Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ВЫСОКОГО УРОВНЯ СЛОЖНОСТИ ПРОФИЛЬНОГО ЕГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ

Работа №156401

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы86
Год сдачи2021
Стоимость4355 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ВЫСОКОГО УРОВНЯ
СЛОЖНОСТИ ПРОФИЛЬНОГО ЕГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ 7
1.1. Особенности обучения математике в современной школе 8
1.2. Задания высокого уровня сложности ЕГЭ по математике:
характеристика, особенности 15
1.3. Дефициты математической подготовки обучающихся 25
Выводы по первой главе 32
ГЛАВА 2. КУРС ПО ВЫБОРУ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ «РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ВЫСОКОГО УРОВНЯ СЛОЖНОСТИ» В ОНЛАЙН И ОФЛАЙН-РЕЖИМАХ 34
2.1. Учебная программа и методические идеи курса 34
2.2. Структура и содержание курса 48
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы 67
Выводы по второй главе 75
Заключение 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Модернизация математического образования происходит в России уже не первый год. Развитые страны, совершающие в настоящее время технологический рывок, вкладывают существенные ресурсы в развитие математики и математического образования. И хотелось бы отметить, что разработка и внедрение новых технологических и содержательных решений в методику обучения математике является актуальной темой для различного рода исследований. Школьному курсу математики уделяют большое значение, и это не удивительно. Особого внимания заслуживают обучающиеся 10-11 классов, на которых возлагают большие надежды вузы, занимающиеся подготовкой специалистов в области наукоемких технологий. И от абитуриентов, выбирающих инженерные, технологические, технические, естественнонаучные направления подготовки и специальности, требуются высокие результаты ЕГЭ по математике профильного уровня.
Для современного общества имеет значение всесторонне развитая личность. Поэтому в последние годы в отечественной дидактике появилось такое понятие как математическая грамотность обучающихся. Теперь, когда речь идет о математическом образовании, отмечают тот факт, что следует направить силы на повышение математической грамотности среди школьников. Подготовка выпускников к государственному экзамену тоже должна подразумевать под собой не только отработку предметных навыков, но и развитие математической грамотности в целом.
Если говорить о заданиях высокого уровня сложности, то стоит отметить, что эти задания подразумеваются для определенной категории детей. Как показывает статистика, к решению этих заданий приступает не более 5 % экзаменуемых (задание 18), не более 15 % экзаменуемых (задание 19), а максимальное количество баллов за их выполнение получает менее 1 % обучающихся.
В частности, задание 19 проверяет умение рассуждать и строить цепочку рассуждений таким образом, чтобы прийти к верному ответу. Но очень часто обучающиеся заблуждаются и думают, что решение 19 задания заключается в умении применять различные теоремы, которые они не изучали. Кроме того, стоит отметить тот факт, что в школе есть проблема недостаточно качественной математической подготовки многих школьников. И решение заданий высокого уровня сложности может способствовать повышению общего уровня математической грамотности. На наш взгляд, эти два факта очень тесно взаимосвязаны между собой.
Задание 18 несколько шире по объему теоретических знаний, которые должен знать выпускник, чтобы выполнить данную задачу на максимальный балл. Это задание с параметром, решению которых в школьном курсе математики уделяется не так много времени. Материал, касающийся исследования уравнений и неравенств с параметрами, излагается разрозненно в разных темах курса 7-11 классов, зачастую учитель не успевает разбирать подобные задания на уроках. Поэтому, как правило, обучающимся требуется перед экзаменом специальная подготовка к решению заданий данного типа. Задания высокого уровня сложности предназначены для отбора наиболее подготовленных по математике выпускников школ, которые способны в дальнейшем делать серьезные научные открытия, работать в сфере высоких и наукоемких технологий.
В рамках традиционной классно-урочной системы, в условиях нехватки часов на качественное изучение учебной программы курса математики в старших классах, вопросы подготовки обучающихся к решению заданий высокого уровня сложности представляют для многих учителей методическую проблему. В то время как есть выпускники, мотивированные для решения подобных заданий. Часто школы практикуют сотрудничество с преподавателями вузов для подготовки выпускников к ЕГЭ профильного уровня в форме дополнительных занятий во внеурочное время, интенсивных занятий в каникулярное время, предметных погружений и т.п.
