Повышение посредствам оптимизации учебно-методического обеспечения, (на опыте разработки и внедрения УМП «правила поведения в условиях автономного существования»)
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. Методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса на уроках ОБЖ в старших классах 7
1.1. Традиционные методики обучения по предмету ОБЖ в
общеобразовательной школе 7
1. 2. Учебные пособия по ОБЖ как предмет педагогического исследования 16
1. 3. Опыт использования учебных пособий на уроках ОБЖ в старших
классах общеобразовательных школ г. Железногорска 28
ГЛАВА 2. Оптимизация учебно-методического обеспечения курса ОБЖ в общеобразовательной школе 33
2.1. Проблемы инновационного развития дидактических пособий
управляющего типа по предмету ОБЖ 33
2.2. Содержание дидактического пособия управляющего типа по теме «Правила поведения человека в условиях автономного существования» 37
ГЛАВА 3. Повышение эффективности учебно-воспитательного процесса посредством использования дидактического пособия «Правила поведения человека в условиях автономного существования». (опыт внеурочной деятельности в школе №100 г. Железногорск) 45
3.1. Методические рекомендации по работе с пособием «Правила
поведения человека в условиях автономного существования» 45
3.2. Апробирование инновационных методик на уроках ОБЖ, в
старших классах общеобразовательной школы 47
3. 3. Инновационные методики как фактор повышения эффективности
уроков ОБЖ 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Электронное учебное пособие по ОБЖ для 10-11 класса «Правила поведения человека в условиях автономного существования» (Power Point) 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Педагогический эксперимент 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Иллюстрации 99
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Сноски 100
Актуальность изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) обусловлена необходимостью выполнения социального заказа. В последние десятилетия наблюдается тенденция к увеличению случаев возникновения чрезвычайных ситуаций опасных для человека. Современное учебно-методическое обеспечение по Основам Безопасности Жизнедеятельности постоянно обновляется новыми ресурсами. При этом многие учителя ОБЖ и ученики слабо информированы о существующих учебно-методических комплектах, соответственно, роль учебных пособий в организации учебной деятельности школьников старших классов общеобразовательных школ крайне низкая. Важной задачей является введение существующих УМК в педагогическую практику общеобразовательных школ. В рамках процесса информатизации образования особое внимание уделяется разработкам электронных учебных пособий, позволяющих повысить эффективность процесса преподавания ОБЖ в школах. При этом электронные пособия управляющего типа на данный момент находятся в стадии разработки и охватывают еще не все темы. Ощущается особая потребность в разработке пособия управляющего типа для старшеклассников по теме ««Правила поведения человека в условиях автономного существования». Выделенные проблемы обусловили выбор темы квалификационной работы:
История возникновения и ученные, которые занимались дисциплиной: Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности (БЖД)» была разработана в 1989 году в Ленинграде (Санкт - Петербург) академиками и профессорами Лесной Академии С.В.Беловым, О.Н.Русаком. Под их руководством было создано «Общество инженеров по Безопасности жизнедеятельности» и объявлено об этом по всей стране, с предложением стать, членом этого общества, заплатив 15 советских рублей.
Научная новизна исследования состоит в том, что в нем: - для обеспечения культуры безопасности жизнедеятельности выделены личностная составляющая безопасности и безопасность среды обитания, которые позволяют определить ее признаки, соответствующие технологии и системную диагностику, а также обеспечить достаточно высокий уровень мотивации изучения учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»;
Объект исследования: использование дидактического пособия управляющего типа по теме «правила поведения человека в условиях автономного существования»
Предмет исследования: повышение эффективности уроков ОБЖ посредством оптимизации использования учебно-методического пособия «правила поведения человека в условиях автономного существования»
Цель: разработать методику применения дидактического пособия управляющего типа по теме «Правила поведения человека в условиях автономного существования», с целью повышения эффективности уроков ОБЖ.
Задачи:
Раскрыть содержание учебно-методического содержания ОБЖ.
Определить роль учебных пособий в организации учебной деятельности школьников старших классов общеобразовательных школ.
