Введение 3
Глава 1. Требования ФГОС к умениям работать с картой 5
1.1. Требования ФГОС к предмету «География» 5
1.2. Требования ФГОС к развитию функциональной грамотности 10
1.3. Картографическая грамотность как базовая компетенция при изучении
географии 13
Глава 2. Значение картографии в жизни человека 17
2.1. Картография как раздел географии 17
2.2. Применение знаний по картографии в жизни 28
2.3. Профессии, связанные с географическими картами 29
Глава 3. Методическая разработка «Практико-ориентированные задачи по формированию картографических умений обучающихся 7 класса» 35
3.1. Методические рекомендации по составлению практико-ориентированных
задач по географии 35
3.2. Практико-ориентированные задачи для формирования умений читать карту 36
3.3. Практико-ориентированные задачи для формирования умений понимать
карту 39
3.4. Результаты применения практико-ориентированных задач на уроках
географии при формировании картографической грамотности 44
Заключение 49
Источники литературы 50
География - единственный школьный предмет мировоззренческого характера, формирующий у обучающихся комплексное представление о Земле как о планете людей. Особенностью предмета географии является сочетание текста со схемами, рисунками, профилями и картой.
Карта необходима для правильного ориентирования на местности, для определения местоположения того или другого объекта. Она позволяет передать географические факты, описания, закономерности коротко, графическим способом. Язык карты понимают без перевода люди, разговаривающие на разных языках. Любое географическое исследование местности начинается с тщательного изучения ее за картами. Вот почему географу необходимо их хорошо понимать. Не менее важно научиться читать карту и каждому образованному человеку, чтобы уметь пользоваться ею для своих нужд.
Первые навыки работы с картой формируются в школе, например, при изучении географии. В зависимости от того, насколько полно обучающийся освоит умения читать, понимать, знать карту, облегчается его жизнь вне школы.
В работе представлена одна из технологий формирования картографической грамотности у обучающихся 7 класса, методические рекомендации по составлению практико-ориентированных задач, а также, практико-ориентированные задачи, направленные на формирование умений работать с картами и результаты их апробирования.
Объект: процесс формирования умений работать с картами у обучающихся средней школы
Предмет: практико-ориентированные задачи как способ формирования картографической грамотности у обучающихся 7 классов
Цель: разработка практико-ориентированных задач для формирования картографической грамотности у обучающихся средней школы.
Задачи:
1. Проанализировать современные требования ФГОС к школьному предмету география, в частности к организации работы с картой;
2. Конкретизировать место картографии в современном мире;
3. Определить эффективность применения практико-ориентированных задачи при формировании картографической грамотности
Методы: теоретические: анализ и синтез источников информации, сравнение понятий, картографический, статистический; эмпирические:
педагогический эксперимент, педагогическое моделирование
Формирование картографической грамотности при изучении географии является неотъемлемой частью образования. Навыки работы с картой облегчают жизнь учеников не только в школьные годы, но и после окончания средней школы. Умения читать, понимать и знать карту напрямую способствуют развитию универсальных учебных действий, критического мышления и научного мировоззрения.
Новый федеральный государственный стандарт основного общего образования определяет векторы развития не только в предметной области географии, но и делает упор на развитие навыков работы с информацией в ее различных видах. Географические карты представляют собой источник информации, активно используемый человеком в самых различных сферах жизни общества.
Одним из способов развития картографической грамотности является решение практико-ориентированных задач в области географии. Работая с картами непосредственно, обучающиеся применяют полученные теоретические знания на практике, закрепляют действия, направленные на развитие метапредметных результатов. Более того, такие задачи помогают формировать критическое мышление и развивать творческий подход к решению задач, что существенно важно в современном обществе.
Проведенный педагогический эксперимент показал, что решение практико-ориентированных задач позволило повысить уровень сформированности умения выбирать источники географической информации и умения представлять географическую информацию у обучающихся 7 класса МБОУ СОШ №10 им. Ю.А.Овчинникова. Данные задания учитель географии могут быть использованы при изучении соответствующих содержанию заданий тем уроков, либо как дополнительные задания для повышения уровня знаний и навыков обучающихся 7 класса.
1. Nazarenko T. Cartographic literacy as a condition of communication and security / Nazarenko T. // Intercultural Communication. — 2019. — № 1 (6). — С. 117¬137.
2. Vlasta Hus, Tina Hojnik Comparative Analysis of Cartographic Literacy in the Selected Curricula at the Primary Level / Vlasta Hus, Tina Hojnik // Creative Education. — 2013. — № 4. — С. 757-761.