Есть различные пособия по подготовке к ЕГЭ к заданиям высокого уровня сложности (Г.И. Вольфсон, В.В. Локоть, М.Я. Пратусевич, А.А. Прокофьев, С.Е. Рукшин, Ю.В. Садовничий, К.М. Столбов, А.В. Шевкин, С.А. Шестаков, и др.). Известны отдельные авторские программы обучения математике, направленные на решение задач высокого уровня сложности (Д.В. Гущин, Р.Б. Крайнева, А.А. Ларин, В.И. Маркова и др.). Но далеко не все учителя математики в условиях массовой школы могут эффективно организовать подготовку обучающихся. Необходимы конкретные методические разработки для подготовки мотивированных обучающихся к решению задач высокого уровня сложности.
Ситуация, сложившаяся в последний год из-за пандемии, внесла коррективы в процесс обучения, в настоящее время есть запрос на организацию образовательного процесса как в онлайн, так и в офлайн- формате. Есть различные интернет-ресурсы, порталы, сообщества в социальных сетях, которые предоставляют возможности платной и бесплатной подготовки к ЕГЭ для старшеклассников. Но практика показывает, что далеко не каждый старшеклассник может самостоятельно организовать для себя эффективную подготовку к экзамену, особенно в части заданий высокого уровня сложности. Наиболее результативной такая подготовка оказывается в условиях сопровождения обучающегося учителем, репетитором, тьютором, выстраивания индивидуальных образовательных траекторий. В связи с этим есть необходимость организации дополнительных курсов, которые будут направлены на подготовку обучающихся к заданиям высокого уровня сложности, и в то же время ориентированы на повышение уровня математической подготовки. Такие курсы могут быть реализованы как в форме традиционных занятий, так и посредством электронного обучения. В связи с этим проблема подготовки определенного контингента обучающихся к решению задач высокого уровня сложности ЕГЭ по математике и ее решение на уровне школы в современных условиях являются весьма актуальными.
Объект исследования: процесс подготовки обучающихся к решению заданий высокого уровня сложности ЕГЭ по математике профильного уровня.
Предмет исследования: программа и методическое обеспечение курса на платформе Moodle для подготовки обучающихся к решению заданий высокого уровня сложности ЕГЭ по математике профильного уровня.
Цель исследования: разработать курс по выбору для подготовки обучающихся к решению заданий высокого уровня сложности ЕГЭ по математике профильного уровня на платформе Moodle.
Гипотеза исследования: реализация курса по выбору для
обучающихся 10-11 классов «Решение задач высокого уровня сложности» будет способствовать формированию устойчивых предметных умений обучающихся по решению задач высокого уровня сложности профильного ЕГЭ по математике, если разработать и реализовать специальное содержание курса и результативную методику его реализации.
Задачи:
1. Провести анализ проблем подготовки обучающихся к решению задач высокого уровня сложности на ЕГЭ по математике.
2. Разработать учебную программу курса по выбору для обучающихся 10-11 классов, направленную на подготовку к решению заданий высокого уровня сложности.
3. Разработать структуру и содержание курса по выбору в онлайн- и офлайн-формате.
4. Провести апробацию курса и сделать выводы о результатах его использования в процессе подготовки к ЕГЭ по математике профильного уровня.
Работа состоит из двух глав. В первой главе приведена классификация заданий 18 и 19; представлен анализ этих заданий в соответствии с предметными компетенциями, которыми должен обладать обучающийся для решения подобных заданий в ЕГЭ профильного уровня по математике.
Сделан обзор методической литературы по вопросу математической грамотности обучающихся. Кроме этого, первая глава включает в себя анализ взаимосвязи высоких результатов ЕГЭ профильного уровня по математике и уровня математической подготовки обучающихся.
Вторая глава включает в себя три параграфа, в которых приведена пояснительная записка курса для подготовки обучающихся к решению заданий высокого уровня сложности профильного ЕГЭ по математике, где описаны основные цели и задачи предъявляемого курса. Кроме этого, представлена структура и содержание курса. Представлены возможные варианты реализации курса на платформе Moodle. Рассмотрены возможности данной платформы для организации курса по выбору для подготовки заданий высокого уровня сложности ЕГЭ профильного уровня по математике. В заключении приведены результаты опытно-экспериментальной работы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В процессе выполнения данной работы в первую очередь было проанализировано содержание заданий высокого уровня сложности. Кроме этого, представлен анализ взаимосвязи уровня математической подготовки обучающихся и результатами выполнения заданий высокого уровня сложности. Исходя из выполненных исследований, мы приходим к таким выводам, что подготовка к ЕГЭ профильного уровня по математике, а в частности к заданиям высокого уровня сложности остается серьезной проблемой и для учителя, и для выпускников. То, что к этим заданиям необходимо готовится в дополнительное время, в этом нет сомнений, но как более точно организовать данную работу остается проблемой для учителя. На наш взгляд дополнительный курс, созданный на какой-либо платформе, а в нашем случае это платформа Moodle, является прекрасным решением для устранения проблем. Данная платформа предоставляет возможность различными способами представлять теорию для обучающихся. Кроме этого, учитывается дифференцированный подход, каждый выпускник идет в своем темпе. Но еще хотелось бы обратить внимание на выявленную взаимосвязь уровня математической грамотности обучающихся и успешным выполнением заданий высокого уровня сложности. Выпускники показывают не высокие результаты в исследованиях PISA. К сожалению, данный факт отрицательно отражается на уровне математического образования. Для обучающихся на данный момент несколько другие требования, чем раньше. Современное общество хочет видеть выпускника, который может изменяться в зависимости от возникшей ситуации, может решать серьезные научные проблемы, применять творческое мышление в повседневной жизни, находить новые решения старым проблемам.
