Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Коррекция самооценки неуспевающих младших подростков

Работа №156267

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы61
Год сдачи2022
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
18
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ САМООЦЕНКИ НЕУСПЕВАЮЩИХ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ 7
1.1. Понятие самооценки в психологии 7
1.2. Развитие самооценки в младшем подростковом возрасте 14
1.3. Особенности самооценки неуспевающих младших подростков 22
Выводы по главе 1 26
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ КОРРЕКЦИИ САМООЦЕНКИ НЕУСПЕВАЮЩИХ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ 27
2.1. Организация и методы исследования 27
2.2. Результаты эмпирического исследования самооценки неуспевающих
младших подростков 31
2.3. Направления и содержание коррекции самооценки неуспевающих
подростков 38
2.4. Анализ результатов 43
Выводы по главе 2 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 48
ПРИЛОЖЕНИЯ 51


Актуальность темы настоящего исследования обусловлена тем, что самооценка младшего подростка, его отношение и восприятие себя во многом определяют его поведение, реализацию и успеваемость. Данные многих исследований Б.Г. Ананьева, С.Л. Рубинштейна, Л.И. Божович, М.С. Неймарк, Л.С. Славиной, Е.А. Серебряковой, говорят о том, что отрицательное отношением к себе и низкая самооценка во многом определяют неудовлетворительную успеваемость, низкую мотивацию незаинтересованность в учебе, а также приводят к внутреннему дисбалансу личности.
Известно, что младший подростковый возраст - важный этап в жизни каждого человека. Это кризисный этап, который дает личности перейти из детского периода постепенно к взрослой жизни. В этом возрасте сформировывается мировосприятие, происходит осмысление ценностей, идеалов, жизненных возможностей [36, с. 16]. Для вышеуказанного периода свойственно формирование сознания и самосознания личности, а поведение человека регулируется его самооценкой, которая представляет собой центральное образование индивидуальности.
Самооценка - это оценка человека самого себя, своих достоинств и недостатков, возможностей, качеств, своего места среди других людей. Это существенная, важная и наиболее изучаемая в психологии сторона самосознания и познания личности [16, с. 127].
Младший подростковый период характеризуется наиболее уязвимым в плане становлении самооценки, так как опорой для развития адекватной самооценки являются оценка коллектива, общества в котором находится младший подросток.
Проблемой самооценки занимались многие ученые: В.П. Зинченко, Е.Т. Соколова, А.В. Захарова, А.И. Липкина, В.П. Трусов, Э.Л. Носенко, И.И. Чеснокова, У. Джемс, Ч. Кули, Д. Мид, К. Хорни, С.Л. Рубинштейн, И.С. Кон, В. Кваде и другие.
Зарубежными психологами были изучены социально -психологические детерминанты самооценки (Ч. Кули, Д. Мид). К. Хорни в своих исследованиях установила взаимосвязь между невротизмом личности и конфликтами самооценки. К. Роджерсом выявлена динамика самосознания и его компонентов. Представителями отечественной психологии были определены компоненты самооценки и установлены ее функции (Л.В. Бороздина). И.И. Чеснокова в своих исследованиях определила место самооценки в структуре самосознания личности, В.Д. Шадриков изучал взаимосвязь между самооценкой и способностями личности. Так же
A. В. Захарова охарактеризовала структурно-содержательные компоненты
самооценки. Отечественные психологи-ученые рассматривали особенности самооценки на разных возрастных этапах: в младшем школьном
(А.И. Липкина), младшем подростковом и юношеском возрасте (И.С. Кон,
B. Кваде, В.П. Трусов), в онтогенезе (А.А. Реан).
Вместе с тем проблема влияния самооценки подростков на успеваемость требует дополнительного исследования. Малоизученными также являются способы коррекции самооценки обучающихся с низкой успеваемостью.
Так нами выявлено противоречие между необходимостью коррекции самооценки неуспевающих младших подростков и недостаточностью теоретических и практико-ориентированных исследований по данной теме.
Цель исследования: изучить возможности коррекции самооценки неуспевающих младших подростков.
Задачи исследования:
1. Провести анализ понятия «самооценка» в психологии.
2. Изучить особенности самооценки в младшем подростковом возрасте и ее характеристики у неуспевающих в обучении младших подростков. 

