Введение 2
Глава 1. Теоретические основы метода проекта 4
1.1 Сущность применения метода проекта в учебно¬воспитательном процессе 4
1.2. Проблемы применения метода проекта в учебно¬воспитательном процессе 18
1.3. Анализ сформированности умений проектной деятельности
учащихся 5 классе 23
Глава 2. Педагогический эксперимент по применению метода 28 проекта на уроках русского языка в 5 классе
2.1. Разработка и внедрение в практику работы в 5 классе средней общеобразовательной школы проекта на тему «Об истории 28 русского языка и славянско письменности»
2.2. Оценка результативности использования метода проекта на
уроках русского языка в 5 классе 34
Заключение 43
Список использованной литературы 46
Приложения 50
Актуальность темы настоящего исследования обусловлена, главным образом, введением в действие Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения. В новых стандартах сформулированы требования к современному учителю.
Современный учитель - это специалист, применяющий в своей деятельности методы и технологии, развивающие личность учащегося, создающие основу для становления личности ученика как активного субъекта деятельности, а для этого педагогу необходимо иметь чёткое представление о развивающем потенциале конкретных образовательных технологий, уметь применять активные методы обучения, наиболее полно отражающие нацеленность школы на развитие широкого спектра компетенций ученика. Это подразумевает владение педагогом основами проектирования - планирования и реализации проектной деятельности.
По словам Светланы Ивановны Львовой в теории и практике обучения проекта представляет собой совокупность исследовательских, проблемно поисковых и креативных методов, инструментально направленных на самостоятельное достижение детьми задуманного результата, получение продукта и его презентацию. Это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды, её созидания и творческого пребывания в ней, основанный на детской самостоятельной деятельности, поэтапном движении к цели, на конкретном творческом деле.
В современной педагогической науке вопросы теории и практики применения метода проектов нашли своё отражение в трудах таких педагогов-исследователей, как Г. В. Цветкова, Е. С. Полат, С. И. Львова, Г. В. Александровой и многих других.
Объектом исследования выступает процесс обучения русскому языку;
Предмет исследования: метод проекта на уроках русского языка ля развития умений проектной деятельности;
Целью настоящего исследования является разработка и апробирование педагогического эксперимента по развитию умений проектной деятельности учащихся с помощью метода проекта.
Задачи исследования:
1) Изучить сущность метода проектов в педагогических и методических источниках;
2) Выявить проблему использования метода проекта на уроках русского языка;
3) Педагогический эксперимент по использованию метода проекта на уроках русского языка
В ходе работы использовались следующие методы исследования: общетеоретические методы научного познания: анализ, синтез, обобщение, систематизация; эмпирические методы: педагогический эксперимент,
моделирование, проектирование; методы статистической обработки
результатов эмпирического исследования.
Структура работы состоит из введения, двух глав, разделённых на параграфы, заключения, списка литературы и приложений.
Изучение литературы по теме исследования позволяет сделать вывод о том, что метод проекта впервые стал применяться в практике школьного обучения американскими педагогами. Ими же были разработаны принципиальные основы применения метода проекта, позволяющие сделать процесс обучения результативным.
В частности, была разработана структура проектного занятия, включающая в себя такие этапы, как проблематизация, целеполагание, планирование, реализация проекта, презентация результатов деятельности и рефлексивный анализ деятельности, в обязательном порядке подразумевающий не только оценку деятельности участников педагогом, но и самооценку.
Структура проекта имеет принципиально важное значение, так как она, совершенно очевидно, требует подхода к проектной деятельности как к самостоятельной форме учебной деятельности.
Применение проектного метода в современной практике обучения школьников русскому языку предоставляет широчайшие возможности для реализации тех образовательных целей, которые предусмотрены стандартами нового поколения ФГОС и компетентностному подходу в образовании.
Особая ценность метода проекта состоит в том, что его применение требует интеграции разных предметных областей, а потому способствует выработке целого ряда общеучебных умений.
В число таких умений, значимых для современной методики обучения школьников русскому языку, входят умение работать с текстом, умение формулировать проблему и умение решать проблемные задачи.
