Введение 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА
ПРОЕКТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ 8
1.1. Особенности математического образования на современном этапе 8
1.2. Метод проектов как современная образовательная технология 13
1.3. Особенности использования метода проектов в процессе обучения
математике 21
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ 25
2.1. Содержание и тематика проектов и заданий проектного характера ....25
2.2. Методическая разработка уроков математики с использованием
проектов и проектных заданий 37
2.3. Экспериментальная проверка эффективности использования метода
проектов 57
Заключение 67
Библиографический список 68
Приложение 1 71
Приложение 2 76
Актуальность исследования. В современном мире математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса. Изучение математики играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека, в том числе к логическому мышлению, влияя на преподавание других дисциплин.
Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностное взаимодействие учителя и ученика. Особая роль отводится воспитанию личности. Перед современной школой стоит задача подготовки выпускников, способных гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умеющих критически мыслить, уметь видеть возникающие в реальной действительности проблемы, искать пути их решения, используя современные технологии и грамотно работать с информацией.
Интерес к методу проектов, возникший в нашей стране еще в девяностые годы двадцатого столетия, перерос в начале двадцать первого века в весьма устойчивую тенденцию использования данной технологии в практике преподавания различных учебных дисциплин. Перечислить фамилии авторов, которые занимались проблемой метода проектов и его использования в процессе обучения.
Учебные проекты позволяют проследить связи между различными школьными дисциплинами в контексте проблем реального мира, развивать у учащихся мыслительные умения высокого уровня, благодаря работе с основополагающими идеями, вовлекать школьников в активный процесс обучения. Также применение метода проектов способствует развитию универсальных учебных действий, заданных в ФГОС. При работе над проектом обучающиеся учатся формулировать проблему и находить способ её решения; также учатся постановке учебной задачи, выбору способа и отбору информации для её решения, умению работать с информацией, структурировать полученные знания, анализировать и систематизировать полученную информацию, обосновывать свои суждения. В процессе выполнения проекта, обучающиеся чаще всего работают в группе, что развивает умение вступать в диалог и вести его. Организация данной работы позволяет формировать все виды универсальных учебных действий: личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные.
В Концепции развития математического образования в Российской Федерации выделено три основных группы проблем, касающихся обучения математике на современном этапе: мотивационные, содержательные и кадровые.
В самом деле, на данный момент при обучении математике наблюдается низкая учебная мотивация школьников. Это связано с общественной недооценкой значимости математического образования, перегруженностью образовательных программ общего образования, а также оценочных и методических материалов техническими элементами и устаревшим содержанием.
Что касается проблем содержательного характера, нельзя не согласиться с тем, что содержание математического образования на всех уровнях продолжает устаревать, остается формальным и оторванным от жизни, нарушена его преемственность между уровнями образования. Потребности будущих специалистов в математических знаниях и методах учитываются недостаточно.
Привлечение метода проектов при обучении математике будет способствовать решению проблем, обозначенных в Концепции. С помощью проектов и проектных задач можно заинтересовать школьников в изучении математики, так как это позволит рассматривать математические модели на реальных процессах, что убедительно продемонстрирует учащимся необходимость изучения предмета. Также метод проектов поможет по-новому организовать работу учителя на уроке, что будет способствовать переходу от репродуктивного метода обучения к исследовательскому.
Метод проектов - это метод личностно ориентированного обучения.
Он развивает содержательную составляющую обучения, умения и навыки через комплекс заданий, способствующих актуализации исследовательской деятельности учащихся и аутентичным способам представления изученного материала в виде какой-либо продукции или действий, что отвечает требованиям ФГОС.
В основе метода проектов лежит развитие у учащихся познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, а также навыков критического мышления.
На данный момент идет реформа математического образования, но все же в большинстве образовательных учреждениях уроки ведутся в традиционной классно-урочной форме. Многие учителя не используют новые технологии обучения, способствующие самостоятельному изучению материала, развитию логического мышления и исследовательской деятельности. Изучение опыта работы школьных учителей позволяет утверждать, что метод проектов чаще применяется в преподавании естественнонаучных дисциплин (химии, физики, биологии и др.). В процессе изучения математики он применяется достаточно редко, в основном в начальных классах. Перед учителями математики чаще всего стоит задача изучить в полном объеме учебный материал, чтобы в дальнейшем ученик мог успешно пройти промежуточную и итоговую аттестацию.
Кроме того, сокращение числа недельной учебной нагрузки по математике с 6 до 5 часов в основной школе при увеличившемся объеме программы зачастую не дает учителям возможности применять на уроках различные методы и технологии обучения, требующие больших временных затрат и специальной подготовки. Таким образом, на современном этапе развития математического образования целесообразно использовать современные технологии обучения, в частности метод проектов и проектные задачи (задания). Школе необходимы конкретные методические разработки, связанные с применением метода проектов в процессе обучения математике. В связи с этим представляется достаточно актуальным описание методики использования метода проектов и экспериментальная проверка ее эффективности.
