Введение 3
Глава 1. Порядок проведения заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников по астрономии 5
1.1. История олимпиадного движения по астрономии в России 5
1.2. Организация и проведение заключительного этапа всероссийской
олимпиады школьников по астрономии 12
Глава 2. Задания заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников по астрономии 17
2.1. Анализ заданий заключительного этапа всероссийской олимпиады
школьников по астрономии 17
2.2. Методические рекомендации по подготовке учащихся к участию в
этапах всероссийской олимпиады школьников по астрономии 45
Заключение 50
Литература 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Проведение олимпиад школьников по астрономии и другим учебным предметам в России стало уже традицией. В настоящее время участие во всероссийской олимпиаде школьников дает несколько больше преимуществ, чем в ранние годы проведения. В прошлом - талантливые дети просто отстаивали честь школы, а сегодня, выиграв олимпиаду, можно облегчить себе поступление практически в любой вуз страны. Вместе с тем, олимпиада помогает выявить уровень знаний учащихся, раскрыть их потенциальные способности, так как олимпиадные задания отличаются от стандартных заданий школьной программы и они имеют более сложный характер. Так же, принимая участие в олимпиадах с младших классов, учащиеся набираются опыта, что помогает им в дальнейшем при обучении. Для наиболее успешного выполнения такого рода заданий ученикам необходимо не только иметь нестандартное мышление и эрудированность, но и хороший уровень дополнительной подготовки по предмету. Обычно для подготовки к олимпиадам используются задания предыдущих лет, которые публикуются вместе с подробными решениями. Анализ этих заданий можно использовать для создания наиболее эффективной программы подготовки школьников к олимпиаде, которая повысит результативность их участия. Поэтому актуальной задачей является разработка таких образовательных программ.
Цель работы: разработать эффективную дополнительную образовательную программу для подготовки учащихся к участию в заключительном этапе всероссийской олимпиады школьников по астрономии.
Объект исследования:
обучение астрономии.
Предмет исследования:
всероссийская олимпиада школьников по астрономии.
Гипотеза:
разработанная дополнительная образовательная программа по астрономии будет способствовать повышению качества подготовки учащихся к участию в заключительном этапе всероссийской олимпиады школьников по астрономии.
Решаемые задачи:
1. Ознакомится с историей всероссийской олимпиады школьников по астрономии и регламентом проведения её заключительного этапа.
2. Выполнить анализ разделов астрономии и тем, которые использовались в заданиях заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников по астрономии в период с 2010 по 2016 годы.
3. Определить степень выполнения заданий участниками заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников по астрономии в разрезе разделов астрономии и тем в период с 2010 по 2016 годы.
4. Разработать дополнительную образовательную программу для подготовки учащихся к участию в заключительном этапе всероссийской олимпиады школьников по астрономии.
5. Провести апробацию разработанной дополнительной образовательной программы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и 2 приложений. Работа изложена на 53 страницах и содержит 10 рисунков и 9 таблиц. Библиографический список включает 20 наименований.
В ходе проведенного исследования были выполнены все поставленные задачи:
1. Изучена история всероссийской олимпиады школьников по астрономии, включая историю проведения олимпиады по астрономии в Красноярском крае и участия команды Красноярского края в заключительном этапе олимпиады по астрономии. Также изучен регламент проведения заключительного этапа олимпиады, определенный новым Порядком проведения всероссийской олимпиады школьников [1].
2. Выполнен анализ разделов астрономии и тем, которые использовались в заданиях заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников по астрономии в период с 2010 по 2016 годы. Выявлено, что наиболее часто встречающиеся в задачах темы: «Небесная сфера», «Солнечная система», редко встречающиеся темы: «Эволюция Солнца и звезд», «Рассеянные и шаровые звездные скопления», «Приемники излучения и методы наблюдений».
3. Определена степень выполнения заданий участниками заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников по астрономии в разрезе разделов астрономии и тем (решаемость) в период с 2010 по 2016 годы. Установлено, что наиболее сложными для участников темами, встречающиеся в задачах являются: «Электромагнитные волны» и «Представление о внутреннем строении и источниках энергии Солнца и звезд».
4. На основе проведенного анализа заданий заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников разработана дополнительная образовательная программа для подготовки учащихся к участию в заключительном этапе всероссийской олимпиады школьников по астрономии.
5. В рамках тренинга «Учебно-тренировочные сборы для кандидатов в команду Красноярского края для участия в заключительном этапе всероссийской олимпиады школьников по общеобразовательному предмету Астрономия», проведена апробация разработанной дополнительной образовательной программы, которая по результатам участия команды Красноярского края в заключительном этапе всероссийской олимпиады школьников по астрономии показала свою эффективность.
Таким образом, гипотеза подтверждена, а поставленная цель достигнута.