ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУЛЬТУРЫ В 6 КЛАССЕ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы использования игры в процессе обучения на уроках истории 10
1.1. Понятие, сущность и виды игровых технологий 10
1.2. Роль игры в процессе обучения 16
1.3. Психологические особенности игры 19
1.4. Методика организации дидактических игр 24
Глава 2. Вопросы культуры в изучении истории в 6 классе 30
2.1. Место изучения вопросов культуры в школьной программе истории 30
2.2. Проблемы изучения культуры на уроках истории 34
2.3. Основные подходы к изучению вопросов культуры в школьном курсе истории
39
Глава 3. Игровые технологии на уроках истории при изучении культуры в 6 классе 47
3.1 Психологические особенности школьников 6 класса 47
3.2. Варианты дидактических игр на уроках истории при изучении тем культуры в
6 классе 51
3.3. Методическая разработка урока истории для 6 класса по теме «Культура
Византии» 60
Заключение 69
Список источников и литературы 72
Приложения
Глава 1. Теоретические основы использования игры в процессе обучения на уроках истории 10
1.1. Понятие, сущность и виды игровых технологий 10
1.2. Роль игры в процессе обучения 16
1.3. Психологические особенности игры 19
1.4. Методика организации дидактических игр 24
Глава 2. Вопросы культуры в изучении истории в 6 классе 30
2.1. Место изучения вопросов культуры в школьной программе истории 30
2.2. Проблемы изучения культуры на уроках истории 34
2.3. Основные подходы к изучению вопросов культуры в школьном курсе истории
39
Глава 3. Игровые технологии на уроках истории при изучении культуры в 6 классе 47
3.1 Психологические особенности школьников 6 класса 47
3.2. Варианты дидактических игр на уроках истории при изучении тем культуры в
6 классе 51
3.3. Методическая разработка урока истории для 6 класса по теме «Культура
Византии» 60
Заключение 69
Список источников и литературы 72
Приложения
За последнее время российское образование претерпело коренные изменения в ходе реформирования: произошел переход с когнитивной парадигмы преподавания на личностно-ориентированную, в связи с чем изменились и требования к результатам освоения всех учебных предметов, именно поэтому потребовался поиск адекватных, современных технологий обучения.
Но, не смотря на то, что изменились требования к результатам освоения предметов, одной из главных задач школы все так же остается осуществление передачи от поколения к поколению накопленных человечеством знаний, необходимых для жизнедеятельности общества и формирование ценностных ориентаций. В этом плане велика роль культурно-исторического материала. Благодаря изучению культуры происходит знакомство учащихся с материальными и духовными ценностями прошлого. Рассказывая ученикам о культурном наследии, можно воспитать в детях этические и эстетические идеалы, гордость за предков, чувство толерантности и уважения к другим народам и странам. Изучая культуру своей и других стран, у ребенка появляется возможность в полном масштабе понять закономерности исторического развития.
Но как рассказать, в какой-то степени, необъятный и подчас сложный материал доступным языком школьникам и не просто пересказать, а выполнить при этом цели и задачи урока? На помощь придет одна из современных технологий обучения- игровая технология. Данная технология отвечает в полной мере на требования общества по отношению к образованию, так как выполняет: конкретно-познавательную задачу, которая связана с непосредственной учебной ситуацией; коммуникативно-развивающую, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри и за пределами данной группы; социально - ориентационную, воспитывающую гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида в сообществе.
Объект исследования- процесс применения игровых технологий на уроках истории при изучении вопросов культуры.
Предмет исследования- методология и методика преподавания вопросов культуры на уроках истории в 6 классе с помощью игровых технологий.
Цель работы- выявить наиболее оптимальные методы, приемы и условия применения игровых технологий при изучении вопросов культуры на уроках истории в 6 классе.
Исходя из объекта, предмета и цели исследования, были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы игровой технологии, роль игры в процессе обучения, психологические особенности игры и методику организации дидактической игры;
2. Определить место изучения культуры на уроках истории, обозначить проблемы, с которыми сталкивается преподавание культуры, рассмотреть основные подходы к изучению культуры в школьном курсе истории;
3. Выявить психолого- педагогические особенности и познавательные возможности шестиклассников;
4. Придумать методические разработки с применением игровых технологий по преподавания культуры на уроках истории в 6 классе;
5. определить эффективность применение игровых технологий при изучении вопросов культуры на уроках истории в шестом классе .
