ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФУТБОЛОМ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Возрастные анатомо-физиологические особенности
развития детей дошкольного возраста
1.2. Процесс социализации у детей дошкольного возраста... ]3
1.3. Игра как средство в социализации у детей дошкольного возраста 19
1.4. Футбол как средство физического развития детей
дошкольного возраста 27
Заключение по 1 главе 33
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ 35
2.1. Организация исследований 3 3
2.2. Методы исследований 36
ГЛАВА 3 ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ЭФФЕКТИВНЫХ СРЕДСТВ ЕЕ ОПТИМИЗАЦИИ 38
3.1. Выявление навыков социализации детей,
занимающихся футболом (методом анкетирования) ... 38
3.2. Оценка и анализ показателей благополучной
социализации детей старшего дошкольного возраста, занимающихся и не занимающихся футболом (констатирующий эксперимент), сравнение результатов. 44
3.3. Обоснование применения подвижных игр как средства оптимизации процесса социализации детей дошкольного возраста, занимающихся футболом 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 86
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1 ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Возрастные анатомо-физиологические особенности
развития детей дошкольного возраста
1.2. Процесс социализации у детей дошкольного возраста... ]3
1.3. Игра как средство в социализации у детей дошкольного возраста 19
1.4. Футбол как средство физического развития детей
дошкольного возраста 27
Заключение по 1 главе 33
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ 35
2.1. Организация исследований 3 3
2.2. Методы исследований 36
ГЛАВА 3 ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ЭФФЕКТИВНЫХ СРЕДСТВ ЕЕ ОПТИМИЗАЦИИ 38
3.1. Выявление навыков социализации детей,
занимающихся футболом (методом анкетирования) ... 38
3.2. Оценка и анализ показателей благополучной
социализации детей старшего дошкольного возраста, занимающихся и не занимающихся футболом (констатирующий эксперимент), сравнение результатов. 44
3.3. Обоснование применения подвижных игр как средства оптимизации процесса социализации детей дошкольного возраста, занимающихся футболом 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 86
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. Формирование, развитие человека как личности, как субъекта деятельности является важнейшей целью любого общества, семьи, образовательного учреждения и рассматривается в качестве системообразующего компонента в социальном воспитании. Образовательное учреждение как социальный институт реализует свои задачи с позиций развития интеллекта воспитанника, его эмоциональной сферы, уверенности в себе и принятии себя, позитивного отношения к миру и другим людям, мотивации самоактуализации и самосовершенствования, устойчивости к стрессам, то есть, - определенное гуманистическое отношение к ребенку, к его социализации.
Человек - существо социальное. Он включается в различные социальные взаимодействия с первых дней жизни, усваивает полученные от жизни уроки, опыт, приобретает свой определенный субъективный опыт, который становится неотъемлемой частью его как личности. Следовательно, усвоение и последующее активное воспроизводство человеком социального опыта является и процессом (социализация) и результатом этого процесса (т.е. социализированность человека). Человек - не просто объект социальных воздействий, но он, прежде всего, субъект социального развития, а также активный субъект саморазвития, в том числе и самовоспитания, следовательно, активный субъект социализации.
Движущей силой социализации личности выступает противоречие, возникающее в “точке столкновения” объективной системы социальных требований, предъявляемых субъекту, и реальной жизни субъекта, поэтому необходимы конкретно-определенные позитивные социальные условия, влияющие на социализацию человека.
Решать проблемы социализации детей в современном российском обществе сегодня весьма сложно. Причиной тому стали радикальные изменения практически во всех сферах общества, вызванные социальными реформами. Проблемы незанятости взрослых, возрастание нервно-психологических нагрузок на человека, дегуманизация социальных отношений рассогласовали официально установленные или фактически сложившиеся правила и нормы взаимоотношений между: “человек и общество”, “человек-человек”, “человек-коллектив”.
Объект исследования: социализация детей дошкольного возраста на занятиях физической культурой и спортом.
Предмет исследования: средства оптимизации процесса социализации детей дошкольного возраста на занятиях физической культурой и спортом.
Цель: исследовать основные аспекты и определить эффективные средства социализации детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ литературы по вопросам социализации детей дошкольного возраста на занятиях физической культурой и спортом в научных и методических источниках.
2. Выявить навыки социализации детей дошкольного и младшего школьного возраста, занимающихся физической культурой и спортом (методом анкетирования).
