Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Потенциал городских профессиональных сообществ педагогов инженерно-технологического образования и его реализации

Работа №156389

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы119
Год сдачи2022
Стоимость4970 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
35
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы становления городских профессиональных сообществ педагогов инженерно-технологического образования 7
1.1 Современное состояние инженерно-технологического образования 7
1.2 Становление городских профессиональных сообществ педагогов 14
1.3 Полуструктурированное интервью как метод изучения потенциала
городских профессиональных сообществ педагогов в области инженерно-технологического образования 22
Глава 2. Организационно-методическое сопровождение становления и развития профессиональных сообществ педагогов инженерно-технологического образования 29
2.1 Анализ потенциала профессиональных сообществ педагогов
инженерно-технологического образования г. Красноярска 29
2.2 Методические возможности проектирования и реализации
профессионального турнира для педагогов 35
2.3. Опытно-экспериментальная работа и ее результаты 42
Заключение 54
Библиографический список 56
Приложения 64

На сегодняшний день проблемы теории педагогического образования многие ученые связывают со сменой исследовательской парадигмы: рассмотрения системы педагогического образования как открытой саморазвивающейся постоянно эволюционирующей системы, которая подвергается модернизационным сдвигам и изменениям в социокультурной системе. За последнее время социокультурная динамика научных знаний о педагогическом образовании описывается незавершенным переходом от институциональной организации системы непрерывного педагогического образования к системе открытого педагогического образования, включающую в себя конкурирующие и сотрудничающие образовательные (и иные) организации и профессиональные сообщества. В профессиональном развитии педагога большую роль начинают играть сообщества практиков. Это касается и педагогов профильного инженерно-технологического образования школьников, направленного на подготовку выпускников, мотивированных для получения профессионального инженерного образования и обеспечения, тем самым, стратегических направлений развития экономики страны на ближайшую и долгосрочную перспективу. Исследование потенциала профессиональных педагогических сообществ и возможности вовлечения педагога в процессы непрерывного педагогического образования - актуальная задача современных исследований.
Эта мысль нашла свое отражение в программных документах Правительства Российской Федерации: законе "Об образовании", в Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2035 г., в Концепции развития дополнительного образования до 2030 г., в Профессиональном стандарте педагога [50, 51, 65, 67].
В условиях пристального внимания государства к качеству общего и педагогического образования на уровне общественно-профессиональных дискуссий все больше внимания уделяется вопросу об отставании системы педагогического образования от требований развивающегося постиндустриального общества. Эту проблему ярко иллюстрируется на примере педагогических систем, которые ожидают абитуриентов для инженерных направлений подготовки. Если посмотреть на школьных педагогов инженерно¬технологического профиля, то особо четко проявляется неоднозначность будущего непрерывного педагогического образования, которое не может быть ни понято, ни построено на основе традиционной «догоняющей» модели [68].
Таким образом, актуальность настоящего исследования обусловлена, с одной стороны, приоритетами современной государственной образовательной политики, обозначенными в Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, национальном проекте “Образование” и ряде других документов, определяющих стратегическое развитие системы отечественного инженерно-технологического образования, и нехваткой квалифицированных и компетентных педагогических работников в области инженерно¬технологического образования, с другой стороны.
Вопросы развития профессиональных педагогических сообществ как ресурса профессионального развития педагога в разное время рассматривались С.Гессеном, В.И. Слободчиковым, Е.И. Исаевой, С.П. Будниковой, Н.В. Комлевой, Д.В. Хрипкова и др.; идеи формального образования развивались в трудах И.Г. Песталоцци, А. Дистервега, Е.О. Гугеля, П.С. Гурьева, А.Г. Ободовского, К.Д. Ушинского и др.; о влиянии неформального и информального образования на профессиональное развитие педагога в своих работах говорили И.К. Скрынник, В.И. Слободчиков, В.А. Стародубцев, А.А. Суртаева, С.В. Куликова, А.В. Окерешко и др.
Из вышесказанного можно выделить следующую проблему: недостаточная разработанность механизмов использования потенциала профессиональных сообществ педагогов инженерно-технологического образования для их профессионального развития.
Целью настоящей работы: выявить и обосновать использование потенциала городских профессиональных сообществ как средства профессионального развития педагогов инженерно-технологического образования.
Объект исследования: профессиональные сообщества педагогов инженерно-технологического образования.
Предмет исследования: потенциал городских профессиональных сообществ педагогов инженерно-технологического образования школьников.
