Введение 3
Глава 1. Теоретические основы предпрофильной подготовки обучающихся к сдаче Основного Государственного Экзамена по информатике 6
1.1. Базовое обучение и предпрофильная подготовка обучающихся
информатике в школе 6
1.2. История появления Единого Государственного Экзамена и Основного
Государственного Экзамена в России 11
Глава 2. Методическое планирование уроков предпрофильного курса «Моя профессия - мое будущее» 28
2.1. Введение предпрофильных курсов в школьном обучении 28
2.2. Особенности предпрофильного курса «Моя профессия - мое будущее»
по информатике 30
Заключение 59
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 61
Список использованных источников 62
Приложение А 67
Согласно системе модернизации российского образования среднее (общее) образование ориентированно на формирование социально грамотной и социально мобильной личности, знающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Обучение стало вариативным: появилось новое поколение учебной литературы, согласно закону об образовании, учителя отказались от единых учебников, появились современные государственные образовательные стандарты общего образования, началось более широкое внедрение информационных технологий в преподавании всех школьных предметов, изменились цели обучения. Всё это в равной мере касается и образовательной области "информатика".
Главной идеей федерального компонента государственного образовательного стандарта по информатике является интенсивное изменение логического мышления, воображения, алгоритмической культуры, мышления, овладение знаниями и умениями на всех этапах обучения, использование полученных знаний и умений на практике. Определены три основные цели модернизации образования:
- расширение доступности образования;
- повышение качества образования;
- повышение эффективности образования.
Актуальность данной темы в настоящее время объясняется тем, что предпрофильные курсы помогут обучающимся не только выбрать будущую профессию, но и повысить эффективность подготовки к успешной сдаче основного государственного экзамена, что позволит выбрать обучающемуся 2 направления - это поступление в учреждения среднего профессионального обучения или пойти в старшую школу и в дальнейшем поступить в высшее учебное заведение.
Проблемой данной темы в настоящее время является низкий уровень готовности школьников к сдаче ОГЭ и плохая информированность о профессиях и развитиях в IT сферах.
• На уроках информатики не в полной мере изучаются вопросы и задачи ОГЭ;
• Сами обучающиеся и учителя информатики мало времени уделяют к подготовке к основному государственному экзамену.
Объектом исследования является элективный предпрофильный курс, предметом исследования является организация системы подготовки учащихся к ОГЭ по информатике в рамках предпрофильного курса.
Целью данной работы является разработка предпрофильного курса «Моя профессия - мое будущее» который будет способствовать повышению уровня готовности обучающихся к сдаче основного государственного экзамена за счет знакомства с профессиями IT сферы.
Для реализации поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
• систематизирование этапов развития единого и основного государственного экзамена в России;
• анализ содержания заданий в ЕГЭ и ОГЭ по информатике;
• планирование и разработка предпрофильного курса подготовки к ОГЭ;
• разработка учебного курса по информатике для обучающихся 9-х классов.
Работа состоит из двух разделов, в которых раскрывается смысл и состояние изучаемой темы. Построенная таким образом работа позволяет наиболее ясно показать всю многогранность, сложность и значимость предпрофильного курса для подготовки учащихся к ОГЭ по информатике.
Информационной базой для написания выпускной квалификационной работы послужили: лекционный материал, учебная и периодическая литература по исследуемому вопросу, статьи ведущих специалистов и практикующих учителей и др.
В процессе работы были использованы следующие методы исследования: изучение методической, психологической и справочной литературы по данной теме:
• знакомство с уже имеющимися разработками по данной теме;
• беседы с учащимися по интересующей проблеме;
• индуктивный и дедуктивный, сравнения, системный и ситуационный анализ, синтез.
Цель настоящей работы заключается в разработке предпрофильного курса «Моя профессия - мое будущее» который будет способствовать повышению уровня готовности обучающихся к сдаче основного государственного экзамена за счет знакомства с профессиями IT сферы.
Для достижения указанной цели перед работой был поставлен ряд задач.
При решении задачи - систематизирование этапов развития единого и основного государственного экзамена в России в работе показаны этапы нововведений и изменений с 2001 года по настоящее время в едином и основном государственном экзаменах, которые привели как к положительным, так и к отрицательным результатам.
При решении задачи - анализ содержания заданий в ЕГЭ и ОГЭ по информатике, изучены темы и задания, которые указываются в контрольно-измерительных материалах, выбран блок «Алгоритмы и исполнители».
При решении задачи - планирование и разработка предпрофильного курса подготовки к ОГЭ, проведен мониторинг профессий будущего в сфере IT технологий. Разработан предпрофильный курс «Моя профессия - мое будущее», который направлен на изучения профессий и стимулирование обучающихся к подготовке для сдачи основного государственного экзамена по информатике.
При решении задачи - разработка учебного курса по информатике для обучающихся 9-х классов, после того, как был проведен мониторинг тем и заданий в контрольно-измерительных материалах и выбран блок «Алгоритмы и исполнители» мною разработано методическое планирование системы уроков для подготовки к сдаче основного государственного экзамена по информатике.
Таким образом, задачи решены в полном объеме, цель достигнута - разработан предпрофильный курс «Моя профессия - мое будущее» как средство подготовки обучающихся к сдаче основного государственного экзамена по информатике.
Итогом прохождения предпрофильного курса является:
1. Оформление стенда «Моя профессия - мое будущее». На стенде указываются выбранные профессии обучающихся, которые поступили в учреждения профессионального обучения и обучающихся которые пошли в старшую школу.
2. Ориентирование в профессиях будущего.
3. Успешная сдача основного государственного экзамена по информатике.
4. Поступление в учреждение профессионального обучения и переход в старшую школу 10-11е классы.