой Отечественной войны» 40
3.2. Апробация внеурочного мероприятия «Плакатное искусство в годы
Великой Отечественной войны» 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ... 56
ПРИЛОЖЕНИЯ
Инициация индивидуума в исторический контекст своей нации традиционно начинается с образовательного процесса, в ходе которого учебные материалы, выражающие коллективно выбранную социальную память и передаваемые в качестве священных артефактов культурного наследия, играют ключевую роль. Эти материалы, особенно в контексте критического и значимого исторического периода, такого как Великая Отечественная война 1941-1945 годов, призваны не только информировать, но и воспитывать, формируя основу для развития глубоких патриотических чувств и социальной ответственности среди молодежи. Осмысление этого периода в истории, когда российский народ, военные и гражданские лица единодушно сплотились в защите своей страны под Москвой, Сталинградом, Ленинградом и Курском, форсируя реку Днепр и обороняя Брест, отражает не просто военные действия, но глубокий общенародный подвиг, борьбу за само существование нации и ее культурных ценностей.
В этом контексте, работа с молодежью требует применения комплексного подхода, включающего в себя не только традиционные методы исторического образования, но и широкий спектр социокультурных практик. Это направлено на формирование у молодого поколения такого же уровня духовной силы и патриотизма, какой демонстрировали их предки в годы войны, с учетом современных контекстов и вызовов. Переосмысление исторического опыта военных лет, таким образом, становится не только актом уважения к прошлому, но и средством развития устойчивых патриотических чувств и гражданской идентичности в условиях современной социокультурной динамики.
Актуальность работы заключается в том, что в годы войны мощным агитационным и пропагандистским оружием стал советский плакат. Плакаты на военную тематику стали появляться уже с первых дней войны. Их особенность заключалась в том, что в них сочетались яркие, емкие, лаконичные изображения и хлесткие слоганы, благодаря чему плакаты производили сильное эмоциональное воздействие на людей.
В современной средней школе используются различные визуальные средства обучения, которые позволяют ученикам лучше усвоить изучаемый материал, проникнуться духом изучаемой эпохи, настроениями людей того или иного исторического периода. При изучении Великой Отечественной войны незаменимым средством визуализации является плакат, в котором отражены не только настроения людей, но и динамика военных действий. Кроме того, советский плакат времен Великой Отечественной войны является ценным историческим источником.
Степень изученности вопроса.
История советского плаката, особенности плакатов времен Великой Отечественной войны изучается отечественными специалистами. Данной проблеме посвящено большое количество исследований. Их можно разделить на исторические и методические.
Исторические исследования.
Бацманова А. И., Иванова Д. К. в статье «Искусство плаката в СССР» рассмотрели историю возникновения и развития советского плаката. Авторы отмечают, что в СССР плакат был особым видом искусства, который доносил для советских граждан важную информацию в сжатом виде. Авторы также рассмотрели виды плакатов, сферы их применения, выявили значение плаката в жизни советского народа.
Ветошкина С. А. в статье «Роль плаката в изучении Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» обращается к особенностям плакатов военного времени, их тематике, средствам выразительности. Автор считает, что при изучении Великой Отечественной войны в современной средней школе плакат является незаменимым средством в качестве исторического источника, поскольку в плакатной живописи отражены основные события военных лет, настроение советского народа. Кроме того, плакат военного времени является хорошим средством визуализации.
Бычкова О. И. посвятила статью «Советский плакат как хранитель памяти событий военных лет» исследованию советского плаката времен Великой Отечественной войны. Автор отмечает, что в данный период плакат представлял собой особую форму искусства, который, помимо прочего, воссоздавал хронологию важнейших событий Великой Отечественной войны. О. И. Бычкова обращается к истории создания плаката в годы войны, его особенностям, восприятию советским народом основных событий войны через плакатную живопись.
Шлык Е. В. в статье «Пропаганда патриотизма в годы Великой Отечественной войны средствами изобразительного искусства (плакат)» раскрыла значение плаката в годы Великой Отечественной войны как одного из основных средств пропаганды патриотизма. Автор отмечает, что в годы войны плакат являлся основным средством изобразительного искусства, которое достигло высокого художественного уровня. С точки зрения Е. В. Шлык, плакаты рассматриваемого периода оказывали значительное эмоциональное воздействие на советских граждан, являлись серьезным идеологическим оружием, поднимая население страны на борьбу с врагом.