3. Оценить показатели благополучной социализации детей старшего дошкольного возраста (констатирующий эксперимент), сравнить результаты.
4. Обосновать применение подвижных игр как средства оптимизации процесса социализации детей дошкольного возраста, занимающихся физической культурой и спортом (на примере футбола).
Гипотеза исследования: Социализация детей дошкольного возраста - это одна из важнейших проблем системы образования. В условиях образовательного учреждения социализация детей дошкольного возраста будет осуществляться наиболее успешно, если на занятиях по физической культуре применять специально подобранные подвижные игры, направленные помимо основных задач и на развитие, совершенствование навыков социализации дошкольников, в частности и для формирования активности, инициативности и самостоятельности дошкольников.
Новизна исследования: заключается в том, что подобраны к применению на занятиях по физической культуре для детей дошкольного возраста подвижные игры, направленные помимо основных задач и на развитие, совершенствование навыков социализации дошкольников.
Человек - существо социальное. Он включается в различные социальные взаимодействия с первых дней жизни, усваивает полученные от жизни уроки, опыт, приобретает свой определенный субъективный опыт, который становится неотъемлемой частью его как личности. Следовательно, усвоение и последующее активное воспроизводство человеком социального опыта является и процессом (социализация) и результатом этого процесса (т.е. социализированность человека). Человек - не просто объект социальных воздействий, но он, прежде всего, субъект социального развития, а также активный субъект саморазвития, в том числе и самовоспитания, следовательно, активный субъект социализации.
Движущей силой социализации личности выступает противоречие, возникающее в “точке столкновения” объективной системы социальных требований, предъявляемых субъекту, и реальной жизни субъекта, поэтому необходимы конкретно-определенные позитивные социальные условия, влияющие на социализацию человека.
Решать проблемы социализации детей в современном российском обществе сегодня весьма сложно. Причиной тому стали радикальные изменения практически во всех сферах общества, вызванные социальными реформами. Проблемы незанятости взрослых, возрастание нервно-психологических нагрузок на человека, дегуманизация социальных отношений рассогласовали официально установленные или фактически сложившиеся правила и нормы взаимоотношений между: “человек и общество”, “человек-человек”, “человек-коллектив”.
Объект исследования: социализация детей дошкольного возраста на занятиях физической культурой и спортом.
Предмет исследования: средства оптимизации процесса социализации детей дошкольного возраста на занятиях физической культурой и спортом.
Цель: исследовать основные аспекты и определить эффективные средства социализации детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ литературы по вопросам социализации детей дошкольного возраста на занятиях физической культурой и спортом в научных и методических источниках.
2. Выявить навыки социализации детей дошкольного и младшего школьного возраста, занимающихся физической культурой и спортом (методом анкетирования).
3. Оценить показатели благополучной социализации детей старшего дошкольного возраста (констатирующий эксперимент), сравнить результаты.
4. Обосновать применение подвижных игр как средства оптимизации процесса социализации детей дошкольного возраста, занимающихся физической культурой и спортом (на примере футбола).
Гипотеза исследования: Социализация детей дошкольного возраста - это одна из важнейших проблем системы образования. В условиях образовательного учреждения социализация детей дошкольного возраста будет осуществляться наиболее успешно, если на занятиях по физической культуре применять специально подобранные подвижные игры, направленные помимо основных задач и на развитие, совершенствование навыков социализации дошкольников, в частности и для формирования активности, инициативности и самостоятельности дошкольников.
Новизна исследования: заключается в том, что подобраны к применению на занятиях по физической культуре для детей дошкольного возраста подвижные игры, направленные помимо основных задач и на развитие, совершенствование навыков социализации дошкольников.
Проведенный анализ литературы по вопросам социализации детей дошкольного возраста на занятиях физической культурой и спортом в научных и методических источниках позволил сделать ряд выводов.
В первом параграфе нами дана характеристика по возрастным анатомо-физиологическим особенностям развития детей дошкольного возраста. В дошкольном возрасте начинают проявляться индивидуальные особенности, формируется характер, личностные мотивы и интересы. В процессе социализации раскрываются психолого-педагогические аспекты социализации, критерии формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в условиях социализации.
Во втором параграфе мы рассмотрели процесс социализации у детей дошкольного возраста. Целью социально-коммуникативного развития является поддержка в ребенке уверенности в собственных силах, развитие у него эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, коммуникативных способностей.
