Повышение посредствам оптимизации учебно-методического обеспечения, (на опыте разработки и внедрения УМП «правила поведения в условиях автономного существования»)
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. Методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса на уроках ОБЖ в старших классах 7
1.1. Традиционные методики обучения по предмету ОБЖ в
общеобразовательной школе 7
1. 2. Учебные пособия по ОБЖ как предмет педагогического исследования 16
1. 3. Опыт использования учебных пособий на уроках ОБЖ в старших
классах общеобразовательных школ г. Железногорска 28
ГЛАВА 2. Оптимизация учебно-методического обеспечения курса ОБЖ в общеобразовательной школе 33
2.1. Проблемы инновационного развития дидактических пособий
управляющего типа по предмету ОБЖ 33
2.2. Содержание дидактического пособия управляющего типа по теме «Правила поведения человека в условиях автономного существования» 37
ГЛАВА 3. Повышение эффективности учебно-воспитательного процесса посредством использования дидактического пособия «Правила поведения человека в условиях автономного существования». (опыт внеурочной деятельности в школе №100 г. Железногорск) 45
3.1. Методические рекомендации по работе с пособием «Правила
поведения человека в условиях автономного существования» 45
3.2. Апробирование инновационных методик на уроках ОБЖ, в
старших классах общеобразовательной школы 47
3. 3. Инновационные методики как фактор повышения эффективности
уроков ОБЖ 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Электронное учебное пособие по ОБЖ для 10-11 класса «Правила поведения человека в условиях автономного существования» (Power Point) 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Педагогический эксперимент 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Иллюстрации 99
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Сноски 100
ГЛАВА 1. Методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса на уроках ОБЖ в старших классах 7
1.1. Традиционные методики обучения по предмету ОБЖ в
общеобразовательной школе 7
1. 2. Учебные пособия по ОБЖ как предмет педагогического исследования 16
1. 3. Опыт использования учебных пособий на уроках ОБЖ в старших
классах общеобразовательных школ г. Железногорска 28
ГЛАВА 2. Оптимизация учебно-методического обеспечения курса ОБЖ в общеобразовательной школе 33
2.1. Проблемы инновационного развития дидактических пособий
управляющего типа по предмету ОБЖ 33
2.2. Содержание дидактического пособия управляющего типа по теме «Правила поведения человека в условиях автономного существования» 37
ГЛАВА 3. Повышение эффективности учебно-воспитательного процесса посредством использования дидактического пособия «Правила поведения человека в условиях автономного существования». (опыт внеурочной деятельности в школе №100 г. Железногорск) 45
3.1. Методические рекомендации по работе с пособием «Правила
поведения человека в условиях автономного существования» 45
3.2. Апробирование инновационных методик на уроках ОБЖ, в
старших классах общеобразовательной школы 47
3. 3. Инновационные методики как фактор повышения эффективности
уроков ОБЖ 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Электронное учебное пособие по ОБЖ для 10-11 класса «Правила поведения человека в условиях автономного существования» (Power Point) 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Педагогический эксперимент 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Иллюстрации 99
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Сноски 100
Актуальность изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) обусловлена необходимостью выполнения социального заказа. В последние десятилетия наблюдается тенденция к увеличению случаев возникновения чрезвычайных ситуаций опасных для человека. Современное учебно-методическое обеспечение по Основам Безопасности Жизнедеятельности постоянно обновляется новыми ресурсами. При этом многие учителя ОБЖ и ученики слабо информированы о существующих учебно-методических комплектах, соответственно, роль учебных пособий в организации учебной деятельности школьников старших классов общеобразовательных школ крайне низкая. Важной задачей является введение существующих УМК в педагогическую практику общеобразовательных школ. В рамках процесса информатизации образования особое внимание уделяется разработкам электронных учебных пособий, позволяющих повысить эффективность процесса преподавания ОБЖ в школах. При этом электронные пособия управляющего типа на данный момент находятся в стадии разработки и охватывают еще не все темы. Ощущается особая потребность в разработке пособия управляющего типа для старшеклассников по теме ««Правила поведения человека в условиях автономного существования». Выделенные проблемы обусловили выбор темы квалификационной работы:
История возникновения и ученные, которые занимались дисциплиной: Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности (БЖД)» была разработана в 1989 году в Ленинграде (Санкт - Петербург) академиками и профессорами Лесной Академии С.В.Беловым, О.Н.Русаком. Под их руководством было создано «Общество инженеров по Безопасности жизнедеятельности» и объявлено об этом по всей стране, с предложением стать, членом этого общества, заплатив 15 советских рублей.