В статье Л. В. Алиевой и Т. В Филипповой рассматриваются результаты сравнительного исследования изображений женщин в плакатном искусстве времён Второй мировой войны . Авторы предлагают классификацию различных женских образов и демонстрируют их различия в Советском Союзе и других странах, участвовавших в войне.
Методические исследования.
Суслова А. В., Касимов Р. Н. в статье «Особенности работы с плакатами периода Великой Отечественной войны на уроках истории» рассматривают плакаты периода Великой Отечественной войны в качестве средства наглядности. С точки зрения авторов, использование плакатов рассматриваемого периода на уроках истории необходимо для того, чтобы обеспечить наиболее полное усвоение учениками изучаемого материала, чтобы пробудить в них интерес к изучаемой теме, создать соответствующий эмоциональный настрой.
В работе Н.Г. Винокуровой рассматривалась роль наглядных методов обучения в учебном процессе на уроках истории . В статье подчеркивается, что наглядные средства обучения (плакаты, карты, диаграммы, фотографии и видеофрагменты) играют ключевую роль в активизации учебного процесса, помогая ученикам не только лучше усваивать исторические события и явления, но и способствуя развитию их памяти, мышления и речи. Наглядные методы обеспечивают восприятие учащимися исторических событий через «живое созерцание», что помогает создавать очертание эпохи и передавать основные моменты прошлого с высокой степенью достоверности.
Важной для работы стала статья «Внеурочная деятельность учителя истории как средство повышения учебной мотивации обучающихся» А. В. Антоновой, опубликованная в журнале «Историко-педагогические чтения» в 2020 году . В работе исследуется влияние внеурочной деятельности на учебную мотивацию учащихся. Автор рассматривает внеурочную деятельность как важный инструмент обучения, который позволяет повысить интерес школьников к изучению истории. В работе подчеркивается, что внеурочная деятельность способствует созданию позитивного психологического климата, удовлетворению познавательных потребностей учеников и стимулированию их стремления к саморазвитию и самосовершенствованию.
В статье «Использование исторических плакатов при изучении Отечественной истории XX в. в старшей школе» Н.С. Цыбко рассматривает роль исторических плакатов как средства наглядности в изучении отечественной истории XX века в старших классах школы . В статье подчеркивается, что плакаты являются уникальным видом исторического источника, которые помогают учащимся лучше усваивать исторические события и явления благодаря их визуальной и эмоциональной выразительности.
Изучение плакатного искусства как одного из средств наглядности на уроках истории показало, что проблема использования плаката на уроках истории при изучении данной темы недостаточно исследована.
Цель работы заключается в выявлении педагогического потенциала и оптимальных методов и приемов использования плакатов в изучении истории Великой Отечественной войны в школьном курсе истории.
Для достижения поставленной цели планируется выполнить следующие задачи:
- рассмотреть исторические условия развития плаката в условиях войны;
- выявить особенности плакатной живописи Великой Отечественной войны;
- рассмотреть методы и приемы работы с плакатами на уроках истории;
- создать и апробировать методическую разработку внеурочного мероприятия «Плакатное искусство в годы Великой Отечественной войны»
Объект исследования: плакатная живопись периода Великой Отечественной войны как исторический источник и средство обучения.
Предмет исследования: педагогический потенциал и методические аспекты использования плакатов Великой Отечественной войны.
В работе были использованы следующие методы исследования:
- метод анализа источников и литературы;
- метод классификации;
- метод сравнения;
- метод обобщения.
Источниковая база исследования.
1. Нормативно-правовые документы (ФГОС среднего общего образования , Приказ об утверждении перечня учебников, в котором содержится утверждённый перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих образовательных программ ).
В качестве источника в работе были использованы ФГОС среднего общего образования, в которых обоснована необходимость использования плакатов Великой Отечественной войны в качестве средства визуализации и в качестве исторического источника. В частности, в документе говорится, что в рамках работы с информацией ученики должны уметь «владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления».