В третьем параграфе представлена игра как средство социализации у детей дошкольного возраста. Целесообразно использовать следующие виды игр: сюжетно-ролевые игры, способствующие развитию потенциальных возможностей детей, имеющие важное значение для их психического развития, позволяющие смоделировать социальные отношения в различных обыденных ситуациях и многое другое; подвижные игры, выступающие важным условием развития культуры ребенка, в которых он осмысливает и познает окружающий мир, развивает свой интеллект, фантазию, воображение и формирует социальные качества.
В четвёртом параграфе мы изучили футбол как средство физического развития и социализации детей дошкольного возраста. Футбол является мощным средством социализации. В психолого-педагогический процесс подготовки игрока, который составляет целый комплекс знаний и умений и дает возможность достижения высоких результатов, входит не только обучение, тренировки и соревновательная деятельность, но и воспитание физической культуры, нравственности, волевых качеств и т.д.
Проведенное нами анкетирование с целью выявить навыки социализации детей дошкольного и младшего школьного возраста, занимающихся физической культурой и спортом, позволяет утверждать следующее. Родители, несомненно, играют важную роль в жизни и становлении детей, 54 % опрошенных ходят на футбол именно благодаря маме и папе. Многие (40%) пришли в секцию футбола в возрасте 7 лет, и это достаточно благоприятный возраст. Достаточно большая часть занимающихся (42 %) выбрали именно работу с мячом как мотив игры в футбол, остальные ответы распределились между вариантами: есть кумир, заниматься весело, можно выплескивать свою энергию. Вполне объясним тот факт, что почти половину опрошенных (46%) привлекает амплуа нападающего, для непосвященных зрителей он главный игрок команды; есть и дети, отдавшие предпочтение роли защитника, вратаря или запасного. При этом 44% опрошенных говорят, что у них не возникает сложностей при обучении игре в футбол, вполне возможно, что они пока не способны осознать их. Известные игроки в любом виде спорта своим примером поддерживают мотивацию юных спортсменов, следящих за их профессиональной карьерой.
Нами в течение учебного года было проведено тестирование и проанализированы карты проявлений активности (Щетинина А.М., Абрамова Н.А.), инициативности (Щетинина А.М.), и самостоятельности (Щетинина А.М.). МБДОУ «Детский сад № 193».
Из таблицы 7 мы видим, что всего у 28 % детей оценка их показателей благополучной социализации детей дошкольного возраста с разных позиций совпадает, то есть родители, воспитатели оценили их одинаково, а проявления в тренировочной игре футбол также идентичны указанным ранее уровням.
72% детей были оценен неоднозначно, то есть родители, воспитатели оценили их по-разному, и проявления в тренировочной игре футбол также не соответствуют указанным ранее уровням.
У 24% детей оценка их показателей благополучной социализации с двух позиций совпадает, то есть родители и воспитатели определили один и тот же уровень. При этом уровень проявления в тренировочной игре футбол, то есть на практике, у данных детей всегда ниже. Возможно родители и воспитатели завышают оценку либо у данных детей есть все основания для проявления показателей, но их реализация на текущем этапе развития затруднена в силу различных обстоятельств.
Нами в период года был проведен первый констатирующий эксперимент с целью оценки и анализа показателей благополучной социализации детей старшего дошкольного возраста, занимающихся футболом, детская школа «ЮНИОР».
В заключение можно сказать, что нами выявлены уровни развития по картам проявления активности, инициативности и самостоятельности и по ним выявлены результаты развитий базисных характеристик личности детей старшего дошкольного возраста.
У большинства детей уровень развития активности, инициативности и самостоятельности по мнению родителей в среднем не сильно высокая, хотя есть и низкий уровень.
А по мнению тренера у большинства детей уровень развития активности, инициативности и самостоятельности в среднем, высокий, хотя есть и низкий уровень.
Мы оценили показатели благополучной социализации детей старшего дошкольного возраста (констатирующий эксперимент), сравнили результаты.
Из таблицы 13 мы видим, что всего у 10 % детей оценка их показателей благополучной социализации детей дошкольного возраста с разных позиций совпадает, то есть родители, и тренер оценили их одинаково, а проявления в тренировочной игре футбол также идентичны указанным ранее уровням.
