Введение
Глава I. Теоретические основания изучения персоналий на уроках истории
России в 11 классе
1.1. Проблема изучения персоналий на уроках истории России в научной литературе
1.2. Психолого-педагогические особенности учащихся 11 классов
1.3. Основные формы организации изучения персоналий на уроках истории России в 11 классах
Глава II. Прикладные основания изучения персоналий на уроках истории
России в 11 классах
2.1. Методические аспекты изучения исторических персоналий на уроках истории России в 11 классах
2.2. Образные представления о персоналиях в учебнике истории России 11 класса
2.3. Отбор и использование материалов о исторических персоналиях на уроках
истории России в 11 классах
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность исследования определяется возрастающей значимостью в современном мире исторического сознания, как одного из мощных социокультурных оснований и регуляторов всех сторон общественной жизни. Сегодня приходит понимание, что только на основе изучения истории возможно овладеть не только всем опытом минувших цивилизации, но и формировать на их основе ценности, идолы и идеалы общечеловеческой и национальной культуры. Исследование прикладных аспектов его формирования является отстающим участком отечественной методики истории.
Недооценка значимости формирования исторического сознания у населения, как показывает практика, привела к резкому снижению образовательного уровня патриотических чувств, гражданской ответственности населения и, в целом, снижению темпов развития страны. Актуальность темы курсовой работы определяется тем, что история именно в школьном возрасте лучше усваивается через «человеческую» ее сторону, через судьбы конкретных людей. Показ того, как жили отдельные личности, как влияли на ход событий всей истории, запоминается и усваивается учащимися с большим желанием, чем оперирование событиями, процессами вне воздействия на них ярких личностей.
В этих условиях школа и школьный учебник истории превращаются в передовую линию борьбы за умы и души молодого поколения. Поэтому необходимость серьезных шагов в отношении преподавания интересам и чаяниям российского общества. Школа - это уникальный социальный институт, формирующий личность человека и его гражданскую позицию. На государство возложена функция образования, но на содержание образовательных программ есть разные точки зрения.
Принятый в 2015 г. Историко-культурный стандарт вводит антропологический подход в изучении истории. Это, в первую очередь, относите и к актуализации проблемы нашего исследования. В традиционной исторической школе, утвердившейся в советский период, господствовал формационный подход в определении основных тенденций развития общества, хотя и роль личности в истории никто не отрицал. Однако подбор личностей, которых обязан был знать каждый школьник, ориентировался на определенные выводы автора по разделам, безальтернативно деля людей на героев и злодеев. Итогом такого обучения являлось искажение исторической реальности.
В современных учебниках истории роль личностей, социокультурные факторы и повседневность нашли свое достойное отражение, причем не только биографии выдающихся людей, но и судьбы рядовых граждан. Остается понять, как, какими способами и методами дать понять данную историческую эпоху.
Степень изученности темы: важность изучения персоналий для более полного понимания исторической науки, была отмечена еще в средние века, проблема в том, что в то время основными биографическими источниками являлись источники житийно-иконописного жанра, которые не всегда соответствовали объективным реалиям и не могли дать адекватной оценки жизни и деятельности той или иной исторической личности. В XII веке, когда церковные догмы уступили место эпохе Просвещения, австрийские ученые выдвинули теорию о том, что судьбы отдельных исторических личностей напрямую связаны с эпохальным самосознанием и конкретными историческими событиями. Дореволюционный историк В.О. Ключевский целенаправленно выявляет типы людей прошлого из которых выделяет конкретных исторических личностей и выстраивает связь реального человека с его исторической ролью в обществе, он пишет: «Человеческая личность, людское общество и природа страны — вот те три основные исторические силы, которые строят людское общежитие». В советской историографии доминировала идея о том, что историю вершат массы, личность же рассматривалась в контексте отражателя требований эпохи, исполнителя воли масс, в таком ключе писали Рыбников, Винокур, Тарле, Дружинин. В настоящее время в работах ученых Померанцевой, Павловой, Сапрыкиной, Изотова на первый план выходит главенствующая роль личности для изучения истории, делается уклон на характеристику эпохи в соответствие с деятельностью конкретного человека. Таким образом, теоретической основой исследования являются материалы диссертационных работ, научных статей учителей-практиков и ученых методистов А.А. Данилова, Е.Н. Сорокина, Т.А. Асламовой, Г.Ю. Кензовой, В.В. Шогана, И.В. Крутовой, историко-культурный стандарт единого учебника по истории. Тема изучения персоналий на уроках истории России остается малоизученной, по сей день, основные труды носят общий характер.