В требованиях к освоению предмета «История» значится: «умение критически анализировать для решения познавательной задачи аутентичные исторические источники разных типов (письменные, вещественные, аудиовизуальные) по истории России и зарубежных стран XX - начала XXI века, оценивать их полноту и достоверность, соотносить с историческим периодом; выявлять общее и различия; привлекать контекстную информацию при работе с историческими источниками;»
2. Учебно-методические комплексы издательств «Русское слово» (под редакцией Загладина Н. В. и Петрова Ю. А.) и «Просвещение» (под редакцией В. Р. Мединского и А. В. Торкунова).
В современной средней школе, несмотря на многообразие форм и методов обучения, основным источником информации для учеников остается учебник. Но и здесь мы не найдем достаточно количества плакатного материала для изучения темы. Так, если обратиться к учебнику В. Р. Мединского и А. В. Торкунова «История России. 1914—1945 годы. 10 класс. Базовый уровень» , то в § 29 «Начало Великой отечественной войны» присутствуют плакаты «Родина-мать зовёт!» (И. Тоидзе, 1941 г.) и «Наполеон потерпел поражение. То же будет и с зазнавшимся Гитлером!» (1941 г.). В § 30 «Единство фронта и тыла» представлены плаката, акцентирующие роль тыла в победе Советского Союза над нацистской Г ерманией. В § 34 «Курская битва. Завершение коренного перелома» присутствуют плакаты «Воин Красной Армии, спаси!» (Художник В. Корецкий) и «Добьём гада!» (Художник П. Магнушевский).
В учебнике Загладина Н. В., Петрова Ю. А. «История России. Конец XIX - начало XXI века» в §25 «Начальный период Великой Отечественной войны» присутствует фотографический материал, но образцы плакатного искусства отсутствуют. В § 26 «Антигитлеровская коалиция и кампания 1942 года на восточном фронте» есть плакат «Все для фронта, все для победы!», в §27 «Коренной перелом в Великой Отечественной войне» присутствует плакат «Родина - мать зовет!». В других параграфах, посвященных теме Великой Отечественной войны, образцы плакатного искусства отсутствуют.
Данные учебники и учебно-методические комплексы издательств были анализированы на предмет представленности в них плакатных источников. Кроме того, рассматривались вопросы и задания к использованным в них плакатам. Учебники и другие компоненты учебно-методических комплексов использовались при разработке элементов уроков.
3. Визуальные источники. (Плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!» - Кукрыниксы, 1941 г.; плакат «Родина-мать зовет!» - Тоидзе И.М., 1941 г.; плакат «Воин Красной Армии, спаси!» - В. Б. Корецкий, 1942 г.; плакат «Всё для фронта! Всё для победы!» - Сайфуллин Р., Ахмадеев Т., 1941 г.; плакат «Клещи в клещи» - Кукрыниксы, 1941 г.; плакат «На Запад!» - Иванов В., 1943 г.).
Плакат Великой Отечественной войны является одним из видов источников информации. При его использовании на уроках истории ученики получают сведения о настроениях, царивших в советском обществе и в Красной Армии, отношении к врагу, уверенности в неминуемой победе Плакат является визуальным источником информации, следовательно, работа с ним необходима на уроках истории для лучшего и наиболее полного усвоения материала.
Принцип отбора данных плакатов основывался на их исторической значимости, художественной выразительности и способности эффективно передавать ключевые идеи военного времени. Каждый из этих плакатов представляет собой яркий пример визуальной агитации периода Великой Отечественной войны, направленной на мобилизацию населения и укрепление боевого духа.
Практическая значимость работы заключается в том, что данные созданная в ходе работы над исследованием методическая разработка мероприятия «Плакатное искусство в годы Великой Отечественной войны» может использоваться при изучении темы Великой Отечественной войны в школе.
Практическая апробация результатов исследования произошла в апреле 2024 года в МБОУ ЕСОШ №1 в форме проведения внеурочного мероприятия в 11 классе на тему «Плакатное искусство в годы Великой Отечественной войны».
Структура работы состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.
В годы Великой Отечественной войны советский плакат являлся основным видом изобразительного искусства, которое достигло больших художественных высот. Это так же было одним из основных средств пропаганды и агитации, развития чувства патриотизма среди советского народа, формирования чувства ненависти к врагу.
