ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 7
1.1 Развитие связной речи в онтогенезе 7
1.2 Особенности формирования связной речи у детей с общим
недоразвитием речи 12
1.3 Обзор методов и приемов, направленных на развитие связной речи
у детей с общим недоразвитием речи 18
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО
АНАЛИЗ 29
2.1 Организация и методика проведения констатирующего
эксперимента 29
2.2 Анализ результатов 35
ГЛАВА 3. МЕТОДИКА ФОРМИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА 45
3.1 Организация формирующего эксперимента 45
3.2 Контрольный эксперимент и его анализ 49
3.3 Организационно - педагогические условия по составлению
рассказов по серии сюжетных картинок 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность. В становлении ребенка, как личности, роль речи занимает важнейшее место. Речь способствует формированию интеллекта, увеличивает познавательную активность, расширяет кругозор дошкольника.
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей, что отражено в ФГОС ДО №1155 от 14 ноября 2013 года. Это объясняется социальной значимостью и ролью речи в формировании личности.
Одной из важнейших задач при подготовке к школьному обучению является формирование связной речи у детей с речевыми нарушениями. Данной проблемой занимались учителя-логопеды (Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т Б. Филичева, Т Б. Барменкова, В. К. Воробьева, В. П. Глухов, О. С. Гомзяк, Т А. Ткаченко и др.), учителя-дефектологи (В. П. Глухов, Б. М. Гриншпун, Л. П. Зернова, О. В. Правдина, Р Е. Левина, С. Н. Шаховская и др.), психологи (Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, А. Р Лурия и др.).
Связная речь, является самостоятельным видом речемыслительной деятельности и одновременно выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения, т.к. она выступает в виде средства получения знаний и средства контроля за этими знаниями.
Обучение рассказыванию по серии сюжетных картинок способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти, внимания, что имеет также большое значение в школьном обучении.
Поэтому изучение особенностей связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, относится к числу актуальных, но все еще не до конца исследованных проблем.
Исходя из этого вытекает проблема исследования: недостаточное количество методической литературы и дидактических пособий, отражающих методики проведения занятий для детей дошкольного возраста по сериям сюжетных картинок.
Объект исследования: связная речь.
Предмет исследования: процесс развития связной речи по серии сюжетных картинок у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня в специально созданных условиях.
Цель исследования: теоретически обосновать, составить и
апробировать содержание логопедической работы по обучению детей 5-6 лет с общим недоразвитием речиШ уровня составлению рассказов по серии сюжетных картинок.
Гипотеза исследования.
1. Мы предполагаем, у детей с общим недоразвитием речи III уровня, нарушения составления рассказов по серии сюжетных картинок будут проявляться в трудностях составлений развернутых синтаксических конструкций, нарушении смысловой организации, пропусках смысловых элементов высказываний, нарушении логической последовательности изложения развернутых высказываний.
2. Мы предполагаем, что предложенная коррекционная работа с использованием серий сюжетных картинок будет способствовать повышению качества развития связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
В соответствии с целью были поставлены задачи:
1 Теоретически изучить и проанализировать проблемы связной речи в психолого-педагогической литературе.
2 Выявить уровень и проанализировать особенности связной речи по серии сюжетных картинок у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речиШуровня.
...
Развитие связной речи играет большую роль в процессе речевого развития ребенка дошкольного возраста и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду.
Для решения проблемы развития связной речи, а именно рассказывания по серии сюжетных картинок и пересказа с опорой на серию сюжетных картинок нами были проведены эксперименты - констатирующий (обследование связной речи по серии сюжетных картинок) и формирующий (целенаправленное формирование связной речи по серии сюжетных картинок).
Проведенное исследование доказало проблему развития связной речи по серии сюжетных картин у детей 5-6 лет с ОНР Шуровня, таким образом проблему можно отнести к числу актуальных.
Была достигнута цель исследования - теоретически обосновано, составлено и апробировано содержание логопедической работы по обучению детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня составлению рассказов по серии сюжетных картинок.
Были решены следующие задачи:
1. Теоретически изучены и проанализированы проблемы связной речи в психолого-педагогической литературе.
2. Выявлен уровень и проанализированы особенности связной речи по серии сюжетных картинок у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речиШуровня.
3. Определено содержание логопедической работы и организационно - педагогические условия, необходимые для обучения детей составлению рассказов по серии сюжетных картинок и проверить их эффективность.
