Практико-ориентированные географические задачи по формированию картографической грамотности у обучающихся 7 класса
|
Введение 3
Глава 1. Требования ФГОС к умениям работать с картой 5
1.1. Требования ФГОС к предмету «География» 5
1.2. Требования ФГОС к развитию функциональной грамотности 10
1.3. Картографическая грамотность как базовая компетенция при изучении
географии 13
Глава 2. Значение картографии в жизни человека 17
2.1. Картография как раздел географии 17
2.2. Применение знаний по картографии в жизни 28
2.3. Профессии, связанные с географическими картами 29
Глава 3. Методическая разработка «Практико-ориентированные задачи по формированию картографических умений обучающихся 7 класса» 35
3.1. Методические рекомендации по составлению практико-ориентированных
задач по географии 35
3.2. Практико-ориентированные задачи для формирования умений читать карту 36
3.3. Практико-ориентированные задачи для формирования умений понимать
карту 39
3.4. Результаты применения практико-ориентированных задач на уроках
географии при формировании картографической грамотности 44
Заключение 49
Источники литературы 50
Глава 1. Требования ФГОС к умениям работать с картой 5
1.1. Требования ФГОС к предмету «География» 5
1.2. Требования ФГОС к развитию функциональной грамотности 10
1.3. Картографическая грамотность как базовая компетенция при изучении
географии 13
Глава 2. Значение картографии в жизни человека 17
2.1. Картография как раздел географии 17
2.2. Применение знаний по картографии в жизни 28
2.3. Профессии, связанные с географическими картами 29
Глава 3. Методическая разработка «Практико-ориентированные задачи по формированию картографических умений обучающихся 7 класса» 35
3.1. Методические рекомендации по составлению практико-ориентированных
задач по географии 35
3.2. Практико-ориентированные задачи для формирования умений читать карту 36
3.3. Практико-ориентированные задачи для формирования умений понимать
карту 39
3.4. Результаты применения практико-ориентированных задач на уроках
географии при формировании картографической грамотности 44
Заключение 49
Источники литературы 50
География - единственный школьный предмет мировоззренческого характера, формирующий у обучающихся комплексное представление о Земле как о планете людей. Особенностью предмета географии является сочетание текста со схемами, рисунками, профилями и картой.
Карта необходима для правильного ориентирования на местности, для определения местоположения того или другого объекта. Она позволяет передать географические факты, описания, закономерности коротко, графическим способом. Язык карты понимают без перевода люди, разговаривающие на разных языках. Любое географическое исследование местности начинается с тщательного изучения ее за картами. Вот почему географу необходимо их хорошо понимать. Не менее важно научиться читать карту и каждому образованному человеку, чтобы уметь пользоваться ею для своих нужд.
Первые навыки работы с картой формируются в школе, например, при изучении географии. В зависимости от того, насколько полно обучающийся освоит умения читать, понимать, знать карту, облегчается его жизнь вне школы.
В работе представлена одна из технологий формирования картографической грамотности у обучающихся 7 класса, методические рекомендации по составлению практико-ориентированных задач, а также, практико-ориентированные задачи, направленные на формирование умений работать с картами и результаты их апробирования.
Объект: процесс формирования умений работать с картами у обучающихся средней школы
Предмет: практико-ориентированные задачи как способ формирования картографической грамотности у обучающихся 7 классов
Цель: разработка практико-ориентированных задач для формирования картографической грамотности у обучающихся средней школы.
Задачи:
1. Проанализировать современные требования ФГОС к школьному предмету география, в частности к организации работы с картой;
2. Конкретизировать место картографии в современном мире;
3. Определить эффективность применения практико-ориентированных задачи при формировании картографической грамотности
Методы: теоретические: анализ и синтез источников информации, сравнение понятий, картографический, статистический; эмпирические:
педагогический эксперимент, педагогическое моделирование
Карта необходима для правильного ориентирования на местности, для определения местоположения того или другого объекта. Она позволяет передать географические факты, описания, закономерности коротко, графическим способом. Язык карты понимают без перевода люди, разговаривающие на разных языках. Любое географическое исследование местности начинается с тщательного изучения ее за картами. Вот почему географу необходимо их хорошо понимать. Не менее важно научиться читать карту и каждому образованному человеку, чтобы уметь пользоваться ею для своих нужд.
Первые навыки работы с картой формируются в школе, например, при изучении географии. В зависимости от того, насколько полно обучающийся освоит умения читать, понимать, знать карту, облегчается его жизнь вне школы.
