Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУЛЬТУРЫ В 6 КЛАССЕ

Работа №156313

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы104
Год сдачи2021
Стоимость4335 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
17
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы использования игры в процессе обучения на уроках истории 10
1.1. Понятие, сущность и виды игровых технологий 10
1.2. Роль игры в процессе обучения 16
1.3. Психологические особенности игры 19
1.4. Методика организации дидактических игр 24
Глава 2. Вопросы культуры в изучении истории в 6 классе 30
2.1. Место изучения вопросов культуры в школьной программе истории 30
2.2. Проблемы изучения культуры на уроках истории 34
2.3. Основные подходы к изучению вопросов культуры в школьном курсе истории
39
Глава 3. Игровые технологии на уроках истории при изучении культуры в 6 классе 47
3.1 Психологические особенности школьников 6 класса 47
3.2. Варианты дидактических игр на уроках истории при изучении тем культуры в
6 классе 51
3.3. Методическая разработка урока истории для 6 класса по теме «Культура
Византии» 60
Заключение 69
Список источников и литературы 72
Приложения

За последнее время российское образование претерпело коренные изменения в ходе реформирования: произошел переход с когнитивной парадигмы преподавания на личностно-ориентированную, в связи с чем изменились и требования к результатам освоения всех учебных предметов, именно поэтому потребовался поиск адекватных, современных технологий обучения.
Но, не смотря на то, что изменились требования к результатам освоения предметов, одной из главных задач школы все так же остается осуществление передачи от поколения к поколению накопленных человечеством знаний, необходимых для жизнедеятельности общества и формирование ценностных ориентаций. В этом плане велика роль культурно-исторического материала. Благодаря изучению культуры происходит знакомство учащихся с материальными и духовными ценностями прошлого. Рассказывая ученикам о культурном наследии, можно воспитать в детях этические и эстетические идеалы, гордость за предков, чувство толерантности и уважения к другим народам и странам. Изучая культуру своей и других стран, у ребенка появляется возможность в полном масштабе понять закономерности исторического развития.
Но как рассказать, в какой-то степени, необъятный и подчас сложный материал доступным языком школьникам и не просто пересказать, а выполнить при этом цели и задачи урока? На помощь придет одна из современных технологий обучения- игровая технология. Данная технология отвечает в полной мере на требования общества по отношению к образованию, так как выполняет: конкретно-познавательную задачу, которая связана с непосредственной учебной ситуацией; коммуникативно-развивающую, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри и за пределами данной группы; социально - ориентационную, воспитывающую гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида в сообществе.
Объект исследования- процесс применения игровых технологий на уроках истории при изучении вопросов культуры.
Предмет исследования- методология и методика преподавания вопросов культуры на уроках истории в 6 классе с помощью игровых технологий.
Цель работы- выявить наиболее оптимальные методы, приемы и условия применения игровых технологий при изучении вопросов культуры на уроках истории в 6 классе.
Исходя из объекта, предмета и цели исследования, были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы игровой технологии, роль игры в процессе обучения, психологические особенности игры и методику организации дидактической игры;
2. Определить место изучения культуры на уроках истории, обозначить проблемы, с которыми сталкивается преподавание культуры, рассмотреть основные подходы к изучению культуры в школьном курсе истории;
3. Выявить психолого- педагогические особенности и познавательные возможности шестиклассников;
4. Придумать методические разработки с применением игровых технологий по преподавания культуры на уроках истории в 6 классе;
5. определить эффективность применение игровых технологий при изучении вопросов культуры на уроках истории в шестом классе .
В качестве рабочей гипотезы были выдвинуты следующее предположения. Использование игровых технологий на уроке истории при изучении вопросов культуры будет эффективным, если: 1. Достигнуты позитивные результаты в выполнении целей и задач урока истории; 2. Ученики усвоили материал урока по культуре.