3. Амбарцумова Э.М. Формирование готовности педагогов к использованию современных форм контроля и оценки образовательных достижений школьников : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Амбарцумова Элеонора Мкртычевна; [Место защиты: Институт стратегии развития образования Российской академии образования]. - Москва, 2019. - 230 с.
4. Антонюк Е.С. Картографический беспредел / Е.С. Антонюк // География. - 2006. - № 1. - С. 13 - 14.
5. Бажукова Н.В. Картография: учебное пособие / сост. Н. В. Бажукова Пермский государственный национальный исследовательский университет. - Пермь, 2020.- 310 с.
6. Баранский Н.Н. Методика преподавания экономической географии / Н.Н. Баранский. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1990. - 358с.
7. Барышева Ю.Г. Кабинет географии / Ю.Г. Барышева. - М.: Просвещение, 2013. - 187с.
8. Безрукова З.Г. Педагогические приёмы работы с географическими картами
на уроках географии в основной школе / Безрукова З.Г. [Электронный ресурс] // МЦОиП : [сайт]. — URL:
https://mcoip.ru/blog/2018/11/22/%d0%bf%d0%b5%d0%b4%d0%b0%d0%b3% d0%be%d0%b3%d0%b8%d1%87%d0%b5%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b5- %d0%bf%d1%80%d0%b8%d1%91%d0%bc%d1%8b-
%d1%80%d0%b0%d0%b1%d0%be%d1%82%d1%8b-%d1%81- %d0%b3%d0%b5%d0%be%d0%b3%d1%80/ (дата обращения: 21.03.2023).
9. Беловолова Е.А. Концепция развития предметной деятельности
обучающихся в основном общем географическом образовании : диссертация ... доктора педагогических наук : 13.00.02 / Беловолова Елена Александровна; [Место защиты: Московский педагогический
государственный университет]. - Москва, 2020. - 459 с.
10. Берлянт А.М. Карта - второй язык географии: очерки о картографии: кн. для учителя / А.М. Берлянт. - М.: Просвещение, 2015. - 564с.
11. Берлянт А.М. Карта рассказывает: пособие для учителей / А.М. Берлянт. - М.: Просвещение, 2018. - 317с.
12. Бибик, А. Е. Методика обучения географии в средней школе / А. Е. Бибик
— 1. — Москва: Просвещение, 1968 — 391 с.
13. Блаженов В.А. Приёмы развивающего обучения географии / В.А. Блаженов.
- М.: Дрофа, 2016. - 60с.
14. Буланов, С. В. Проблема совершенствования системы картографических знаний и умений в школьной географии: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / С. В. Буланов. — М., 2001. — 184 с.;
15. Гаврилюк А.А. Графический конспект на уроках географии / А.А. Гаврилюк // География в школе. - 2017. - № 2. - С. 45 - 46.
16. Гордеева Л.В. Обучение приемам чтения географической карты как один из эффективных методов развития творческого потенциала учащихся / Гордеева Л.В. [Электронный ресурс] // doc4web : [сайт]. — URL: https://doc4web.ru/geografiya/obuchenie-priemam-chteniya-geograficheskoy- karti.html(дата обращения: 18.03.2023).
17. Джунушалиева, К. К. Формирование картографических умений при
изучении географии в школе / К. К. Джунушалиева // Известия Кыргызской академии образования. — 2014. — № 1. — С. 70-72.
18. Жмойдяк Р.А., Атоян Л.В. Картография. Курс лекций / Жмойдяк Р.А.,
Атоян Л.В. [Электронный ресурс]. — URL:
https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/38479/1/Kartografia%20kurs%20lekcij% 20Zmojdiak.pdf (дата обращения: 12.12.2022).
19. Какие профессии связаны с географией: ТОП-20 специальностей / [Электронный ресурс] // ДоходИнет. — URL: https://dohodinet.ru/professii- svyazannye-s-geografiej/(дата обращения: 18.06.2023).
20. Картографическая сетка - сеть параллелей и меридианов на карте / [Электронный ресурс] // СтудопедиЯ. — URL: https://studopedia.org/2- 108371.html(дата обращения: 28.01.2023).
21. Каткова, О. А. Особенности преподавания предмета «География» в общеобразовательных организациях Тюменской области в 2022-2023 учебном году / О. А. Каткова // Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы. — 2022. — № 1. — С. 3-10.
22. Кирин, В. И., Олейник, А. С., Болтачев, Э. Ф. Анлиз методов представления пространственно-связанных данных / В. И. Кирин, А. С. Олейник, Э. Ф. Болтачев // Профессиональное образование и общество. — 2015. — № 1. — С. 162-173.
