Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЗАВИСИМОСТЬ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОТ ТИПА ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ

Работа №156390

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы63
Год сдачи2018
Стоимость4265 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ЗАВИСИМОСТИ
ТРЕВОЖНОСТИ РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ТИПА ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ 7
1.1. Родительские типы воспитания 7
1.2. Анализ эмоциональной сферы и тревожности ребенка старшего
дошкольного возраста 16
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 22
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАИВИСМОСТИ ТРЕВОЖНОСТИ РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ТИПА ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ 23
2.1. Методы исследования тревожности ребенка старшего
дошкольного возраста и типа воспитания в семье 23
2.2. Результаты эмпирического исследования зависимости тревожности
и типа воспитания 37
2.3. Рекомендации родителям 41
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 48
ПРИЛОЖЕНИЯ 51

Тревожность как эмоциональное состояние ребенка, многие ученые, часто связывают с типом воспитания, так как оно является совокупностью целого ряда характеристик, проявляющихся в детско-родительских отношениях и активно влияющих на ребенка. Характер детско-родительских отношений влияет на всю дальнейшую жизнь ребенка. Неадекватные типы воспитания часто связаны с развитием широкого спектра тревожных расстройств. Данные типы воспитания, могут возникать в силу педагогической некомпетентности родителей или отвержении своей родительской позиции. Повышенный уровень тревожности является одной из наиболее распространенных психологических проблем старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Данная проблема рассмотрена в трудах отечественных и зарубежных психологов, многие из них, например, такие как С.В. Ковалев, А.И. Захаров, И. Коган и др., считают тип воспитания в семье ключевым фактором в развитии личности ребенка.
По мнению Р.С. Немова, тревожность определяется как свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях [28].
Раскрывая понятие тревожности как о части сферы эмоциональных особенностей в старшем дошкольном возрасте, мы выделяем ее как переживание эмоционального дискомфорта ребенком, связанным с ожиданием неблагополучия, предчувствием грозящей опасности. В старшем дошкольном возрасте идет изменение эмоциональной сферы ребенка. Некоторые ее аспекты, в частности такие, как тревожность, имеют тенденцию к закреплению данного состояния как черты личности ребенка. Более того, тревожность принимает форму глубинной тревоги, т.е. может проявляться в психической неустойчивости, невротических реакциях [14].
Тревожность может проявляться во всех сферах жизнедеятельности ребенка, значительно ухудшая его самочувствие и осложняя социальное взаимодействие с окружающим миром. При этом причины формирования высокого уровня тревожности могут закладываться в природных, генетических факторах развития психики ребенка, например, по мнению Гарбузова В.И., тревожность родителей с большей вероятностью передается их детям. Но и в данном проявлении участвует социальный фактор - самый распространенный и активно действующий. Если первые факторы формирования тревожности трудно поддаются коррекции, то для коррекции социальных факторов вполне возможно создать соответствующие условия, чтобы преодолеть развитие высокого уровня тревожности в детском возрасте [14].
Ознакомившись с документом «Государственный доклад о положении детей и семей имеющих детей в РФ», было отмечено, что в настоящее время с 2015 года социально-экономическая обстановка в России ухудшается из-за ввода санкций и последующего роста инфляции. Также изменения настроения в СМИ и активная технологизация общества меняет привычный уклад жизни, негативно влияя на психологический климат в семье. На данный момент мы можем отметить значительное количество обращений родителей к психологам с проблемами возникновения тревожности у детей дошкольного возраста.
По мнению Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева, формирование личности ребенка происходит в его взаимодействии со взрослыми, следовательно, выделяя значительную роль типам воспитания. В качестве источника тревожности у детей, мы рассматриваем типы воспитания, которые в свою очередь формируют тревожное состояние ребенка как черту личности в его взрослении, т.е. личностную тревожность. Ее можно определить, как личностную черту, выраженную в склонности индивида к внутренним переживаниям тревоги из-за различных жизненных обстоятельств, которые объективно к этому не располагают. В старшем дошкольном возрасте данная черта начинает свое активное проявление, любое грядущее событие ребенок воспринимает как неблагоприятное или опасное для него, например, школа для таких детей будет восприниматься как нечто пугающее [12].
