Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование проекта «Методическое обеспечение корекции нарушений понимания и употребления предлогов у дошкольников
с общим недоразвитием речи III уровня» 6
1.1 Формирование навыков понимания и употребления предлогов у детей в
онтогенезе 6
1.2 Особенности понимания и употребления предлогов у дошкольников с
общим недоразвитием речи III уровня 12
1.3. Современные методы коррекции нарушений понимания и употребления
предлогов у детей старшего дошкольного возраста 16
1.4. Предпроектное исследование 23
Вывод по главе 1 28
Глава 2. Разработка и реализация проекта «Методическое обеспечение коррекции нарушений понимания и употребления предлогов у дошкольников
с общим недоразвитием речи III уровня» 30
2.1. Обоснование и жизненный цикл проекта 30
2.2. Описание продукта проекта 33
2.3. Апробация и оценка продукта проекта 38
Вывод по главе 2 43
Заключение 44
Библиографический список 46
Приложения 50
Актуальность исследования.
Формирование грамматического строя речи является важнейшим условием полноценного речевого и психического развития ребёнка. Особую трудность в практической деятельности логопедов, воспитателей вызывает формирование у дошкольников с общим недоразвитием речи (далее ОНР) понимание и употребление предлогов в речи. Предложные конструкции являются самыми распространёнными в русском языке, но в то же время они являются сложными логико-грамматическими конструкциями, чем и обусловлены особые трудности их усвоения детьми с ОНР. Исследования С.Н. Шаховской, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, Н.П. Рудаковой, Л. Малафеева и других показывают, что у детей с общим недоразвитием речи возникают трудности в правильном употреблении предлогов. Это может сказываться на понимании и выражении их мыслей, а также на их общей коммуникативной способности. Предлоги играют важную роль в структурировании предложений и передаче значений между различными элементами речи. Поэтому, когда дети имеют проблемы с предлогами, это может сказаться на их способности эффективно общаться и понимать окружающий мир. Понимание и использование предлогов является важным аспектом развития речи у детей. При отсутствии своевременной коррекционной работы, несформированность грамматического строя в аспекте понимания и употребления предлогов негативно скажутся на готовности к усвоению школьной общеобразовательной программы. Психофизиологической основой понимания и овладения предлогами и предложными конструкциями является сформированность пространственного восприятия, пространственных представлений (А.Р. Лурия, А.В. Семенович и др.). Следовательно, проблема формирования понимания и употребления предлогов является актуальной.
Этот фактор определил выбор данной темы «Методическое обеспечение коррекции нарушений понимания и употребления предлогов у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня».
Цель работы - разработать и апробировать методическое обеспечение с дидактическим материалом для коррекции нарушений понимания и употребления предлогов, а также пространственных представлений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня...
При разработке проекта был поставлен и решён ряд теоретических и практико-ориентированных задач, которые реализовывались поэтапно.
1. Изучена и проанализирована психолого-педагогическая литература, а также были теоретически изучены особенности понимания и употребления предлогов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, благодаря которым мы убедились в том, что у детей с ОНР III уровня нарушены понимание и употребление предлогов.
2. Изучена и проанализирована методическая литература и дидактическое обеспечение для диагностики нарушений понимания и употребления предлогов у старших дошкольников с ОНР III уровня в организации.
3. Изучено и проанализировано современное методическое обеспечение по коррекции нарушений понимания и употребления предлогов у старших дошкольников с ОНР III уровня в организации.
4. Подобрано содержание проекта «Методическое обеспечение коррекции нарушений понимания и употребления предлогов у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня», представленный в формате рабочей тетради «Изучаем предлоги», направленный на коррекцию понимания и употребление предлогов.
5. Содержание проекта было апробировано на логопедических занятиях с использованием рабочей тетради «Изучаем предлоги» для коррекции понимания и употребления предлогов, а также пространственных представлений старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи III уровня.
6. Анализ и оценка результатов показала результативность, положительную динамику в формировании предлогов у дошкольников.
В заключение можно сказать: предлоги и предложно-падежные конструкции являются самыми употребительными в речи и важны для коммуникации. Необходимо уделять особое внимание не только развитию понимания и употребления предлогов, но и их психологической базе, а именно пространственным представлениям.
1. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие для студентов пед. вузов. - М.: АСТ: Астрель, 2007. - 224 с.
2. Барчан Т.А. Игротека Татьяны Барчан. Где мышонок - М.: ЦОТР Ребус, 2012.
3. Барчан Т.А., Вьюгина Н. Игротека Татьяны Барчан. Предлоги и осьминоги - М.: ЦОТР Ребус, 2017.
4. Бойко С.И. Теоретико-методологическое обоснование использования средств наглядного моделирования в работе логопеда с детьми с общим недоразвитием речи // Проблемы педагогики. - 2017. - №2 (25). - С. 61-66.
5. Брюховских Л.А. Значение пространственных представлений в овладении грамотой детьми с общим недоразвитием речи//Современные технологии коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: материалы научно-практической конференции студентов, аспирантов, магистрантов. Красноярск, 30 апреля 2021 г. [Электронный ресурс] / отв. ред. И.Ю. Жуковин;отв. ред. - Электрон. дан. / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. -Красноярск, 2021. С. 17¬20.
6. Брюховских Л. А. Нарушения понимания логико-грамматических структур языка и их коррекция у младших школьников с дизартрией: Учебное пособие. - Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, - Красноярск, 2008, - 98с.
7. Брюховских Л.А., Санько В.Н., Особенности формирования предложно-падежных конструкций старших дошкольников с общим недоразвитием речи уровня 111//Современные технологии коррекционно-развивающей работы детьми с ограниченными возможностями здоровья: материалы научно-практической конференции студентов, аспирантов MOSTOBIX YHeHBIX. KpacHosper, 31 Mas 2022 r. [Электронный ресурс] Готв.ред. Беляева; ред.кол. Краснояр. гос.пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2022.
8. Брюховских Л.А., Кислицына О.Н., Экспериментальное изучение особенностей формирования предложно-падежных конструкций пространственным значением у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня//Современные технологии коррекционно-развивающей работы детьми с ограниченными возможностями здоровья: материалы научно-практической конференции студентов, аспирантов молодых ученых. Красноярск, 31 мая 2022 г. [Электронный ресурс]/отв.ред. Беляева О.Л.; ред.кол. Краснояр. гос.пед. ун-т им. В.П. Астафьева. -Красноярск, 2022.
9. Волкова Л.С., Шаховская С.Н., учеб. для студ. дефектолог. фак. пед. вузов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ВЛАДОС, 2002. - 678 с.
10. Горностаева, Н. В. Формирование предложно-падежных конструкций у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Н. В. Горностаева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 6 (33). — С. 24-26.
11. Грибова О.Е, Бессонова Т.П, Дидактический материал по обследованию речи детей. Грамматический строй (демонстрационный материал + методические рекомендации). М., 1999.
12. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда / О.Б. Иншакова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014. — 279 с. : ил. — (Коррекционная педагогика).
13. Капралова Р.Ю., Жулина Е.В. - Применение моделирования в коррекции нарушений предложно-падежных конструкций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Журнал «Теория и практика обучения, развития, воспитания сегодня» с. 145-148.
14. Карякина О. Я учу предлоги. Разрезные карточки - М.: Клевер Медиа Групп, 2016. - 64 с.
15. Каширина И.И., Парамонова Т.М. Самые нужные игры. Предлоги в, на, под, к, от. Развивающая игра-лото для детей 5-8 лет - М.:Сфера, 2017. - 16с...32