Плакат в условиях войны выступал не просто как элемент визуальной культуры, а как мощный инструмент агитации и пропаганды, направленный на укрепление боевого духа, поддержку фронта и тыла, формирование общенационального единства. Влияние военного плаката на общественное сознание и его вклад в победу над врагом неоценимо, а его изображения и лозунги навсегда вошли в историческую память поколений как символы непоколебимой стойкости, мужества и героизма советского народа в лице страшных испытаний войны.
Создание плакатов началось уже в первые дни войны. Они оказывали не только значительное агитационное и пропагандистское значение, но и сильное эмоциональное воздействие за счет сочетания ярких образом и коротких, хлестких лозунгов. Тематика плакатов была достаточно широкой: они призывали советский народ к борьбе с врагом; призывали советских бойцов к мужеству, взывали к их чувству чести и совести; призывали население тыловых регионов трудиться не покладая рук, чтобы обеспечить фронт всем необходимым и тем самым приблизить победу; обращались к населению оккупированных территорий с призывом организовывать партизанское движение и сражаться с врагом в его же тылу.
В современной средней школе широко используются средства наглядности и визуализации. Плакат является одним из таких средств. Кроме того, плакат может использоваться в качестве исторического источника. Особенно это актуально в отношении плакатов периода Великой Отечественной войны, поскольку они не только имеют большое пропагандистское и агитационное значение, но и отражают динамику военных действий.
Плакат помогает школьникам проникнуться духом эпохи, взглянуть на события Великой Отечественной войны глазами ее участников и свидетелей, прочувствовать эмоциональный настрой советского народа того периода. Это, в свою очередь, способствует формированию у современных школьников исторического мышления, что является крайне важным при изучении учебного предмета История России.
В ходе работы над исследованием была создана методическая разработка внеурочного мероприятия «Плакатное искусство в годы Великой Отечественной войны» с использованием плакатов рассматриваемого периода. При проведении мероприятия по данной методической разработке школьники имеют возможность не только ознакомиться с рядом плакатов, созданных в 1941 - 1945 гг. советскими художниками, но и провести их анализ, а также реализовать свой творческий потенциал.
1. Приказ Министерства просвещения РФ от 2 декабря 2022 г. № 1053 “Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования” [Электронный ресурс]. URL:https://fgos.ru/fgos/fgos-soo/(дата обращения: 12.03.2024)
2. ФГОС основного общего образования [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/55170507/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33 (дата обращения: 12.03.2024)
3. ФГОС среднего общего образования [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-soo/ (дата обращения: 12.03.2024)
Учебная литература
4. Загладин Н. В., Петров Ю. А. История. Конец XIX - начало XXI века. 11 класс. - М.: Русское слово, 2016.
5. Мединский В.Р. История. История России. 1914—1945 годы. 10 класс. Базовый уровень. ЭФУ: Учебник / В.Р. Мединский, А.В. Торкунов — Москва: Просвещение, 2023.
Визуальные источники
6. Плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!» - Кукрыниксы, 1941 г.
7. Плакат «Родина-мать зовет!» - Тоидзе И.М., 1941 г.
8. Плакат «Воин Красной Армии, спаси!» - В. Б. Корецкий, 1942 г.
9. Плакат «Всё для фронта! Всё для победы!» - Сайфуллин Р., Ахмадеев Т., 1941 г.
10. Плакат «Клещи в клещи» - Кукрыниксы, 1941 г.
11. Плакат «На Запад!» - Иванов В., 1943 г.
Литература
1. Алиева Л. В., Филиппова Т. В. Женское лицо войны: образ женщины в плакатном искусстве периода Второй мировой войны // Метаморфозы истории. 2015, № 6.
2. Антонова А. В. Внеурочная деятельность учителя истории как средство повышения учебной мотивации обучающихся // Историко-педагогические чтения. 2020. №. 24.
3. Бацманова А. И., Иванова Д. К. Искусство плаката в СССР // Бизнес и дизайн ревю. 2021. № 1.
4. Бычкова О. И. Советский плакат как хранитель памяти событий военных лет // Наследие веков. 2015, № 1.
5. Ветошкина С. А. Роль плаката в изучении Великой Отечественной
войны 1941 - 1945 годов [Электронный ресурс]: https://school-
science.ru/8/5/41394(дата обращения: 14.03.2024)
6. Винокурова Н. Г. Роль наглядных методов обучения на уроках истории // Редакционный совет. 2017.