Объект исследования: тревожность детей старшего дошкольного возраста
Предмет исследования: зависимость тревожности детей старшего дошкольного возраста и типа воспитания в семье.
Цель исследования: изучить зависимость тревожности детей старшего дошкольного возраста от типа воспитания в семье.
Задачи:
1. Дать теоретическое обоснование зависимости тревожности детей старшего дошкольного возраста и типа воспитания в семье.
2. Рассмотреть понятие о тревожности в старшем дошкольном возрасте и типах воспитания в психолого-педагогической литературе.
3. Провести эмпирическое исследование, направленное на выявление зависимости тревожности детей старшего дошкольного возраста и типа воспитания в семье.
4. Описать рекомендации о преодолении тревожности детей старшего дошкольного возраста соответственно типу воспитания в семье.
Гипотеза исследования: предполагается, что от типа воспитания в семье зависит эмоциональное состояние ребенка старшего дошкольного возраста, а именно при типе воспитания «гипоопека» проявляется тенденция к тревожности.
Методы и методики исследования:
• теоретический анализ и систематизация психолого-педагогической литературы по проблеме зависимости тревожности детей старшего дошкольного возраста и типа воспитания в семье;
• проективные методики «Тест тревожности» Р. Тэммпла, В. Амена, М. Дорки и «Кинетический рисунок семьи» Р. Бернс, С. Кауфман, модификация А. Баркан.
Теоретическая значимость исследования заключается в расширении научного понимания тревожности детей старшего дошкольного возраста и его зависимости от типа воспитания в семье
Практическая значимость исследования заключается в выявлении зависимости тревожности детей старшего дошкольного возраста и типа воспитания в семье, а также разработка рекомендаций для родителей, чтобы уменьшить уровень тревожности у детей старшего дошкольного возраста в зависимости от типа воспитания в семье.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью данной работы было исследование зависимости тревожности ребенка старшего дошкольного возраста от типа воспитания в семье.
В теоретическом разделе работы были рассмотрены психологические особенности формирования тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Был освещен ряд классификаций типов воспитания, изучаемых разными авторами, а также рассмотрены последствия влияния определенного типа воспитания.
Большинство авторов склоняется к влиянию типа воспитания на формирование тревожности у ребенка, но также были выделены и другие причины, такие как: неудовлетворенность родителей своей работой, жилищными условиями и материальным состоянием, постоянные переживания чувства тревоги ребенком, а также неудовлетворение его ведущих возрастных потребностей. Каждый из типов воспитания, формирует определенные черты характера ребенка, так же зависящие от направления родительского отношения, которые в свою очередь могут отражаться как благоприятными, так и не благоприятными последствиями.
Тревожность, так же начинает свое активное развитие, проявляя способность устойчивости, то есть формируя тревожность как черту характера.
В практической части работы было проведено эмпирическое исследование. Качественный и статистический анализ эмпирических данных позволил сделать следующие выводы:
У детей с выявленным акцентированным типом воспитания имеется тенденция к тревожности. У исследуемых с типом воспитания «гипоопека», имеется самый высокий уровень тревожности. Также высокий уровень тревожности отмечается у детей с типом «кумир семьи». У типов «гиперопека» и «противоречивое воспитание» средний уровень тревожности.
Далее был составлен ряд рекомендаций для родителей в соответствии с каждым, выявленным в исследовании, типом воспитания и оформлен в виде буклета.
Таким образом, гипотеза о взаимосвязи эмоционального состояния ребенка старшего дошкольного возраста, а именно то, что при типе воспитания «гипоопека» проявляется тенденция к тревожности подтвердилась.