Научная новизна исследования состоит в том, что в нем: - для обеспечения культуры безопасности жизнедеятельности выделены личностная составляющая безопасности и безопасность среды обитания, которые позволяют определить ее признаки, соответствующие технологии и системную диагностику, а также обеспечить достаточно высокий уровень мотивации изучения учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»;
Объект исследования: использование дидактического пособия управляющего типа по теме «правила поведения человека в условиях автономного существования»
Предмет исследования: повышение эффективности уроков ОБЖ посредством оптимизации использования учебно-методического пособия «правила поведения человека в условиях автономного существования»
Цель: разработать методику применения дидактического пособия управляющего типа по теме «Правила поведения человека в условиях автономного существования», с целью повышения эффективности уроков ОБЖ.
Задачи:
Раскрыть содержание учебно-методического содержания ОБЖ.
Определить роль учебных пособий в организации учебной деятельности школьников старших классов общеобразовательных школ.
Разработать критерии эффективности учебных пособий по ОБЖ Исследовать эффективность современных учебников по ОБЖ с учетом разработанных критериев
Разработать дидактическое пособие управляющего типа по теме «Правила поведения человека в условиях автономного существования» Апробировать дидактическое пособие управляющего типа (самоучитель) по теме «Правила поведения человека в условиях автономного существования» в экспериментальном классе общеобразовательной школы №100 г. Железногорск
Провести сравнительный анализ результативности проведенных занятий по ОБЖ с использованием разработанного дидактического пособия управляющего типа
Методы исследования: анализ педагогического опыта учителей ОБЖ школ г.Железногорск, визуальное наблюдение, ретроспективный анализ, тестирование, педагогический эксперимент.
Практическая значимость работы заключается в разработке и апробации электронного пособия управляющего типа по теме «Правила поведения человека в условиях автономного существования», ориентированного на старшеклассников. Пособие позволяет организовать самостоятельное изучение темы во время классной работы, так и во внеклассной деятельности, подготовиться старшеклассникам к тестам и выпускному экзамену по ОБЖ по данной тематике в соответствие с требованиями образовательного стандарта РФ.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что повышение эффективности уроков ОБЖ по теме «Правила поведения человека в условиях автономного существовании» обеспечивается:
- разработкой учебно-методического пособия основанного на учете возрастных особенностей старшеклассников, специфики существующих методов и форм обучения, оптимизацией учебно-воспитательного процесса
- использованием на уроках ОБЖ и в ходе самостоятельной работы дидактического пособия управляющего типа по теме «Правила поведения человека в условиях автономного существовании»;
Структура выпускной квалификационной работы: титульный лист, введение, три главы, заключение, список использованной литературы (37 источников), приложение. В тексте представлена одна таблица, две схемы и пяти диаграмм.
База исследования: МБОУ Средняя школа № 100 ул. 60 лет ВЛКСМ, 18, Железногорск
История возникновения и ученные, которые занимались дисциплиной: Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности (БЖД)» была разработана в 1989 году в Ленинграде (Санкт - Петербург) академиками и профессорами Лесной Академии С.В.Беловым, О.Н.Русаком. Под их руководством было создано «Общество инженеров по Безопасности жизнедеятельности» и объявлено об этом по всей стране, с предложением стать, членом этого общества, заплатив 15 советских рублей.