7. Вяземский Е. Е. Тематический урок «человек и война» в школьном музее как средство актуализации исторической памяти о подвиге народа в Великой Отечественной войне // Педагогический дизайн в образовании : Периодический сборник научных и методических материалов студентов, магистрантов и преподавателей / Составитель сборника Н.И. Шевченко. Том 7. - Москва : Издательский дом "Научная библиотека", 2023.
8. Галушко И. С., Опрышко Е. А. Работа с иллюстративным материалом в процессе подготовки учащихся к сдаче ГИА по истории // Преподавание истории в школе. 2015. №. 7.
9. Герои народа — герои страны. Многонациональному Советскому народу посвящается! / Авторы-сост.: В.С. Воронцов, Р.Н. Касимов, Д.А. Черниенко; общ. ред. А.Е. Загребин / УИИЯЛ УрО РАН. — 2-е изд., доп. Ижевск, 2017.
10. Данилов Д. Д., Петрович В. Г., Беличенко Д. Ю. и др. История России. Середина XIX - начало XXI века.11 класс. Часть 2. - М. : Балласс, 2016.
11. Загладин Н. В., Петров Ю. А. История. Конец XIX - начало XXI века. 11 класс. - М. : Русское слово, 2016.
12. Зыков Н. П. Образ врага в советских пропагандистских плакатах в годы Великой Отечественной войны // Вестник науки. 2022, № 7.
13. Кароннов В. А. Использование бумажной миниатюры на уроках военной истории в средней школе: первый опыт, проблемы и перспективы // Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и образования. 2017.
14. Короткова М.В. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях: практ. пособие для учителей / М.В. Короткова, М.Т. Студеникин. М., Владос, 1999.
15. Назаров Н. Н. История агитационных плакатов времен Великой
Отечественной войны [Электронный ресурс]:
https://scienceforum.ru/2022/article/2018028751(дата обращения: 14.03.2024)
16. Носков Д. Плакаты Великой Отечественной войны [Электронный
ресурс]: https://etnoc.mirtesen.ru/blog/43730845897/Plakatyi-Velikoy-
Otechestvennoy-Voynyi (дата обращения: 14.03.2024)
17. Полковникова Т. А. Возможности проектной деятельности в процессе изучения истории Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда // Преподавание истории в школе. 2020. №. 9.
18. Полковникова Т. А. Изучение истории Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда в курсах истории России и во внеурочной деятельности. 2020.
19. Сарматов А. Кукрыниксы: мастера плакатно - карикатурной
пропаганды [Электронный ресурс]: https://topwar.ru/207410-kukryniksy-
mastera-plakatno-karikaturnoj-propagandy.html (дата обращения: 12.03.2024)
20. Спешилова А. Ю. Культурологическое осмысление жанров советских плакатов времен Отечественной войны // Омский научный вестник. 2006, № 4.
21. Суслова А. В., Касимов Р. Н. Особенности работы с плакатами периода Великой Отечественной войны на уроках истории // Школьные технологии. 2019, № 4.
22. Федосов Е. А., Конев К. А. Советский плакат времен Великой Отечественной войны: общенациональный и региональный аспекты // Русин. 2015, № 3.
23. Фирсова И. А. и др. Организация работы с документами на уроках истории (на примере изучения темы" Великая Отечественная война") // Гуманитарные науки и образование. 2019. №. 3.
24. Цыбко Н. С. Использование исторических плакатов при изучении Отечественной истории XX в. в старшей школе // Студенческий электронный журнал СтРИЖ. 2019. №. 4-2.
25. Шлык Е. В. Пропаганда патриотизма в годы Великой Отечественной войны средствами изобразительного искусства (плакат) // Челябинский гуманитарий. 2015, № 6.
26. Эргеев В. Н. Особенности изучения исторических источников в среднеобразовательной школе // 10 корпус. 2017. №. 3.
27. Яшанига К. В. Композиционные ходы и роль агитационного плаката во время Великой Отечественной войны [Электронный ресурс]: https://педпроект.рф/яшагина-к-в-публикация/ (дата обращения: 14.03.2024)