МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В РАЗНОВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ
|
Введение 4
1. Обучение в разновозрастной группе 7
1.1. Исторический аспект разновозрастного обучения 7
1.2. Принципы и функции разновозрастного обучения 12
1.3. Роль учителя в разновозрастной группе 17
1.4. Методы и приемы работы с разновозрастной группой 21
Выводы по главе 1 25
2. Психологические основы обучения в разновозрастной группе 28
2.1 . Использование коллективного способа обучения в разновозрастной группе 28
2.2. Возрастная характеристика младшего школьного возраста 31
2.3. Возрастная характеристика старшего школьного возраста 36
Выводы по главе 2 40
3. Преподавание английского языка в разновозрастных группах на базе
пришкольного лагеря 42
3.1. Краткая характеристика работы летнего лагеря 42
3.2. Анализ методов и приемов работы с разновозрастными группами.. .45
Выводы по главе 3 48
Заключение 51
Библиографический список 54
Приложение А 57
Приложение Б 58
Приложение В 59
Приложение Г 60
Приложение Д 62
Приложение Е 63
Приложение Ж 64
Приложение И 65
Приложение К 66
Приложение Л 68
Приложение М 69
Приложение Н 70
Приложение П 71
1. Обучение в разновозрастной группе 7
1.1. Исторический аспект разновозрастного обучения 7
1.2. Принципы и функции разновозрастного обучения 12
1.3. Роль учителя в разновозрастной группе 17
1.4. Методы и приемы работы с разновозрастной группой 21
Выводы по главе 1 25
2. Психологические основы обучения в разновозрастной группе 28
2.1 . Использование коллективного способа обучения в разновозрастной группе 28
2.2. Возрастная характеристика младшего школьного возраста 31
2.3. Возрастная характеристика старшего школьного возраста 36
Выводы по главе 2 40
3. Преподавание английского языка в разновозрастных группах на базе
пришкольного лагеря 42
3.1. Краткая характеристика работы летнего лагеря 42
3.2. Анализ методов и приемов работы с разновозрастными группами.. .45
Выводы по главе 3 48
Заключение 51
Библиографический список 54
Приложение А 57
Приложение Б 58
Приложение В 59
Приложение Г 60
Приложение Д 62
Приложение Е 63
Приложение Ж 64
Приложение И 65
Приложение К 66
Приложение Л 68
Приложение М 69
Приложение Н 70
Приложение П 71
Несмотря на преобладание в школах одновозрастных классов, частные и языковые школы, летние лагеря, а так же общеобразовательные школы на занятиях по внеурочной деятельности по-прежнему формируют группы детей разного возраста. Кроме того, с каждым годом возрастает количество малочисленных школ и все более острой становится проблема нехватки кадров в сельских местностях. Закрытие таких малокомплектных учебных заведений и осуществление подвоза учащихся в близлежащие образовательные учреждения не самый удобный и действенный способ решения проблемы, но главное то, что он не помогает улучшить успеваемость и качество образования.
Красноярский край активно практикует не классно-урочное обучение на основе коллективных занятий. Данная практика представлена школами краевого инновационного комплекса по созданию коллективного способа обучения и проекта «Классно-предметная система обучения». Кроме того, с 2001 года началась разработка и реализация проекта «Создание малокомплектных сельских школ не классно-урочного типа на основе разновозрастных групп. В двенадцати районах края обучение осуществлялось, а в некоторых ведется и по сей день в разновозрастных группах [Лебединцев, Запятая, Горленко, Карпинский, 2005, с. 4]
Проблема данного исследования: как эффективно и правильно организовать обучение иностранному языку в разновозрастной группе.
Объект исследования - преподавание иностранного языка в разновозрастной группе на начальном и старшем этапах обучения.
Предметом исследования являются методы и приемы работы в разновозрастной группе.
Цель - поиск и практическая апробация наиболее эффективных методов и приемов работы с разновозрастной группой...