В качестве рабочей гипотезы были выдвинуты следующее предположения. Использование игровых технологий на уроке истории при изучении вопросов культуры будет эффективным, если: 1. Достигнуты позитивные результаты в выполнении целей и задач урока истории; 2. Ученики усвоили материал урока по культуре.
Степень изученности темы. Использованные в исследовании работы можно разделить на три группы:
Первая- работы, посвященные изучению феномена игры как эффективной технологии преподавания, а именно: труды по проблемам развития и формирования личности( Макаренко А.С., Выготский Л. С., Крутецкий В.А., Макарьев И., Махлах Е.С.); Исследования, посвященные сущности инновационных технологий (Селевко Г.К.); Труды по мотивации деятельности (Рубинштейн С.Л., Эльконин Д.Б.); Исследования, посвященные активизации познавательной деятельности учащихся в учебном процессе (Узнадзе Д.Н., ); Труды о теоретических подходах к игровой деятельности в обучении (Григорьев В.М., Дайри Н.Г.); и труды, в которых был представлен опыт работы и апробации игровых технологий (Борзова Л.П., Букатов В.М., Короткова М.В.).
Вторая группа- публикации, раскрывающие проблемы и подходы к преподаванию вопросов культуры в школе. Так методист Короткова М. В. в статье «Проблемы изучения культуры в школьном курсе истории: взгляд методиста» рассматривает различные подходы при изучении культуры в школьном курсе истории. Автор анализирует проблемы и потенциал различных методологических подходов к изучению вопросов истории культуры.
Автор статьи «О некоторых приёмах изучения истории культуры» Аблулаев Э.Н. рассматривает некоторые пути решения вопросов преподавания культуры в школе, а также выявляет наиболее эффективные приёмы и методы.
Авторы учебного пособия «Методика преподавания истории» под редакцией Никулиной Н.Ю. , указывают на недостаток культурологического компонента в учебной программе истории, помимо этого и статья
Рябцева Ю.С. посвящена недостаточной освещённости вопросов культуры в школьных учебниках.
Третья группа- общие труды по методике преподавания истории, которые позволили выявить требования к современному уроку историю, определить место игровых технологий среди других технологий и методик обучения (Вяземский Е.Е., Зайцев В.С., Никулина Н. Ю.,
К источниковой базе можно отнести следующие группы источников:
Первая группа - нормативно-правовые документы, которые использовались для изучения методических и содержательных требований к урокам истории. Были рассмотрены несколько нормативно- правовых документов.
Первый- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 года с изменениями с изменениями 2021 года, в котором делается уклон на воспитание культурного члена социума.
Второй документ- это ФГОС основного общего и среднего образования. В данном нормативно- правовом документе перечисляются предметных результаты изучения история России и Всеобщая история, которые подчеркивают важность изучения культуры
Третий документ- Концепция преподавания «Истории России», куда вошел историко- культурный стандарт по отечественной истории, подтверждающий важность изучения культуры в школьном курсе истории при перечислении базовых принципов концепции: многофакторный (многоаспектный) подход к освещению всех сторон истории российского общества, государства, культуры и 24 повседневности; применение историко-культурологического подхода.
Четвертый проанализированный документ- это Примерная образовательная программа основного общего образования. В документе перечисляются личностные и предметные результаты освоения основной образовательной программы. Личностные результаты ориентированы на воспитание культурной личности. Предметные результаты по истории России и Всеобщей истории в свою очередь предполагают, что у учащегося должно быть сформировано уважение к мировому и отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов, а так же готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Вторая группа - это демонстративные варианты ОГЭ, ЕГЭ и ВПР, в перечне которых содержатся задания с уклоном на знания культуры.