При решении поставленной проблемы мы исходили из гипотезы о том, что потенциал городских профессиональных сообществ педагогов инженерно-технологического образования заключается в возможностях взаимообогащения его участников в методическом и предметном аспектах, и будет способствовать их профессиональному развитию при условии самоорганизации сообщества на принципах открытости, доступности, вариативности и свободы выбора.
Для реализации поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы решались следующие задачи:
1. охарактеризовать современное состояние инженерно-технологического образования школьников;
2. на основе анализа психолого-педагогической и методической литературы определить факторы становления и развития профессиональных сообществ педагогов;
3. провести анализ возможностей городских профессиональных сообществ педагогов инженерно-технологического образования школьников;
4. разработать организационно-методическое сопровождение становления и развития профессиональных сообществ педагогов инженерно¬технологического образования школьников;
5. провести опытно-экспериментальную работу, описать её результаты.
Содержание магистерской диссертации состоит из введения, двух главах, заключения, библиографического списка, приложений.
В первой главе “Теоретические основы становления городских профессиональных сообществ педагогов инженерно-технологического образования” раскрывается специфика развития инженерно-технологического образования в России в современных социо-культурных условиях, определяются факторы становления профессиональных сообществ педагогов, рассматриваются методы изучения потенциала городских профессиональных сообществ педагогов инженерно-технологического образования школьников.
Во второй главе “Организационно-методическое сопровождение становления и развития профессиональных сообществ педагогов инженерно¬технологического образования” проводится анализ потенциала профессиональных сообществ педагогов инженерно-технологического образования в городе Красноярске, описываются организационно-методические условия проектирования и реализации профессионального турнира педагогов инженерно-технологического образования школьников, а также представлен анализ результатов проведения этого турнира

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. В последние десятилетия в России создается многоуровневая система непрерывного инженерно-технологического образования, но до сих пор ощутима проблема кадрового обеспечения в этой области. Нехватка квалифицированных и компетентных педагогических работников в области инженерно-технологического образования замедляет процесс его развития.
2. Из-за смены исследовательской парадигмы в области педагогики обозначилась проблема профессионального образования и развития педагога. В результате чего профессиональные сообщества начинают играть важную роль в профессиональном становлении и развитии педагогов. Повышается значимость неформального и информального образования в рамках непрерывного образования педагогов.
3. Одним из методов изучения потенциала городских профессиональных сообществ педагогов инженерно-технологического образования был выбран метод полуструктурированного интервью. Его использование позволяет посмотреть на сложившуюся кадровую проблему “изнутри” педагогического сообщества, обозначить основные пути развития и использования потенциала педагогических сообществ в профессиональном развитии педагогов.
4. Как показало применение методики К.М. Ушакова по оценке сетей, ресурс развития потенциально новых связей между педагогами инженерно-технологического образования велик, но из-за высокой загруженности педагогов, а также низкой событийности в среде педагогов инженерно¬технологического образования наблюдается низкий процент взаимодействия, взаимного обмена опытом между педагогами. Из-за недостаточного количества связей между педагогами инженерно-технологического образования потенциал профессиональных сообществ не может развиваться в должной мере.
5. Для объединения педагогов инженерно-технологического образования необходим обширный событийный ряд, в рамках которого педагоги разного профиля могли бы обмениваться своим опытом, делиться своим мнением и развивать свои педагогические компетенции, что способствовало бы повышению качества профильной подготовки обучающихся в инженерно¬технологическом направлении.
6. Спроектированный и реализованный совместно с командой единомышленников Профессиональный турнир педагогов инженерно-технологического образования в полной мере реализовал поставленные цели. Произошел обмен опытом между педагогами инженерно-технологического образования, появилась копилка методических разработок для профильных инженерно-технологических классов, образовались новые связи между участниками-мастерами и участниками-экспертами, произошло расширение профессионального сообщества педагогов инженерно-технологического образования за счет включения новых членов, а следовательно увеличился потенциал сообщества, который в дальнейшем участники могут использовать для решения инновационных задач в сфере инженерно-технологического образования.
Таким образом, все поставленные задачи решены, цель исследования достигнута, гипотеза исследования экспериментально подтверждена.
Дальнейшее исследование проблемы может пойти в направлении оценки общественно-профессиональной экспертизы по овладению участниками- экспертами компетенций соответствующих роли “Эксперт” согласно Проспективному функционально-ролевому стандарту педагога инженерно-технологического образования [8].



1. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. Казань: Центр инновационных технологий, 2020. 124 с.
2. Белановский С. А. Глубокое интервью: учеб. пособие / С. А. Белановский.