Разработать критерии эффективности учебных пособий по ОБЖ Исследовать эффективность современных учебников по ОБЖ с учетом разработанных критериев
Разработать дидактическое пособие управляющего типа по теме «Правила поведения человека в условиях автономного существования» Апробировать дидактическое пособие управляющего типа (самоучитель) по теме «Правила поведения человека в условиях автономного существования» в экспериментальном классе общеобразовательной школы №100 г. Железногорск
Провести сравнительный анализ результативности проведенных занятий по ОБЖ с использованием разработанного дидактического пособия управляющего типа
Методы исследования: анализ педагогического опыта учителей ОБЖ школ г.Железногорск, визуальное наблюдение, ретроспективный анализ, тестирование, педагогический эксперимент.
Практическая значимость работы заключается в разработке и апробации электронного пособия управляющего типа по теме «Правила поведения человека в условиях автономного существования», ориентированного на старшеклассников. Пособие позволяет организовать самостоятельное изучение темы во время классной работы, так и во внеклассной деятельности, подготовиться старшеклассникам к тестам и выпускному экзамену по ОБЖ по данной тематике в соответствие с требованиями образовательного стандарта РФ.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что повышение эффективности уроков ОБЖ по теме «Правила поведения человека в условиях автономного существовании» обеспечивается:
- разработкой учебно-методического пособия основанного на учете возрастных особенностей старшеклассников, специфики существующих методов и форм обучения, оптимизацией учебно-воспитательного процесса
- использованием на уроках ОБЖ и в ходе самостоятельной работы дидактического пособия управляющего типа по теме «Правила поведения человека в условиях автономного существовании»;
Структура выпускной квалификационной работы: титульный лист, введение, три главы, заключение, список использованной литературы (37 источников), приложение. В тексте представлена одна таблица, две схемы и пяти диаграмм.
База исследования: МБОУ Средняя школа № 100 ул. 60 лет ВЛКСМ, 18, Железногорск
Важной состав частью учебно-методического комплекса является учебно-программная материал по изучаемой теме, в том числе учебные пособия.
К учебным пособиям в прогрессивной педагогической классификации относятся все материальные средства обучения, применяемых в учебно-воспитательном процессе и предназначенные для расширения, углубления и наилучшего усвоения знаний, предусмотренных учебной программой и изложенных в учебниках. Для любого учебного предмета разрабатывается система учебных пособий, промеж которыми существуют связи, определяемые содержанием предмета, методологией преподавания, особенностями усвоения того или иного содержания и высокофункциональными свойствами отдельных видов учебных пособий.
Анализ учебных пособий по ОБЖ, в частности по теме «Правила поведения человека в условиях самостоятельного существования» показал, что современное учебно-методическое обеспечение по ОБЖ завсегда обновляется новыми ресурсами. В рамках процесса информатизации образования специальное внимание уделяется разработкам электронных учебных пособий, дозволяющих повысить эффективность процесса преподавания ОБЖ в школах. При этом электронные пособия руководящего типа на данный момент находятся в стадии разработки и охватывают еще не все темы. Электронные пособия представленные в электронной библиотеке «Единая видеоколлекция цифровых образовательных ресурсов» могут использоваться как учебные издания, дополняющее или неполностью (полностью) заменяющие учебник, официально утвержденные в качестве этого вида издания., так как представляют собой электронные презентации или текстовые документы по отдельным нешироким аспектам противопожарной безопасности, медицинским знаниям, правилам дорожного перемещения и другим. Так, в частности, пособия управляющего типа, включающего все аспекты темы «Правила поведения человека в условиях самостоятельного существования» выявлено не было.
Для изучения тем, связанных с Автономным выживанием особых дидактических пособий управляющего типа выявлено не было.
Мы пришли итогу, что роль учебных пособий в организации учебной деятельности подростков старших классов общеобразовательных школ крайне низкая и чувствуется особая потребность в разработке пособия управляющего типа для старшеклассников по теме ««Правила поведения человека в условиях самостоятельного существования» Для реализации поставленной задачи необходимо выделить критерии оценки учебного пособия: его структурных частей и оглавления.
