ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
Введение 3
1. Теоретические аспекты исследования работы по формированию
познавательной активности у детей среднего школьного возраста в условиях внеурочной деятельности 6
1.1. Формирование познавательной активности обучающихся среднего
школьного возраста 6
1.2. Внеурочная деятельность и ее влияние на формирование
познавательной активности 12
1.3. Возрастные особенности обучающихся среднего школьного возраста 19
Выводы по главе 1 23
2. Опытно-экспериментальная работа по формированию
познавательной активности у детей среднего школьного возраста в условиях внеурочной деятельности с использованием комплекса заданий (в дополнение к УМК «Spotlight. Учебник английского языка для 5 класса») 24
2.1. Анализ УМК «Spotlight. Учебник английского языка для 5 класса» на
предмет формирования познавательной активности в условиях внеурочной деятельности 24
2.2. Описание процедуры анкетирования обучающихся и тестирования
сформированности их познавательной активности 27
2.3. Методическая разработка заданий для внеурочного занятия 31
Выводы по главе 2 43
Заключение 45
Список использованных источников 47
Приложение А 51
Приложение Б 52
Приложение В 53
Приложение Г 54
Приложение Д 65
1. Теоретические аспекты исследования работы по формированию
познавательной активности у детей среднего школьного возраста в условиях внеурочной деятельности 6
1.1. Формирование познавательной активности обучающихся среднего
школьного возраста 6
1.2. Внеурочная деятельность и ее влияние на формирование
познавательной активности 12
1.3. Возрастные особенности обучающихся среднего школьного возраста 19
Выводы по главе 1 23
2. Опытно-экспериментальная работа по формированию
познавательной активности у детей среднего школьного возраста в условиях внеурочной деятельности с использованием комплекса заданий (в дополнение к УМК «Spotlight. Учебник английского языка для 5 класса») 24
2.1. Анализ УМК «Spotlight. Учебник английского языка для 5 класса» на
предмет формирования познавательной активности в условиях внеурочной деятельности 24
2.2. Описание процедуры анкетирования обучающихся и тестирования
сформированности их познавательной активности 27
2.3. Методическая разработка заданий для внеурочного занятия 31
Выводы по главе 2 43
Заключение 45
Список использованных источников 47
Приложение А 51
Приложение Б 52
Приложение В 53
Приложение Г 54
Приложение Д 65
Актуальность темы исследования определяется тем, что в настоящее время почти каждый педагог сталкивается с вопросом, как же сформировать у учеников познавательную активность на своем уроке. Чтобы помочь обучающимся самореализовать себя, развить творческие способности и сформировать необходимые умения и навыки, педагог должен привносить разнообразие в процесс обучения. Этого разнообразия педагогу позволяет достигнуть такая образовательная деятельность, как внеурочная деятельность, благодаря которой повышается учебная мотивация обучающихся, а общеобразовательная программа усваивается наилучшим образом. Современный ФГОС предусматривает внеурочные занятия в обязательном порядке, именно поэтому исследуемый вид учебной деятельности является актуальным в наше время. Вышеизложенное обусловило выбор темы исследования: «ФОРМИРОВАНИЕ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».
Объектом исследования является формирование познавательной активности в процессе обучения иностранному языку.
Предметом исследования - внеурочная деятельность как средство формирования познавательной активности.
Цель исследования: теоретически обосновать эффективность внеурочной деятельности и разработать занятие с использованием различных методов внеурочной деятельности для формирования познавательной активности в процессе обучения иностранному языку.
Для достижения цели были сформулированы следующие задачи:
1. Проанализировать особенности формирования познавательной активности.
2. Изучить содержание понятия «Внеурочная деятельность» и определить возможность ее осуществления на английском языке.
3. Проанализировать УМК по английскому языку для 5 класса на предмет внедрения внеурочной деятельности в процесс обучения иностранному языку.
4. Разработать задания по формированию познавательной
активности на внеурочных занятиях по английскому языку.