В начале работы нами была выдвинута следующая гипотеза: соблюдение принципиальных основ применения метода проекта в процессе изучения учащимися русского языка способствует развитию таких общеучебных умений, как умение работать с текстом, умение формулировать проблему и умение решать проблемные задачи.
Для того, чтобы проверить её состоятельность, мы провели педагогический эксперимент по разработке и внедрению в практику обучения учащихся пятого класса русскому языку проекта на тему «Об истории русского языка и славянской письменности».
На первом этапе педагогического эксперимента мы провели диагностику актуального уровня развития у учащихся 5-х классов умения работать с текстом, формулировать проблему и решать проблемные задачи.
Данные первичной диагностики показали, что имеет место объективная необходимость в активизации деятельности всех субъектов образовательного процесса в направлении формирования и развития у пятиклассников диагностируемых умений.
В 5 «Б» классе было проведен информационно-творческий проект, содержание которого составляла учебная проблемно-поисковая деятельность учащихся. В 5 «В» классе образовательный процесс осуществлялся по
рабочей программе без применения метода проектов.
По завершении формирующего этапа педагогического эксперимента нами была проведена повторная диагностика развития умения работать с текстом, формулировать проблему и решать проблемные задачи.
Данные контрольной диагностики показали ярко выраженную положительную динамику в экспериментальной группе и отдельные несущественные изменения в контрольной группе.
На основании сравнительного анализа данных первичной и повторной диагностики умений работать с текстом, формулировать проблему и решать проблемные задачи в экспериментальной и контрольной группах, а также статистической обработки результатов, полученных в экспериментальной группе, мы приходим к выводу о том, что выдвинутая нами гипотеза оказалась состоятельной, а именно: соблюдение принципиальных основ применения метода проекта в процессе изучения учащимися русского языка способствует развитию таких общеучебных умений, как умение работать с текстом, умение формулировать проблему и умение решать проблемные задачи.
1. Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка. Коммуникативно-деятельностный подход. М.: Кнорус, 2009. - 352 с.
2. Баёва Ю.В. Метод проекта как современная педагогическая технология // Вестник ТомГПУ. - 2012. - № 2. - С. 117-120.
3. Галлямова Н.Ш. Активные методы обучения в процессе формирования коммуникативной компетенции // Русский язык в школе. - 2008. - № 7. - С. 22.
4. Горбич О.И. Современные педагогические технологии обучения
русскому языку в школе. Лекция 1 // Первое сентября. - 2009. - № 17. - С. 6.
5. Горобец Л.Н. «Метод проекта» как педагогическая технология // Вестник Адыгейского гос. ун-та. - 2012. - № 2. - С. 81-86.
6. Дейкина А.Д. Методика преподавания русского языка в развитии отечественного образования // Русский язык в школе. - 2011. - № 3. - С. 3. 4.
7. Дейкина А.Д. Тенденции в отечественной методике преподавания русского языка // Русский язык в школе. - 2011. - № 6. - С. 3.
8. Драгун И.Г. Использование компьютерных технологий в исследовательской деятельности школьников // Обучение русскому языку в условиях модернизации образования: сб. науч. и методич. ст. / под общ. ред. С. И. Шумарина. - Балашов, 2009. - С. 15-17.
9. Драгун И.Г. Проектная деятельность на уроке русского языка // Русский язык в школе. - 2011. - № 12. - С. 20.
10. Жажева С.А. Компетентностный подход в обучении русскому языку // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2014. - № 2 (136). - С. 14-17.
11. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования // Эйдос: Интернет-журнал. 2006. URL: http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm
12. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.
13. Комиссарова О.А. Оптимизация учебного процесса на основе метода проектов // Среднее профессиональное образование. - 2013. - № 2. - С. 15-18.
14. Константинов Н.А. История педагогики: Учебник для студентов педагогических институтов / Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаева. - М.: Просвещение, 1982.
15. Коротаева Е.В. О личностно развивающих технологиях в образовательном процессе // Русский язык в школе. - 2008. - № 5. - С. 10.
16. Лазарев В.С. Новое понимание метода проектов в образовании // Проблемы современного образования. - 2011. - № 6. - С. 35-43...40