- Москва: Никколо-Медиа, 2001. - 320 с.
3. Безрукова О.В. Метод «Action research» («Исследование действием») в социологических исследованиях: основные идеи // Вестник СамГУ. 2014. №5 (116). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metod-action-research- issledovanie-deystviem-v-sotsiologicheskih-issledovaniyah-osnovnye-idei(дата обращения: 19.06.2022).
4. Будникова С.П. Учебно-профессиональная общность как пространство развития профессиональной субъектности // Педагогика и психология образования. 2020. № 4. С. 137-152.
5. Бунаков Н. Как я стал и перестал быть «учителем учителей» / Н. Бунаков.
- СПб. : Тип. т-ва «Общественная польза», 1905. - 160 с
6. Белановский С.А. Свободное интервью как метод социологического исследования // Социология: 4М. — 1991. — № 2. — С. 5—19.
7. Бочарова Ю.Ю., Багачук А.В., Сергеева П.А. Изучение потенциала городских профессиональных сообществ в области инженерно-технологического образования школьников // ПНиО. 2021. №6 (54).
8. Багачук А.В., Бочарова Ю.Ю., Берсенева О.В.; ФГБОУ ВО «КГПУ им. В.П. Астафьева». Проспективный функционально-ролевой стандарт педагога инженерно-технологического образования. Патент №2021622720 РФ. Заяв. №2021622519 15.11.2021; Опубл. 30.11.2021
9. Бочарова Ю.Ю. О сущности практик открытого педагогического образования // Человек и образование. - 2019 г. - № 4 - С.36-42
10. Браймен А. Интервью в качественных исследованиях 1 // Социология власти. 2007. №4.
11. Веселкова Н.В. Методические принципы полуформализованного интервью // Социоло- гия: 4М. — 1995. — № 5—6. — С. 28—47.
12. Гессен С. И. Г Основы педагогики. Введение в прикладную философию/Отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. — М.: «Школа-Пресс», 1995.¬44 8 с.
13. Готлиб А. Качественное социологическое исследование: познавательные и экзистенциальные горизонты. — Самара: Универс-групп, 2004.
14. Долгина, Е. С. Интервью: понятие, цель, задачи, функции / Е. С. Долгина, М. А. Веснина. // Молодой ученый. — 2015. — № 7 (87). — С. 1109-111
15. Дополнение к «Энциклопедии профессионального образования» / Сост.Аксенова М.А., Ломакина Т.Ю., Яковлева М.Б.; Под науч. ред. Т.Ю. Ломакиной. М., 2017. С. 366
16.Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М.: Академия, 2005.
17. Ильин А.С. Мотивация педагога к инновационной деятельности: эрзац или реальность // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2012. №2. С. 69-74.
18. Исаев Е.И., Косарецкий С.Г., Слободчиков В.И. Становление и развитие профессионального сознания будущего педагога // Вопросы психологии. 2000. № 3. С. 57-66.
19. Кучко, Е. Е. Методы социологических исследований / Е. Е. Кучко // Социология: учебное пособие / А. Н. Данилов [и др.]; под науч. ред. А. Н. Данилова. — Минск: РИВШ, 2012. — Гл. 3.2. — С. 356—365
20. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. 180 с.
21. Куликова С. В. Профессиональные сообщества как ресурс неформального и информального образования педагога / С. В. Куликова // Дополнительное образование взрослых: международные тенденции и национальные приоритеты : Сборник научных статей Международной научно¬практической конференции, посвященной 105-летию БГПУ, Минск, 22-23 ноября 2019 года / Редколлегия: И.В. Шеститко [и др.]. Научный редактор И.Б. Стрелкова. - Минск: Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», 2019. - С. 146-152. - EDN KDJRQU.
22. Комлева Н. В. Профессиональные сообщества в системе управления знаниями / Н. В. Комлева // Открытое образование. - 2010. - № 1. - С. 96¬102.
23. Куликова С. В. Совершенствование историко-педагогического
образования: проблемы и перспективы / С. В.Куликова, М.В. Богуславский // Психологопедагогический поиск. - 2013. - № 1 (25). - С. 50-60.
24. Куликова С. В. Наставничество в современной России как ретроинновационный феномен / С. В.Куликова // Источники исследования о педагогическом прошлом: интерпретация проблем и проблемы интерпретации : сб. науч. тр. Междунар. науч.-практ. конф. - М. : МГПУ, 2019. - С. 438-449.
25. Краевский В. В. Методология педагогики /В. В. Краевский, Е.В. Бережнова.- М.: Академия, 2006. - 316с.- С.11.
