Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование проекта «Методическое обеспечение формирования фонематического восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня» 6
1.1 Закономерности фонематического восприятия в онтогенезе 6
1.2 Современное состояние проблемы формирования фонематического
восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня: анализ научно-методической литературы 17
1.3 Описание предпроектного исследования 27
Глава 2. Описание проекта «Методическое обеспечение формирования фонематического восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня» 36
2.1 Паспорт и жизненный цикл проекта 36
2.2 Описание продукта проекта 38
2.3 Результаты проекта 60
Заключение 69
Список используемых источников 71
Приложения 76
Актуальность. Развитие речи - одна из задач всестороннего развития детей. В жизни людей речевое общение занимает центральное место. Чем лучше развита речь ребенка, тем легче ему общаться, тем больше у него возможностей для познания окружающего мира. Речь должна быть правильно оформлена с точки зрения лексики и грамматики, а также быть четкой, безупречной при произношении. Сформированность фонетико-фонематических компонентов служит важнейшей предпосылкой при овладении ребенком коммуникативной культурой. Фонетико-фонематическая сторона речи является показателем общей культуры речи, соответствия речи говорящего произносительным нормам.
Фонематическое восприятие является фундаментом для развития правильного звукопроизношения, говорения и письма в целом. Если у ребенка не сформировано фонематическое восприятие, то и произносительная сторона речи будет искажена даже при условии нормально сформированного артикуляционного аппарата.
Анализ ситуации, складывающейся в настоящее время в системе воспитания и обучения дошкольников, свидетельствует о неуклонном росте числа детей, имеющих различные нарушения речи. Одним из наиболее распространенных среди них является общее недоразвитие речи. Дети, страдающие данным речевым нарушением, входят в группу риска по неуспеваемости в школьном обучении, главным образом, при овладении процессами чтения и письма. Поэтому проблема диагностики фонематического восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и ее методического обеспечения является актуальной, так как диагностическая работа является первым этапом логопедической коррекции, даже у дошкольников с ОНР одного уровня фонематическое восприятие и его компоненты могут быть развиты по- разному, а развернутая логопедическая диагностика позволит разработать план коррекционно-развивающей работы как для группы дошкольников, так и для отдельного ребенка.
Ведущие отечественные ученые (Р.Е. Левина, Г.А. Каше, Л.Ф.Спирова, Г.В.Чиркина, Н.А.Никашина и др.) доказали существование прямой зависимости между уровнем развития речи ребенка и его возможностями овладения грамотой. Несовершенство фонематического восприятия, влекущее за собой несформированность навыков звукового анализа и синтеза, в частых случаях служит причиной дисграфии и дислексии.
Цель исследования: изучить методическое обеспечение формирования фонематического восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня...
При разработке настоящего проекта был решён ряд теоретических и практико-ориентированных задач, которые реализовывались на этапе предпроектного исследования, на этапе создания продукта проекта и при его апробации.
Нами было выделено три группы приоритетных задач: научно-методические, диагностические и коррекционные.
В рамках решения первой, методической, группы задач мы провели исследование научной литературы по проблеме. В процессе теоретического анализа научной литературы были раскрыты понятия «фонематическое восприятие» и «наглядное моделирование», дана характеристика онтогенетического формирования фонематического восприятия и дизонтогенетических проявлений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня, изучены методики диагностики и коррекции фонематического восприятия у старших дошкольников с ОНР III уровня.
В теоретической части настоящей работы было доказано, что развитие фонематического восприятия является одной из важных предпосылок овладения навыками письма и чтения. Таким образом, итогом первой главы стал вывод о необходимости создания узконаправленного логопедического пособия по формированию фонематического восприятия у старших дошкольников с ОНР III уровня.
В рамках решения второй, диагностической, группы задач нами были адаптированы методики обследования, составлен протокол обследования фонематического восприятия, обследовано 10 старших дошкольников с ОНР III уровня, выполнен качественно-количественный анализ результатов обследования.
