Введение 3
Глава 1. Конструирование в начальном обучении робототехники 5
§ 1. Инженерная подготовка на школьном этапе обучения 5
§2 . Место и роль робототехники в образовательных программах 1-4 классов 8
§3. Структура конструкторских навыков и система контроля их формирования на начальном этапе обучения робототехнике 11
Выводы по главе 1 22
Глава 2. Методические рекомендации по формированию конструкторских навыков 23
§ 1. Содержание обучения робототехнике в 1-6 классах 23
§ 2 Ведущие методы и средства обучения робототехнике в 1-4 классах 38
§ 3 Методические рекомендации по формированию конструкторских навыков 46
§ 3 Педагогический эксперимент 64
Выводы по главе 2 67
Заключение 68
Список литературы 69
Современные тенденции развития российской экономики диктуют новые требования к подготовке специалистов, что непосредственно отражается на целях и задачах поставленных перед системой образования. Одна из таких задач - модернизация подхода к подготовке кадров инженерной направленности, как ключевой задаче начального, среднего и высшего образования. О выстраивании вертикального взаимодействия в образование говорится на всех уровнях государственной власти, а тенденции к информатизации начального образования уже закреплены федеральным государственным образовательным стандартом, который предполагает: «воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики».
Одной из передовых задач инновационной экономики является повсеместная роботизация, чьи перспективы на сегодняшний день весьма обширны и требует серьезного подхода к формированию кадров. Совокупность выше представленных аспектов диктует нам необходимость введения образовательной робототехники уже с этапа начального образования, интегрируя его с общепризнанными механизмами образования в начальной школе. Равномерное и плановое внедрение курса робототехники в образовательный процесс позволит без ущерба для ученика реализовать поставленные перед системой образования задачи, а разработанный курс робототехники для 1-4 класса послужит способом плавного перехода к инженерной предпрофильной подготовке в средней и старшей школе.
Курс робототехники в своей структуре имеет ряд принципиальных аспектов, необходимых к освоению, базисом для которых является конструирование моделей и, как следствие, формирование конструкторских навыков, о механизмах которой и пойдет речь в данной работе.
Таким образом, объектом исследования становится: процесс обучения робототехнике в 1-4 классах общеобразовательной школы.
очередь, предмет исследования: формирование конструкторских навыков в процессе обучения робототехнике в 1-4 классах общеобразовательной школы.
Объект и предмет исследования формируют цель исследования: разработать систему занятий, нацеленных на формирование конструкторских навыков при обучении робототехнике в 1-4 классах общеобразовательной школы.
Предмет и цель исследования определили его ведущие задачи:
1. Проанализировать литературу по теме исследования с целью выявления перспектив развития инженерного образования в целом и дисциплины «образовательная робототехника» в частности, определить место и роль робототехники в школьном обучении.
2. Описать структуру навыков конструирования в начальном обучении робототехнике.
3. Разработать образовательную программу, для обучения робототехнике в 1-4 классах, ориентированную на формирование конструкторских навыков.
4. Разработать методические рекомендации по формированию конструкторских навыков в 1-4 классах, включающие в себя механизмы формирования и контроля развития.
5. Описать педагогический эксперимент.
Теоретико-методологические основания исследования.
Робототехника в общем образовании (И.Р Гайсина., Н.В. Никитан, К.Д. Пономарёв, В.П. Смолин, А.Ю. и др.), формирование и развитие робототехники, её определения и применения в условиях школьного образования (Турушев М.И., Сорокин А.В, Копосов Д.Г. и др.).
Экспериментальной базой исследования являлись МАОУ гимназия №9 г. Красноярск, МБОУ СШ №21 г. Красноярск и МАОУ «КУГ №1 Универс».
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Объем - 71страница. Работа содержит 9 таблиц и 11 рисунков.