Объектом исследования является процесс обучения математике в основной школе.
Предметом исследования является методика использования метода проектов в процессе обучения математике обучающихся основной школы.
Цель исследования - разработать и апробировать методику использования метода проектов в процессе обучения математике обучающихся основной школы...
Проанализировав современное состояние школьного математического образования, мы пришли к выводу, что классно-урочная организация обучения устарела. На данном этапе развития необходимо применять современные технологии обучения. Одна из таких технологий, рассмотренных мною, это метод проектов. Применение данного метода позволит реализовать требования ФГОС.
Данный метод позволяет школьнику открыть для себя широкое поле деятельности, тем самым способствует появлению новых интересов. Метод проектов помогает раскрыть таланты учащихся, помогает наладить межличностные отношения в классе.
В работе прослежена история возникновения метода проектов, и стоит отметить, что эта технология привлекала еще советских преподавателей, но не нашла своего места на то время. Проанализировав литературу, мы пришли к выводу, что метод проектов очень тяжело применять в обучении математике, но это вполне реализуемо по некоторым темам школьного курса математики, либо при реализации межпредметных проектов.
Применив метод проектов на практике, был сделан вывод о том, что уровень математической подготовки школьников возрос, также увеличился уровень мотивации учащихся. В процессе обучения при использовании метода проектов учащиеся усваивают учебные знания по математике, с одной стороны, и развиваются как личность с другой. Экспериментальная проверка также показала, что при организации проектной деятельности учащихся учитель должен сам хорошо владеть всеми навыками такой деятельности.
Проведенное нами исследование и полученные результаты позволяют утверждать, что поставленные цели и задачи выпускной квалификационной работы были достигнуты. Гипотеза была подтверждена частично; для более полного подтверждения необходимо продолжить дальнейшую экспериментальную работу. Использовать данный метод на уроках математики необходимо и целесообразно. На данных уроках ученики чувствуют себя уверенно, очень активно принимают участие в обсуждениях. В процессе работы каждый ученик включен в работу, не зависимо от уровня успеваемости его по дисциплине. Все это положительно сказывается в уровне математической подготовке и учебной мотивации.
В дальнейшем можно разрабатывать другие проектные задания по математике. Также можно разработать междисциплинарные, интегрированные проекты. Благодаря этому уроки математики станут более интересными и помогут повышать качество математической подготовки всех учеников в современном образовании.
1. Ахметова М.Н. Педагогическое мастерство / М.Н. Ахметова, Ю.В. Иванова, К.С. Лактионов, М.Г. Комогорцев, В.В. Ахметова, В.С. Брезгин, А.В. Котляров, А.С. Яхина. М., 2012.
2. Багачук А.В. Метод проектов и его роль в организации самостоятельной работы студентов на кафедре // Роль кафедры в обновлении качества подготовки будущего учителя в педагогическом вузе: межвузовский сборник научных трудов. Красноярск, 2005. С. 94-100.
3. Багачук А.В., Шашкина М.Б. Организационная структура научноисследовательской деятельности студентов - будущих учителей математики // Современная математика и математическое образование в школах и вузах России: опыт, тенденции, проблемы: межвузовский сборник научнометодических работ. Киров: Изд-во ВГПУ, 2006. С. 49-55.
4. Багачук М.Б. Шашкина М.Б. Организация проектной деятельности студентов в процессе предметной подготовки в педагогическом вузе: учебное пособие. Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2007. 112 с.
5. Блохин А.Л. Метод проектов как личностно-ориентированная педагогическая технология: дис. ... канд. пед. наук. Ростов н/Д.,2005.
6. Воронько Т.А. Задачи исследовательского характера // Математика в школе. 2004. № 8. С.10-14.
7. Гилева Е.А., Егоров Ю.С. Метод проектов — эффективный способ повышения качества образования // Школа. 2001. № 2. С.69-74. 19
8. Голуб Г.Б. Метод проектов - технология компетентностно- ориентированного образования. Самара: Учебная литература, 2006.
9. Денисова Н.А. Технология проектного обучения как средство успешного освоения детьми социокультурного опыта в системе дополнительного образования. М., 2007.
10. Избранные педагогические сочинения / под ред. С.Т. Шацкого. в 2-х т. Т.1. М.: Педагогика, 1980. 304 с.
11. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений / под ред. И.С. Сергеева. 2-е изд., испр. и доп. М.: АРКТИ, 2005. 80 с.
12. Карпов Е. Учебно-исследовательская деятельность в школе: В поисках новой пед. альтернативы // Экономика в школе. 2001. № 2. C. 3-11.
13. Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. М.: Издательство «Институт практической психологии», 1998. 288с.
14. Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И. Алгебра 7 класс. Учебник. М., 2013.
15. Математика. 9-11 классы: проектная деятельность учащихся / авт.-сост. М.В. Величко. Волгоград: Учитель, 2007...30