Диагностика показала, что проблема недоразвития фонематического восприятия у старших дошкольников с ОНР III уровня и проявляется у них как в типовых, так и в специфических ошибках в различной степени выраженности. Таким образом, в ходе предпроектного исследования был сделан вывод о том, что для последующей реализации коррекционных задач необходимо составить комплекс занятий с использованием наглядного моделирования для формирования фонематического восприятия.
На основе результатов диагностики была разработана «Тетрадь для логопеда», направленная на развитие фонематического восприятия у старших дошкольников с ОНР III уровня (см. Приложение В). В ходе внедрения продукта проекта нами был проведён цикл занятий, способствующих реализации третьей, коррекционной, группы задач. Апробация продукта показала, что задания и наглядный материал соответствуют поставленным задачам и нуждаются лишь в небольшой корректировке отдельных деталей.
Собственные наблюдения показали, что по завершении апробационного периода заявленные нами коррекционно-развивающие задачи были реализованы не в полном объёме, так как для формирования фонематического восприятия у старших дошкольников с ОНР III уровня необходим более длительный срок. Тем не менее, у обучающихся целевой группы была выявлена положительная динамика речевого развития по формируемым нами компонентам, и при дальнейшем использовании проекта можно ожидать развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза.
По завершении периода апробации представителями образовательной организации были представлены «Отзыв курирующего специалиста» и «Акт внедрения», согласно которым настоящий проект получил положительную оценку. Данные контрольного среза позволяют говорить о том, что продукт проекта имеет практическую ценность и может быть использован в работе со старшими дошкольниками с ОНР III уровня. Таким образом, цель проекта нами достигнута и поставленные задачи реализованы.
1. Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки / Н.Г. Алтухова. - СПб.: Лань,
2012. - 176 с.
2. Анисимова Ю.Н. Логопед и родители в процессе коррекции речевых нарушений: поиски эффективных форм взаимодействия / Ю.Н. Анисимова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2015 - № 4 - С. 33¬
43.
3. Балобанова В.П.Л.Г Богданова и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения / В.П. Балобанова, Л.Г. Богданова. - СПб.,
2013.
4. Балобанова В.П.Л.Г Богданова. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. - СПб., 2013. - 187 с.
5. Беккер К.П., Логопедия: учебник / К.П.Беккер, М. Совак ; под ред. Н. А. Власовой. - М. : Просвещение, 2006. - 288 с.
6. Белова-Давид Р.А. К вопросу систематизации речевых расстройств у детей / Р. А. Белова-Давид. — М. : Просвещение, 1999. — 25 с.
7. Бельтюков В.И. Об усвоении детьми звуков речи / В. И. Бельтюков. - М. : Просвещение, 2004. - 168с.
8. Варенцова Н.С. Развитие фонематического слуха у дошкольников / Н. С. Варенцова, Е. В. Колесникова - М. : Академия, 1997. - 221 с.
9. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии / Е. Н. Винарская. — М. : Просвещение, 2000. — 223 с.
10. Волкова Г.А. Методика психолого - логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. - С.- П.: "Детство - Пресс", 2015. - 285 с.
11. Волкова Г.А. Логопедия / Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова ; под ред. Л. С. Волковой. — М. : ВЛАДОС, 2008. — 680 с.
12. Волкова Л.С. В. Вариативные технологии преодоления фонематических расстройств у детей с речевыми нарушениями, обусловленными органическим поражением головного мозга различного генеза / С. В. Волкова // Дефектология. - 2015 - № 5 - С. 82-91.
13. Воробьева В.К. Обучение детей с тяжелыми нарушениями речи
первоначальному навыку описательно-повествовательной речи
/В.К. Воробьева/ Дефектология. - 2000. - № 24. - С. 17-21.
14. Воробьева В.К. Особенности связной речи дошкольников с моторной
алалией. Нарушение речи и голоса у детей /В.К. Воробьева/ - М.:
Просвещение, 2005. - 155 с.
15. Воробьева В.К. Особенности смыслового восприятия и воспроизведения речевого сообщения учащимися, страдающими моторной алалией. Недоразвитие и утрата речи (Вопросы теории и практики) / Под ред. Л.И. Беляковой. - М.: МГПИ, 2009. -114 с...55