Глава 1. Конструирование в начальном обучении робототехники
§1. Инженерная подготовка на школьном этапе обучения
В настоящее время, в процессе постоянного технического прогресса, существует потребность в кадрах, чьи умения и навыки смогут отвечать потребностям современного мира: работа с передовым оборудованием, решение ряда инженерно-технических задач, которые возникают в процессе внедрения новых технологий. Востребованность таких специалистов очень велика, о чем свидетельствует Президентская программа В.В. Путина: "Повышения квалификации инженерно-технических кадров", в которой говорится: «Интенсивное развитие высокотехнологичных отраслей российской экономики требует привлечения квалифицированных инженерных кадров. Поэтому реализация Президентской программы повышения квалификации инженерных кадров относится к числу государственных приоритетов». Однако формирование инженерных кадров высокого уровня только на этапе высшего профессионального образования, по меньшей мере, недостаточно. Высококвалифицированная инженерная деятельность, помимо необходимых знаний, умений и навыков, требует определенного подхода к пониманию поставленных задач и поиску способов их решения, определенного мышления, говорить о котором можно как об "инженерном". Инженерное мышление - особый вид мышления, формирующийся и проявляющийся при решении инженерных задач позволяющих быстро, точно и оригинально решать поставленные задачи, направленные на удовлетворение технических потребностей в знаниях, способах, приемах, с целью создания технических средств.
....
В ходе исследования нами были получены следующие теоретические и практические результаты:
1. Проведен анализ литературы по теме исследования, в результате которого выявлены перспективы развития инженерного образования в целом и дисциплины «образовательная робототехника» в частности, определены место и роль робототехники в школьном обучении.
2. Описана структура навыков конструирования в начальном обучении робототехнике и система контроля их развития.
3. Разработана образовательная программа, для обучения робототехнике в 1-4 классах, ориентированная на формирование конструкторских навыков.
4. Разработаны методические рекомендации по формированию конструкторских навыков в 1-4 классах, включающие в себя механизмы формирования и контроля развития.
5. Проведен педагогический эксперимент, демонстрирующий динамику развития конструкторских навыков, на учениках 1 класса, в результате которого было определено, что совокупность представленных результатов позволяет говорить о качественном приросте уровня сформированности конструкторских навыков у учеников, занимающихся по предложенной программе.
Таким образом, все поставленные задачи были выполнены, цель достигнута.
1. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды.- М.: Педагогика, 1989. 560 с.
2. Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика и ИКТ [Текст] : 2 кл. : Методическое пособие / Е.П. Бененсон, А.Г. Паутова. — М. : Академкнига/Учебник, 2012. — 120 с.
3. Бешенков С. А. Технология. 5-8 классы: методическое пособие / С. А. Бешенков. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. — 40 с.
4. Босова Л.Л. Информатика и ИКТ. 5-7 классы: методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. - 2-е изд.,доп. -М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. - 479 с. : ил.
5. Гайсина И. Р. Развитие робототехники в школе [Текст] / И. Р. Гайсина // Педагогическое мастерство (II): материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012.
6. Дума Е.А, Кибаева К.В, Мустафина Д.А, Рахманкулова Г.А, Ребро И.В. уровни сформированности инженерного мышления: Успехи современного естествознания. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rae.ru/use/?section=content&op=show_article&article_id=10002206 , (Дата обращения: 17.05.2016г.)
7. Звенигородский Г.А, Первые уроки программирования. М.: Наука, 1985. 208 с.
8. Копосов Д.Г. Первый шаг в робототехнику: практикум для 5-6 классов. М: БИНОМ. Лаборатория знаний. — 2012.
9. Куприянов Б.В. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей/Образование и наука.-2006.-№2.-С48- 55,с. 116
10. Курс робототехники включат в программу школ: RG.RU. [Электронный ресурс]. URL: http://m.rg.ru/2014/11/21/reg-ufo/livanov.html
11. Н.В. Никитан, КД. Пономарёв, В.П. Смолин, А.Ю. Основы робототехники.- Томск МГП "РАСКО", 1993.
12. Общая педагогика [Электронный ресурс]. URL: http://kpip.kbsu.ru/pd/did_lec_4.html#p6 (дата обращения:18.05.2017)
13. Программа повышения квалификации инженерно-технических кадров. [Электронный ресурс]. URL: http://engineer-cadry.ru/node/16939 , (Дата обращения: 18.05.2016г.)
14. Простые механизмы. Книга для учителя. LEGO Educational/ Перевод на русский.
15. Простые механизмы. Комплект заданий. LEGO Educational/ Перевод на русский.
... всего 27 источников