Степень изученности темы. Использованные в исследовании работы можно разделить на три группы:
Первая- работы, посвященные изучению феномена игры как эффективной технологии преподавания, а именно: труды по проблемам развития и формирования личности( Макаренко А.С., Выготский Л. С., Крутецкий В.А., Макарьев И., Махлах Е.С.); Исследования, посвященные сущности инновационных технологий (Селевко Г.К.); Труды по мотивации деятельности (Рубинштейн С.Л., Эльконин Д.Б.); Исследования, посвященные активизации познавательной деятельности учащихся в учебном процессе (Узнадзе Д.Н., ); Труды о теоретических подходах к игровой деятельности в обучении (Григорьев В.М., Дайри Н.Г.); и труды, в которых был представлен опыт работы и апробации игровых технологий (Борзова Л.П., Букатов В.М., Короткова М.В.).
Вторая группа- публикации, раскрывающие проблемы и подходы к преподаванию вопросов культуры в школе. Так методист Короткова М. В. в статье «Проблемы изучения культуры в школьном курсе истории: взгляд методиста» рассматривает различные подходы при изучении культуры в школьном курсе истории. Автор анализирует проблемы и потенциал различных методологических подходов к изучению вопросов истории культуры.
Автор статьи «О некоторых приёмах изучения истории культуры» Аблулаев Э.Н. рассматривает некоторые пути решения вопросов преподавания культуры в школе, а также выявляет наиболее эффективные приёмы и методы.
Авторы учебного пособия «Методика преподавания истории» под редакцией Никулиной Н.Ю. , указывают на недостаток культурологического компонента в учебной программе истории, помимо этого и статья
Рябцева Ю.С. посвящена недостаточной освещённости вопросов культуры в школьных учебниках.
Третья группа- общие труды по методике преподавания истории, которые позволили выявить требования к современному уроку историю, определить место игровых технологий среди других технологий и методик обучения (Вяземский Е.Е., Зайцев В.С., Никулина Н. Ю.,
К источниковой базе можно отнести следующие группы источников:
Первая группа - нормативно-правовые документы, которые использовались для изучения методических и содержательных требований к урокам истории. Были рассмотрены несколько нормативно- правовых документов.
Первый- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 года с изменениями с изменениями 2021 года, в котором делается уклон на воспитание культурного члена социума.
Второй документ- это ФГОС основного общего и среднего образования. В данном нормативно- правовом документе перечисляются предметных результаты изучения история России и Всеобщая история, которые подчеркивают важность изучения культуры
Третий документ- Концепция преподавания «Истории России», куда вошел историко- культурный стандарт по отечественной истории, подтверждающий важность изучения культуры в школьном курсе истории при перечислении базовых принципов концепции: многофакторный (многоаспектный) подход к освещению всех сторон истории российского общества, государства, культуры и 24 повседневности; применение историко-культурологического подхода.
Четвертый проанализированный документ- это Примерная образовательная программа основного общего образования. В документе перечисляются личностные и предметные результаты освоения основной образовательной программы. Личностные результаты ориентированы на воспитание культурной личности. Предметные результаты по истории России и Всеобщей истории в свою очередь предполагают, что у учащегося должно быть сформировано уважение к мировому и отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов, а так же готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Вторая группа - это демонстративные варианты ОГЭ, ЕГЭ и ВПР, в перечне которых содержатся задания с уклоном на знания культуры.
Третья группу источников составили школьные учебники по истории за 6 класс, рекомендованные Федеральным перечнем, утверждённого приказом Минпросвещения России от 20 мая 2020 г. № 254 с изменениями от 23 декабря 2020 г. Приказом №766 , а именно: «Всеобщая история. История Средних веков», авторы: Агибалова Е.В., Донской Г.М., под редакцией Сванидзе А.А., издательство «Просвещение» ; « Всеобщая история. История Средних веков», авторы: Бойцов М.А., Шукуров Р.М., под редакцией Карпова С.П., издательство «Русское слово» ; «История России» (в 2-х частях), авторы: Арсентьев Н.М., Данилов А.А., под редакцией Торкунова А.В., издательство «Просвещение» ; «История России с древнейших времен до начала 16 века», авторы: Пчелов Е.В., Лукин П.В., под редакцией Петрова Ю.А., издательство «Русское слово» . Анализ данных учебных пособий позволил нам рассмотреть, какой содержательный контент и методический аппарат для изучения вопросов культуры предлагают разные авторские коллективы. На основе выше перечисленных учебников были придуманы методические разработки игровых технологий для уроков истории в 6 классе при изучении вопросов культуры.
