Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПОДГОТОВКА СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ОБЛАСТИ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ НА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ИНФОРМАТИКЕ

Работа №156397

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы81
Год сдачи2023
Стоимость4295 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
17
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы подготовки старшеклассников в области виртуальной реальности на внеурочных занятиях по информатике 7
1.1. Внеурочная деятельность по информатике в старшей школе как
составляющая образовательного процесса 7
1.2. Особенности виртуальной реальности как современной иммерсивной
технологии 21
Выводы по первой главе 36
Глава 2. Практические аспекты разработки и использования средств подготовки старшеклассников в области виртуальной реальности 39
2.1. Технологии и инструменты для разработки VR-средств подготовки ... 39
2.2. Примеры и методические рекомендации по использованию
разработанных средств 46
2.3. Результаты оценки разработанных средств 63
Выводы по второй главе 73
Заключение 74
Библиографический список 76


Современный мир всегда находится в динамике. Люди начинают быстро говорить, быстро действовать, хотят быстро работать и быстро учиться. В нашем прогрессивном обществе большую роль играют технологии. Сейчас практически не осталось сфер деятельности людей, где не использовались бы достижения науки и техники. Это касается и образования. На данный момент традиционные методы обучения отходят на второй план. Они становятся менее востребованными, эффективными и интересными.
Современные методы обучения включают множество инновационных технологий и подходов. Одним из них является иммерсивное обучение. Понятие иммерсивности происходит от англ. «immersion», что означает «глубокое погружение». В «Современном Толковом словаре живого русского языка начала XXI века» иммерсивность трактуется как комплекс ощущений человека, находящегося в искусственно созданном трехмерном мире, в котором он может менять точку обзора, приближать и удалять объекты и т. п. [35]. Кроме того, в некоторых исследованиях под иммерсивностью понимают создание эффекта «присутствия» за счет комплекса ощущений человека, находящегося в искусственно созданной среде [4]. Иммерсивное обучение - это метод, который использует искусственную или смоделированную среду, благодаря которой учащиеся могут полностью погрузиться в процесс обучения [9].
Таким образом, основная идея иммерсивных средств обучения заключается в создании виртуальной среды. О возможностях использования технологий VR в образовательном процессе говорят многие. Например, в работе [42] А. Чигрова и К. Дутова мы можем познакомиться с анализом рынка электронных образовательных услуг, кроме того, для ознакомления представлены продукты и технологии реализующие обучения в режиме «Онлайн + VR».
Также, проблему использования VR в образовании поднимают Р.А. Мулеронко и А.Н. Шикова в своей статье [20]. Они выделяют основные преимущества и недостатки такого метода обучения. Но, плюсы и минусы применения VR технологий рассматривают и другие ученые. Например, изучив статью [41] авторов М.В. Чернышевой, Л.В. Львова, В.А. Чернова мы сможем ознакомиться не только с сильными и слабыми сторонами виртуального обучения, но и с анализом понятийного аппарата, а также возможностями применения виртуального пространства для повышения эффективности обучения. Авторы придерживаются позиции о том, что виртуальные технологии «должны способствовать оптимизации сочетания виртуальных и традиционных технологий обучения» [41].
Кроме того, в последние годы технологии виртуальной реальности (VR) и дополненной реальности (AR) используются практически во всех сферах жизни человека, а значит, растет спрос на IT-специалистов. Но, обучение разработке VR-средств не включено в школьную программу основного общего образования. Таким образом, остро встает проблема обучения созданию виртуальной реальности на внеурочных занятиях по информатике. Приобретя этот навык, учащиеся смогут заинтересоваться данным направлениям и выбрать для себя одну из IT-профессий, которые очень востребованы в 2023 году. Также хочется отметить, что конкурс виртуальной реальности проходит в рамках Международной олимпиады в сфере информационных технологий «IT-Планета» в номинации «Образование».
Также, в рамках национального проекта «Образование» в РФ значительно обновляется материально-техническая база школ (Точки роста, Кванториумы, IT- кубы), а значит растет потребность в разработке новых моделей содержания и технологий в рамках образовательных программ школ. Однако, в современной методической литературе практически отсутствуют обучающие демонстрационные средства VR, которые можно использовать на внеурочных занятиях по информатике. Обобщая изложенное выше, можно сделать вывод о том, что обучение разработке VR-средств является актуальным направлением образовательной деятельности, а значит, тема данной выпускной квалификационной работы является актуальной и значимой для профессиональной деятельности современного учителя информатики.
