Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психокоррекция страхов детей младшего школьного возраста с высоким уровнем креативности

Работа №156324

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы53
Год сдачи2024
Стоимость4000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
16
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПСИХОКОРРЕКЦИИ СТРАХОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ВЫСОКИМ УРОВНЕМ КРЕАТИВНОСТИ 7
1.1. Креативность как психологический феномен 7
1.2. Понятие «страх» в психолого-педагогических исследованиях 16
1.3. Способы психокоррекции страхов младших школьников
с высоким уровнем креативности 23
Выводы по Главе 1 27
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ПСИХОКОРРЕКЦИИ СТРАХОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ВЫСОКИМ УРОВНЕМ КРЕАТИВНОСТИ 29
2.1. Описание эмпирической выборки и методик исследования ... 29
2.2. Результаты изучения страхов и креативности младших
школьников 31
2.3. Комплекс мероприятий, направленный на психокоррекцию
страхов детей младшего школьного возраста с высоким уровнем креативности 35
Выводы по Главе 2 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 50


Детские страхи могут негативно сказываться на процессе обучения. Особенно если у ребенка возникают страхи, связанные с учебой в школе. Отрицательное влияние страхов может наблюдаться также и во взаимоотношениях ребенка со сверстниками и взрослыми. Поэтому необходимо своевременное выявление и коррекция страхов у детей младшего школьного возраста. Данный факт находит свое подтверждение в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования. Согласно которому необходимо «обеспечение системного и гармоничного развития личности обучающегося, освоение им знаний, компетенций, необходимых как для жизни в современном обществе, так и для успешного обучения».
Дети младшего школьного возраста систематически подвергаются влиянию многих негативных факторов, тормозящих развитие потенциальных возможностей личности и препятствующих в целом процессу развития ребенка как личности. Проблема детских страхов является одной из самых распространенных среди обращений родителей к психологам и педагогам, и ввиду этого данная тематика достаточно широко представлена в научных кругах.
Психологическая коррекция страхов детей младшего школьного возраста является важной задачей для педагогов, психологов и родителей, которые должны уметь помочь детям преодолеть свои страхи и развить уверенность в себе. В связи с этим, изучение способов психологической коррекции страхов детей младшего школьного возраста является актуальной и важной задачей для научных исследований и практической работы с детьми.
Актуальность исследования, направленного на коррекцию страхов младших школьников с высоким уровнем креативности, обусловлена рядом значимых факторов, которые подчеркивают острую необходимость в разработке и внедрении комплекса мероприятий для данной целевой группы.
Во-первых, креативность, как сложная многогранная способность, включает в себя оригинальность мышления, гибкость и способность к генерации нестандартных идей. Однако, стоит отметить, что высококреативные дети часто сталкиваются с уникальными эмоциональными и психологическими вызовами, среди которых особенно выделяются различные формы страхов и тревожных состояний. Нередко такие страхи обусловлены повышенной чувствительностью и богатым воображением, что, в свою очередь, может приводить к более ярким и реалистичным переживаниям страхов по сравнению с их менее креативными сверстниками.
Во-вторых, страхи младших школьников могут сказываться на общем эмоциональном фоне ребенка, его социальной адаптации и учебной деятельности. Учитывая, что младший школьный возраст является критическим периодом для формирования ключевых когнитивных и эмоциональных структур личности, наличие некорректированных страхов может существенно затруднить этот процесс, что в дальнейшем может сказаться на всей траектории развития ребенка.
В-третьих, современная образовательная система все больше акцентирует внимание на развитии креативных навыков у детей, признавая их важность для успешной социализации и профессиональной самореализации в будущем. Таким образом, для обеспечения гармоничного развития необходим комплексный подход, включающий не только стимуляцию креативности, но и психологическую поддержку и коррекцию эмоциональных нарушений.
В-четвертых, текущие исследования подтверждают взаимосвязь между уровнем креативности и выраженностью определенных тревожных расстройств у детей младшего школьного возраста. Несмотря на это, в практике школьной психологии и психокоррекции остаются пробелы в адаптации методов работы с детьми, обладающими высоким уровнем креативности. Это вызывает необходимость в проведении дополнительных научных исследований и разработке специализированных коррекционных программ, направленных на снижение уровня страхов у данной категории детей.
Таким образом, актуальность темы психокоррекции страхов младших школьников с высоким уровнем креативности не вызывает сомнений. Это обусловлено как практической значимостью для педагогической и психологической работы в образовательных учреждениях, так и теоретической значимостью для дальнейшего развития психологических наук, ориентированных на изучение взаимосвязей между креативностью и эмоциональной сферой детей.
Цель исследования: изучить возможности психокоррекции страхов детей младшего школьного возраста с высоким уровнем креативности.
Объект исследования: страхи младших школьников.
Предмет исследования: психокоррекция страхов детей младшего школьного возраста с высоким уровнем креативности.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что снижению количества страхов детей младшего школьного возраста с высоким уровнем креативности будет способствовать реализация комплекса мероприятий, включающего занятия с применением методов арт-терапии, сказкотерапии, игровых техник и приемов саморегуляции.
Для проверки гипотезы и достижения цели были поставлены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать понятие «креативность» как психологический феномен.
2. Рассмотреть понятие «страх» в психолого-педагогических исследованиях.
3. Проанализировать способы психокоррекции страхов младших школьников с высоким уровнем креативности.
4. Выявить уровень креативности и страхи младших школьников.
5. Составить и реализовать комплекс мероприятий, направленный на психокоррекцию страхов младших школьников с высоким уровнем креативности и оценить его эффективность.
Методы исследования:
Теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической
литературы по исследуемой проблеме.
Эмпирические: тестирование.
Методики:
- «Страхи в домиках» (А.И. Захаров, М.А. Панфилова).
- Тест креативности Э.П. Торренса.
Методы качественной и количественной обработки данных.
Исследование проводилось на базе одной из общеобразовательных школ г. Красноярска МАОУ Средняя школа №ХХ.
В исследовании приняли участие 40 обучающихся в возрасте 9-11 лет.
Структура работы: работа состоит из введения, двух Глав, выводов по каждой Главе, заключения, списка использованной источников и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В рамках данного исследования была рассмотрена проблема коррекции страхов у младших школьников с высокой креативностью. Проблематика страха и его воздействия на детей изучена в различных теоретических и практических аспектах, что позволило сформулировать и реализовать комплекс коррекционных мероприятий работы.
В психологической литературе страх рассматривается как одна из базовых эмоциональных реакций, которая может существенно влиять на психическое развитие ребенка. Развитие страха в младшем школьном возрасте характеризуется особой эмоциональной восприимчивостью и чувствительностью детей, что требует специального подхода к его коррекции.
Креативность у детей может выступать как фактором риска, так и фактором защиты. Высокий уровень креативности зачастую сопряжен с повышенной эмоциональной лабильностью и интенсивными переживаниями, что может способствовать развитию страхов. Однако креативные способности также могут быть использованы как ресурс для их преодоления посредством творческих методов и инструментов.
В результате исследования был разработан комплекс мероприятий по преодолению страхов у младших школьников с высоким уровнем креативности, адаптированная для младших школьников с высокой креативностью. Комплекс включает 7 занятий, построенных на креативных методах работы, таких как арт-терапия, сказкотерапия, приемы саморегуляции и игровые технологии.
Рекомендуется включение разработанного комплекса в работу психологов и педагогов в начальных классах для профилактики и коррекции страхов у детей.
Необходимо продолжить исследования в данной области с расширением выборки и дальнейшим уточнением методик для повышения их эффективности. Важно также изучить влияние креативности на другие формы эмоциональной нестабильности у детей.
Таким образом, проведенное исследование подтвердило необходимость и возможность использования креативных методик для коррекции страхов у младших школьников. Разработанный комплекс продемонстрировал свою эффективность и может быть рекомендован для применения в психолого-педагогической практике. Дальнейшее расширение и углубление данной тематики исследовательской работы представляется целесообразным для улучшения эмоционального благополучия детей и гармоничного развития их личности.