Кроме того, источниковую базу работы составил и массив визуальных источников, отражающих облик культуры разных эпох и стран, необходимый для составления методических разработок для уроков истории в 6 классе, нацеленных на изучение вопросов культуры.
В целом использованных нами источников было достаточно для решения поставленных целей и задач.
Практическая значимость. Материалы и методические разработки выпускной квалификационной работы могут быть использованы на уроках истории при изучении культуры в 6 классе.
Апробация результатов исследования. Апробация методической разработки была проведена во время педагогической практики на пятом курсе на базе МАОУ СШ № 82 г. Красноярск. Ход и апробация урока представлены в 3 главе работы.
Структура исследования. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, а так же приложений. Первая и вторая глава являются теоретическими. В первой главе рассмотрены теоретические основы игры, а именно: понятие, сущность, виды, роль игры в процессе обучения, ее психологические особенности, методика организации игровых технологий на уроках в школе. Во второй главе, которая так же является теоретической, рассмотрено место изучения культуры в курсе истории, а так же основные проблемы, с которыми сталкивается педагог в процессе преподавания культурологии. Помимо этого описаны основные методологические подходы, которые используются к преподаванию культуры на уроках истории. В третьей, практической, главе рассмотрены психологические особенности шестиклассников, приведен в пример ряд дидактических игр, которые можно использовать на разных этапах урока истории при освещении тем культуры в 6 классе, представлена и апробирована методическая разработка игры- урока (викторины) для 6 класса на тему «Культура Византии».

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Культура - это след человеческой истории. Она многообразна и многогранна. Без знания культуры невозможно понять исторические процессы, нельзя строить будущее без понимания культурных и мировоззренческих основ предыдущих поколений. Роль культуры в изучении истории огромна, это подтверждает современная государственная политика в сфере образования, выдвигающая одним из приоритетов духовное и нравственное воспитание подрастающего поколения. Данная тенденция подчеркивается в принятых Министерством просвещения нормативно- правовые документах (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС, Примерная основная образовательная программа основного общего образования, Концепция преподавания «Истории России»), помимо этого, перечень заданий ВРП, ОГЭ, ЕГЭ содержат задания с углубленным изучением культуры.
Но, к сожалению, несмотря на то, что уже давно стало очевидна важность изучения культуры на уроках истории, педагоги до сих пор сталкиваются с рядом проблем: недостаток времени; объемный культурологический материал, который не всегда остается понятым учениками; отсутствие интереса у школьников к учебному процессу; современные учебники, в которых делается основной упор на внешнюю и внутреннюю политику. Встает вопрос, так как же решить эти проблемы? Если проблему нехватки времени и современных учебников, учитель не в силах решить, то проблему с повышением интереса у учеников к курсу культуры и объяснения сложного и объемного материала вполне может. На помощь для решения этих двух проблем могут прийти игровые технологии.
Дидактическая игра - является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересным и увлекательным процесс обучения. Занимательность условного мира игры делает положительно окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Игра - это естественная для ребенка форма обучения. Она часть его жизненного опыта. Передавая знания посредством игры, педагог учитывает не только будущие интересы школьника, но удовлетворяет сегодняшние. Учитель, использующий игру, организует учебную деятельность, исходя из естественных потребностей ребенка, а не исключительно из своих (взрослых) соображений удобства, порядка и целесообразности.
В ходе написания выпускной квалификационной работы были выполнены все задачи, а именно:
В первой главе были рассмотрены теоретические основы игровой технологии (сущность, понятия, виды) ее роль в процессе обучения, психолого-педагогические возможности игры и методика организации игры. На основании этого можно с уверенностью сказать, игра - это больше чем детская шалость, она выполняет ряд функций в процессе обучения, обладает рядом психолого-педагогических возможностей.