Проведем анализ результатов относительно задач, которые мы ставили перед собой. В ходе работы мы провели анализ проблем подготовки обучающихся к решению задач высокого уровня сложности на ЕГЭ по математике. Изучили различную статистику по данному вопросу. Кроме этого, нами была подобрана методическая литература, которая помогла нам разобраться в данном вопросе. Хочется отметить, что изученная литература помогла нам не только разобраться в проблемах, связанных с решением 18 и 19 задание ЕГЭ профильного уровня по математике, но и дала мощную базу для разработки программы курса. Таким образом, мы переходим к следующему результату, который полностью соответствует поставленной задаче, мы разработали учебную программу курса по выбору для обучающихся 10-11 классов, направленную на подготовку к решению заданий высокого уровня сложности.
Далее глобальным результатом в нашей работе является разработка структуры и содержание курса по выбору в онлайн - и офлайн-формате. Нами была выбрана платформа Moodle для реализации курса. Мы составляли различные теоретические и практические занятия. Снимали видео с подробным разбором задач, конструировали курс, создавали мотивационные здания и придумывали интересные фразы, которые вели обучающегося на протяжении всего курса.
И еще один из результатов, на котором стоит заострить внимание — это апробация курса, которую мы провели и сделали выводы о результатах его использования в процессе подготовки к ЕГЭ по математике профильного уровня. Данный результат является ключевым, так как мы нашли аудиторию для, которой данный курс интересен, а самое главное необходим.
В заключении хотелось бы отметить, что созданный нами курс может использоваться в дальнейшей педагогической практике. Его особенностью является гибкость и легкая модернизация. Перспективы дальнейшего исследования состоят в том, что мы планируем модернизировать данный курс, добавлять туда еще больше методических идей, которые помогли бы нам довести до совершенства данный продукт. Кроме этого, мы планируем усовершенствовать его с технической точки зрения, сделать возможность пользователям регистрироваться самостоятельно, распространить его на большую аудиторию.



1. Акманова С.В., Акманов А.Р. Задания ЕГЭ с параметрами и рекомендации по методам их решения // Modern Science. 2020. №. 5-1. С. 281-286.
2. Асланов Р.М., Муханова А.А., Муханов С.А. Проектирование интерактивных образовательных ресурсов на основе технологий Wolfram CDF // Преподаватель ХХ! век. 2016. Т. 1. № 1.
3. Баюсова О.В., Бояркина Ю.А., Шашкина М.Б. Об итогах профильного ЕГЭ по математике в 2016 году // XIX Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета. 2017. С. 507-510.
4. Бронникова Л.М., Кисельников И.В., Тыщенко О.А. методический анализ ошибок при решении задач с параметрами участниками ЕГЭ по математике профильного уровня алтайского края в 2015 году //Мир науки, культуры, образования. 2015. № 5. С. 179-182.
5. Васьковская Г.А. Особенности реализации педагогических технологий профильного обучения // Балканско научно обозрение. 2018. № 1.
6. Вольфсон Г.И., Пратусевич М.Я., Рукшин С.Е., Столбов К.М., Ященко И.В. ЕГЭ 2020. Математика Арифметика и алгебра Задача 19 (профильный уровень) // Москва Издательство МЦНМО. 2020.
7. Горев П.М. Направления совершенствования школьного математического образования //Математический вестник педвузов и университетов Волго-Вятского региона. 2015. № 17. С. 224-236.
8. Гущин Д.Д. Образовательный портал «РЕШУ ЕГЭ» [Электронный ресурс]. URL: http://ege. sdamgia.ru(дата обращения 22.03. 2020).
9. Далингер В.А. Психолого-педагогические и дидактико-методические особенности обучение математике на основе когнитивно - визуального подхода // Евразийская педагогическая конференция. 2018. С. 76-79.
