Введение 3
Глава 1. Коммуникативно-когнитивный подход в процессе обучения говорению на уроках иностранного языка в начальной школе 6
1.1. Коммуникативно-когнитивный подход в обучении иностранному языку.6
1.2. Коммуникативно-когнитивный подход в рамках реализации ФГОС
начального образования по английскому языку 14
1.3. Формирование навыков говорения на начальном этапе обучения 19
Выводы по первой главе 28
Глава 2. Реализация коммуникативно-когнитивного подхода на уроке английского языка в 4 классе с помощью языковых игр 30
2.1. Анализ УМК «Starlight» для 4 класса 30
2.2. Дидактическая игра как основа обучения английскому языку 37
2.3. Языковые игры как способ обучения английскому языку 43
Выводы по второй главе 52
Заключение 53
Список использованных источников 54
Формирование навыка говорения является одной из основных целей иноязычного образования, так как формирование навыка говорения у обучающихся является первостепенной задачей для преподавателя иностранного языка по новому ФГОС. Также говорение является самой активной деятельностью на уроке иностранного языка. Однако, нужно отметить и то, что формирование навыка говорения является самым сложным в обучении иностранного языка и наиболее сложным это является для обучающихся младшей школы, так как они еще не совсем сформировали навык говорения на родном языке.
Изучение иностранного языка, в таком малом возрасте является трудным, но все же самым оптимальным временем, поскольку именно на этапе данного формирования личности обучающегося ум довольно пластичен, то есть обучающийся будет «впитывать» получаемые знания как губка. Немаловажным является и то, несмотря на все психолого-возрастные особенности данной возрастной группы обучающимся не требуется мотивация к действию, они уже замотивированы.
Основа коммуникативно-когнитивного подхода, а именно его принципы интеркультурной и коммуникативной направленности частично совпадают с процессом формирования навыка говорения у обучающихся в младшей школе, а также с аспектами нового ФГОС, что позволило стать фундаментом к написанию данной работы.
Вышеизложенное подтверждает актуальность исследования, которая заключается в востребованности и эффективности использования как коммуникативно-когнитивного подхода, так и формирования навыка иноязычной речи при обучении иностранного языка.
Объектом исследования является процесс формирования навыка говорения на уроке английского языка в младшей школе.
Предметом исследования является применение коммуникативно-когнитивного подхода в процессе формировании навыка говорения обучающихся 4 класса на уроке иностранного языка.
Цель исследования - теоретически обосновать эффективность применения коммуникативно-когнитивного подхода как способа формирования навыка говорения у обучающихся младшей ступени обучения и разработать дидактический материал, основанный на данном средстве обучения английскому языку.
Для достижения поставленной цели исследования необходимо решить следующие задачи:
- изучить научно-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;
- исследовать проблему применения коммуникативно-когнитивного подхода в обучении иностранному языку;
- рассмотреть реализацию коммуникативно-когнитивного подхода в новом ФГОС;
- изучить формирование навыка говорения у младших школьников;
- проанализировать УМК «Starlight 4»;
- разработать дополнительный дидактический материал с использованием коммуникативно-когнитивного подхода, направленный на формирования навыка говорения.
Теоретическую базу исследования составили работы таких ученых, как А.Т. Анисимова, П.А. Беспалова, М.В. Безрукавая, К.В. Бритвина, Т.М. Буружева, Д.С. Гречко, К.Ю. Герасимова, И.В. Гулько, Л.Я. Дмитрачкова, О.А. Дегтярева, А.В. Кокова, Д.А. Лионова, Н.А. Манаенко, О.Ю. Моторина, М. В. Муриева, В.А. Оспанова, Н.В. Стетюха.
Методическую основу исследования составляют такие теоретические методы, как анализ, педагогической и методической литературы по проблеме исследования; сбор и обобщение информации, а также интерпретационные методы в виде количественного и качественного анализа полученных результатов.
Теоретическая значимость данной работы состоит в систематизации материала по теме исследования, сравнении и сопоставлении взглядов современных методистов на проблему использования коммуникативно¬когнитивного подхода на уроках английского языка для развития навыка иноязычного говорения.
Практическая значимость исследования заключается в разработке комплекса упражнений, составленных с применением коммуникативно¬когнитивного подхода.
Структура работы определяется поставленными исследовательскими задачами. Глава 1 описывает теоретические основы применения коммуникативно-когнитивного подхода направленного на повышение речевой активности обучающихся и особенности развития навыка говорения на начальном этапе обучения.. Глава 2 представляет практические аспекты работы: анализ УМК «Starlight 4»; разработку к нему дополнительного дидактического материала с использованием коммуникативно-когнитивного подхода в обучении, направленных на развитие навыка говорения. Заключение содержит выводы по проделанной работе.