Был методически обоснован и проведен констатирующий эксперимент с детьми 5-6 лет с ОНР III уровня в количестве 16 человек.Эксперимент проводился в 2017 году в МБДОУ Еловский детский сад, находящегося в Красноярском крае, Балахтинском районе, с. Еловка. Полученные данные по итогам констатирующего эксперимента позволили нам выделить экспериментальную группу детей 5-6 лет с ОНР III уровня в количестве 12 детей.
У детей 5-6 лет с ОНР111 уровня отмечаются значительные трудности связной речи. Затруднения возникали при составлении рассказов по серии сюжетных картин и пересказе с опорой на серию сюжетных картинок.
Детям были предложены экспериментальные задания, направленные на выявление продуктивных речевых возможностей, а именно:
• Умение самостоятельно составить связное высказывание по наглядным опорам;
• Умение реализовать высказывание в цельное связное сообщение.
В первом задании детям предлагалось самостоятельно разложить серию сюжетных картинок в последовательности логического развития события и составить рассказ.
Во втором задании мы предлагали пересказать рассказ, прочитанный логопедом опираясь на серию сюжетных картинок. При составлении и пересказе детьми рассказов по серии сюжетных картинок были выявлены следующие особенности:
• Сложности в определении логической последовательности изложения, обусловленные неумением некоторых детей расположить картинки в нужном порядке;
• Недостаточная развернутость и красочность рассказов детей;
• Нарушение структуры текста, смысловые пропуски, ошибки;
• Ограниченное употребление связующих элементов (у некоторых детей их отсутствие);
• Ограниченный словарный запас, что приводило к длительным многочисленным паузам и повторам;
• Отсутствие самостоятельности.
...
1. Агаева, И. Б., Проглядова, Г. А. Курсовая и выпускная квалификационная работы как формы организации самостоятельной работы студента: учебное пособие; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. - Красноярск, 2015. - 188 с.
2. Аксенова, Л. И. Специальная педагогика/ Л. И. Аксенова, Б. А. Архипов, Л. И. Белякова и др. - М.: Академия, 2004.
3. Алексеева, М. М. Речевое развитие дошкольников. / М. М. Алексеева, В. И. Яшина - М.: Просвещение, 1999.
4. Ахутина, Т. В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса / Т. В. Ахутина. - М.: МГУ, 1989. - 213 с.
5. Барменкова, Т. Д. Характеристика нарушений связного речевого высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: дис. ...канд. пед. наук: 13.00.03 / Барменкова Татьяна Дмитриевна. - М., 1996. - 177 с.
6. Бессонова, Т. П. Дидактический материал по обследованию речи детей. / Т. П. Бессонова, О. Е. Грибова. - М.: Просвещение, 1998.
7. Бородич, А. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. / А. М. Бородич. - М.: Просвещение,1984. - 189 с.
8. Брунов, Б. П. Игра как средство обучения, воспитания и коррекции: методическое пособие/ Б. П. Брунов, В. И. Петроченко. - Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева.- Красноярск, 2014. - 144 с.
9. Брюховских, Л. А. Нарушение грамматических структур у детей с дизартрией. Диагностика и коррекция: монография/ Л. А. Брюховских. - Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. - Красноярск, 2014. - 150 с.
10. Брюховских, Л. А. Дизартрия: учебно-методическое пособие по логопедии / Л. А. Брюховских. - Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. - Красноярск, 2012. - 180 с.
11. Веракса, Н. Е. Примерная программа дошкольного образования «От рождения до школы»: пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Под ред. Н. Е. Вераксы. - М.: Мозаика - Синтез, 2017. - 376 с.
12. Волосовец, Т. В. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. Учебно-методическое пособие / Т. В. Волосовец. - М.: Инс-т общ. гум. исслед-й, 2002. - 256 с.
13. Воробьева, В. К. Методика развитиясвязной речи у детей с системным недоразвитием речи. Учебное пособие / В. К. Воробьева. - М.: Астрель; Транзиткнига, 2009. - 158 с.
14. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. Изд. пятое, испр. - М.: Лабиринт, 1999. - 352 с.
15. Гаврина, С. Е. Развиваем мышление/ С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина, И. Г. Топоркова. - М.: ЗАО «РОСМЭН - ПРЕСС», 2015. - 79 с. - ( Умный ребенок).
... всего 85 источников