Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности

Работа №156328

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы66
Год сдачи2018
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. Понятие познавательной активности детей в психолого-педагогических исследованиях 6
1.2. Особенности познавательной активности детей среднего
дошкольного возраста 9
1.3. Игровая деятельность как средство развития познавательной
активности детей среднего дошкольного возраста 12
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 17
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 19
2.1. Организация и методы исследования 19
2.2. Описание и анализ результатов на констатирующем этапе
исследования 20
2.3. Организация и проведение формирующего эксперимента по
развитию познавательной активности детей среднего дошкольного возраста
в процессе игровой деятельности 24
2.4. Организация, проведение и анализ данных контрольного этапа
исследования 32
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 40
ПРИЛОЖЕНИЯ 43


В настоящее время в образовании все больший акцент ставится не только на развитии интеллектуальных способностей детей, но и на развитие их собственной познавательной и творческой активности, что получило отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО).
Познавательная активность ребенка формируется благодаря общению с взрослыми людьми в процессе воспитания и обучения, в разнообразных формах детской деятельности [1, с. 45].
Изучением познавательной активности занимались такие исследователи, как Л.П. Аристова, Д.Б. Годовикова, Т.М. Землянухина, М.И. Лисина, Р.А. Низамов, А.Н. Поддъяков, Т.И. Шамова, Е.И. Щербакова, Г.И. Щукина и др.
Познавательная активность детей в среднем дошкольном возрасте приобретает форму инициативной преобразующей активности. Приобретенные ребенком знания и практический опыт дают возможность осознать собственные возможности, а это, в свою очередь, побуждает к инициативным, а после и творческим действиям.
Дошкольное детство - это пора жизни, когда перед ребенком все более открывается окружающий его мир человеческой действительности. В своей деятельности, прежде всего в своих играх, ребенок овладевает предметным миром как миром человеческих предметов, воспроизводя человеческие действия с ним. Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном детстве. Именно в игре у дошкольников совершенствуются и развиваются психические процессы т.к. восприятие, память, воображение, мышление, двигательные способности, мотивация к школьному обучению [13, с. 57].
Игра для дошкольников - способ познания окружающего мира. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное, физическое, нравственно-патриотическое развитие дошкольника в целом. Весь педагогический процесс в условиях дошкольного учреждения строится на игровой деятельности. Следовательно, игровая деятельность может стать эффективным средством развития познавательной активности дошкольников.
В то же время специфика проявления познавательной активности детей среднего дошкольного возраста, а также возможности игровой деятельности в развитии познавательной активности детей изучены недостаточно.
Цель исследования: выявить возможности развития познавательной активности детей среднего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть и проанализировать научные источники по исследуемой проблеме (изучить понятие «познавательная активность»; выделить особенности познавательной активности детей среднего дошкольного возраста, рассмотреть возможности игровой деятельности в познавательном развитии детей).
2. Подобрать методы и методики диагностики.
3. Провести эмпирическое исследование особенностей
познавательной активности детей среднего дошкольного возраста.
4. Разработать систему психолого-педагогических мероприятий, на основе организации игровой деятельности, направленной на развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста.
5. Эмпирическим путем изучить эффективность проделанной работы.
Объект исследования: познавательная активность детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.
Гипотеза исследования: предполагается, что организация игровой деятельности с детьми среднего дошкольного возраста, с включением обучающих (дидактических, сюжетно-дидактических, подвижных) и досуговых игр (игр-забав; игр-развлечений; игр-драматизаций, викторин), будет способствовать развитию их познавательной активности.
В качестве методов исследования были использованы: теоретический анализ научной литературы, наблюдение, проективный метод.
Применялись диагностические методики:
1. Методика наблюдения за проявлением познавательной потребности у детей (В.С. Юркевича и Ю.А. Барановой). Цель: выявление особенностей проявления (наличия, силы и устойчивости) познавательной активности.
2. Диагностическая проективная методика «Древо желаний» (В.С. Юркевича). Цель: изучение познавательной потребности детей.
Научная новизна исследования.
Эмпирическим путем выявлены особенности познавательной активности детей среднего дошкольного возраста: они часто задают вопросы, при этом не всегда дожидаются ответов; при разгадывании загадок стремятся самостоятельно найти ответ; ярко проявляют исследовательский интерес к миру, стремление выяснить причины явлений, но часто их интерес удовлетворяет достаточно поверхностная информация.
Доказано, что организация игровой деятельности с детьми среднего дошкольного возраста, с включением обучающих (дидактических, сюжетно-дидактических, подвижных) и досуговых игр (игр-забав; игр-развлечений; игр-драматизаций, викторин), способствует развитию их познавательной активности.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В образовании все больший акцент ставится не только на развитии интеллектуальных способностей детей, но и на развитии их собственной познавательной и творческой активности, что получило отражение в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО).
Познавательная активность детей в среднем дошкольном возрасте приобретает форму инициативной преобразующей активности. Приобретенные ребенком знания и практический опыт дают возможность осознать собственные возможности, а это, в свою очередь, побуждает к инициативным, а после и творческим действиям.
В данной работе были решены следующие задачи:
1. Рассмотрены и проанализированы научные источники по
исследуемой проблеме (изучить понятие «познавательная активность»; выделить особенности познавательной активности детей среднего
дошкольного возраста, рассмотреть возможности игровой деятельности в познавательном развитии детей).
2. Подобраны методы и методики диагностики.
3. Проведены эмпирическое исследование особенностей
познавательной активности детей среднего дошкольного возраста.
4. Разработана система психолого-педагогических мероприятий, на основе организации игровой деятельности, направленной на развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста.
5. Эмпирическим путем изучена эффективность проделанной работы.
Решение указанных задач позволило доказать гипотезу исследования: организация игровой деятельности с детьми среднего дошкольного возраста, с включением обучающих (дидактических, сюжетно-дидактических, подвижных) и досуговых игр (игр-забав; игр-развлечений; игр-драматизаций, викторин), способствует развитию их познавательной активности.


1. Аптер М. Дж. Теория реверсивности и человеческая активность // Вопр. психол. 2007. № 1. С. 162 - 199.
2. Айзенк Г. Дж. Интеллект: новый взгляд // Вопр. психол. 2005. № 1. С. 111
3. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки // Избр. психол. труды. В 2т. Т. 2. М.: Педагогика, 2000. С. 128 - 267.
4. Анастази А. Психологическое тестирование М.: 2000.
5. Акентьев В.В., Перельман, Я.И.. Смекалка для малышей / Москва. Омега. 2004. 234 с.
6. Алексеева Л.Г., Воронин, А.Н.. Развитие и диагностика способностей / Москва. Наука, 2001.
7. Богуславская З.М. Выделение цвета и формы детьми дошкольного возраста в зависимости от характера их деятельности // Доклады АПН РСФСР. № 1. М-АПН РСФСР, 1958. С. 55 - 58.
8. Бодалев А.А. Межличностное восприятие и понимание // Личность и общение: Избр. труды. Педагогика, 2003 С. 85 - 265.
9. Брушлинский А. В. Психология мышления и кибернетика. М.: АН СССР, 1970.
10. Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. М.: Изд-во РАН. 2004.
11. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: Питер, 2009.
12. Возрастные возможности усвоения знаний. М.: Просвещение, 2006.
13. Вохмянина А.Е. Изучение мышления и интеллекта. Таблица Равена / Магнитогорск. 2005.
14. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 2001.
15. Выготский Л.С. Проблемы обучения и умственного развития / Избранные исследования. М.: 2006.
...
50 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