Научная новизна исследования состоит в том, что в нем: - для обеспечения культуры безопасности жизнедеятельности выделены личностная составляющая безопасности и безопасность среды обитания, которые позволяют определить ее признаки, соответствующие технологии и системную диагностику, а также обеспечить достаточно высокий уровень мотивации изучения учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»;
Объект исследования: использование дидактического пособия управляющего типа по теме «правила поведения человека в условиях автономного существования»
Предмет исследования: повышение эффективности уроков ОБЖ посредством оптимизации использования учебно-методического пособия «правила поведения человека в условиях автономного существования»
Цель: разработать методику применения дидактического пособия управляющего типа по теме «Правила поведения человека в условиях автономного существования», с целью повышения эффективности уроков ОБЖ.
Задачи:
Раскрыть содержание учебно-методического содержания ОБЖ.
Определить роль учебных пособий в организации учебной деятельности школьников старших классов общеобразовательных школ.
Разработать критерии эффективности учебных пособий по ОБЖ Исследовать эффективность современных учебников по ОБЖ с учетом разработанных критериев
Разработать дидактическое пособие управляющего типа по теме «Правила поведения человека в условиях автономного существования» Апробировать дидактическое пособие управляющего типа (самоучитель) по теме «Правила поведения человека в условиях автономного существования» в экспериментальном классе общеобразовательной школы №100 г. Железногорск
Провести сравнительный анализ результативности проведенных занятий по ОБЖ с использованием разработанного дидактического пособия управляющего типа
Методы исследования: анализ педагогического опыта учителей ОБЖ школ г.Железногорск, визуальное наблюдение, ретроспективный анализ, тестирование, педагогический эксперимент.
Практическая значимость работы заключается в разработке и апробации электронного пособия управляющего типа по теме «Правила поведения человека в условиях автономного существования», ориентированного на старшеклассников. Пособие позволяет организовать самостоятельное изучение темы во время классной работы, так и во внеклассной деятельности, подготовиться старшеклассникам к тестам и выпускному экзамену по ОБЖ по данной тематике в соответствие с требованиями образовательного стандарта РФ.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что повышение эффективности уроков ОБЖ по теме «Правила поведения человека в условиях автономного существовании» обеспечивается:
- разработкой учебно-методического пособия основанного на учете возрастных особенностей старшеклассников, специфики существующих методов и форм обучения, оптимизацией учебно-воспитательного процесса
- использованием на уроках ОБЖ и в ходе самостоятельной работы дидактического пособия управляющего типа по теме «Правила поведения человека в условиях автономного существовании»;
Структура выпускной квалификационной работы: титульный лист, введение, три главы, заключение, список использованной литературы (37 источников), приложение. В тексте представлена одна таблица, две схемы и пяти диаграмм.
База исследования: МБОУ Средняя школа № 100 ул. 60 лет ВЛКСМ, 18, Железногорск
Важной состав частью учебно-методического комплекса является учебно-программная материал по изучаемой теме, в том числе учебные пособия.
К учебным пособиям в прогрессивной педагогической классификации относятся все материальные средства обучения, применяемых в учебно-воспитательном процессе и предназначенные для расширения, углубления и наилучшего усвоения знаний, предусмотренных учебной программой и изложенных в учебниках. Для любого учебного предмета разрабатывается система учебных пособий, промеж которыми существуют связи, определяемые содержанием предмета, методологией преподавания, особенностями усвоения того или иного содержания и высокофункциональными свойствами отдельных видов учебных пособий.
Анализ учебных пособий по ОБЖ, в частности по теме «Правила поведения человека в условиях самостоятельного существования» показал, что современное учебно-методическое обеспечение по ОБЖ завсегда обновляется новыми ресурсами. В рамках процесса информатизации образования специальное внимание уделяется разработкам электронных учебных пособий, дозволяющих повысить эффективность процесса преподавания ОБЖ в школах. При этом электронные пособия руководящего типа на данный момент находятся в стадии разработки и охватывают еще не все темы. Электронные пособия представленные в электронной библиотеке «Единая видеоколлекция цифровых образовательных ресурсов» могут использоваться как учебные издания, дополняющее или неполностью (полностью) заменяющие учебник, официально утвержденные в качестве этого вида издания., так как представляют собой электронные презентации или текстовые документы по отдельным нешироким аспектам противопожарной безопасности, медицинским знаниям, правилам дорожного перемещения и другим. Так, в частности, пособия управляющего типа, включающего все аспекты темы «Правила поведения человека в условиях самостоятельного существования» выявлено не было.