В результате теоретического анализа требований дидактических требований были отнесены критерии оценки пособий управляющего типа пособия. Например, прогрессивное пособие управляющего типа по ОБЖ должно быть направлено на формирования обще учебных умений, навыков и способов деятельности, предопределяющие в существенной мере успешность обучения в последующем звене с учетом реализации свежей личностно-ориентированной развивающей модели массовой школы. Пособие чаятельно соответствовать общим дидактическим требованиям, таким как системность и структурно-высокофункциональная связанность представления учебного материала. Иметь четко санкционированную структуру расположения основных элементов: Оглавление - Предисловие - Методические советы - Введение
- Основной текст и иллюстрации (части, разделы, руководители, параграфы... контрольные вопросы и задания, литература) - Заключение
- Приложения - Указатели - Литература. Пособие по ОБЖ подобает являться средством организации жизненного пространства школьников, приемом создания его первой научно-художественной картины мира; Быть инструментальным для самого учащегося, способом организации обучающего пространства внутри комплекта. Учебное руководство управляющего типа по ОБЖ должно обеспечивать выход за рамки классического учебника по содержанию, методам и средствам организации учебной работы ребенка, а также быть автономным и позволять как слабому, так и мощному ученику продвигаться в получении информации.
В процессе исследования нами было разработано электронное дидактическое дотация управляющего типа по теме «Правила поведения человека в условиях самостоятельного существования», представляющее собой презентацию из 52 слайдов, подготовленную в тестпрограмма Power Point.
Содержание учебного пособия управляющего вида для старшеклассников по ОБЖ по теме «Правила поведения человека в условиях самостоятельного существования» соответствует требованиям Образовательного стандарта, предъявляемым всеобщей полной ступени обучения и включает следующие обязательные темы: ориентировка на местности, сигналы бедствия и сигнальные средства, добыча еды и воды, правила и способы разведения костра, виды временных укрытий и явление помощи и самопомощи.
В школе № 100 был проведен педагогический эксперимент, целью которого итак выявление эффективности изучения темы «Правила поведения человека в условиях самостоятельного существования» по разработанному в ходе исследования электронному пособию. В качестве экспериментальной категории был выбран 11А по следующим причинам: тема «Правила поведения человека в условиях самостоятельного существования» ими изучалась в 10 классе и специальных занятий по данной теме не намечено. В качестве контрольной группы был выбран 11А из школы № 103, так как количество обучающихся в классах образцово одинаково
Сравнение показателей стандартного отклонения (Пирсен) для 2-х выборок подтверждает положительную динамику изменений в обоих случаях, то есть в двух группах у обучающихся произошло усвоение новых знаний. При данном коэффициент стандартного отклонения в экспериментальной группе несколько повыше (0,11), чем в контрольной.
Опираясь на результаты статистической обработки количественных признаков эксперимента, был сделан вывод о том, что применение электронного пособия поистине позволило повысить эффективность преподавания темы «Правила поведения человека в условиях самостоятельного существования». Этому способствовали следующие особенности: тезисность изложения дала возможность обучающимся легко выделить главное, то есть то, что необходимо запомнить; пышный иллюстративный материал позволил сформировать в сознании ассоциации, связанные с четким текстом, то есть произошла активизация мыслительных процессов; методические советы по мнемотехникам позволили каждому ученику не только познакомиться с практическим материалом, но и на примере его изучения овладеть дополнительным навыком - знание сознательного запоминания информации, что, безусловно, важно для учеников 11 класса в подготовке к экзаменам.
Со старшеклассниками экспериментальной категории после окончания педагогического эксперимента было проведено неизвестное анкетирование, целью которого было выявить, насколько ценными для обучающихся оказались включенные в дидактическое пособие методические советы и вопросы самоконтроля. Обучающимся было предложено ответить на второй открытый вопрос: Что помогло запомнить материал по теме?
В эффекте открытого анкетирования удалось выяснить, что рекомендации по мнемотехникам и вопросы для самопроверки с указателем раздела, в котором потребно искать ответ позволили повысить эффективность процесса независимой работы старшеклассника.
В результате педагогического эксперимента и проведенного анкетирования была утверждена гипотеза исследования. Более прочные знания по теме «Правила поведения человека в условиях самостоятельного существовании» школьники получат в ходе самостоятельной работы здания с дидактическим пособием управляющего типа по теме «Правила поведения человека в условиях самостоятельного существовании» и при условии использования преподавателями ОБЖ рекомендаций по контролю исполнения школьниками домашних заданий.