В работе представлена одна из технологий формирования картографической грамотности у обучающихся 7 класса, методические рекомендации по составлению практико-ориентированных задач, а также, практико-ориентированные задачи, направленные на формирование умений работать с картами и результаты их апробирования.
Объект: процесс формирования умений работать с картами у обучающихся средней школы
Предмет: практико-ориентированные задачи как способ формирования картографической грамотности у обучающихся 7 классов
Цель: разработка практико-ориентированных задач для формирования картографической грамотности у обучающихся средней школы.
Задачи:
1. Проанализировать современные требования ФГОС к школьному предмету география, в частности к организации работы с картой;
2. Конкретизировать место картографии в современном мире;
3. Определить эффективность применения практико-ориентированных задачи при формировании картографической грамотности
Методы: теоретические: анализ и синтез источников информации, сравнение понятий, картографический, статистический; эмпирические:
педагогический эксперимент, педагогическое моделирование
Формирование картографической грамотности при изучении географии является неотъемлемой частью образования. Навыки работы с картой облегчают жизнь учеников не только в школьные годы, но и после окончания средней школы. Умения читать, понимать и знать карту напрямую способствуют развитию универсальных учебных действий, критического мышления и научного мировоззрения.
Новый федеральный государственный стандарт основного общего образования определяет векторы развития не только в предметной области географии, но и делает упор на развитие навыков работы с информацией в ее различных видах. Географические карты представляют собой источник информации, активно используемый человеком в самых различных сферах жизни общества.
Одним из способов развития картографической грамотности является решение практико-ориентированных задач в области географии. Работая с картами непосредственно, обучающиеся применяют полученные теоретические знания на практике, закрепляют действия, направленные на развитие метапредметных результатов. Более того, такие задачи помогают формировать критическое мышление и развивать творческий подход к решению задач, что существенно важно в современном обществе.
Проведенный педагогический эксперимент показал, что решение практико-ориентированных задач позволило повысить уровень сформированности умения выбирать источники географической информации и умения представлять географическую информацию у обучающихся 7 класса МБОУ СОШ №10 им. Ю.А.Овчинникова. Данные задания учитель географии могут быть использованы при изучении соответствующих содержанию заданий тем уроков, либо как дополнительные задания для повышения уровня знаний и навыков обучающихся 7 класса.
Новый федеральный государственный стандарт основного общего образования определяет векторы развития не только в предметной области географии, но и делает упор на развитие навыков работы с информацией в ее различных видах. Географические карты представляют собой источник информации, активно используемый человеком в самых различных сферах жизни общества.
Одним из способов развития картографической грамотности является решение практико-ориентированных задач в области географии. Работая с картами непосредственно, обучающиеся применяют полученные теоретические знания на практике, закрепляют действия, направленные на развитие метапредметных результатов. Более того, такие задачи помогают формировать критическое мышление и развивать творческий подход к решению задач, что существенно важно в современном обществе.
Проведенный педагогический эксперимент показал, что решение практико-ориентированных задач позволило повысить уровень сформированности умения выбирать источники географической информации и умения представлять географическую информацию у обучающихся 7 класса МБОУ СОШ №10 им. Ю.А.Овчинникова. Данные задания учитель географии могут быть использованы при изучении соответствующих содержанию заданий тем уроков, либо как дополнительные задания для повышения уровня знаний и навыков обучающихся 7 класса.
Подобные работы
- Проблемы формирования картографических умений на уроках истории 5-7 кл
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ КАРТОГРАФИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЯ
РАБОТАТЬ С ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ КАРТОЙ НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ НАЧАЛЬНОГО КУРСА ГЕОГРАФИИ В 5-6 КЛАССАХ
Дипломные работы, ВКР, география. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Выявление потенциала школьных географических карт как средства практической и исследовательской деятельности школьников при обучении географии
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2017 - ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СПОРТИВНОГО ОРИЕНТИРОВАНИЯ В РАМКАХ
УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ НАЧАЛЬНОГО
КУРСА ФИЗИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ В ШКОЛЕ
Магистерская диссертация, география. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2020 - Принципы организации системно деятельностного подхода в учебном процессе
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - ПРАКТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ КУРСА «ГЕОГРАФИЯ РОССИИ» И ЕГО МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4845 р. Год сдачи: 2018 - Клубная деятельность по географии в 9 классе с целью изучения рекреационных ресурсов Ирбейского района
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2023