В ходе исследования были изучены теоретические и практические аспекты формирования навыка говорения обучающихся на уровне начального общего образования с помощью игровых методов обучения в рамках реализации коммуникативно-когнитивного подхода и сделаны следующие выводы.
Применение учебных игр на начальном этапе обучения особенно эффективно в связи с психолого-педагогическими характеристиками младшего школьного возраста, особенностями произвольного внимания и мотивации детей данной возрастной группы.
На уроках английского языка игра выполняет сразу несколько функций: коммуникативную, социокультурную, диагностическую, коррекционную, мотивационную и развлекательную. Однако, важно, чтобы учебные игры соответствовали уровню подготовки учеников и имели высокий коэффициент полезной деятельности, то есть, чтобы коммуникативный компонент превосходил игровой. Не менее важно, чтобы учитель четко осознавал цели и задачи игровой деятельности, которую он организует.
В основном учебные игры применяются для формирования грамматического или лексического навыков. С помощью игровой деятельности также хорошо отрабатываются фонетические навыки, происходит активизация лексического и грамматического материала, развиваются навыки речевой деятельности, как правило, говорения. Рассмотренные учебные игры могут быть использованы на любом этапе урока: ориентировочно-подготовительном, стереотипизирующе-ситуативно и на варьирующе-ситуативном.
1. Абдуллина О.А., Загвязникова Н.Н. Педагогическая практика студентов: Учебное пособие. М., 1989.
2. Абраменкова В. В мире детских игр // Воспитание школьников. - 2000. № 7.
3. Агаджанян Н.А., Баевский P.M., Берсенева А.П. Учение о здоровье и проблемы адаптации. Ставрополь, 2000.
4. Агапова И.Ю., Чеховская В.Б. Подготовка детей к школе.// Начальная школа. №3. - 2004 .
5. Агафонова И.А. Учимся думать.-СПб., 1996.
6. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. / под. ред.
7. Анисимова А.Т., Стетюха Н.В. Образовательный потенциал когнитивно-коммуникативного подхода в лингводидактике //Современные проблемы науки и образования. 2016. №6. С. 1-7.
8. Баранова К. М., Дули Д., Копылова В.В., Мильруд Р.П., Эванс В. Английский язык. «Звездный английский»: учеб. для 4 кл. общеобразоват. учреждений. М.: Express Publishing: Просвящение, 2011. 136 с.
.9 Безрукавая М.В. Формирование речевых навыков при обучении английскому языку // Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ. 2014. № 1. С. 16-23.
10. Беспалова П.А. Интеграция коммуникативно-когнитивного подхода в процессе обучения иностранному языку // Инновации. Наука. Образование. 2020. № 11. С. 549-552.
11. Бритвина К.В., Кокова А.В. Коммуникативно-когнитивный подход как инновационная технология в преподавании иностранного языка ( на примере английского языка) // Восток - запад: теоретические и прикладные аспекты преподавания европейских и восточных языков: сб. научн. тр. / Новосибирск. НГПУ, 2020. С. 32-38.
12. Буружева Т.М. Особенности реализации коммуникативно-когнитивного подхода в процессе обучения иностранному языку // Стратегия и тактика подготовки современного педагога в условиях диалогового пространства образования: сб. науч. тр./ Брянск. БГУ им. акад. И.Г. Петровского, 2019. С. 283-287.
13. Гречко Д.С., Герасимова К.Ю. Развитие языковых и речевых умений и навыков младших школьников на уроке иностранного языка // Образование в России и актуальные вопросы современной науки: сб. науч. тр. / Пенза. гос. ун-т. Пенза, 2020. С. 115-119.
14. Гулько И.В. Основные положения когнитивно-коммуникативного подхода в обучении иностранному языку // Вестник науки. 2023. №12. С. 919-926.
15. Дегтярёва О.А. К вопросу о практическом применении коммуникативно-когнитивного подхода в обучении иностранному языку // Актуальные проблемы германо-романской филологии и методики преподавания иностранных языков: сб. научн. тр. / Гомель. ГГУ им. Ф. Скорины, 2019. С. 82-85.
16. Дмитрачкова Л.Я. Языковое образование: коммуникативно-когнитивный подход // Лингвокультурное образование в системе вузовской подготовки специалиста. 2017. №2. С. 236-244.
