Полевые экскурсии как средство формирования системы биологических понятий и естественнонаучной картины мира
|
Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические и методические условия
организации полевых экскурсий по биологии 7
1.1 История становления биологической экскурсии как формы организации образовательного процесса 7
1.2 Биологическая экскурсия: понятия, классификации,
разновидности 11
1.3 Методические условия организации полевых экскурсий по биологии в основной школе 13
Глава 2. Методика организации и проведения полевых экскурсий при обучении биологии в 5-6 классе 24
2.1 Анализ настоящего состояния практики проведения полевых
экскурсий при обучении биологии 24
2.2 Методические условия организации и проведения полевых экскурсий для обучающихся 5-6 классов 25
2.3. Диагностика уровня сформированности планируемых результатов
обучения у обучающихся 5-6 классов 45
Выводы 52
Список литературы 53
Приложение 1 56
Приложение 2 57
Глава 1. Психолого-педагогические и методические условия
организации полевых экскурсий по биологии 7
1.1 История становления биологической экскурсии как формы организации образовательного процесса 7
1.2 Биологическая экскурсия: понятия, классификации,
разновидности 11
1.3 Методические условия организации полевых экскурсий по биологии в основной школе 13
Глава 2. Методика организации и проведения полевых экскурсий при обучении биологии в 5-6 классе 24
2.1 Анализ настоящего состояния практики проведения полевых
экскурсий при обучении биологии 24
2.2 Методические условия организации и проведения полевых экскурсий для обучающихся 5-6 классов 25
2.3. Диагностика уровня сформированности планируемых результатов
обучения у обучающихся 5-6 классов 45
Выводы 52
Список литературы 53
Приложение 1 56
Приложение 2 57
В условиях ФГОС ООО РФ экскурсии в школе являются частью учебно-воспитательного процесса. Школьная экскурсия является активной формой организации обучения и позволяет современному школьнику получить необходимые знания непосредственно «на месте». На экскурсии у школьника есть возможность самому познакомиться с представителями живого мира в естественной обстановке, изучить хозяйственную деятельность человека. [1]
На школьной экскурсии учитель показывает и одновременно учит. Экскурсионные объекты становятся средствами обучения, которые выступают главными действующими лицами. В основе экскурсии лежит интеллектуальная деятельность обучающихся, опирающаяся на различные универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные). Благодаря наглядности, доходчивости и эмоциональности школьная экскурсия является эффективной формой обучения, способствующей прочному усвоению знаний и оказывающей влияние на формирование естественнонаучного мировоззрения.
Экскурсия является такой формой организации учебно - воспитательного процесса, которая позволяет проводить наблюдения, непосредственно изучать различные предметы, явления и процессы в естественных или искусственно созданных условиях, тем самым развивая познавательную активность младшего школьника, т.е. «природа изучается в природе». Экскурсия основана на непосредственном восприятии детьми изучаемых объектов и явлений в естественной или искусственно созданной обстановке. И поэтому может проводиться как во время урока (урок- экскурсия), так и вне занятий (рассматривается как самостоятельная форма или разновидность внеклассной работы). Ее содержание определяется учебными программами. Экскурсии имеют большое познавательное и воспитывающее значение. Они расширяют и улучшают знания учащихся. Учащиеся видят растения и животных в естественной среде: растения - в связи с почвой, животных - в связи с растениями, получая представления о биоценозах, о целостной природе в определенное время года. Важность использования экскурсий в учебном процессе велика. Вместе с тем современные примерные программы по биологии рекомендуют проводить незначительное количество экскурсий, что значительно сокращает возможность чувственного восприятия объектов окружающей среды, следовательно будет осложнять процесс формирования абстрактного мышления и универсальных учебных действий.
Необходимость в обогащения тематики полевых экскурсий и методики их проведения определила выбор темы нашего исследования «Полевые экскурсии как средство формирования системы биологических понятий и естественнонаучной картины мира».
Цель исследования заключается в разработке методических рекомендаций по проведению полевых экскурсий на уроках биологии в 5- 6х классах.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс по биологии в 5-6х классах с использованием полевых экскурсий.
Предмет исследования: методика урочного и внеурочного обучения школьников с помощью полевых экскурсий.
Задачи:
1. Изучить понятие «полевые экскурсии» и условия их реализации в психолого-педагогической и методической литературе.
2. Проанализировать опыт работы педагогов по организации полевых экскурсий на уроках биологии.
3. Разработать методические рекомендации для проведения полевой экскурсии в 5- 6х классах по биологии.
4. Проанализировать эффективность методических рекомендаций для проведения полевой экскурсии по биологии у учащихся 5-6х классов.
Гипотеза исследования состоит в том, что ведущими методами организации учебной деятельности обучающихся на полевых экскурсиях по ботанике являются практические, которые должны обеспечивать как формирование предметных знаний, так и навыков исследовательской деятельности.
...
На школьной экскурсии учитель показывает и одновременно учит. Экскурсионные объекты становятся средствами обучения, которые выступают главными действующими лицами. В основе экскурсии лежит интеллектуальная деятельность обучающихся, опирающаяся на различные универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные). Благодаря наглядности, доходчивости и эмоциональности школьная экскурсия является эффективной формой обучения, способствующей прочному усвоению знаний и оказывающей влияние на формирование естественнонаучного мировоззрения.