10. Демоверсия ЕГЭ по математике 2014 [Электронный ресурс].
URL: http://ege.edu.ru/common/upload/docs/2014/maEGE2014-1.zip (дата
обращения 20.05.2020).
11. Демченко М.Е. Исследование методов решения задания№ 19 ЕГЭ по математике профильного уровня // XXI Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета. 2019. С. 252-255.
12. ЕГЭ СтатГрад тренировочные работы 2021 год [Электронный ресурс]. URL: http://ege. sdamgia.ru(дата обращения 15.02. 2020).
13. Ерёмина И.И., Розенцвайг А.К., Зиатдинов Р.А. Установка и апробация серверной компоненты информационной образовательной среды университета на платформе LMS Moodle // Известия Сочинского государственного университета. 2015. № 1. С. 34.
14. Журавлева Н.А., Шашкина М.Б. ЕГЭ 2016. Извлекаем уроки и делаем выводы: задание с параметром // Математика в школе. 2016. № 9-10. С. 21-26.
15. Журавлева Н.А., Шашкина М.Б. Обучающий кейс «Задания с параметром» для подготовки к ЕГЭ профильного уровня по математике // Математика в школе. Электронное периодическое издание. 2018. № 2.
16. Журавлева Н.А., Шашкина М.Б. Развитие познавательных универсальных учебных действий обучающихся в процессе решения заданий с параметром // Стандарты и мониторинг в образовании. 2017. Т. 5. № 5. С. 42-47.
17. Идиатулин И.Р., Фаут Ю.В., Шашкина М.Б. Проблемы математической грамотности обучающихся и пути их решения // Информационные технологии в математике и математическом образовании: материалы VIII Всероссийской с международным участием научно-методической конференции, посвященной 80-летию профессора Ларина Сергея Васильевича. Красноярск, 13-14 ноября 2019 г.: в 2 ч. [Электронный ресурс] / отв. ред. В.Р. Майер; ред. кол. - Электрон. дан. / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2019. Ч. 2. С. 49-54.
18. Казакова А.Д. Решение задач № 19 ЕГЭ по математике //XIX Ломоносовские чтения. 2017. С. 41-43.
19. Калабина Е.В. Готовность учеников к решению заданий высокого уровня сложности на ЕГЭ по математике // Актуальные проблемы обучения математике, информатике, экономике и естественнонаучным дисциплинам в средней и высшей школе. Благовещенский государственный педагогический университет, г. Благовещенск, 2019. С. 71-77.
20. Киекбаева А.С., Солощенко М.Ю. Методические указания к решению задач по теории чисел (задание 19 из ЕГЭ по математике, профильный уровень) // Modern Science. 2021. № 3-2. С. 364-367.
21. Киселева О.М. и др. Возможности программного обеспечения при дистанционном обучении математике детей с особыми образовательными потребностями // Евразийское научное объединение. 2017. Т. 2. №. 8. С. 111-112.
22. Кобычева В.С., Шашкина М.Б. Проблемы качества математической подготовки обучающихся по результатам ЕГЭ 2019 г. // Информационные технологии в математике и математическом образовании: материалы VIII Всероссийской с международным участием научно - методической конференции, посвященной 80-летию профессора Ларина Сергея Васильевича. Красноярск, 13-14 ноября 2019 г.: в 2 ч. [Электронный ресурс] / отв. ред. В.Р. Майер; ред. кол. - Электрон. дан. / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2019. Ч. 2. С. 68-74.
23. Костенко М.А. Разбор задач с параметрами единого государственного экзамена 2017 ГОДА // Наука и образование: проблемы, идеи, инновации. 2018. №. 5. С. 23-26.
24. Кохужева Р.Б. Основные направления модернизации школьного математического образования международный журнал экспериментального образования. г. Москва, 2010. № 5. С. 115-119.
25. Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся - PISA [Электронный ресурс]. URL: https://fioco.ru/pisa(дата обращения 15.04.2020).
26. Моденов В.П. Координатно-параметрический метод в решении задач вступительных экзаменов //Математика в школе. 2007. №. 1. С. 66-72.
27. Никитин Н.Д., Никитина О.Г. Содержательно-методические
особенности различных способов решения заданий с параметрами. //
Современное образование: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы сборник статей XIII международной научно-практической конференции. г. Пенза, 2017. С. 174.
28. Павлов А.Л., Бродский Я.С. Пути развития математического образования // Дидактика математики: проблемы и исследования . Донецк: Фирма ТЕАСН. 2018. №. 47. С. 7-14.