23. Ковалева Г.С., Логинова О.Б., др. Аналитический доклад «Типовые
критерии оценки достижения результатов обучающихся в соответствии с ФГОС основного общего образования" / Ковалева Г.С., Логинова О.Б., др. [Электронный ресурс]. — URL: http://school-
nej inka.ru/images/obrazovanie/2022/Analit_doklad_T ipovie_kriterii.pdf (дата обращения: 06.02.2023)
24. Концепция учебного предмета «Человек и мир»: утв. Приказом
Министерства образования Республики Беларусь 29.05.2009 № 675.
25. Краснова, М. А. Формирование картографических умений у младших школьников / М. А. Краснова // Адукацыя i выхаванне. — 2014. — № 10. — С. 757-761.
26. Лаврентьева, И. А. Карта - одно из средств формирования географических знаний / И. А. Лаврентьева // Ученые записки казанского филиала "Российского государственного университета правосудия". — 2020. — № 16. — С. 413-417.
27. Лодеикин, С. Д. Ошибки и трудности при формировании картографических знаний и умений обучающихся при изучении истории и пути их решения на примере педагогического опыта / С. Д. Лодеикин // Дни науки студентов Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. — Владимир:ВлГУ, 2019. — С. 2000-2005.
28. Малышкина С.Ю., Орлова Л.В. Практико-ориентированные задачи:
структура, уровни сложности и алгоритм составления Малышкина Светлана Юрьевна, учит / Малышкина С.Ю., Орлова Л.В. [Электронный ресурс] // Открытый урок 1 сентября. — URL: https://urok.1sept.ru/articles/642510(дата обращения: 21.04.2023).
29. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. N 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"
30. Приказ министерства просвещения РФ от 31 мая 2021г. №287 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
31. Примерная основная образовательная программа общего образования (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 18 марта 2022 г. №1/22)
32. Пущак О. Н. Картография / О. Н. Пущак. — Омск : Омский ГАУ, 2014. — 80 с.
33. Радченко, Л. К., Топчилов, М. А. К вопросу о классификации карт коммуникации [Текст] / Л. К. Радченко, М. А. Топчилов // Гео-Сибирь. — 2005. — № 1. — С. 237-241.
34. Селищев, К. А. Картоведение / К. А. Селищев: учебник. — М. : изд-во МГУ, 1990. — 400 с.
35. Сморгунова, Н. Н. Роль практико-ориентированных задач в школьном куре математики / Н. Н. Сморгунова // Инормационно-коммуникативные технологии в педагогическом образовании. — 2020. — № 1. — С. 46-49.
36. Стручкова, А. Н. Методика обучения школьников картографическим знаниям и умениям в курсе географии «Родной край»: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / А. Н. Стручкова. — СПб., 2011. — 174 с.
37. Тема II. Математико-геодезическая основа карт / [Электронный ресурс] //
Студопедия.нет. — URL: https://studopedia.net/19_121593_tema-II-
matematiko-geodezicheskaya-osnova-kart.html (дата обращения: 16.12.2022).
38. Терновская, А. Р., Селянгина, Н. Л. Формирование навыков работы у младших школьников с географическими картами на уроках окружающего мира / А. Р. Терновская, Н. Л. Селянгина. —Новосибирск, 2022 — 95 c.
39. Фокин В. С. Введение в геоинформационные системы : учебное пособие для студентов вузов железнодорожного транспорта / В. С. Фокин, Е. А. Фортыгина, Д. Н. Филиппов ; Российский гос. открытый технический ун-т путей сообщ. - Москва : РГОТУПС, 2007. - 162 с.
40. Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся /
[Электронный ресурс] // Муниципальное автономное учреждение "Информационно-организационный центр". — URL:
http://imc.admsurgut.ru/formirovanie-i-ocenka-funkcionalnoj-gramotnosti- obuchayushihsya(дата обращения: 18.02.2023).
41. Функциональная грамотность / [Электронный ресурс] // МОУ СОШ №4. —
URL: https://shkola4marks-r64.gosweb.gosuslugi.ru/roditelyam-i-
uchenikam/funktsionalnaya-gramotnost/ (дата обращения: 11.11.2022).
42.Чернятин, М. С. Экоцентрические тенденции развития основного общего образования в Российской Федерации / М. С. Чернятин // Вестник московского информационно-технологического университета - московского архитектурно-строительного института. — 2019. — № 3. — С. 87