1. Абрамова Г.С. Возрастная психология / Учеб. пособие для вузов. Екатеринбург: Деловая книга, 2002. 232 с.
2. Афанасьева Т.М. Семья: Кн. для учащихся ст. классов. М.: Просвещение, 2005. 224 с.
3. Баркан А.И. О чем говорят рисунки детей. Руководство для родителей и педагогов. М.: Этерна, 2014. 208 с.
4. Бернс Р.С., Кауфман С.Х. Кинетический рисунок семьи: введение в понимание детей через кинетические рисунки. М.: Смысл, 2000. С. 20 - 21.
5. Блонский П.П. Психология и педагогика. М: Инфра, 2006. 512 с.
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Наука, 2001. 296 с.
7. Брель Е.Ю. Социально-психологические факторы формирования тревожности у младших школьников и пути ее профилактики и коррекции: автореф. дис... канд. психол. н.: по спец. 19.06.07. Томск, 1996. 24 с.
8. Варга Д. Дела семейные: Пер. с венг. М.: Педагогика, 2006. 160 с.
9. Винникотт Д.В. Разговоры с родителями. М.: Педагогика, 2005. 186 с.
10. Возрастная и педагогическая психология. М.: Прогресс, 2004. 417 с.
11. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. выс. учеб. заведений / Сост. И.В. Дубровина,
А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. 3-е изд. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 368 с.
12. Выготский Л.С. Эмоции и их развитие в детском возрасте. М., 1982.
13. Выготский Л.С. Избранные труды. М.: Высшая школа, 2004. т. 6. 385с.
14. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия, или как вернуть ребенку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье. Санкт-Петербург. АО «Сфера», 1994. 160 с.
15. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков: Анамнез, этиология и патогенез, 1988. 244 с.
16. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей. М.: Сфера, 2009.
17. Зеньковский Л. Психология детства. М.: ЭКСМО, 2006. 321с.
18. Захарова Е.И., Петрова А.А. Материнские представления о будущем ребенка и их роль в становлении родительства // Семейная психология и семейная терапия. 2014. №3. С.54 - 71.
19. Изард К.Е. Эмоции человека. М.: Мир, 2000. 180 с.
20. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб, 2001.52 с.
21. Каган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации // Вопросы психологии. 1984, №4. С. 89 - 95 с.
22. Ковалев А.Г. Психология личности. М.: Просвещение, 2005. 200 с.
23. Ковалев С.В. Психология семейных отношений. М.: Педагогика. 2001. 160 с.
24. Ковалева Л.Е. Формула эмоций. М.: Наука, 2004. 163 с.
25. Коломенский Я.Л. Психология общения. М: Аспект Пресс, 2003. 475 с.
26. Корнилов К.Н. Воля и ее воспитание. М.: Знание, 2007. 120 с.
27. Микиртумов Б.Е., Кощавцев А.Г., Гречаный С.В. Клиническая психиатрия раннего детского возраста. СПб: Питер, 2001. 256 с.
28. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. 4-е изд. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. Кн. 1: Общие основы психологии. 68 с.
29. Прихожан А.М., Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст 2-е изд. СПб, 2007. 192 с.
30. Тест тревожности (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен) / Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития. СПб., 2002. С. 19 - 28
31. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений: Курс лекций. М., 2013.
32. Щетинина А.М. Формирование эмоционально-перцептивных способностей у детей дошкольного возраста: Монография. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2013.
33. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Часть 1. / Н.С. Ежковой. Учебно-метододическое пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: ВЛАДОС, 2014 г. 91 с.
34. Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для
воспитателей дет. сада / Под ред. А.Д. Кошелевой, М.: Просвещение, 2015. 176 с.
35. Ширн Ч., Расселл К. «Рисунок семьи» как метод изучения детско- родительских взаимоотношений // Проективная психология. М., 2000.
36. Bowlby J.A. Securebase: parent - childandhealthyhuman - Basic Books, 2008. 92 c.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