Для изучения тем, связанных с Автономным выживанием особых дидактических пособий управляющего типа выявлено не было.
Мы пришли итогу, что роль учебных пособий в организации учебной деятельности подростков старших классов общеобразовательных школ крайне низкая и чувствуется особая потребность в разработке пособия управляющего типа для старшеклассников по теме ««Правила поведения человека в условиях самостоятельного существования» Для реализации поставленной задачи необходимо выделить критерии оценки учебного пособия: его структурных частей и оглавления.
В результате теоретического анализа требований дидактических требований были отнесены критерии оценки пособий управляющего типа пособия. Например, прогрессивное пособие управляющего типа по ОБЖ должно быть направлено на формирования обще учебных умений, навыков и способов деятельности, предопределяющие в существенной мере успешность обучения в последующем звене с учетом реализации свежей личностно-ориентированной развивающей модели массовой школы. Пособие чаятельно соответствовать общим дидактическим требованиям, таким как системность и структурно-высокофункциональная связанность представления учебного материала. Иметь четко санкционированную структуру расположения основных элементов: Оглавление - Предисловие - Методические советы - Введение
- Основной текст и иллюстрации (части, разделы, руководители, параграфы... контрольные вопросы и задания, литература) - Заключение
- Приложения - Указатели - Литература. Пособие по ОБЖ подобает являться средством организации жизненного пространства школьников, приемом создания его первой научно-художественной картины мира; Быть инструментальным для самого учащегося, способом организации обучающего пространства внутри комплекта. Учебное руководство управляющего типа по ОБЖ должно обеспечивать выход за рамки классического учебника по содержанию, методам и средствам организации учебной работы ребенка, а также быть автономным и позволять как слабому, так и мощному ученику продвигаться в получении информации.
В процессе исследования нами было разработано электронное дидактическое дотация управляющего типа по теме «Правила поведения человека в условиях самостоятельного существования», представляющее собой презентацию из 52 слайдов, подготовленную в тестпрограмма Power Point.
Содержание учебного пособия управляющего вида для старшеклассников по ОБЖ по теме «Правила поведения человека в условиях самостоятельного существования» соответствует требованиям Образовательного стандарта, предъявляемым всеобщей полной ступени обучения и включает следующие обязательные темы: ориентировка на местности, сигналы бедствия и сигнальные средства, добыча еды и воды, правила и способы разведения костра, виды временных укрытий и явление помощи и самопомощи.
В школе № 100 был проведен педагогический эксперимент, целью которого итак выявление эффективности изучения темы «Правила поведения человека в условиях самостоятельного существования» по разработанному в ходе исследования электронному пособию. В качестве экспериментальной категории был выбран 11А по следующим причинам: тема «Правила поведения человека в условиях самостоятельного существования» ими изучалась в 10 классе и специальных занятий по данной теме не намечено. В качестве контрольной группы был выбран 11А из школы № 103, так как количество обучающихся в классах образцово одинаково
Сравнение показателей стандартного отклонения (Пирсен) для 2-х выборок подтверждает положительную динамику изменений в обоих случаях, то есть в двух группах у обучающихся произошло усвоение новых знаний. При данном коэффициент стандартного отклонения в экспериментальной группе несколько повыше (0,11), чем в контрольной.