26. Краевский В. В. Повышение квалификации педагогических кадров /В.В.Краевский//Педагогика. - 1992. - №7-8. - С.55-58.
27. Краевский В. В. Методология педагогики: прошлое и настоящее /В. В.Краевский//Педагогика. - 2002. - № 1. - С.3-10.
28. Краевский В. В. Методология педагогики: новый этап: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/В. В. Краевский, Е. В.Бережнова. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 400с.
29. Кротова А. С., Адаспаева Н.М. «Action research» как стратегия повышения
эффективности собственной деятельности современного педагога // European research. 2016. №1 (12). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/action-research-kak-strategiya-povysheniya- effektivnosti-sobstvennoy-deyatelnosti-sovremennogo-pedagoga(дата обращения: 19.06.2022).
30. Кружковое движение. Отчет ассоциации кружков за 2017-2018 гг. [Электронный ресурс]: НТИ. Кружковое движение. 2018 г. URL: https://team.kruzhok.org/storage/app/media/uploaded- files/booklet kruzhki.pdf(дата обращения 22.02.2022)
31. Лазарев В.С., Мартиросян Б.П. Нормативный подход к оценке инновационной деятельности школы // Педагогика. 2003. №3. С. 17-25.
32. Лазарев В.С., Разуваева Т.Н. Психология коллектива как субъекта инновационной деятельности. Сургут: РИО СурГПУ, 2009. 195 с.
33. Леонтьев А. Н. Психология деятельности. М.: Смысл, 2016. 512 с.
34. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 302 с.
35. Лукша П. Образование для сложного общества. - 2018 г. - С.212
36. Лукша П., Спенсер-Кейс Д., Кубиста Д. Образовательные экосистемы: возникающая практика для будущего образования // Московская школа управления СКОЛКОВО [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.skolkovo.ru/researches/obrazovatelnye-ekosistemy- voznikayushaya-praktika-dlya-budushego-obrazovaniya/(дата обращения 27.05.2021).
37. Маслова О.М. Мир интервьюера: по данным формализованного и свободного интервью // Социология: 4М. — 2000. — № 12. — С. 40—64.
38. Махотин Д.А. Инженерная подготовка в технологическом образовании школьников // КПЖ. 2016. №2-2 - С.301-304
39. Махотин Д. Повышение квалификации учителей технологий и педагогов профессиональных технологических классов в условиях реализации ФГОС общего образования // Казанский педагогический журнал. 2016. №2. С. 31-37.
40. Национальная технологическая инициатива. [Электронный ресурс]. URL: http://www.nti2035.ru/(дата обращения: 09.09.2021).
41. Неборский Е.В Формирование сетевых сообществ в сфере высшего образования в условиях глобализации [Электронный ресурс] // Проблемы современного образования. 2017. №4. С. 84-93.
42. Ногомерзаева З.С. Педагогические сообщества как фактор
стимулирования педагогов к инновационной профессиональной деятельности (рецензирована) // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2015. №2.
43. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология научного исследования. М.: Либроком, 2010.
44.Осипова С.И., Гафурова Н.В., Арнаутов А.Д., Бугаева Т.П., Лях В.И., Шубкина О.Ю. Модель системных изменений многоуровневого инженерного образования в контексте повышения качества. Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2019. 205 с.
45.Окерешко А. В. Актуальность информального образования как условия личностно-профессионального развития учителя / А. В
46.Образование для сложного общества. «Образовательные экосистемы для общественной трансформации». Доклад Global Education Futures 2018г. [Электронный ресурс] URL: http://vcht.center/wp-
content/uploads/2019/06/Obrazovanie-dlya-slozhnogo-obshhestva.pdf(дата обращения 23.12.2021)
47. Пашинян И.А. Контент-анализ как метод исследования: достоинства и ограничения // Научная периодика: проблемы и решения. 2012. №3
48. Постановление Правительства РФ от 18 апреля 2016 г. N 317 «О реализации Национальной технологической инициативы» [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/71380666/(дата обращения 22.03.2022)
49. Профессиональные объединения педагогов: методические рекомендации для руководителей образовательных учреждений и учителей / под ред. М. М. Поташника. М.: Центр социальных и экономических исследований, 2002. 118 с.
50. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (ред. от 05.08.2016) "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 N 30550) [Электронный ресурс] URL:
http://www. consultant.ru/document/cons doc LAW 155553/ (дата
обращения 02.06.2022)
51. Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации. [Электронный ресурс] URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/(дата обращения 02.06.2022)
52. Региональный проект «Успех каждого ребенка». [Электронный ресурс]: Министерство образования Красноярского края. Официальный сайт. URL: https://krao.ru/natsproektyi/natsionalnyij-proekt-obrazovanie/regionalnyie- proektyi-natsionalnogo-proekta-obrazovanie/uspeh-kazhdogo-rebenka/(дата обращения 06.05.2022)
53. Ройтблат О. В. Формальное образование взрослых в системе повышения квалификации средствами неформального образования / О. В. Ройтблат // Мир науки, культуры, образования. - 2009. - № 7-2(19). - С. 210-213. - EDN LJWOQR.
54. Ройтблат О.В. Неформальное образование педагогических работников: вчера, сегодня, завтра. Монография./ Вестник ТОГИРРО, № 2 (29), 2014. - Тюмень: ТОГИРРО, 2014. - 236 с.
55. Сергеева Т. Ф., Рытов А. И. Профессиональные педагогические сообщества как инновационный ресурс системы образования // МНКО. 2012. №5.
56. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М.: Магистр, 1997. 223 с.
57. Сластенин В. А. Психология и педагогика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений /В.А. Сластенин, В. П. Каширин. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 480с.
58. Сластенин В. А. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений /В. А. Сластенин. - М.: Школьная пресса, 2004 -512с. - С.40.
59. Сластенин В. А. Дидактика /В. А. Сластенин. - М.: Академия, 2004.
60. Скрынник И. К. Неформальное образование как средство повышения эффективности деятельности некоммерческих организаций /И. К. Скрынник. Дисс. кан. пед. наук. - Ставрополь, 2006. - 217с.
61. Слободчиков В. И. Постдипломное образование педагогов:
антропологическая проекция/В. И. Слободчиков, Г. А. Игнатьева//Человек и образование.- 2014. - №3. - С.13-21.
62. Стародубцев В. А. Неформальное образование в жизнедеятельности педагога /В. А. Стародубцев, А. А. Киселева//Инновации в образовании. - 2010. - №9. - С.74-83.
63. Суртаева Н. Н. Методологические подходы к построению инновационного пространства непрерывного педагогического образования /Н. Н. Суртаева, А. А. Макареня, С. В. Кривых//Человек и образование. - 2014. - №2. - С.18-24.
64. Социологическая энциклопедия: В 2-х томах / Национальный общественно-научный фонд / Руководитель научного проекта Г.Ю. Семигин; Главный редактор В.Н. Иванов. — М.: Мысль, 2003.
65. Указ Президента Российской Федерации от 01.12.2016 г. № 642 «О
Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» [Электронный ресурс] URL: http://kremlin.ru/acts/bank/41449 (Дата
обращения 05.03.2022)
66. Ушаков К.М. Как сделать школу лучше, или Социальный капитал как приоритет. М.: 2017. 160 с.
67. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: http://zakonbase.ru(дата обращения 02.06.2022)
68. Хасанова З.Ф. Социальный капитал образовательной организации как фактор формирования коллектива в современных условиях // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т.2, №2 (38). С. 61-74.
69.Чеховский Иван Викторович Интервью как способ получения информации в качественной стратегии исследовательского поиска // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2009. №4.
70.Чернова И.П., Осипова С.И., Гафурова Н.В., Лях В.И. Инновационная практика профильного образования с ориентацией на потребности корпораций региона // Высшее образование сегодня. 2012. № 8. С. 10-16.
71.Чулок А. Четыре промышленные революции [Электронный ресурс]: ПостНаука 06.04.2019. URL: https: //postnauka.ru/wtf/155993 (дата
обращения 20.01.2022)
72.Что такое НТИ и как она помогает появлению инноваций в России [Электронный ресурс]: Тренд.РБК. 29.12.2020. URL:
https://trends.rbc.ru/trends/education/615470289a794717d30dc049(дата обращения 12.05.2022)
73. Штейнберг И.Е. Школа-студия глубинного интервью как эксполярная форма подготовки социолога-исследователя // Социологический журнал. — 2008. — № 4.
74. Щербаков А.В. Развитие профессионального мастерства педагога как воспитателя: потенциал сетевых профессиональных сообществ // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. №1 (58).
75. Щедровицкий П.Г. Революция уже произошла, мы просто этого не видим
[Электронный ресурс]: ZNAK. 12.12.2017. URL:
https://www.znak.com/2017-12-
12/petr chedrovickiy pochemu rossiyskaya ekonomika i obrazovanie ne us pevayut za ostalnym mirom(дата обращения 05.03.2022)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