17. Леонова Д.А. Коммуникативно-когнитивный подход: сущность, принципы, лингводидактический потенциал // Научный старт — 2023: сб. научн. тр. / Москва. МГПУ, 2023. С. 248-253.
18. Манаенко Н.А. Обучение говорению младших школьников на уроках английского языка // ACTUAL SCIENTIFIC RESEARCH 2018: сб. науч. тр. / Ставрополь. гос. ун-т. Ставрополь, 2018. С. 53-56.
19. Методика преподавания иностранных языков и РКИ: традиции и инновации: сб. науч. тр./ под. ред. И.А. Ковынева, Н.В. Девдариани, Н.Н. Самчик. Курск: ФГБОУ ВО КГМУ, 2023. С. 169-173.
20. Моторина О.Ю. Когнитивный подход в обучении иностранному языку //Эмиховские чтения: сб. науч. тр. / Тюмень, 2018. С. 84-93.
21. Муриева М.В. Формирование умений иноязычного монологического высказывания в начальной школе // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60. С. 290-293.
22. Оспанова В.А. Развитие навыков говорения у младших школьников как одна из важнейших проблем в изучении иностранным языкам // Актуальные научные исследования в современном мире. 2017. №24. С. 156¬160.
23. Паршукова С.С. Речевое общение в процессе обучения иностранному языку в высшей школе //Язык науки и техники в современном мире: сб. науч. тр./ Омск. гос. ун-т. Омск, 2017. С. 172-174.
24. Пронина Н.С., Архипова М.В. Особенности обучения монологическому высказыванию на занятиях по английскому языку в начальной школе // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №59. С. 309-313.
25. Рублева А.А. Формирование умений устной иноязычной речи у младших школьников //Инновационные технологии обучения иностранному языку в вузе и школе: реализация современных ФГОС: сб. науч. тр./ Воронеж. гос. ун-т. Воронеж, 2019. С. 58-64.
26. Рябова Е.С., Еремина К.В. Особенности формирования навыков говорения на раннем этапе обучения английскому языку // Межкультурная коммуникация: теория и практика: сб. науч. тр. / Томск. гос. ун-т. Томск, 2016. С. 164-168.
27. Салиева З.И. Говорение и его роль в практическом овладении иностранным языком //Проблемы современного образования. 2015. №5. С. 101-107.
28. Сенькова Т.А. Методика формирования речевых навыков и основные принципы обучения говорению на иностранном языке //Труды БГТУ. №5. История, философия, филология. 2014. №5. С. 196-198.
29. Синева А. Д. Обучение учащихся средней школы иностранному языку в рамках коммуникативно — когнитивного подхода //Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно — практических конференций. 2020. № 3. С. 1-8.
30. Собчик В.В., Андреева И. А. Формирование навыков иноязычного говорения школьников // Перспективы науки: сб. науч. тр. / Казань. ФГБОУ ВО, 2016, С. 225-229.
31. Спесивцева К.В. Коммуникативно-ориентированный подход при обучении говорению на уроках иностранного языка //Язык, культура и профессиональная коммуникация в современном обществе: сб. науч. тр. / Тамбов. ТГУ им. Г.Р. Державина, 2017. С. 200-204.
32. Третьяк Г.В., Тюрдеева А.И. Когнитивно-коммуникативный подход в обучении иностранным языкам //Сахаровские чтения 2020 года: экологические проблемы XXI века: сб. науч. тр. / Минск. БГУ, 2020. С. 207¬210.
33. Умирова У.Э. Коммуникативно-когнитивный подход обучению иностранному языку //Педагогика и современность. 2013. №6. С. 92-95.
34. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Мин-во просвящения Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2021. с. 31.
35. Халбаева У.Э. Реализация коммуникативно-когнитивного подхода в рамках обучения иностранному языку ( на материале английского языка) // Педагогика и современность. 2014. № 2. С. 27-30.
36. Шинкевич А.И. Коммуникативно-когнитивный подход приобучении студентов устному монологическому высказыванию ( английский язык ) //Актуальные проблемы и современные технологии преподавания иностранных языков в неспециальных вузах: сб. науч. тр./ Воронеж. ВГИФК, 2020. С. 159-161.
37. Щепилова А.В. Методика обучения иностранным языкам на современном этапе: полиподходность или полипарадигмальность? // Профессиональное становление учителя иностранного языка в системе педагогического образования: сб. науч. тр. / Москва. МГПУ, 2017. С. 24-30.
38. Юсупова Т.Г. Содержание когнитивно-коммуникативного подхода к обучению иностранному языку //Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2014. №4. С. 36-37.