Также хочется заметить, что анализ литературы позволил выявить противоречие между необходимостью включения подготовки в области технологий виртуальной реальности в программу внеурочной деятельности по информатике в старших классах, реализуемой на базе «Точек роста», «IT-кубов» и «Кванториумов» в сельских школах и недостаточном количестве методических и дидактических материалов для ее практической реализации.
Таким образом, проблема исследования заключается в поиске и научно-методическом обосновании ответа на вопрос о том, каким образом следует осуществлять подготовку старшеклассников в области виртуальной реальности на внеурочных занятиях по информатике с использованием современного оборудования, поставляемого в школы в рамках федерального проекта «Современная образовательная среда».
Цель работы - научно-методически обосновать и разработать комплект средств подготовки старшеклассников в области виртуальной реальности для использования на внеурочных занятиях по информатике.
Объектом исследования является процесс реализации внеурочных занятий по информатике в старшей школе на базе оснащенных иммерсивным оборудованием образовательных центров по типу «Точек роста», «IT-кубов» и «Кванториумов».
Предметом исследования является комплект средств подготовки старшеклассников в области виртуальной реальности.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Определить теоретические основы подготовки старшеклассников в области виртуальной реальности на внеурочных занятиях по информатике с использованием современного оборудования.
2. Охарактеризовать внеурочную деятельность по информатике в старшей школе как составляющую образовательного процесса.
3. Выделить и описать дидактические, технологические и программно-технические особенности виртуальной реальности как современной иммерсивной технологии.
4. Спроектировать и разработать комплект средств подготовки старшеклассников в области виртуальной реальности для использования на внеурочных занятиях по информатике.
5. Провести оценку разработанных средств и проанализировать ее результаты.
Область применения полученных результатов: в работе описаны примеры и рекомендации по применению виртуальных средств в старшей школе для обеспечения реализации внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению. Указанные средства направлены на формирование первичных представлений о разработке VR-средств и работе с виртуальной средой. Что может быть использовано учителями информатики общеобразовательной школы, являющихся резидентами «Точек роста», «IT- кубов» и «Кванториумов».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В заключение отметим основные результаты и выводы, полученные в ходе проделанной работы.
Во-первых, внеурочная деятельность по информатике в старшей школе была охарактеризована как составляющая образовательного процесса. Мы выделили субъекты, цели, содержание, методы, формы, средства, результаты внеурочной деятельности по информатике. Также мы выделили основные направления внеурочной деятельности, и определили, что подготовка старшеклассников в области виртуальной реальности относится к общеинтеллектуальному направлению внеурочной деятельности.
Во-вторых, мы выделили основные дидактические, технологические и программно-технические особенности современных иммерсивных технологий. Кроме того, было выделено 5 ключевых программ для разработки средств виртуальной реальности, а именно: Unity, A-Frame, Varwin Education, Roblox, EV Toolbox.
В-третьих, была определена платформа Varwin Education как наиболее подходящая из рассмотренных ранее программ для разработки средств виртуальной реальности. Были изложены шаги, необходимые для создания проекта с помощью данной программы.
В-четвертых, с помощью выбранного VR-редактора был разработан комплект средств подготовки старшеклассников в области виртуальной реальности для использования на внеурочных занятиях по информатике. Он состоит их трех проектов, которые рекомендуется использовать на 18 внеурочных занятиях по информатике. Для каждого тренажера были сформулированы методические рекомендации по применению.
В-пятых, для оценки разработанных материалов мы воспользовались сервисом «Яндекс формы», где был проведен онлайн-опрос, в котором участвовали 25 экспертов. Из результатов опроса следует положительное заключение о полезности разработанных средств.
Подводя итог вышесказанному, можно утверждать, что все задачи исследования выполнены, а цель работы достигнута.



1. A-Frame docs [Электронный ресурс] URL:
https://aframe.io/docs/1.3.0/introduction (дата обращения: 01.05.2023).