Таким образом, существуют противоречия:
- между значимостью для педагогического сообщества теоретического обоснования изучения персоналий на уроках истории России, и состоянием методического опыта его реализации в современной практике общеобразовательной школы;
- между важностью для современной учебной практики общеобразовательной школы, освоения методического опыта изучения персоналий на уроках истории России, и недостаточным вниманием к нему учителей истории;
- между объективной потребностью учительского сообщества в освоении опыта изучения персоналий на уроках истории России и отсутствием его описания в литературе.
На основе изучения актуальности и выявленных противоречий сформулирована проблема исследования, заключающаяся в необходимости выявления, обобщения и описания актуального организационно-методического опыта разрешения проблем изучения персоналий на уроках истории России в 11 классах.
Эта проблема не ставилась и не подвергалась целенаправленному изучению. Ее актуальность и не разработанность на современном этапе развития отечественного образования предопределили выбор темы дипломного исследования: Проблема изучения персоналий на уроках истории России в 11 классах. Важной в определении темы дипломной работы, явилась ее связь с практическими задачами будущей профессиональной деятельности.
Разрешение означенной проблемы составило цель исследования:
на основе анализа передового опыта учителей и методистов истории, обобщения достижений в психолого-педагогической науке разработать методику изучения персоналий на уроках истории России в 11 классах и определить наиболее удачные методические приемы для изучения личностей в школьном курсе.
Объект исследования - теория и практика изучения исторических персоналий в школьном курсе истории России в 11 классах.
Предмет исследования - содержательная и методическая стороны процесса формирования знаний о исторических персоналиях на материале школьного курса истории России 11 класса.
При анализе научной литературы, была выдвинута гипотеза: изучения исторических персоналий в школьном курсе истории будет успешным, если:
- обеспечить теоретическое обоснование учебного процесса по изучению исторических персоналий в школьном курсе истории России в 11 классе;
- определить психолого-педагогические и методические условия актуализации опыта изучения исторических персоналий в школьном курсе истории России в 11 классе.
- обобщить и описать опыт изучения исторических персоналий в школьном курсе истории России в 11 классе.
Цель, исследования определила его задачи:
1. Изучить научно-методическую литературу по проблеме исследования;
2. Определить психолого-педагогические особенности учащихся, изучающих исторические персоналии в школьном курсе истории России в 11 классе.
3. Обобщить и описать основные формы организации изучения исторических персоналий в школьном курсе истории России в 11 классах.
4. Обобщить и проанализировать методические аспекты изучения исторических персоналий в школьном курсе истории России в 11 классах.
5. Проанализировать образные представления о персоналиях приведенные в учебнике истории России в 11 классах.
6. Обобщить и описать опыт использования материалов о исторических персоналиях в школьном курсе истории России в 11 классах.
Новизна исследования заключается в том, что теоретически обоснован и описан опыт актуализации изучения исторических персоналий в школьном курсе истории. Определены и проанализированы психолого-педагогические и методические условия этого процесса в школьном курсе истории. Обобщен и описан опыт использования материалов о исторических персоналиях в школьном курсе истории России в 11 классах.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что выявление и освоение идей и опыта организации учебного процесса по изучения исторических персоналий в школьном курсе истории способствует его эффективности и является одним из путей ее достижения. Практическая часть работы может быть использована в качестве материальных средств обучения на уроках истории, например при разработке экспериментальных уроков или элективных курсов направленных на изучение личностей.
Структура исследования: Дипломное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Таким образом, при изучении исторических персоналий, мы видим, складывание яркого образного представления о государственных, общественных и иных деятелях у учащихся. Данный подход позволяет наиболее полно представить себе исторические реалии прошлого, отразить влияние конкретных исторических решений на самые разные области общественной жизни политическую, экономическую, культурную и другие. Также данный подход позволяет наиболее полно отразить причинно-следственные связи между личностями и наиболее значительными событиями в мировой и отечественной истории, включая войны, реформы, революции и другие важнейшие события и явления.