Во второй главе была рассмотрена роль изучения вопросов культуры на уроках истории. Проанализировав нормативно- правовые акты и демонстрационные варианты государственных экзаменов, можно сделать вывод, что она однозначно велика. Кроме этого были определены проблемы, с которыми сталкивается педагог при преподавании культуры. Первая - школьные учебники, а именно недостаточный объем материала по культуре, представленных в них, это было доказано в ходе анализа четырех школьных учебников. За основу были взяты четыре учебника, рекомендованных Министерством просвещения, два по Всеобщей истории для 6 класса и два по Истории России для 6 класса. Вторая- недостаточное количество часов. Третья- незаинтересованность учеников в процессе обучения. Четвертая- большой объем материала по культуре. Так же во второй главе были описаны основные подходы к изучению культуры на уроках истории в современной школе. Их список значителен (системно-деятельностный, персоналистический, ценностный, искусствоведческий, эстетический, диалогический, личностно-ориентированный, интегрированный, герменевтический, проектный), но качественного преподавания и изучения культуры на уроках истории можно добиться только используя все эти подходы совместно.
В третьей главе были определены и рассмотрены психолого - педагогические возрастные особенности шестиклассников, придуманы методические разработки с применением игровых технологий по преподавания культуры на уроках истории в 6 классе, которые могут использоваться учителями в ходе педагогической деятельности. А так же доказана эффективность применения игровых технологий в изучении культуры на уроках истории в 6 классе. Это было сделано в ходе педагогической практики 5 курса в Красноярской школе №82. Был разработан конспект и ТКУ урока истории в виде игры - викторины для 6 класса на тему «Культура Византии», после чего этот урок был проведен в школе и апробирован в два этапа. Первый этап - проходил во время проведения игры (викторины), завершившейся рефлексией, каждый ученик получил карточку, где должен был отметить то изображение, с которым у него ассоциируется проведенный урок. Результаты показали, что большей части класса (73%) урок в виде игры понравился, 23% отнеслись в игровой форме урока спокойно и только 4% урок не понравился. Второй этап апробации урока - это тестирование по изученной теме, проведенное на следующем уроке. Результаты тестирования показали, что большая часть класса усвоила тему «Культура Византии» на «хорошо» (59%) и «отлично» (23%), оставшиеся 18% класса на «удовлетворительно», оценка «неудовлетворительно» отсутствует. Согласно результатам тестирования, можно сделать вывод, что при помощи использования игровых технологий на уроке истории, ученики усвоили материал по культуре в целом хорошо.



1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 N 273-ФЗ [Электронный ресурс]. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 140174/
2. Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]. URL:https://fgos.ru
3. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. [Электронный ресурс]. URL:https ://sudact.ru/law/primernaia-osnovnaia-obrazovatelnaia-programma-osnovnogo-obshchego-obrazovaniia/
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 254 от
20 мая 2020 г. «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность» [Электронный ресурс]. URL:
https://docs.edu.gov.ru/document/d6b617ec2750a10a922b3734371db82a/
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 766 от
23 декабря 2020 г. «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 г. № 254» [Электронный ресурс]. URL:https://docs.edu.gov.ru/document/5bf2a6143f8fd5e4ed9c5721bbc93364/
6. Концепция преподавания учебного курса «Истории России»
[электронный ресурс]. URL:
https://docs.edu.gov.ru/document/b12aa655a39f6016af3974a98620bc34/
Учебные пособия
1. Агибалова Е.В., Донской Г.М. «Всеобщая история. История Средних веков», М.: Просвещение. -2019.
2. Арсентьев Н.М., Данилов А.А. «История России» (в 2 -х частях), М.: Просвещение. - 2020.
3. Бойцов М.А., Шукуров Р.М. « Всеобщая история. История Средних веков», М.: Русское слово. - 2020.
4. Пчелов Е.В., Лукин П.В. «История России с древнейших времен до начала 16 века», М.: Русское слово. - 2020.