Красноярский край активно практикует не классно-урочное обучение на основе коллективных занятий. Данная практика представлена школами краевого инновационного комплекса по созданию коллективного способа обучения и проекта «Классно-предметная система обучения». Кроме того, с 2001 года началась разработка и реализация проекта «Создание малокомплектных сельских школ не классно-урочного типа на основе разновозрастных групп. В двенадцати районах края обучение осуществлялось, а в некоторых ведется и по сей день в разновозрастных группах [Лебединцев, Запятая, Горленко, Карпинский, 2005, с. 4]
Проблема данного исследования: как эффективно и правильно организовать обучение иностранному языку в разновозрастной группе.
Объект исследования - преподавание иностранного языка в разновозрастной группе на начальном и старшем этапах обучения.
Предметом исследования являются методы и приемы работы в разновозрастной группе.
Цель - поиск и практическая апробация наиболее эффективных методов и приемов работы с разновозрастной группой...
Изучение и овладение методами и приемами работы в разновозрастных группах позволяет не только правильно организовать урок, но и сделать его интересным, эффективным и качественным для всех участников такой группы. Однако методологические основы обучения иностранному языку в разновозрастных группах - это не только методы и приемы, это интеграция педагогических, методических и психологических знаний. Для организации занятий необходимо учитывать весь комплекс знаний: совокупность особенностей обучения в разновозрастной группе, ее принципы и функции, совокупность особенностей педагогического воспитания, возрастных особенностей и закономерностей младшего и старшего школьного возраста.
Анализ методологических основ обучения английскому языку в экспериментальных младшей и старшей разновозрастных группах в летнем пришкольном английском лагере на базе МБОУ СШ №141 показал, что все они так или иначе направлены на обучение и воспитание через коллектив. Учащиеся совершенствуют умения и навыки работы в парах и группах через взаимо- и самообучение.
Наилучший результат зависит не только от профессиональных, но и от личностных качеств учителя. Сформированный учительский образ - главный двигатель и регулятор процесса обучения в разновозрастной группе: если учитель не сможет создать благоприятную обстановку и атмосферу, то дальнейшая деятельность постоянно будет сталкиваться с трудностями при работе и коммуникации. В разновозрастных группах в отличие от обычной школы, педагог исполняет руководительскую функцию, а не осуществляет всецелый и назидательный контроль над каждым учащимся.
Не менее важным является стремление к новизне: различные стили, способы подачи, построения материала и организации не только классной, но и внеклассной деятельности учащихся - они должны быть постоянно вовлеченными в процесс обучения. Кроме того, творчеству в данном процессе отведена значительная роль: любые красочные и интересные иллюстрации, видеоролики, песни, танцы и задания позволят создать и сохранить мотивацию на протяжении всего пребывания учащегося в такой группе. Стоит особо отметить соотношение речевой деятельности педагога и учащихся: речь последних должна преобладать над речью преподавателя.
Методы и приемы являются главным средством реализации целей и задач обучения в разновозрастных группах; они - главные инструменты в арсенале педагога. Чтобы облегчить и систематизировать процесс выбора и применения методов и приемов, целесообразно разделить их на 3 группы:
• для младшей разновозрастной группы;
• универсальные, подходящие для работы с любой разновозрастной группой;
• для старшей разновозрастной группы;
Из отобранных 11 методов и приемов было апробировано 6, однако существует множество других - их выбор зависит от педагога, а так же целей и задач учебного процесса.
В ходе исследования все поставленные задачи были решены, а именно:
1. Определено понятие разновозрастной группы;
2. Выделены и охарактеризованы особенности работы с разновозрастной группой;
3. Дана характеристика возрастных особенностей детей младшего и старшего школьного возраста.
4. Представлен анализ методов и приемов работы в экспериментальных младшей и старшей разновозрастных группах.
Таким образом, можно утверждать, что достигнута главная цель работы: найдены и апробированы наиболее эффективные методы и приемы работы с разновозрастной группой.
В младшей разновозрастной группе таковыми являются:
1) Работа эхом;
2) Технология С.Н. Лысенковой перспективно-опережающего обучения использованием опорных схем при комментируемом управлении.
В старшей разновозрастной группе:
1) Методика взаимопередачи тем;
2) Методика Ривина.