29. Подлужный А.А. Разработка системы дистанционного обучения на базе программного обеспечения Moodle версии 3 : дис. г. Екатеренбург, 2016.
30. Попов В.В. Разработка и использование электронных образовательных ресурсов в образовании в условиях XXI века // Методика преподавания математических и естественнонаучных дисциплин: современные проблемы и тенденции развития. г. Челябинск, 2017. С. 217¬218.
31. Прокофьев А.А. Задачи с параметром на ЕГЭ 2018 // Математика в школе. 2018. №. 8 С. 11-24.
32. Прокофьев А.А. Задачи с параметром на ЕГЭ 2019 // Математика в школе. 2020. № 1. С. 17-30.
33. Решоткина Н.А. Решение задач с параметрами // Образовательная среда сегодня: теория и практика: Сборник материалов VII Международной научно-практической конференции. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.] г. Чебоксары, 2018. С. 92-98.
34. Рослова Л.О. Функциональная математическая грамотность: что под этим понимать и как формировать // Педагогика. 2018. № 10. С. 48-55.
35. Руководство преподавателя Moodle; Лаборатория инновационных технологий в образовании 2017 г. [Электронный ресурс] URL: https://clck.ru/UqiKN(дата обращения 10.02.2021).
36. Сергеев А.Э., Соколова И.В. Теория чисел в задаче№ 19 профильного ЕГЭ по математике. 2019.
37. Соколова И.В., Сергеев А.Э. Методические рекомендации к решению задачи№ 19 профильного ЕГЭ по математике //Современные проблемы науки и образования. 2018. № 6. С. 161.
38. Танзы М.В. и др. Технология дистанционного обучения математике студентов в электронной среде Moodle // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2019. № 1 (47). С. 35-41.
39. Тестов В.А. Особенности формирования у школьников основных математических понятий в современных условиях // Концепт. 2014. №. 12.
40. Тумашева О.В. Об особенностях обучения математике в условиях реализации системно-деятельностного подхода // Актуальные проблемы качества математической подготовки школьников и студентов: методологический, теоретический и технологический аспекты. г. Красноярск 2015. С. 75-78.
41. Уланов Ф.А. Портал «Педсовет» [Электронный ресурс]. URL: https://pedsovet.org/beta/article/pat-sovremennyh-tendencij-prepodavania- matematiki(дата обращения 26.01. 2021).
42. Установка системы Moodle на хостинг [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/QFhUo(дата обращения 10.02.2021).
43. Файн Т.А. Формирование метапредметных результатов в соответствии с требованиями ФГОС ООО при исследовательском подходе в обучении // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 5-2. С. 126-133.
44. Фаут Ю.В. Подготовка к решению задач высокого уровня сложности профильного ЕГЭ по математике на основе платформы Moodle // Современная математика и математическое образование в контексте развития края: проблемы и перспективы: материалы III Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и школьников. Красноярск, 18 мая 2018 года. Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2018. С. 234-238.
45. Шашкина М.Б. Дефициты математической подготовки обучающихся общеобразовательной школы (по результатам итоговой государственной аттестации) // Актуальные проблемы качества математической подготовки школьников и студентов: методологический, теоретический и технологический аспекты: материалы VII Всероссийской c международным участием научно-методической конференции. Красноярск, 10-11 ноября 2020 г. / отв. ред. М.Б. Шашкина; ред. кол.; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2020. С. 29-34.
46. Шашкина М.Б. Проблемы качества математической подготовки обучающихся по результатам профильного ЕГЭ 2018 г. // Актуальные проблемы качества математической подготовки школьников и студентов: методологический, теоретический и технологический аспекты»: материалы VI Всероссийской с международным участием научно-методической конференции Международного научно-образовательного форума «Человек, семья, общество: история и перспективы развития». г. Красноярск, 8-9 ноября 2018 г. / отв. ред. М.Б. Шашкина; ред. кол.; Краснояр. госуд. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2018. С. 13-19.
47. Шестаков С. ЕГЭ 2019. Математика. Задачи с параметром. Задача 18 (профильный уровень). Litres, 2018.
48. Ярошевич В.И., Сафуанова А.М., Сафуанов И.С. Особенности использования информационных технологий в обучении решению математических задач // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2018. Т. 15. №. 2.
49. Ященко И.В., Семёнов А.В., Высоцкий И.Р. Методические рекомендации по некоторым аспектам совершенствования преподавания математики (на основе анализа типичных затруднений выпускников при выполнении заданий ЕГЭ). [Электронный ресурс]. URL: fipi.ru(дата обращения 15.04.2021).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