90 % детей были оценены неоднозначно, то есть родители, и тренер оценили их по-разному, и проявления в тренировочной игре футбол также не соответствуют указанным ранее уровням.
У 60 % детей оценка их показателей благополучной социализации с двух позиций совпадает, то есть родители и тренер определили один и тот же уровень. При этом уровень проявления в тренировочной игре футбол, то есть на практике, у данных детей всегда ниже. Возможно, родители и воспитатели завышают оценку либо у данных детей есть все основания для проявления показателей, но их реализация на текущем этапе развития затруднена в силу различных обстоятельств.
В заключение можно сказать, что нами выявлены уровни развития по картам проявления активности, инициативности и самостоятельности и по ним выявлены результаты развития базисных характеристик личности детей старшего дошкольного возраста, МБДОУ «Детский сад № 193».
У большинства детей уровень развития активности, инициативности и самостоятельности по мнению родителей в среднем высокая. А по мнению воспитателей у большинства детей уровень развития активности, инициативности и самостоятельности в среднем тоже высокий, хотя есть и низкий уровень.
Из таблицы 19 мы видим, что всего у 30 % детей оценка их показателей благополучной социализации детей дошкольного возраста с разных позиций совпадает, то есть родители, и тренер оценили их одинаково, а проявления в тренировочной игре футбол также идентичны указанным ранее уровням.
70 % детей были оценены неоднозначно, то есть родители, и тренер оценили их по-разному, и проявления в тренировочной игре футбол также не соответствуют указанным ранее уровням.
У 30 % детей оценка их показателей благополучной социализации с двух позиций совпадает, то есть родители и тренер определили один и тот же уровень. При этом уровень проявления в тренировочной игре футбол, то есть на практике, у данных детей всегда ниже. Возможно родители и воспитатели завышают оценку либо у данных детей есть все основания для проявления показателей, но их реализация на текущем этапе развития затруднена в силу различных обстоятельств.
В первом параграфе нами дана характеристика по возрастным анатомо-физиологическим особенностям развития детей дошкольного возраста. В дошкольном возрасте начинают проявляться индивидуальные особенности, формируется характер, личностные мотивы и интересы. В процессе социализации раскрываются психолого-педагогические аспекты социализации, критерии формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в условиях социализации.
Во втором параграфе мы рассмотрели процесс социализации у детей дошкольного возраста. Целью социально-коммуникативного развития является поддержка в ребенке уверенности в собственных силах, развитие у него эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, коммуникативных способностей.
В третьем параграфе представлена игра как средство социализации у детей дошкольного возраста. Целесообразно использовать следующие виды игр: сюжетно-ролевые игры, способствующие развитию потенциальных возможностей детей, имеющие важное значение для их психического развития, позволяющие смоделировать социальные отношения в различных обыденных ситуациях и многое другое; подвижные игры, выступающие важным условием развития культуры ребенка, в которых он осмысливает и познает окружающий мир, развивает свой интеллект, фантазию, воображение и формирует социальные качества.
В четвёртом параграфе мы изучили футбол как средство физического развития и социализации детей дошкольного возраста. Футбол является мощным средством социализации. В психолого-педагогический процесс подготовки игрока, который составляет целый комплекс знаний и умений и дает возможность достижения высоких результатов, входит не только обучение, тренировки и соревновательная деятельность, но и воспитание физической культуры, нравственности, волевых качеств и т.д.
Проведенное нами анкетирование с целью выявить навыки социализации детей дошкольного и младшего школьного возраста, занимающихся физической культурой и спортом, позволяет утверждать следующее. Родители, несомненно, играют важную роль в жизни и становлении детей, 54 % опрошенных ходят на футбол именно благодаря маме и папе. Многие (40%) пришли в секцию футбола в возрасте 7 лет, и это достаточно благоприятный возраст. Достаточно большая часть занимающихся (42 %) выбрали именно работу с мячом как мотив игры в футбол, остальные ответы распределились между вариантами: есть кумир, заниматься весело, можно выплескивать свою энергию. Вполне объясним тот факт, что почти половину опрошенных (46%) привлекает амплуа нападающего, для непосвященных зрителей он главный игрок команды; есть и дети, отдавшие предпочтение роли защитника, вратаря или запасного. При этом 44% опрошенных говорят, что у них не возникает сложностей при обучении игре в футбол, вполне возможно, что они пока не способны осознать их. Известные игроки в любом виде спорта своим примером поддерживают мотивацию юных спортсменов, следящих за их профессиональной карьерой.