1. Абакумова Т.В. Классификация основных видов страха современного общества // Социальная психология: диалог. СПб., 2002. С. 133-140.
2. Барышева Т.А., Жигалов Ю.А. Психолого-педагогические основы развития креативности. М.: Детство-Пресс, 2006. 205 с.
3. Белянина О.А. Возрастная психология: Учеб. пособие. Иркутск: Восточно-Сибирская государственная академия образования, 2009. 45 с.
4. Богоявленская Д.Б. Метод исследования интеллектуальной активности: автореф. дис. на соиск. ученой степ. канд. псих. наук. М., 1971. 15 с.
5. Вард И. Фобия. Учеб. пособие. М.: Проспект, 2009. 23 с.
6. Голутвина В.В. Как победить детские страхи: простые методики, которые помогут вашему ребенку ничего не бояться. М.: Гелеос, 2008. 256 с
7. Гильбух Ю.З. Внимание: Одаренные дети. М.: Знание, 1991. 80 с.
8. Дружинина В.Н. Учебник для гуманитарных вузов. 2-е изд. СПб.: Питер, 2009. 656 с.
9. Дубровина И.В. Практическая психология образования. Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. М.: Сфера, 2004. 437 с.
10. Егорова М.С. Генотип. Среда. Развитие. Омск: ОГИ, 2004. 42 с.
11. Захаров А.И. Эмоциональное нарушение в детском возрасте и их коррекция. Учеб. пособие. М.: Феникс, 2008. 92 с.
12. Иванникова Е.С. Структура и содержание креативности младшего школьника // Ступень в педагогическую науку: Материалы I Международного форума работников образования: сборник научных трудов. Таганрог: Перо. 2013. С. 66-68.
13. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб.: Питер, 2012. 448 с.
14. Копылова О.В. Индивидуализация обучения одаренных младших школьников: методические рекомендации для учителей начальных классов // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». 2019. №2. С.17-22.
15. Косых Ю.Ф. Гендерные особенности проявления тревожности у подростков и пути ее коррекции в условиях школьного образования // Молодежный инновационный вестник. 2018. Т. 7. № S3. С. 53-54.
...
43 источника


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