неуспевающих младших подростков
4. Разработать и реализовать комплекс психолого-педагогических мероприятий, обеспечивающих коррекцию самооценки неуспевающих младших подростков.
5. Изучить эффективность работы
Объект исследования: самооценка.
Предмет исследования: коррекция самооценки неуспевающих
младших подростков.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что самооценка неуспевающих в обучении младших подростков характеризуется более низкими показателями в сравнении с подростками с высокой успеваемостью; психолого-педагогическая работа, направленная на осознание собственных возможностей; повышение уверенности в себе, формирование положительного самоотношения - будет способствовать коррекции самооценки неуспевающих подростков и повышению их успеваемости.
Методы и методики исследования.
Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.
Эмпирические: тестирование.
- Тест-опросник Г.Н. Казанцевой «Уровень общей самооценки».
- Методика Дембо-Рубинштейн в адаптации А.М. Прихожан.
База и выборка исследования: исследование проводилось на базе МАОУ СШ № ХХ, г. Красноярска. В исследовании приняли участие 24 составили 24 обучающихся 11-12 лет.
Экспериментальная группа - неуспевающие подростки - 12 чел. Экспериментальная группа была выбрана на основе анализа успеваемости младших подростков - 70% оценок составило «удовлетворительно».
Практическая значимость исследования: полученные в ходе исследования данные могут быть учтены в организации учебной деятельности подростков, в психолого-педагогической работе по коррекции уровня самооценки в младшем подростковом возрасте.
Структура работы: состоит из введения, теоретической и эмпирической главы, выводов по главам, заключения, списка использованных источников, состоящего из 52 источников, приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данное исследование посвящено проблеме неуспевающих младших подростков, т.к. подростковый период является наиболее уязвимым в плане формирования самооценки, так как опорой для ее развития является оценка сверстников и педагога.
Вместе с тем проблема влияния самооценки подростков на успеваемость требовало дополнительного исследования. Малоизученными также являются способы коррекции самооценки обучающихся с низкой успеваемостью.
Так нами выявлено противоречие между необходимостью коррекции самооценки неуспевающих подростков и недостаточностью теоретических и практико-ориентированных исследований по данной теме.
В ходе исследовательской работы решены следующие задачи: проведен анализ понятия «самооценка» в психологии; изучены особенности самооценки в младшем подростковом возрасте и ее характеристики у неуспевающих в обучении младших подростков; эмпирическим путем выявлены особенности самооценки неуспевающих младших подростков; разработан и реализован комплекс психолого-педагогических мероприятий, обеспечивающих коррекцию самооценки неуспевающих младших подростков; изучена эффективность работы.
Решение указанных задач позволило доказать гипотезу исследования: самооценка неуспевающих в обучении младших подростков характеризуется более низкими показателями в сравнении с подростками с высокой успеваемостью; психолого-педагогическая работа, направленная на осознание собственных возможностей; повышение уверенности в себе, формирование положительного самоотношения - будет способствовать коррекции самооценки неуспевающих подростков и повышению их успеваемости.
Таким образом, цель исследования достигнута.



1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание: монография: Пер. с англ. М.: Прогресс, 2012. 420 с.
2. Бодалев A.A. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 2011. 188 с.
3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.: Ин-т практической психол.; Воронеж: МОДЭК, 2011. 352 с.
4. Психическое развитие младших школьников: эксперим. психол. исслед. М.Э. Боцманова [и др.] / Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1990. 160 с.
5. Выготский Л.С. Педология подростка. М.: Наука, 2011. 300 с.
6. Гозман Л.Я., Алешина Ю.А. Взаимосвязь отношения к себе и другим // Вестник Московского ун-та. Сер. 14. Психология. 2012. № 4. С. 21-29.
7. Джемс У. Принципы психологии: Пер с англ. М.: Педагогика, 2011. 368 с.
8. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 2014. 336 с.
9. Кон И.С., Фельдштейн, Д.И. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста // Хрестоматия по возрастной психологии / Под. ред. Л.А. Семчук и А.И. Янчий. М.: Сфера, 2012. С. 130-133.
10. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Издательство «Питер», 2011. 992 с.
11. Леви Т.С. Динамика самоотношения в процессе личностно- развивающей работы, проводимой на основе телесного движения // Знание. Понимание. Умение. 2015. № 4. С. 102-106.
12. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 130 с.
13. Леонтьева Т.В. Эмоциональное развитие подростков средствами арт-терапии // Вестник КазГУКИ. 2014. № 2. С. 65-69.
14. Лидере А.Г. Психологический тренинг с подростками: учеб. пособие для вузов. М.: Издательский центр «Академия», 2013. 130 с.
15. Липкина А.И. Самооценка школьника. М.: Знание, 1976. 64 с.
...
51 источник


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