2. Unity [Электронный ресурс] URL: https://unity.com/ru (дата обращения: 01.05.2023).
3. Varwin-Разработка виртуальной реальности [Электронный ресурс] URL: https://varwin.com/ru/ (дата обращения: 01.05.2023).
4. Авербух Н. В. Психологические аспекты феномена присутствия в виртуальной среде // Вопросы психологии. 2010. № 5. С. 105-113.
5. Азевич А. И. Иммерсивные технологии как средство визуализации учебной информации // Вестник МГПУ. Серия: Информатика и информатизация образования. 2020. № 2. С. 35-43.
6. Азевич А. И. Модели использования иммерсивных технологий обучения в деятельности учителя информатики // Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования. 2021. №2. С. 152-161.
7. Бешенков С. А., Шутикова М.И., Филиппов В.И. Методика организации внеурочной деятельности обучающихся 5-9 классов с использованием робототехнического оборудования и сред программирования // Информатика в школе. 2019. №7. С.17-22.
8. Бином. Лаборатория знаний. Внеурочная деятельность [Электронный ресурс] URL: https://lbz.ru/books/1073/ (дата обращения: 12.04.2023)
9. Все, что вам нужно знать об иммерсивном обучении [Электронный ресурс] URL: https://antitreningi.ru/info/e-learning/immersivnoe-obuchenie/ (дата обращения: 07.10.2022)
10. Григорьев Д. В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников.
Методический конструктор: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2014. 67 с.
11. Гриншкун А. В., Левченко И.В. Возможные подходы к созданию и использованию визуальных средств обучения информатике с помощью технологии дополненной реальности в основной школе // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Информатизация образования». 2017. № 3. С. 267-272.
12. Дербуш М. В., Скарбич С. Н. Организация внеурочной деятельности по математике в парадигме смешанного обучения // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2022. Т. 11. № 3. С. 19-28.
13. Жигулина Е. В. Современные подходы к повышению качества проектно-исследовательской деятельности школьников // Школа-ВУЗ: современные формы взаимодействия в сфере эколого-географического образования. 2020. С. 105-108.
14. Использование метода проектов в развитии творческого мышления
учащихся на уроках информатики и ИКТ и во внеурочной деятельности [Электронный ресурс] URL: http://murom-
school8.ucoz.ru/metod_kopilka/ispolzovanie_metoda_proektov.pdf (дата обращения: 17.04.2023)
15. Корнилов Ю. В. Иммерсивный подход в образовании [Электронный
ресурс] // АНИ: педагогика и психология. 2019. №1. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/immersivnyy-podhod-v-obrazovanii (дата
обращения: 16.04.2023).
16. Котов Г. С. Иммерсивный подход в образовании: возможности и
проблемы реализации [Электронный ресурс] // Проблемы современного педагогического образования. 2021. №73. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/immersivnyy-podhod-v-obrazovanii-vozmozhnosti-i-problemy-realizatsii (дата обращения: 17.04.2023).
17. Кузнецова Е. А. Основные направления и формы внеурочной деятельности по математике в средней школе в условиях введения ФГОС ООО (из опыта работы) // Педагогическое мастерство : материалы X Междунар. науч. конф. 2017. С. 75-77.
18. Лингевич О. В. Организация внеурочной деятельности в образовательных учреждениях // Символ науки. 2016. №9-2. С. 80-82.
19. Мерцалова О. Д., Молчанова Е. А, Овсянникова Н. А. Внеурочная деятельность в начальной школе как результат образовательной деятельности вне урока // Наука. Образование. Инновации: Сборник научных трудов по материалам XXIX Международной научно-практической конференции. 2021. С. 104-106.
20. Мулеронко Р. А., Шиков А.Н. Проблемы применения технологий виртуальной реальности в образовании // Электронный научный журнал. 2016. № 12-1(15). С. 160-176.
21. Орлова И. А. Методика организации внеурочной деятельности : учеб.-
метод. пособие [Электронный ресурс] / Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. Владимир, 2023. Загл. с тит. экрана. Электрон. версия печ. публикации. - Систем. требования: Adobe Reader. URL:
https://dspace.www1.vlsu.rU/bitstream/123456789/10769/1/02521.pdf (дата
обращения: 01.04.2023)
22. Поляков К. Ю. Информатика. 10 класс. Базовый и углубленный уровни: учебник: в 2 ч / К. Ю. Поляков, Е. А. Еремин. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. 352 с.
23. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный
образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202209120008,свободный. - (дата обращения: 06.02.2023).
24. Рахимов Г. А., Салиева З.Н., Усманова Н.Р. Организация внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС ООО: сборник трудов конференции // Актуальные направления научных исследований: перспективы развития : материалы IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2022. С. 67-68.
25. Рыжова Н. И., Трубина И.И. Тенденции развития содержания
внеурочной деятельности школьников по информатике и математике в условиях информатизации и модернизации российского образования [Электронный ресурс] // Преподаватель XXI век. 2016. №4. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/tendentsii-razvitiya-soderzhaniya-vneurochnoy-deyatelnosti-shkolnikov-po-informatike-i-matematike-v-usloviyah-informatizatsii-i (дата обращения: 15.03.2023).
26. Сергеев С. Ф. Методология проектирования тренажёров с
иммерсивными обучающими средами [Электронный ресурс] // Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики. 2011. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologiya-proektirovaniya-
trenazhyorov-s-immersivnymi-obuchayuschimi-sredami (дата обращения:
15.04.2023).
27. Сергеева Т. Ф. Организация внеурочной деятельности учащихся по математике в системе общего образования // Академический вестник академии социального управления. 2018. № 1. С. 7-14.
28. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. М.: Академия, 2013. 576 с.
29. Словарь психолого-педагогических понятий: справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения / авт.-сост. Т. Г. Каленникова, А. Р. Борисевич. Минск: БГТУ. 2007. С. 68.
30. Смородинова М. В. Методы и средства воспитания личности: учебно-методическое пособие. М.: Белый ветер, 2020. 84 с.
31. Софронова Н. В., Бельчусов А. А. Теория и методика обучения информатике: учебное пособие для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2023. 401 с.
32. Тахиров Б. Н. Понятие виртуальной реальности // Наука, образование и
культура. 2020. №8. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/ponyatie-virtualnoy-
realnosti (дата обращения: 20.04.2023).
33. Технологии виртуальной реальности: перспективы и риски
[Электронный ресурс] URL: https:ZZgb.ru/blog/tehnologii-virtualnoj-realnostiZ (дата обращения: 27.04.2023)
34. Технологии внеурочной деятельности обучающихся [Электронный ресурс] / Алт. гос. пед. ун-т. Барнаул, 2019. Загл. с тит. экрана. Электрон. версия печ. публикации. Режим доступа свободный. - Систем. требования: Adobe Reader. URL: https:ZZlibrary.altspu.ruZdcZpdfZshatalova4.pdf (дата обращения: 12.12.2022)
35. Толковый словарь русского языка начала XXI века. Актуальная лексика / Г. Н. Скляревской. М.: Эксмо, 2006. 1136 с.
36. ТОП-36. Лучшие VR игры в 2023 году [Электронный ресурс] URL: https:ZZdaboom.ru/top-luchshie-vr-igryZ (дата обращения: 11.05.2023).
37. Тумашева О. В., Берсенева О.В. Обучение математике с позиции системно-деятельностного подхода: монография; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск. 2016. 280 с.
38. Уваров А. Ю. Технологии виртуальной реальности в образовании // Наука и школа. 2018. №4. С. 108-117.
39. Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования: Утвержден приказом Министерства просвящения Российской Федерации от «31» мая 2021 г. № 287.: URL:
https://shkolagornopravdinskr86.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/userfiles/FGOS/FGOS_OOO_2021.pdf.
40. Черенкова В. М. Проектирование рабочих программ внеурочной деятельности по информатике // Научные вести. 2021. №. 1. С. 81-85.
41. Чернышева М. В., Львов Л.В., Чернов В.А. Применение технологий виртуального обучения для повышения качества образования // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2017. № 2. С. 54-63.
42. Чигров А. Дутов К. Виртуальная реальность - психоз или инструмент поглощения информации будущего // БИТ. Бизнес и информационные технологии. 2017. № 9. С. 8-11.
43. Чупина В. А. Иммерсивность: трактовка и развитие понятия в педагогике // Инновации в профессиональном и профессионально¬педагогическом образовании: материалы 23-й Международной научно¬практической конференции. 2018. С. 488-493.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