Реферат 2
ВВЕДЕНИЕ 11
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 22
1.1 Характеристика понятия «нравственные представления» 22
1.2 Особенности формирования нравственных представлений детей старшего
дошкольного возраста 28
1.3 Способы формирования нравственных представлений детей старшего
дошкольного возраста 35
1.4 Использование арт-технологий в формировании нравственных
представлений детей старшего дошкольного возраста 42
Выводы по Главе I 49
Глава II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 52
2.1 Определение актуального уровня сформированности нравственных
представлений детей старшего дошкольного возраста 52
2.2 Организация и проведение формирующего эксперимента 69
2.3 Анализ результатов формирующего эксперимента, направленного на
формирование нравственных представлений детей старшего дошкольного
возраста посредством арт-технологий 78
Выводы по Главе II 86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 91
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 95
ПРИЛОЖЕНИЯ 104
Свой путь мы можем и должны мерить будущим. Сравнивать свои дела мы должны не с тем, что было, а с тем, что должно быть. Ведь будущему нужно, чтобы не только большинство, - а весь народ, до единого человека был приобщен к культуре, к духовному богатству и мудрости, веками накопленным в искусстве.
Проблема нравственного развития детей дошкольного возраста является важной и актуальной в современном обществе. В сегодняшней быстро меняющейся и свободной культуре, где информация и влияние социума легко доступны, воспитание детей с высокими моральными ценностями становится все более сложной задачей.
Одной из главных проблем является отсутствие стандартов и ясных указаний по нравственному воспитанию детей. Многие родители и педагоги испытывают трудности в определении того, какие ценности следует прививать и какие поведенческие нормы учить. В результате, дети могут ощущать неопределенность и конфликт в своих нравственных ориентирах. В условиях ценностного вакуума и отчуждения от культуры родители и педагоги сталкиваются с трудностями в передаче и изменении нравственных качеств у детей. Во все времена специалисты в области педагоги, психологии, философии, этики уделяли большое внимание формированию нравственных представлений и прививанию моральных норм и ценностей будущему поколению. Проблема духовно-нравственного воспитания прослеживается как в зарубежной литературе, так и в отечественной. Исследованием в области формирования нравственных представлений в России занимались такие педагоги, как: К.Д. Ушинский , А.С. Макаренко , В.А. Сухомлинский , Б.Т. Лихачев , В.С. Мухина . Ушинский Константин Дмитриевич отмечал, что «Благороднейшие стремления человеческого сердца - подвиги великодушия, патриотизма, любви к человечеству не создаются сами по себе, а требуют воспитания...» .
Проблемой является присутствие отрицательных влияний и негативного поведения в окружающей среде. Дети дошкольного возраста очень впечатлительны и легко поддаются влиянию сверстников и медиа. Вместо того, чтобы развивать эмпатию, сотрудничество и доброту, они могут усваивать агрессию, эгоизм и безответственность. Бездуховность и потеря связи с культурными традициями приводят к тому, что многие дети не получают должного представления о том, что такое добро и зло, и какими принципами нужно руководствоваться в своих поступках.
Кроме того, влияние современных средств массовой информации и информационных технологий также оказывает неблагоприятное воздействие на нравственное развитие детей. После негативных образов и информации, которые они встречают в интернете, телевидении и других источниках, дошкольники могут выражать свои представления о моральных ценностях искаженно.
Для решения данной проблемы необходимо осуществлять совместное, продуктивное, гуманное и активное участие родителей, педагогов и общественных организаций в воспитании ребенка. Важно создать условия для формирования нравственных основ у детей, повышения их моральной, эмоциональной и деятельностной компетентности в социальной жизни.
Воспитание детей в духе моральных ценностей должно стать приоритетом для всего общества. Родители и педагоги должны быть приспособлены к правильному воспитанию детей, обращая внимание на их поступки и объясняя, почему те или иные действия являются правильными или неправильными. Важно также вовлекать детей в совместную деятельность, где они смогут научиться взаимопониманию, уважению, сочувствию и ответственности . В российском дошкольном образовании одним из требований ФГОС ДО является «формирование общей культуры личности детей, которое представляет собой комплекс процессов, направленных на развитие различных аспектов и качеств личности. Важными аспектами в этом процессе являются развитие социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка.» .
...
Формирование нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста является важной и сложной задачей, особенно в условиях современного общества, где ценности могут быть размыты или даже отсутствовать. Семья и образовательные учреждения играют ключевую роль в этом процессе, и важно, чтобы родители и педагоги были осознанными и активными субъектами в формировании нравственных качеств и духовных основ у детей.
Анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы по проблеме исследования позволил выявить различные подходы к понятию "нравственность". Было установлено, что нравственность является сложным и многогранным понятием, включающим духовно-нравственные представления и моральные принципы.
Духовно-нравственные представления представляют собой систему ценностей, убеждений, идеалов и норм, которые определяют мировоззрение и поведение индивида. Они формируются под влиянием внешней среды, семьи, образования, культуры и других факторов.
Моральные принципы, в свою очередь, являются основой нравственного поведения. Они включают в себя такие понятия как справедливость, честность, ответственность, уважение к другим, милосердие и доброту. Формирование этих принципов у детей является важной задачей педагогики.
Для эффективного формирования нравственных представлений старших дошкольников были определены некоторые педагогические условия. Важными из них являются создание эмоциональнопсихологического климата, способствующего развитию этических начал, использование методов и приемов, активизирующих нравственную деятельность, применение арт-технологий.
Арт-технологии являются эффективным способом развития нравственности у детей. Они позволяют детям выразить свои эмоции, мысли, чувства через искусство. Использование арт-технологий в работе с детьми способствует развитию эмоциональности, фантазии, креативности и способностей к самовыражению.
Таким образом, результаты анализа литературы позволили установить характерные особенности нравственности, обозначить педагогические условия для ее формирования и выявить эффективные способы развития нравственности у старших дошкольников с использованием арт- технологий.
На этапе констатирующего эксперимента были определены критерии сформированности и уровни нравственного познания детей старшего дошкольного возраста. Определены критерии и уровни сформированности моральных когниций детей старшего дошкольного возраста.
На этапе констатирующего эксперимента были определены критерии и уровни сформированности нравственного познания детей старшего дошкольного возраста.
Уточнено актуальное состояние сформированности нравственных когниций детей старшего дошкольного возраста в ИП Яричин И.А. Детский клуб «Talantvill» города Красноярска. Результаты данного этапа находились на среднем уровне с тенденцией к низкому. Поэтому возникла необходимость разработки серии занятий и тематических планов для детей старшего дошкольного возраста, которые будут направлены на формирование нравственных представлений с помощью арт-технологий.
Серия занятий была апробирована на этапе формирующего эксперимента.
...
1. Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. М.: Владос, 2003. 201 с.
2. Арт-технологии в подготовке специалистов помогающих профессий / В. Л. Кокоренко. СПб. : Речь, 2005. 102 с.
3. Астахова, И.А. Возрастные особенности детей старшего
дошкольного возраста / (5-7 лет) [Электронный ресурс]. URL:
http://www.maam.ru/detskijsad/vozrastnye-osobenosti- deteistarshegodoshkolnogo-vozrasta-5-7-let.html 2017 Дата обращения 03.09.2023.
4. Афанасьева А.Б. Арт-технологии в диагностике и развитии креативности ребенка во внеурочной деятельности // В сборнике: Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации материалы всероссийской научнопрактической конференции (заочной) с международным участием. ответственный редактор А.Ю. Нагорнова. 2016. С. 94-98.
5. Бабанский Ю.К. Педагогика: Курс лекций. М.: Владос, 2009. 348 с.
6. Бандура А. Саморегуляция мотивации и деятельности. М., 1969. 172 с.
7. Басова Т.Д. Существующее и возможное в применении метода Марии Монтессори в системе дополнительного образования // Современное образование: проблемы и перспективы. 2015. № 3. С. 4549.
8. Безруких, М.М. Я и другие я, или правила поведения для всех./ [Текст] М.: Политиздат, 1991. 314 с.
9. Белякова Е.Г. Нравственное развитие ребенка: Психологический аспект / Е.Г. Белякова. Тюмень: Издательство ТГУ, 2009. 151 с
10. Богданова, О.С. О нравственном воспитании детей [Текст] / О. С. Богданова, Л. И. Катаева. М.: Просвещение, 2013. 213 с.
11. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. 400 с.
12. Бондаревская, Е.В. Формирование нравственного сознания старшего школьника [Текст]: Автореф. дис. канд. пед. наук: / Е.В. Бондаревская; М.: «Дрофа», 1980. 218 с.
13. Ботяшина, О.В. Духовно-нравственное воспитание младших школьников в русской классической гимназии : специальность 13.00.01 общая педагогика, история педагогики и образования : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Ботяшина Ольга Владимировна. Москва, 2018. 172 с.
14. Братусь Б.С. Психологические аспекты нравственного развития личности / Б.С. Братусь. М., 2009. 112 с.
15. Буре, Р.С. Нравственное воспитание дошкольников. [Текст] М., 2002. 164 с.
... всего 79 источников