Нами в течение учебного года было проведено тестирование и проанализированы карты проявлений активности (Щетинина А.М., Абрамова Н.А.), инициативности (Щетинина А.М.), и самостоятельности (Щетинина А.М.). МБДОУ «Детский сад № 193».
Из таблицы 7 мы видим, что всего у 28 % детей оценка их показателей благополучной социализации детей дошкольного возраста с разных позиций совпадает, то есть родители, воспитатели оценили их одинаково, а проявления в тренировочной игре футбол также идентичны указанным ранее уровням.
72% детей были оценен неоднозначно, то есть родители, воспитатели оценили их по-разному, и проявления в тренировочной игре футбол также не соответствуют указанным ранее уровням.
У 24% детей оценка их показателей благополучной социализации с двух позиций совпадает, то есть родители и воспитатели определили один и тот же уровень. При этом уровень проявления в тренировочной игре футбол, то есть на практике, у данных детей всегда ниже. Возможно родители и воспитатели завышают оценку либо у данных детей есть все основания для проявления показателей, но их реализация на текущем этапе развития затруднена в силу различных обстоятельств.
Нами в период года был проведен первый констатирующий эксперимент с целью оценки и анализа показателей благополучной социализации детей старшего дошкольного возраста, занимающихся футболом, детская школа «ЮНИОР».
В заключение можно сказать, что нами выявлены уровни развития по картам проявления активности, инициативности и самостоятельности и по ним выявлены результаты развитий базисных характеристик личности детей старшего дошкольного возраста.
У большинства детей уровень развития активности, инициативности и самостоятельности по мнению родителей в среднем не сильно высокая, хотя есть и низкий уровень.
А по мнению тренера у большинства детей уровень развития активности, инициативности и самостоятельности в среднем, высокий, хотя есть и низкий уровень.
Мы оценили показатели благополучной социализации детей старшего дошкольного возраста (констатирующий эксперимент), сравнили результаты.
Из таблицы 13 мы видим, что всего у 10 % детей оценка их показателей благополучной социализации детей дошкольного возраста с разных позиций совпадает, то есть родители, и тренер оценили их одинаково, а проявления в тренировочной игре футбол также идентичны указанным ранее уровням.
90 % детей были оценены неоднозначно, то есть родители, и тренер оценили их по-разному, и проявления в тренировочной игре футбол также не соответствуют указанным ранее уровням.
У 60 % детей оценка их показателей благополучной социализации с двух позиций совпадает, то есть родители и тренер определили один и тот же уровень. При этом уровень проявления в тренировочной игре футбол, то есть на практике, у данных детей всегда ниже. Возможно, родители и воспитатели завышают оценку либо у данных детей есть все основания для проявления показателей, но их реализация на текущем этапе развития затруднена в силу различных обстоятельств.
В заключение можно сказать, что нами выявлены уровни развития по картам проявления активности, инициативности и самостоятельности и по ним выявлены результаты развития базисных характеристик личности детей старшего дошкольного возраста, МБДОУ «Детский сад № 193».
У большинства детей уровень развития активности, инициативности и самостоятельности по мнению родителей в среднем высокая. А по мнению воспитателей у большинства детей уровень развития активности, инициативности и самостоятельности в среднем тоже высокий, хотя есть и низкий уровень.
Из таблицы 19 мы видим, что всего у 30 % детей оценка их показателей благополучной социализации детей дошкольного возраста с разных позиций совпадает, то есть родители, и тренер оценили их одинаково, а проявления в тренировочной игре футбол также идентичны указанным ранее уровням.
70 % детей были оценены неоднозначно, то есть родители, и тренер оценили их по-разному, и проявления в тренировочной игре футбол также не соответствуют указанным ранее уровням.
У 30 % детей оценка их показателей благополучной социализации с двух позиций совпадает, то есть родители и тренер определили один и тот же уровень. При этом уровень проявления в тренировочной игре футбол, то есть на практике, у данных детей всегда ниже. Возможно родители и воспитатели завышают оценку либо у данных детей есть все основания для проявления показателей, но их реализация на текущем этапе развития затруднена в силу различных обстоятельств.