Третья группу источников составили школьные учебники по истории за 6 класс, рекомендованные Федеральным перечнем, утверждённого приказом Минпросвещения России от 20 мая 2020 г. № 254 с изменениями от 23 декабря 2020 г. Приказом №766 , а именно: «Всеобщая история. История Средних веков», авторы: Агибалова Е.В., Донской Г.М., под редакцией Сванидзе А.А., издательство «Просвещение» ; « Всеобщая история. История Средних веков», авторы: Бойцов М.А., Шукуров Р.М., под редакцией Карпова С.П., издательство «Русское слово» ; «История России» (в 2-х частях), авторы: Арсентьев Н.М., Данилов А.А., под редакцией Торкунова А.В., издательство «Просвещение» ; «История России с древнейших времен до начала 16 века», авторы: Пчелов Е.В., Лукин П.В., под редакцией Петрова Ю.А., издательство «Русское слово» . Анализ данных учебных пособий позволил нам рассмотреть, какой содержательный контент и методический аппарат для изучения вопросов культуры предлагают разные авторские коллективы. На основе выше перечисленных учебников были придуманы методические разработки игровых технологий для уроков истории в 6 классе при изучении вопросов культуры.
Кроме того, источниковую базу работы составил и массив визуальных источников, отражающих облик культуры разных эпох и стран, необходимый для составления методических разработок для уроков истории в 6 классе, нацеленных на изучение вопросов культуры.
В целом использованных нами источников было достаточно для решения поставленных целей и задач.
Практическая значимость. Материалы и методические разработки выпускной квалификационной работы могут быть использованы на уроках истории при изучении культуры в 6 классе.
Апробация результатов исследования. Апробация методической разработки была проведена во время педагогической практики на пятом курсе на базе МАОУ СШ № 82 г. Красноярск. Ход и апробация урока представлены в 3 главе работы.
Структура исследования. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, а так же приложений. Первая и вторая глава являются теоретическими. В первой главе рассмотрены теоретические основы игры, а именно: понятие, сущность, виды, роль игры в процессе обучения, ее психологические особенности, методика организации игровых технологий на уроках в школе. Во второй главе, которая так же является теоретической, рассмотрено место изучения культуры в курсе истории, а так же основные проблемы, с которыми сталкивается педагог в процессе преподавания культурологии. Помимо этого описаны основные методологические подходы, которые используются к преподаванию культуры на уроках истории. В третьей, практической, главе рассмотрены психологические особенности шестиклассников, приведен в пример ряд дидактических игр, которые можно использовать на разных этапах урока истории при освещении тем культуры в 6 классе, представлена и апробирована методическая разработка игры- урока (викторины) для 6 класса на тему «Культура Византии».
Но, не смотря на то, что изменились требования к результатам освоения предметов, одной из главных задач школы все так же остается осуществление передачи от поколения к поколению накопленных человечеством знаний, необходимых для жизнедеятельности общества и формирование ценностных ориентаций. В этом плане велика роль культурно-исторического материала. Благодаря изучению культуры происходит знакомство учащихся с материальными и духовными ценностями прошлого. Рассказывая ученикам о культурном наследии, можно воспитать в детях этические и эстетические идеалы, гордость за предков, чувство толерантности и уважения к другим народам и странам. Изучая культуру своей и других стран, у ребенка появляется возможность в полном масштабе понять закономерности исторического развития.
Но как рассказать, в какой-то степени, необъятный и подчас сложный материал доступным языком школьникам и не просто пересказать, а выполнить при этом цели и задачи урока? На помощь придет одна из современных технологий обучения- игровая технология. Данная технология отвечает в полной мере на требования общества по отношению к образованию, так как выполняет: конкретно-познавательную задачу, которая связана с непосредственной учебной ситуацией; коммуникативно-развивающую, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри и за пределами данной группы; социально - ориентационную, воспитывающую гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида в сообществе.
Объект исследования- процесс применения игровых технологий на уроках истории при изучении вопросов культуры.
Предмет исследования- методология и методика преподавания вопросов культуры на уроках истории в 6 классе с помощью игровых технологий.
Цель работы- выявить наиболее оптимальные методы, приемы и условия применения игровых технологий при изучении вопросов культуры на уроках истории в 6 классе.