1. Беспалько В.П. Учебник. Теория существа и применения. М.: НИИ школьных технологий, 2006.-192с.
2. Беспалько В.П., Татур Ю.Г. Системно-методическое обеспечивание учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов: Учеб.- экспериментальный метод. пособие. - М.: Высш. шк., 1989. - 144 с.
3. Библиотека // Городская образовательная сеть г.Железногорска [Сайт] - URL:http://edu.k26.ru/?cid=97(11.11.2008)
4. Васенев Ю.Б., Дементьев И.А. Роль технических средств изучения и контроля в современном учебном процессе // Информационный бюллетень УМО№ 6, СПбГУ, 2005. -С. 83-87.
5. Васенев Ю.Б., Михайлов М.В., Хованов Н.В. Оценка работы субъектов учебного процес.са//Информационный бюллетень УМО № 6, СПбГУ, 2005 -С. 42-51
6. ГОСТ Р 22.0.01-94: Безопасность в чрезвычайных обстановках. Основные положения.
7. ГОСТ Р 22.0.01-94: Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Основные расположения.
8. ГОСТ Р 22.0.02-94: Безопасность в чрезвычайных ситуациях.
Термины и определения главных понятий.
9. ГОСТ Р 22.0.06-95: Безопасность в чрезвычайных ситуациях.
Источники естественных чрезвычайных ситуаций. Поражающие факторы. Номенклатура параметров удивляющих воздействий.
10. ГОСТ Р 22.3.03-94: Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Защита населения. Основные расположения.
11. ГОСТ Р 22.3.05-96: Безопасность в чрезвычайных ситуациях.
Жизнеобеспечение населения в чрезвычайных обстановках.
Термины и определения.
12. Как правильно развести костер [Электронный средство]// Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [сайт] — URL: http://school-collection.edu.ru/catalog/res/486efl12-dc50-43b4-aa7b-5a5aab5e787c/view/(11.11.2008) - 4,43 мб
13. Ле.рнер И.Я. Занков Л.В. Краевский В.В. Проблемы школьного
учебника ХХвек. Итоги. / Сб.заметок. под.ред. Д.Д.Зуева.-
М.:Просвещение, 2004. -384с.
14. Летние отравления [Электронный ресурс]// Единая паноптикум цифровых образовательных ресурсов [сайт] - URL:
http://school- collec.tion.edu.ru/catalog/res/3cbe3af2-0dff-4236-b26f- c5cb.c6dc0edc/view/(11.11.2008) - 331,1 кб
15. Места, в коих нельзя разводить костер [Электронный ресурс]//
Единая иконотека цифровых образовательных ресурсов [сайт] - URL: http://school-collection.edu.ru/catalog/res/4370aceb-86c9-4757-
9eaf-596a56b9cb9c/view/(11.11.2008) -31,88 мб
16. Нарушение правил пожарной защищенности в лесу [Электронный ресурс]// Единая коллекция цифровых образовательных источников [сайт] - URL: http://school-collection.edu.ru/catalog/res/ec32fc68-16d1- 4bd0-be39-bd0e62e11a2d/view/ (11.11.2008) - 5,29 мб
17. Неделько Н.Ф., Пашинян Г.А. О содержании, структуре и
результативности использования методических пособий
управляющего типа в учебном процессе// Российский
биомедицинский журналы. Январь, 2003 г. ТОМ 4, - С.11.- 13
[Электронный ресурс] - URL:
http://www.medline.ru/public/sudm/art12.phtml (11.11.2008)
18. Оказание первой помощи [Электронный средство]// Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [сайт] - URL: http://files.school- collection.edu.ru/dlrstore/dda9e61b-571 b-4c41-988a-f66f566eb5f7/1 pomosch.exe(11.11.2008) -4,33 мб
19. Основы защищенностии жизнедеятельности: карточка
предмета [электронный ресурс]// Единая
видеоколлекцияя цифровых образовательных
ресурсов [сайт] - URL: http://school-
collection.edu.ru/catalog/rubr/7ed38401-26b8-11da-8cd6-
0800200c9a66/37/?&onpage=20&onpage=20&page=3(11.11.2008)
20. Основы подготовки к армейской службе: Метод. материалы и документы: Кн. для учителя/Сост. В. А. Васнев, С. А. Чинённый. М.:Просвещение,2007 -192 с.: ил. (в об л.).