Демонстрационные варианты государственных экзаменов
1. Демонстративный вариант контрольных измерительных материалов ОГЭ по истории. 2021 год. Вариант № 646041. [Электронный ресурс]. URL: https://hist-oge.sdamgia.ru/test?id=646041
2. Демонстративный вариант контрольных измерительных материалов ЕГЭ по истории. 2021 год. Вариант № 3408761. [Электронный ресурс]. URL: https://hist-ege.sdamgia.ru/test?id=3408761
3. Демонстрационная версия ВПР по истории 6 класс 2020-2021.
Вариант № 111711. [Электронный ресурс]. URL: https://hist6-
vpr.sdamgia.ru/test?id=111711
Интернет-ресурсы
1. Аббайе де Лясай (департамент Ла Манш) [Электронный ресурс]. URL: https://en.wikipedia.Org/wiki/File:LessayAbbaye3.JPG
2. «Апофеоз святого Фомы Аквинского» Франсиско де Сурбаран, 1631г.
[Электронный ресурс]. URL:
https ://artchive.ru/ franciscodezurbaran/works/1024~Apofeoz svjato go F omy Akvinskogo
3. «Великолепный часослов герцога Беррийского» Братья Лимбург, 1416г. [Электронный ресурс]. URL:https://li-ga2014.livejournal.com/485162.html
4. «Весна» Сандро Боттичелли, 1482 г. [Электронный ресурс]. URL: https://www.arts-dnevnik.ru/vesna-bottichelli/
5. Владимирская икона Божией Матери [Электронный ресурс]. URL: https://pravoslavie.wiki/vladimirskaja-ikona.html
6. Миланский кафедральный собор (Дуомо) [Электронный ресурс]. URL: https://italyme.ru/duomo-di-milano/
7. Оксфорд [Электронный ресурс]. URL: https://zen.yandex.ru/media/id/5a805c7f58166935a1fc1bd4/oksford-dlia-turistov-5aaa70ddd7bf21e0eca2896b
8. «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли, 1485 г. [Электронный ресурс]. URL:https://gavrilin-dshi.ru/prochee/rozhdenie-venery-sandro-bottichelli.html
9. Собор Святой Софии в Константинополе [Электронный ресурс].
URL:https://architectureguru.ru/the-church-of-hagia-sophia-in-constantinople/
10. Эксетерский собор [Электронный ресурс]. URL: http://www.bookin.org.ru/book/3003120
Литература
1. Абдулаев Э.Н. О некоторых приёмах изучения истории культуры Э.Н. Абдулаев Преподавание истории в школе: научно-теоретический и методический журнал.- М., 2010.- №5.- 8-12 с.
2. Аверин В.А. Психология детей и подростков. Монография. СПб. , 1994 г.- 379 с.
3. Барг М.А. Цивилизационный подход к истории. Дань конъюнктуре или требования науки // Коммунист. 1991. - 35 с.
4. Борзова Л. П. Игры на уроке истории. - М., 2001.- 160 с.
5. Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр. - М., 1997.- 151 с.
6. Вяземский, Е.Е. Теория и методика преподавания истории. - М., 2003 г.- 382 с.
7. Выготский Л. С. Психология искусства. - М, 1968.- 314с.
8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1967.- 96 с.
9. Григорьев В.М. Педагогическое руководство игровой деятельностью подростков. Канд. дис. - М., 1984.- 252 с.
10. Гросс К. Душевная жизнь ребенка. - К., 1916. - 242 с.
11. Дайри Н.Г. Обучение истории в старших классах средней школы. Познавательная активность учащихся и эффективность обучения. - М., 1966.- 438 с.
12. Зайцев В.С. Современные педагогические технологии: учебное пособие. - В 2-х книгах. - Книга 1.- Челябинск: ЧГПУ, 2012 - 411с.
13. Камардина, Н.В, Джайлообаева, А. Т. Актуальность изучения вопросов культуры в курсе истории России в старшей школе (из опыта работы) // ВЕСТНИК КРАУНЦ, СЕРИЯ «ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ». - 2017. -№ 1 (29).¬220 с.
14. Короткова М. В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. - М., 2001.- 252 с.