Исходя из объекта, предмета и цели исследования, были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы игровой технологии, роль игры в процессе обучения, психологические особенности игры и методику организации дидактической игры;
2. Определить место изучения культуры на уроках истории, обозначить проблемы, с которыми сталкивается преподавание культуры, рассмотреть основные подходы к изучению культуры в школьном курсе истории;
3. Выявить психолого- педагогические особенности и познавательные возможности шестиклассников;
4. Придумать методические разработки с применением игровых технологий по преподавания культуры на уроках истории в 6 классе;
5. определить эффективность применение игровых технологий при изучении вопросов культуры на уроках истории в шестом классе .
В качестве рабочей гипотезы были выдвинуты следующее предположения. Использование игровых технологий на уроке истории при изучении вопросов культуры будет эффективным, если: 1. Достигнуты позитивные результаты в выполнении целей и задач урока истории; 2. Ученики усвоили материал урока по культуре.
Степень изученности темы. Использованные в исследовании работы можно разделить на три группы:
Первая- работы, посвященные изучению феномена игры как эффективной технологии преподавания, а именно: труды по проблемам развития и формирования личности( Макаренко А.С., Выготский Л. С., Крутецкий В.А., Макарьев И., Махлах Е.С.); Исследования, посвященные сущности инновационных технологий (Селевко Г.К.); Труды по мотивации деятельности (Рубинштейн С.Л., Эльконин Д.Б.); Исследования, посвященные активизации познавательной деятельности учащихся в учебном процессе (Узнадзе Д.Н., ); Труды о теоретических подходах к игровой деятельности в обучении (Григорьев В.М., Дайри Н.Г.); и труды, в которых был представлен опыт работы и апробации игровых технологий (Борзова Л.П., Букатов В.М., Короткова М.В.).
Вторая группа- публикации, раскрывающие проблемы и подходы к преподаванию вопросов культуры в школе. Так методист Короткова М. В. в статье «Проблемы изучения культуры в школьном курсе истории: взгляд методиста» рассматривает различные подходы при изучении культуры в школьном курсе истории. Автор анализирует проблемы и потенциал различных методологических подходов к изучению вопросов истории культуры.
Автор статьи «О некоторых приёмах изучения истории культуры» Аблулаев Э.Н. рассматривает некоторые пути решения вопросов преподавания культуры в школе, а также выявляет наиболее эффективные приёмы и методы.
Авторы учебного пособия «Методика преподавания истории» под редакцией Никулиной Н.Ю. , указывают на недостаток культурологического компонента в учебной программе истории, помимо этого и статья
Рябцева Ю.С. посвящена недостаточной освещённости вопросов культуры в школьных учебниках.
Третья группа- общие труды по методике преподавания истории, которые позволили выявить требования к современному уроку историю, определить место игровых технологий среди других технологий и методик обучения (Вяземский Е.Е., Зайцев В.С., Никулина Н. Ю.,
К источниковой базе можно отнести следующие группы источников:
Первая группа - нормативно-правовые документы, которые использовались для изучения методических и содержательных требований к урокам истории. Были рассмотрены несколько нормативно- правовых документов.
Первый- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 года с изменениями с изменениями 2021 года, в котором делается уклон на воспитание культурного члена социума.
Второй документ- это ФГОС основного общего и среднего образования. В данном нормативно- правовом документе перечисляются предметных результаты изучения история России и Всеобщая история, которые подчеркивают важность изучения культуры
Третий документ- Концепция преподавания «Истории России», куда вошел историко- культурный стандарт по отечественной истории, подтверждающий важность изучения культуры в школьном курсе истории при перечислении базовых принципов концепции: многофакторный (многоаспектный) подход к освещению всех сторон истории российского общества, государства, культуры и 24 повседневности; применение историко-культурологического подхода.
Четвертый проанализированный документ- это Примерная образовательная программа основного общего образования. В документе перечисляются личностные и предметные результаты освоения основной образовательной программы. Личностные результаты ориентированы на воспитание культурной личности. Предметные результаты по истории России и Всеобщей истории в свою очередь предполагают, что у учащегося должно быть сформировано уважение к мировому и отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов, а так же готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Вторая группа - это демонстративные варианты ОГЭ, ЕГЭ и ВПР, в перечне которых содержатся задания с уклоном на знания культуры.