В качестве универсальных методов в обеих группах применялись:
1) Ролевая игра;
2) Взаимотренаж.
Анализ методологических основ обучения английскому языку в экспериментальных младшей и старшей разновозрастных группах в летнем пришкольном английском лагере на базе МБОУ СШ №141 показал, что все они так или иначе направлены на обучение и воспитание через коллектив. Учащиеся совершенствуют умения и навыки работы в парах и группах через взаимо- и самообучение.
Наилучший результат зависит не только от профессиональных, но и от личностных качеств учителя. Сформированный учительский образ - главный двигатель и регулятор процесса обучения в разновозрастной группе: если учитель не сможет создать благоприятную обстановку и атмосферу, то дальнейшая деятельность постоянно будет сталкиваться с трудностями при работе и коммуникации. В разновозрастных группах в отличие от обычной школы, педагог исполняет руководительскую функцию, а не осуществляет всецелый и назидательный контроль над каждым учащимся.
Не менее важным является стремление к новизне: различные стили, способы подачи, построения материала и организации не только классной, но и внеклассной деятельности учащихся - они должны быть постоянно вовлеченными в процесс обучения. Кроме того, творчеству в данном процессе отведена значительная роль: любые красочные и интересные иллюстрации, видеоролики, песни, танцы и задания позволят создать и сохранить мотивацию на протяжении всего пребывания учащегося в такой группе. Стоит особо отметить соотношение речевой деятельности педагога и учащихся: речь последних должна преобладать над речью преподавателя.
Методы и приемы являются главным средством реализации целей и задач обучения в разновозрастных группах; они - главные инструменты в арсенале педагога. Чтобы облегчить и систематизировать процесс выбора и применения методов и приемов, целесообразно разделить их на 3 группы:
• для младшей разновозрастной группы;
• универсальные, подходящие для работы с любой разновозрастной группой;
• для старшей разновозрастной группы;
Из отобранных 11 методов и приемов было апробировано 6, однако существует множество других - их выбор зависит от педагога, а так же целей и задач учебного процесса.
В ходе исследования все поставленные задачи были решены, а именно:
1. Определено понятие разновозрастной группы;
2. Выделены и охарактеризованы особенности работы с разновозрастной группой;
3. Дана характеристика возрастных особенностей детей младшего и старшего школьного возраста.
4. Представлен анализ методов и приемов работы в экспериментальных младшей и старшей разновозрастных группах.
Таким образом, можно утверждать, что достигнута главная цель работы: найдены и апробированы наиболее эффективные методы и приемы работы с разновозрастной группой.
В младшей разновозрастной группе таковыми являются:
1) Работа эхом;
2) Технология С.Н. Лысенковой перспективно-опережающего обучения использованием опорных схем при комментируемом управлении.
В старшей разновозрастной группе:
1) Методика взаимопередачи тем;
2) Методика Ривина.
В качестве универсальных методов в обеих группах применялись:
1) Ролевая игра;
2) Взаимотренаж.
Подобные работы
- ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3000 р. Год сдачи: 2020 - Опытно-экспериментальное исследование организации внеурочной деятельности по иностранным языкам в средней школе
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3000 р. Год сдачи: 2020 - Развитие мотивации средствами внеурочной деятельности на среднем этапе обучения английскому языку в средней школе
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2017 - Проектно-исследовательская деятельность обучающихся в рамках музейных уроков иностранного языка
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - КОММУНИКАТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ГРАММАТИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА МЛАДШЕЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - КОММУНИКАТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ подход к
ОБУЧЕНИЮ ГРАММАТИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА
МЛАДШЕЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ПРИМЕНЕНИЕ ДИНАМИЧЕСКОГО ОЦЕНИВАНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛЕКСИКИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2021 - Формирование коммуникативной компетенции в рамках проектной деятельности на уроке английского языка у
обучающихся старших классов
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2023 - Формирование коммуникативном компетенции в рамках проектной деятельности на уроке английского языка у обучающихся старших классов
Дипломные работы, ВКР, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2023