Теоретическую основу исследования составили труды О. В. Гаврилиной [2019], А. Б. Закировой [2019], Ю. Н. Казанцева [2012], Е. В. Лучниковой [2018], А. П. Марковой [1984], И. А. Чернышева [2011], Т. И. Шамовой [1982] по формированию познавательной активности. Труды Е. А. Домченко [2015], О. М. Железняковой [2013], К. С. Карбышевой [2015], Г. В. Костровой [2016] и др. по внеурочной деятельности.
Методы исследования, используемые в ходе исследования: изучение методической литературы по теме исследования, теоретический анализ и синтез; обобщение практического опыта.
Практическая значимость работы состоит в возможности использования ее результатов при обучении иностранному языку для формирования познавательной активности на внеурочном занятии по английскому языку.
Апробация: работа выполнена по заказу образовательных
организаций МБОУ СШ № 100, ЗАТО г. Железногорск, Красноярский край, и Гимназия № 3, г. Красноярск.
Во Введении обосновывается актуальность работы, формулируются цель, задачи, и практическая значимость, определяются объект и предмет исследования, описываются методы, структура и содержание работы.
Первый раздел раскрывает теоретические основы формирования познавательной активности, раскрывается сущность внеурочной деятельности и возможность ее использования на английском языке.
Второй раздел представляет собой анализ УМК «Spotlight 5» (Авторы: Ю. Д. Ваулина, Д. Дули, О. Е. Подоляко) на наличие заданий для использования во внеурочной деятельности.
Практическая часть раздела содержит разработанные автором внеурочные занятия, ориентированные на формирование познавательной активности.
В Заключении обобщаются результаты проведенного исследования, излагаются основные выводы, намечается перспектива дальнейшего изучения проблемы.
Список использованных источников включает 33 наименования работ отечественных авторов, справочные издания, а также ссылки на Интернет-ресурсы.
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».
Объектом исследования является формирование познавательной активности в процессе обучения иностранному языку.
Предметом исследования - внеурочная деятельность как средство формирования познавательной активности.
Цель исследования: теоретически обосновать эффективность внеурочной деятельности и разработать занятие с использованием различных методов внеурочной деятельности для формирования познавательной активности в процессе обучения иностранному языку.
Для достижения цели были сформулированы следующие задачи:
1. Проанализировать особенности формирования познавательной активности.
2. Изучить содержание понятия «Внеурочная деятельность» и определить возможность ее осуществления на английском языке.
3. Проанализировать УМК по английскому языку для 5 класса на предмет внедрения внеурочной деятельности в процесс обучения иностранному языку.
4. Разработать задания по формированию познавательной
активности на внеурочных занятиях по английскому языку.
Теоретическую основу исследования составили труды О. В. Гаврилиной [2019], А. Б. Закировой [2019], Ю. Н. Казанцева [2012], Е. В. Лучниковой [2018], А. П. Марковой [1984], И. А. Чернышева [2011], Т. И. Шамовой [1982] по формированию познавательной активности. Труды Е. А. Домченко [2015], О. М. Железняковой [2013], К. С. Карбышевой [2015], Г. В. Костровой [2016] и др. по внеурочной деятельности.
Методы исследования, используемые в ходе исследования: изучение методической литературы по теме исследования, теоретический анализ и синтез; обобщение практического опыта.
Практическая значимость работы состоит в возможности использования ее результатов при обучении иностранному языку для формирования познавательной активности на внеурочном занятии по английскому языку.
Апробация: работа выполнена по заказу образовательных
организаций МБОУ СШ № 100, ЗАТО г. Железногорск, Красноярский край, и Гимназия № 3, г. Красноярск.
Во Введении обосновывается актуальность работы, формулируются цель, задачи, и практическая значимость, определяются объект и предмет исследования, описываются методы, структура и содержание работы.
Первый раздел раскрывает теоретические основы формирования познавательной активности, раскрывается сущность внеурочной деятельности и возможность ее использования на английском языке.
Второй раздел представляет собой анализ УМК «Spotlight 5» (Авторы: Ю. Д. Ваулина, Д. Дули, О. Е. Подоляко) на наличие заданий для использования во внеурочной деятельности.