Экскурсия является такой формой организации учебно - воспитательного процесса, которая позволяет проводить наблюдения, непосредственно изучать различные предметы, явления и процессы в естественных или искусственно созданных условиях, тем самым развивая познавательную активность младшего школьника, т.е. «природа изучается в природе». Экскурсия основана на непосредственном восприятии детьми изучаемых объектов и явлений в естественной или искусственно созданной обстановке. И поэтому может проводиться как во время урока (урок- экскурсия), так и вне занятий (рассматривается как самостоятельная форма или разновидность внеклассной работы). Ее содержание определяется учебными программами. Экскурсии имеют большое познавательное и воспитывающее значение. Они расширяют и улучшают знания учащихся. Учащиеся видят растения и животных в естественной среде: растения - в связи с почвой, животных - в связи с растениями, получая представления о биоценозах, о целостной природе в определенное время года. Важность использования экскурсий в учебном процессе велика. Вместе с тем современные примерные программы по биологии рекомендуют проводить незначительное количество экскурсий, что значительно сокращает возможность чувственного восприятия объектов окружающей среды, следовательно будет осложнять процесс формирования абстрактного мышления и универсальных учебных действий.
Необходимость в обогащения тематики полевых экскурсий и методики их проведения определила выбор темы нашего исследования «Полевые экскурсии как средство формирования системы биологических понятий и естественнонаучной картины мира».
Цель исследования заключается в разработке методических рекомендаций по проведению полевых экскурсий на уроках биологии в 5- 6х классах.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс по биологии в 5-6х классах с использованием полевых экскурсий.
Предмет исследования: методика урочного и внеурочного обучения школьников с помощью полевых экскурсий.
Задачи:
1. Изучить понятие «полевые экскурсии» и условия их реализации в психолого-педагогической и методической литературе.
2. Проанализировать опыт работы педагогов по организации полевых экскурсий на уроках биологии.
3. Разработать методические рекомендации для проведения полевой экскурсии в 5- 6х классах по биологии.
4. Проанализировать эффективность методических рекомендаций для проведения полевой экскурсии по биологии у учащихся 5-6х классов.
Гипотеза исследования состоит в том, что ведущими методами организации учебной деятельности обучающихся на полевых экскурсиях по ботанике являются практические, которые должны обеспечивать как формирование предметных знаний, так и навыков исследовательской деятельности.
...
1. Полевые экскурсии являются важной формой организации обучения по биологии, так как формируют у обучающихся систему знаний о природе, устанавливают доступные их пониманию связи между отдельными объектами и явлениями природы, создают условия для развития универсальных учебных действий.
2. Анализ практики работы учителей биологии в области экскурсионной деятельности показал, что учебная деятельность обучающихся на большинстве экскурсий носит созерцательный характер и не приводит к приобретению устойчивых предметных и метапредметных умений из-за недостатка часов, выделяемых на этот вид работы, и ведущих фронтальных форм организации учебной деятельности.
3. Структурными элементами полевой экскурсии являются: мотивационно-целевой этап, материально-технический этап, личностно-деятельный этап, учебно-познавательный этап, аналитико-рефлексивный этапы, которые обеспечивают деятельностную включенность обучающихся в освоение предметного и метапредметного содержания. Важнейшим компонентом экскурсионной работы является наличие четких инструкций для обучающихся.
4.Эффективность методических рекомендаций по проведению полевых экскурсий подтверждаются результатами контрольных работ, тестовых и творческих заданий и индивидуальных листов достижения обучающихся. Положительная динамика предметных знаний и уровня сформированности метапредметных и личностных результатов показывает необходимость использования разработанной модели проведения полевых экскурсий при обучении биологии в 5-6 классах.
2. Анализ практики работы учителей биологии в области экскурсионной деятельности показал, что учебная деятельность обучающихся на большинстве экскурсий носит созерцательный характер и не приводит к приобретению устойчивых предметных и метапредметных умений из-за недостатка часов, выделяемых на этот вид работы, и ведущих фронтальных форм организации учебной деятельности.
3. Структурными элементами полевой экскурсии являются: мотивационно-целевой этап, материально-технический этап, личностно-деятельный этап, учебно-познавательный этап, аналитико-рефлексивный этапы, которые обеспечивают деятельностную включенность обучающихся в освоение предметного и метапредметного содержания. Важнейшим компонентом экскурсионной работы является наличие четких инструкций для обучающихся.
4.Эффективность методических рекомендаций по проведению полевых экскурсий подтверждаются результатами контрольных работ, тестовых и творческих заданий и индивидуальных листов достижения обучающихся. Положительная динамика предметных знаний и уровня сформированности метапредметных и личностных результатов показывает необходимость использования разработанной модели проведения полевых экскурсий при обучении биологии в 5-6 классах.
Подобные работы
- Методологические основы построения и реализации дидактической системы межпредметных связей в курсе физики средней школы
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2002 - Экскурсионная деятельность этнографического музея Солонешенского района в системе основного и дополнительного образования (детского и юношеского краеведческого движения) Алтайского края на рубеже XX - XXI вв.
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Экологическое образование школьников в процессе совместной
деятельности школы и заповедников
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2015 - Концепция организации учебно - исследовательской деятельности по биологии для студентов Камышловского района Свердловской области
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2018