Опираясь на результаты статистической обработки количественных признаков эксперимента, был сделан вывод о том, что применение электронного пособия поистине позволило повысить эффективность преподавания темы «Правила поведения человека в условиях самостоятельного существования». Этому способствовали следующие особенности: тезисность изложения дала возможность обучающимся легко выделить главное, то есть то, что необходимо запомнить; пышный иллюстративный материал позволил сформировать в сознании ассоциации, связанные с четким текстом, то есть произошла активизация мыслительных процессов; методические советы по мнемотехникам позволили каждому ученику не только познакомиться с практическим материалом, но и на примере его изучения овладеть дополнительным навыком - знание сознательного запоминания информации, что, безусловно, важно для учеников 11 класса в подготовке к экзаменам.
Со старшеклассниками экспериментальной категории после окончания педагогического эксперимента было проведено неизвестное анкетирование, целью которого было выявить, насколько ценными для обучающихся оказались включенные в дидактическое пособие методические советы и вопросы самоконтроля. Обучающимся было предложено ответить на второй открытый вопрос: Что помогло запомнить материал по теме?
В эффекте открытого анкетирования удалось выяснить, что рекомендации по мнемотехникам и вопросы для самопроверки с указателем раздела, в котором потребно искать ответ позволили повысить эффективность процесса независимой работы старшеклассника.
В результате педагогического эксперимента и проведенного анкетирования была утверждена гипотеза исследования. Более прочные знания по теме «Правила поведения человека в условиях самостоятельного существовании» школьники получат в ходе самостоятельной работы здания с дидактическим пособием управляющего типа по теме «Правила поведения человека в условиях самостоятельного существовании» и при условии использования преподавателями ОБЖ рекомендаций по контролю исполнения школьниками домашних заданий.
К учебным пособиям в прогрессивной педагогической классификации относятся все материальные средства обучения, применяемых в учебно-воспитательном процессе и предназначенные для расширения, углубления и наилучшего усвоения знаний, предусмотренных учебной программой и изложенных в учебниках. Для любого учебного предмета разрабатывается система учебных пособий, промеж которыми существуют связи, определяемые содержанием предмета, методологией преподавания, особенностями усвоения того или иного содержания и высокофункциональными свойствами отдельных видов учебных пособий.
Анализ учебных пособий по ОБЖ, в частности по теме «Правила поведения человека в условиях самостоятельного существования» показал, что современное учебно-методическое обеспечение по ОБЖ завсегда обновляется новыми ресурсами. В рамках процесса информатизации образования специальное внимание уделяется разработкам электронных учебных пособий, дозволяющих повысить эффективность процесса преподавания ОБЖ в школах. При этом электронные пособия руководящего типа на данный момент находятся в стадии разработки и охватывают еще не все темы. Электронные пособия представленные в электронной библиотеке «Единая видеоколлекция цифровых образовательных ресурсов» могут использоваться как учебные издания, дополняющее или неполностью (полностью) заменяющие учебник, официально утвержденные в качестве этого вида издания., так как представляют собой электронные презентации или текстовые документы по отдельным нешироким аспектам противопожарной безопасности, медицинским знаниям, правилам дорожного перемещения и другим. Так, в частности, пособия управляющего типа, включающего все аспекты темы «Правила поведения человека в условиях самостоятельного существования» выявлено не было.
Для изучения тем, связанных с Автономным выживанием особых дидактических пособий управляющего типа выявлено не было.
Мы пришли итогу, что роль учебных пособий в организации учебной деятельности подростков старших классов общеобразовательных школ крайне низкая и чувствуется особая потребность в разработке пособия управляющего типа для старшеклассников по теме ««Правила поведения человека в условиях самостоятельного существования» Для реализации поставленной задачи необходимо выделить критерии оценки учебного пособия: его структурных частей и оглавления.