Практическая часть раздела содержит разработанные автором внеурочные занятия, ориентированные на формирование познавательной активности.
В Заключении обобщаются результаты проведенного исследования, излагаются основные выводы, намечается перспектива дальнейшего изучения проблемы.
Список использованных источников включает 33 наименования работ отечественных авторов, справочные издания, а также ссылки на Интернет-ресурсы.
На основании проведенных исследований мы пришли к выводу, что именно внеурочные мероприятия помогают в полной мере формировать познавательную активность обучающихся, так как данные занятия воспитывают интерес к изучению предмета, что способствует лучшему усвоению информации и отработки речевых навыков.
Внеурочная деятельность соотносится с задачами современного образования, является способом активного получения знаний и развития необходимых навыков, способствует качественному усвоению школьного материала и развитию творческих способностей школьника. На практике было установлено, что использование внеурочной деятельности в процессе обучения, способствует активизации обучающихся, тренирует их навыки. Во время проведения внеурочных мероприятий и на последующих уроках обучающиеся стали лучше отвечать на заданные им вопросы и научились выслушивать ответы своих одноклассников.
Внеурочные занятия очень популярны, так как помогают обучающимся получать знания в увлекательной атмосфере, однако заданий для проведения во время внеурочной деятельности на формирование познавательной активности в современных учебниках английского языка отсутствуют, несмотря на всю их эффективность, наблюдаются лишь те задания, которые преподаватель может проводить во время урочной деятельности.
Для решения указанной проблемы была создана методическая разработка на базе проанализированного УМК для 5 класса средней школы, которая позволяет не только создать благоприятные условия для развития умений речевого взаимодействия, но и повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка. Разработанные внеурочные занятия могут стать дополнительным материалом к УМК «Spotlight» для 5-ого класса и использоваться отдельно, с адаптацией под конкретную учебную группу.
Таким образом, цель и поставленные задачи выполнены. Внеурочная деятельность в области изучения английского языка эффективно обогащает учебный процесс и становится незаменимым в ряде случаев.
Внеурочная деятельность соотносится с задачами современного образования, является способом активного получения знаний и развития необходимых навыков, способствует качественному усвоению школьного материала и развитию творческих способностей школьника. На практике было установлено, что использование внеурочной деятельности в процессе обучения, способствует активизации обучающихся, тренирует их навыки. Во время проведения внеурочных мероприятий и на последующих уроках обучающиеся стали лучше отвечать на заданные им вопросы и научились выслушивать ответы своих одноклассников.
Внеурочные занятия очень популярны, так как помогают обучающимся получать знания в увлекательной атмосфере, однако заданий для проведения во время внеурочной деятельности на формирование познавательной активности в современных учебниках английского языка отсутствуют, несмотря на всю их эффективность, наблюдаются лишь те задания, которые преподаватель может проводить во время урочной деятельности.
Для решения указанной проблемы была создана методическая разработка на базе проанализированного УМК для 5 класса средней школы, которая позволяет не только создать благоприятные условия для развития умений речевого взаимодействия, но и повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка. Разработанные внеурочные занятия могут стать дополнительным материалом к УМК «Spotlight» для 5-ого класса и использоваться отдельно, с адаптацией под конкретную учебную группу.
Таким образом, цель и поставленные задачи выполнены. Внеурочная деятельность в области изучения английского языка эффективно обогащает учебный процесс и становится незаменимым в ряде случаев.
Подобные работы
- Формирование познавательной активности у детей среднего школьного возраста в условиях внеурочной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2023 - Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в условиях внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2020 - Формирование рефлексивных умений у детей младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2023 - ФОРМИРОВАНИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ УСПЕШНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2020 - РОЛЬ ЦВЕТА В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2017 - Развитие эмпатии у детей младшего школьного возраста в художественно-эстетической деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Формирование эмоциональной саморегуляции у детей младшего школьного
возраста
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Магистерская диссертация, психолингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018