15. Короткова, М.В. Проблема изучения культуры в школьном курсе истории: взгляд методиста // Преподавание истории в школе. 2010 №5. - с. 3-7.
16. Коротышев А.П. Сорокин А.С., Леушкин Д.В., Цивилизационный подход к истории. Учебно-методическое пособие. - Н. Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2017. - 66 с.
17. Крутецкий В.А., Лукин Н.С. Психология подростка. - М., 1965.- 314 с.
18. Лернер И.Я. Познавательные задачи в изучении истории. - М., 1968.¬94 с.
19. Макаренко А.С Лекции о воспитании детей. - Соч. В 7-ми т., т. 6 - М., 1957. -104 с.
20. Макаренко А.С. Некоторые выводы из педагогического опыта. - Соч. В 7-ми т., т. 5 - М., 1958.- 17 с.
21. Макарьев И. Если ваш ребенок - левша. - СПб, 1995.- 80с.
22. Махлах Е.С. Психологические особенности сюжетной игры в школьном возрасте // Вопросы психологии личности школьника / Под ред. Л.И. Божович и Л.В. Благонадеждиной. - М., 1961.- 471 с.
23. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития/В.С. Мухина. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 608 с.
24. Никулина, Н.Ю. Методика преподавания истории в средней школе: Учебное пособие / Калининградский. ун -т. - Калининград, 2000. 95 с.
25. Новиков А.М. Методология игровой деятельности. — М.:
Издательство «Эгвес», 2006. - 48 с.
26. Платонов К.К., Голубев П.Р. Психология. - М., 1977.- 247с.
27. Пряжникова О.В. Журнал "Эксперимент и инновации в школе" № 5 (2009).
28. Разбегаева, Л. П. Значение вопросов культуры в обучении истории как актуальная педагогическая проблема / Л. П. Разбегаева, Т. В. Самоходкина // Нижегородское образование. - 2015. - № 2. - С. 23-28.
29. Рубинштейн СЛ. Проблемы общей психологии. — М.: Педагогика, 1973. 416 с.
30. Рябцев, Ю. С. Освещение вопросов русской культуры в школьных учебниках истории / Ю. С. Рябцев// Преподавание истории и обществознания в школе. - 2010. - № 4. - С. 28-31.
31. Сагатовский В.Н. Нравственная жизнь человека. - М., 1982.- 295 с.
32. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М., 1998.-185с.
33. Семенов В. Г. Динамическая классификационная модель игр. - Киев: Минвуз УССР, 1984. 65.- 22 с.
34. Сударская, А.Н. Подготовка учителя к уроку истории. Подходы к
изучению культуры в школьном курсе истории // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. XLV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(45). URL:
https://sibac.info/archive/meghdis/10(45).pdf
35. Сухомлинский В.А. «сердце отдаю детям» М.: педагогика,1983. - 312 с.
36. Толковый словарь русского языка : в 4 т. / гл. ред. Б. М. Волин, Д. Н.
Ушаков (т. 2—4) ; сост. Г. О. Винокур, Б. А. Ларин, С. И. Ожегов, Б. В. Томашевский, Д. Н. Ушаков ; под ред. Д. Н. Ушакова. — М. : Государственный институт «Советская энциклопедия» (т. 1) : ОГИЗ (т. 1) : Государственное
издательство иностранных и национальных словарей (т. 2—4), 1935—1940.
[Электронный ресурс]. URL:https://ushakovdictionary.ru/word.php?wordid=26474
37. Узнадзе Д.Н Психологические исследования. - М., 1966.- 347 с.
38. Фрадкина Ф.И. Психологический анализ игр и их роль в учении школь-ников // Советская педагогика. - 1953. № 4.
39. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология)/И.В. Шаповаленко.- М.:Гардарики, 2005.-349 с.
40. Шеварев П.А. Психология. - М., 1946.- 213 с.
41. Шишова, Н.В. История и культурология. М.: Логос, 2004. - 470 с.
42. Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры. - М., 1994.- 238 с.
43. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1989.- 554 с.
44. Эльконин Д. Б.. Избранные психологические труды.— М.:
Педагогика,1989.- 560 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