21. Плакаты "Правила поведения при вынужденом самостоятельном существовании в природной среде. (12 шт.) // Edustrong: все для КОМПЛЕКТ ТАБЛИЦ ПО БОТАНИКЕ РАЗДАТОЧНЫХ
22. Постановление Правительства РФ от 13.09.96г. № 1094 « О
систематизации ЧС природного и техногенного характера».
23. Правила безопасности в лесу [Электронный
средство]// Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов [сайт] - URL:
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3c0098d6-7ce6-40c9-8ad9-4cb43dbe7acf/V lesu sldshow.exe(11.11.2008) -7,54 мб
24. Правила поведения во период грозы [Электронный ресурс]// Единая
коллекция цифровых образовательных источниковв [сайт]
- URL: http://school-collection.edu.ru/catalog/res/576027bc-
dfc7-4318-aff8- 543fd186a9c0/view/ (11.11.2008)-110,7 кб
25. Правила пожарной безопасности при разведении кострика в лесу
(тест). [Электронный ресурс]// Единая коллекция цифровых
образовательных источниковв [сайт] - URL: http://school-
collection. edu. ru/catalog/res/09b 1627c-c201 -4baa-8dd9-704f4e3b6361/view/ (11.11.2008)- 8,54 мб
26. Правила пожарной безопасности при разведении костра в лесу
[Электронный дроресурс]//Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов [сайт] - URL: http://school-
collection.edu.ru/catalog/res/9f80f17b-27d9-44ed-9a26-ddaf2d28a8bd/view/(11.11.2008) -8,54 мб
27. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 13 декабря 2007 г. N 349 г. Москва "Об заявлении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в
образовательных учреждениях, реализующих образовательные
программы совместного образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2008/2009 учебный год"// Российская издание [Сайт], 26 декабря 2007. - URL:
http: //www.rg.ru/2007/12/26/uchebniki-dok.html(10.11.2008)
28. Серпиков Н. Как сделать урок ОБЖ интересным // Основы защищенности жизни.2007 -№5 -С.63-64.
29. Смирнов А. Т. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: Учеб. для студентов 10-11 кл./А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин, П. В. Ижевский. 5-е изд., испр.- М.:Просвещение, 2007-160 с.: ил. (в пер.).
30. Смирнов А. Т. Эксперимент: приблизительные программы среднего
(полного) общего образования: Основы защищенности
жизнедеятельности/А. Т. Смирнов, В. В. Сапронов, Б. И. Мишин. - М.: Просвещение, 2007 - 21 с. (в обл.).
31. Смирнов А.Т. основы защищенности жизнедеятельности: учебник
дл учащихся 10 кл. общеобразовательных учреждений /
А.Т.Смирнов, Б.И.Мишин, В.А.Васнев; под общ. ред. А.Т.Смирнова- 8-е изд.-М.: Просвещение, 2007.- 157с.
32. Цвилюк Г. Е. Школа защищенности: Справочник по основам
безопасности жизнедеятельности/Под ред. А. Т. Смирнова.М.:
Просвещение, ООО «Рилионт», 2007. - 160 с.: ил. (в пер.).
33. Торопов И.К.Основы защищенности жизнедеятельности: Учеб. для
учащихся 10-11 кл. общеобразовательных учреждений.-М.:
Просвещение, при участии издательства «Покровка», 1996.-С.59-64.
34. Шатохина Н. Оценка свойства практических навыков студентов в области БЖД // ОБЖ: Основы безопасности жизни.2007-№4-С.55-56.
35. Шумик В. Безопасность в туристском походе "ОБЖ: Основы защищенности жизни» , 2007-№7 -С.43-48
36. Лызь Н.А. К вопросу о сущности личностного развития учащихся //
Материалы 2-й Международной научно-практической конференции «Актуальные общественно-психологические проблемы развития личности в образовательном пространстве XXI столетия».
Кисловодск: Изд-во «Тьютор», 2007. С. 351-353.
37. Лызь Н.А. Психологические основы воспитывающего преподавания студентов // Известия ТРТУ. Тематический выпуск «Психология и тифлопедагогика». Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. №14. С. 42-48.