Третья группу источников составили школьные учебники по истории за 6 класс, рекомендованные Федеральным перечнем, утверждённого приказом Минпросвещения России от 20 мая 2020 г. № 254 с изменениями от 23 декабря 2020 г. Приказом №766 , а именно: «Всеобщая история. История Средних веков», авторы: Агибалова Е.В., Донской Г.М., под редакцией Сванидзе А.А., издательство «Просвещение» ; « Всеобщая история. История Средних веков», авторы: Бойцов М.А., Шукуров Р.М., под редакцией Карпова С.П., издательство «Русское слово» ; «История России» (в 2-х частях), авторы: Арсентьев Н.М., Данилов А.А., под редакцией Торкунова А.В., издательство «Просвещение» ; «История России с древнейших времен до начала 16 века», авторы: Пчелов Е.В., Лукин П.В., под редакцией Петрова Ю.А., издательство «Русское слово» . Анализ данных учебных пособий позволил нам рассмотреть, какой содержательный контент и методический аппарат для изучения вопросов культуры предлагают разные авторские коллективы. На основе выше перечисленных учебников были придуманы методические разработки игровых технологий для уроков истории в 6 классе при изучении вопросов культуры.
Кроме того, источниковую базу работы составил и массив визуальных источников, отражающих облик культуры разных эпох и стран, необходимый для составления методических разработок для уроков истории в 6 классе, нацеленных на изучение вопросов культуры.
В целом использованных нами источников было достаточно для решения поставленных целей и задач.
Практическая значимость. Материалы и методические разработки выпускной квалификационной работы могут быть использованы на уроках истории при изучении культуры в 6 классе.
Апробация результатов исследования. Апробация методической разработки была проведена во время педагогической практики на пятом курсе на базе МАОУ СШ № 82 г. Красноярск. Ход и апробация урока представлены в 3 главе работы.
Структура исследования. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, а так же приложений. Первая и вторая глава являются теоретическими. В первой главе рассмотрены теоретические основы игры, а именно: понятие, сущность, виды, роль игры в процессе обучения, ее психологические особенности, методика организации игровых технологий на уроках в школе. Во второй главе, которая так же является теоретической, рассмотрено место изучения культуры в курсе истории, а так же основные проблемы, с которыми сталкивается педагог в процессе преподавания культурологии. Помимо этого описаны основные методологические подходы, которые используются к преподаванию культуры на уроках истории. В третьей, практической, главе рассмотрены психологические особенности шестиклассников, приведен в пример ряд дидактических игр, которые можно использовать на разных этапах урока истории при освещении тем культуры в 6 классе, представлена и апробирована методическая разработка игры- урока (викторины) для 6 класса на тему «Культура Византии».
Культура - это след человеческой истории. Она многообразна и многогранна. Без знания культуры невозможно понять исторические процессы, нельзя строить будущее без понимания культурных и мировоззренческих основ предыдущих поколений. Роль культуры в изучении истории огромна, это подтверждает современная государственная политика в сфере образования, выдвигающая одним из приоритетов духовное и нравственное воспитание подрастающего поколения. Данная тенденция подчеркивается в принятых Министерством просвещения нормативно- правовые документах (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС, Примерная основная образовательная программа основного общего образования, Концепция преподавания «Истории России»), помимо этого, перечень заданий ВРП, ОГЭ, ЕГЭ содержат задания с углубленным изучением культуры.
Но, к сожалению, несмотря на то, что уже давно стало очевидна важность изучения культуры на уроках истории, педагоги до сих пор сталкиваются с рядом проблем: недостаток времени; объемный культурологический материал, который не всегда остается понятым учениками; отсутствие интереса у школьников к учебному процессу; современные учебники, в которых делается основной упор на внешнюю и внутреннюю политику. Встает вопрос, так как же решить эти проблемы? Если проблему нехватки времени и современных учебников, учитель не в силах решить, то проблему с повышением интереса у учеников к курсу культуры и объяснения сложного и объемного материала вполне может. На помощь для решения этих двух проблем могут прийти игровые технологии.