В результате теоретического анализа требований дидактических требований были отнесены критерии оценки пособий управляющего типа пособия. Например, прогрессивное пособие управляющего типа по ОБЖ должно быть направлено на формирования обще учебных умений, навыков и способов деятельности, предопределяющие в существенной мере успешность обучения в последующем звене с учетом реализации свежей личностно-ориентированной развивающей модели массовой школы. Пособие чаятельно соответствовать общим дидактическим требованиям, таким как системность и структурно-высокофункциональная связанность представления учебного материала. Иметь четко санкционированную структуру расположения основных элементов: Оглавление - Предисловие - Методические советы - Введение
- Основной текст и иллюстрации (части, разделы, руководители, параграфы... контрольные вопросы и задания, литература) - Заключение
- Приложения - Указатели - Литература. Пособие по ОБЖ подобает являться средством организации жизненного пространства школьников, приемом создания его первой научно-художественной картины мира; Быть инструментальным для самого учащегося, способом организации обучающего пространства внутри комплекта. Учебное руководство управляющего типа по ОБЖ должно обеспечивать выход за рамки классического учебника по содержанию, методам и средствам организации учебной работы ребенка, а также быть автономным и позволять как слабому, так и мощному ученику продвигаться в получении информации.
В процессе исследования нами было разработано электронное дидактическое дотация управляющего типа по теме «Правила поведения человека в условиях самостоятельного существования», представляющее собой презентацию из 52 слайдов, подготовленную в тестпрограмма Power Point.
Содержание учебного пособия управляющего вида для старшеклассников по ОБЖ по теме «Правила поведения человека в условиях самостоятельного существования» соответствует требованиям Образовательного стандарта, предъявляемым всеобщей полной ступени обучения и включает следующие обязательные темы: ориентировка на местности, сигналы бедствия и сигнальные средства, добыча еды и воды, правила и способы разведения костра, виды временных укрытий и явление помощи и самопомощи.
В школе № 100 был проведен педагогический эксперимент, целью которого итак выявление эффективности изучения темы «Правила поведения человека в условиях самостоятельного существования» по разработанному в ходе исследования электронному пособию. В качестве экспериментальной категории был выбран 11А по следующим причинам: тема «Правила поведения человека в условиях самостоятельного существования» ими изучалась в 10 классе и специальных занятий по данной теме не намечено. В качестве контрольной группы был выбран 11А из школы № 103, так как количество обучающихся в классах образцово одинаково
Сравнение показателей стандартного отклонения (Пирсен) для 2-х выборок подтверждает положительную динамику изменений в обоих случаях, то есть в двух группах у обучающихся произошло усвоение новых знаний. При данном коэффициент стандартного отклонения в экспериментальной группе несколько повыше (0,11), чем в контрольной.
Опираясь на результаты статистической обработки количественных признаков эксперимента, был сделан вывод о том, что применение электронного пособия поистине позволило повысить эффективность преподавания темы «Правила поведения человека в условиях самостоятельного существования». Этому способствовали следующие особенности: тезисность изложения дала возможность обучающимся легко выделить главное, то есть то, что необходимо запомнить; пышный иллюстративный материал позволил сформировать в сознании ассоциации, связанные с четким текстом, то есть произошла активизация мыслительных процессов; методические советы по мнемотехникам позволили каждому ученику не только познакомиться с практическим материалом, но и на примере его изучения овладеть дополнительным навыком - знание сознательного запоминания информации, что, безусловно, важно для учеников 11 класса в подготовке к экзаменам.
Со старшеклассниками экспериментальной категории после окончания педагогического эксперимента было проведено неизвестное анкетирование, целью которого было выявить, насколько ценными для обучающихся оказались включенные в дидактическое пособие методические советы и вопросы самоконтроля. Обучающимся было предложено ответить на второй открытый вопрос: Что помогло запомнить материал по теме?
В эффекте открытого анкетирования удалось выяснить, что рекомендации по мнемотехникам и вопросы для самопроверки с указателем раздела, в котором потребно искать ответ позволили повысить эффективность процесса независимой работы старшеклассника.
В результате педагогического эксперимента и проведенного анкетирования была утверждена гипотеза исследования. Более прочные знания по теме «Правила поведения человека в условиях самостоятельного существовании» школьники получат в ходе самостоятельной работы здания с дидактическим пособием управляющего типа по теме «Правила поведения человека в условиях самостоятельного существовании» и при условии использования преподавателями ОБЖ рекомендаций по контролю исполнения школьниками домашних заданий.