Дидактическая игра - является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересным и увлекательным процесс обучения. Занимательность условного мира игры делает положительно окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Игра - это естественная для ребенка форма обучения. Она часть его жизненного опыта. Передавая знания посредством игры, педагог учитывает не только будущие интересы школьника, но удовлетворяет сегодняшние. Учитель, использующий игру, организует учебную деятельность, исходя из естественных потребностей ребенка, а не исключительно из своих (взрослых) соображений удобства, порядка и целесообразности.
В ходе написания выпускной квалификационной работы были выполнены все задачи, а именно:
В первой главе были рассмотрены теоретические основы игровой технологии (сущность, понятия, виды) ее роль в процессе обучения, психолого-педагогические возможности игры и методика организации игры. На основании этого можно с уверенностью сказать, игра - это больше чем детская шалость, она выполняет ряд функций в процессе обучения, обладает рядом психолого-педагогических возможностей.
Во второй главе была рассмотрена роль изучения вопросов культуры на уроках истории. Проанализировав нормативно- правовые акты и демонстрационные варианты государственных экзаменов, можно сделать вывод, что она однозначно велика. Кроме этого были определены проблемы, с которыми сталкивается педагог при преподавании культуры. Первая - школьные учебники, а именно недостаточный объем материала по культуре, представленных в них, это было доказано в ходе анализа четырех школьных учебников. За основу были взяты четыре учебника, рекомендованных Министерством просвещения, два по Всеобщей истории для 6 класса и два по Истории России для 6 класса. Вторая- недостаточное количество часов. Третья- незаинтересованность учеников в процессе обучения. Четвертая- большой объем материала по культуре. Так же во второй главе были описаны основные подходы к изучению культуры на уроках истории в современной школе. Их список значителен (системно-деятельностный, персоналистический, ценностный, искусствоведческий, эстетический, диалогический, личностно-ориентированный, интегрированный, герменевтический, проектный), но качественного преподавания и изучения культуры на уроках истории можно добиться только используя все эти подходы совместно.
В третьей главе были определены и рассмотрены психолого - педагогические возрастные особенности шестиклассников, придуманы методические разработки с применением игровых технологий по преподавания культуры на уроках истории в 6 классе, которые могут использоваться учителями в ходе педагогической деятельности. А так же доказана эффективность применения игровых технологий в изучении культуры на уроках истории в 6 классе. Это было сделано в ходе педагогической практики 5 курса в Красноярской школе №82. Был разработан конспект и ТКУ урока истории в виде игры - викторины для 6 класса на тему «Культура Византии», после чего этот урок был проведен в школе и апробирован в два этапа. Первый этап - проходил во время проведения игры (викторины), завершившейся рефлексией, каждый ученик получил карточку, где должен был отметить то изображение, с которым у него ассоциируется проведенный урок. Результаты показали, что большей части класса (73%) урок в виде игры понравился, 23% отнеслись в игровой форме урока спокойно и только 4% урок не понравился. Второй этап апробации урока - это тестирование по изученной теме, проведенное на следующем уроке. Результаты тестирования показали, что большая часть класса усвоила тему «Культура Византии» на «хорошо» (59%) и «отлично» (23%), оставшиеся 18% класса на «удовлетворительно», оценка «неудовлетворительно» отсутствует. Согласно результатам тестирования, можно сделать вывод, что при помощи использования игровых технологий на уроке истории, ученики усвоили материал по культуре в целом хорошо.
Но, к сожалению, несмотря на то, что уже давно стало очевидна важность изучения культуры на уроках истории, педагоги до сих пор сталкиваются с рядом проблем: недостаток времени; объемный культурологический материал, который не всегда остается понятым учениками; отсутствие интереса у школьников к учебному процессу; современные учебники, в которых делается основной упор на внешнюю и внутреннюю политику. Встает вопрос, так как же решить эти проблемы? Если проблему нехватки времени и современных учебников, учитель не в силах решить, то проблему с повышением интереса у учеников к курсу культуры и объяснения сложного и объемного материала вполне может. На помощь для решения этих двух проблем могут прийти игровые технологии.
Дидактическая игра - является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересным и увлекательным процесс обучения. Занимательность условного мира игры делает положительно окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Игра - это естественная для ребенка форма обучения. Она часть его жизненного опыта. Передавая знания посредством игры, педагог учитывает не только будущие интересы школьника, но удовлетворяет сегодняшние. Учитель, использующий игру, организует учебную деятельность, исходя из естественных потребностей ребенка, а не исключительно из своих (взрослых) соображений удобства, порядка и целесообразности.
В ходе написания выпускной квалификационной работы были выполнены все задачи, а именно:
В первой главе были рассмотрены теоретические основы игровой технологии (сущность, понятия, виды) ее роль в процессе обучения, психолого-педагогические возможности игры и методика организации игры. На основании этого можно с уверенностью сказать, игра - это больше чем детская шалость, она выполняет ряд функций в процессе обучения, обладает рядом психолого-педагогических возможностей.
Во второй главе была рассмотрена роль изучения вопросов культуры на уроках истории. Проанализировав нормативно- правовые акты и демонстрационные варианты государственных экзаменов, можно сделать вывод, что она однозначно велика. Кроме этого были определены проблемы, с которыми сталкивается педагог при преподавании культуры. Первая - школьные учебники, а именно недостаточный объем материала по культуре, представленных в них, это было доказано в ходе анализа четырех школьных учебников. За основу были взяты четыре учебника, рекомендованных Министерством просвещения, два по Всеобщей истории для 6 класса и два по Истории России для 6 класса. Вторая- недостаточное количество часов. Третья- незаинтересованность учеников в процессе обучения. Четвертая- большой объем материала по культуре. Так же во второй главе были описаны основные подходы к изучению культуры на уроках истории в современной школе. Их список значителен (системно-деятельностный, персоналистический, ценностный, искусствоведческий, эстетический, диалогический, личностно-ориентированный, интегрированный, герменевтический, проектный), но качественного преподавания и изучения культуры на уроках истории можно добиться только используя все эти подходы совместно.
В третьей главе были определены и рассмотрены психолого - педагогические возрастные особенности шестиклассников, придуманы методические разработки с применением игровых технологий по преподавания культуры на уроках истории в 6 классе, которые могут использоваться учителями в ходе педагогической деятельности. А так же доказана эффективность применения игровых технологий в изучении культуры на уроках истории в 6 классе. Это было сделано в ходе педагогической практики 5 курса в Красноярской школе №82. Был разработан конспект и ТКУ урока истории в виде игры - викторины для 6 класса на тему «Культура Византии», после чего этот урок был проведен в школе и апробирован в два этапа. Первый этап - проходил во время проведения игры (викторины), завершившейся рефлексией, каждый ученик получил карточку, где должен был отметить то изображение, с которым у него ассоциируется проведенный урок. Результаты показали, что большей части класса (73%) урок в виде игры понравился, 23% отнеслись в игровой форме урока спокойно и только 4% урок не понравился. Второй этап апробации урока - это тестирование по изученной теме, проведенное на следующем уроке. Результаты тестирования показали, что большая часть класса усвоила тему «Культура Византии» на «хорошо» (59%) и «отлично» (23%), оставшиеся 18% класса на «удовлетворительно», оценка «неудовлетворительно» отсутствует. Согласно результатам тестирования, можно сделать вывод, что при помощи использования игровых технологий на уроке истории, ученики усвоили материал по культуре в целом хорошо.
Подобные работы
- Использование игровых технологий на уроках истории в 8 классе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2019 - Формирование универсальных учебных действий посредством игровых технологий на уроках истории
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2018 - МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ ПОВСЕДНЕВНОЙ КУЛЬТУРЫ НА УРОКАХ ИСТОРИИ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В СТАРШИХ КЛАССАХ
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ ПОВСЕДНЕВНОЙ КУЛЬТУРЫ НА УРОКАХ
ИСТОРИИ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Игровая деятельность на уроках истории: традиции и инновации (Калужский Государственный Университет)
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2024 - ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ
БИОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В РАМКАХ ФГОС
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2017 - Использование технологии «Дебаты» на уроках истории для формирования коммуникативной компетенции у старших школьников при изучении темы «Османская империя. Персия» (Уфимский Университет Науки и Технологий)
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2023