В данной работе были описаны наиболее удачные, с точки зрения методологии, приемы по изучению персоналий. На основе анализа психолого-педагогической литературы был разработан элективный курс, включающий в себя интерактивные, продуктивные, познавательные и иные формы интеллектуальной деятельности учащихся, а также три экспериментальных урока, по личностям: «Хрущев - портрет разоблачителя», «Высоцкий - «неудобная правда» для советской жизни» и «Горбачев - эпоха перемен», на которых, для создания представления о личности использовались следующие методические приемы: наглядные, творческо-репродуктивные, с постановкой проблемного вопроса, беседа, дискуссия, интегрированность, персонификация.
При анализе практической деятельности массового преподавания, были выявлены основные проблемы учителей и учащихся в создании представления о личности и ее месте в истории. Эти проблемы связанны с отсутствием времени в школьной программе, для тщательного рассмотрения всех личностей предлагаемых нам историко-культурным стандартом, и современными учебниками истории, а также со сложностями при отборе материала. Такой материал, в реалиях общеобразовательных школ, часто выносится на самостоятельное обучение, некоторые личности опускаются вовсе. Реже изучение персоналий выносится на элективные курсы при профильном или пред профильном обучении в старшем и среднем звене.
При анализе психолого-педагогических особенностей учащихся было важным понять, какой материал более всего соответствует возрасту и интересам выпускников, а также какой материал будет максимально отвечать их образовательным запросам. Преимущественно использовался наглядно-иллюстративный материал, фильмы, воспоминания, дневниковые записи личностей, их письма, различные оценки современников, интервью, а также монографические труды, для того чтобы наиболее полно осветить оценку личности в научной литературе и позволить учащимся сформировать собственное мнение и оценку того или иного представителя.
Итоги работы показывают эффективность предложенной методики, что подтверждает рабочую гипотезу.
1. Приказ Минобрнауки России от 26 января 2016 года № 38 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»
2. Приказ Минобрнауки России от 21 апреля 2016 года № 459 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»
3. Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта»
4. Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»
5. Приказ Минобрнауки России от 13 мая 2016 г. № 558 «О признании утратившими силу некоторых приказов Министерства образования и науки Российской Федерации»
6. Проект историко-культурного стандарта
7. Общественное обсуждение проекта Историко-культурного стандарта
8. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
9. Указ Президента России от 7 мая 2012 г. № 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки"
10. Приказ Минобрнауки России от 30 марта 2016 г. № 336 «Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению, а также норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания»
Литература:
1. Алексашкина Л. Н. История: планируемые результаты: система заданий, 10-11 классы / Л. Н. Алексашкина, Н. И. Ворожейкина. М.: Просвещение, 2014. 128 с.
2. Асламова Т. А. Интерактивные методики: метод. пособие для учителей / Т. А. Асламова. М.: ЦГО, 2004. 40 с.
3. Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренникова. М.: Просвещение, 2013. 175 с.
4. Бартенева Н. В. Результаты ЕГЭ по истории и проблема умения учащихся анализировать источники // Н. В. Бартенева, О. Л. Дворникова // ПИШ. 2004. № 3. С. 45-55.
5. Боголюбов Л. Н. Многообразие форм и методов учебной работы / Л. Н. Боголюбов // ПИОШ. 2013. № 8. С. 9-17.
6. Ванина Э. В. Диагностика результатов обучения истории в школе / Э. В. Ванина // ПИОШ. 2001. № 4. С. 20-27.
7. Вяземский Е. Е. Педагогические подходы к реализации концепции единого учебника истории: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. М.: Просвещение, 2015. 78 с.
8. Вяземский Е. Е. Современные подходы к проектированию и реализации воспитательного потенциала школьного исторического образования / Е. Е. Вяземский, И. Ю. Синельников // ПИШ. 2014. № 7. С. 30-36.
9. Гараева Ф. Я. Образовательная технология «Дебаты» в курсе истории основной школы [Электронный ресурс] / Ф. Я. Гараева. URL: http://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2013/11/07/obrazovatelnaya -tekhnologiya-debaty-v-kurse-istorii-osnovnoy (дата обращения 18.03.2016)
10. Даутова И. Б. Современные педагогические технологии в профильном обучении / И. Б. Даутова, О. Н. Крылова. СПб.: КАРО, 2006. 176 с.
11. Дорожкина Н. И. Современный урок истории: использование мультимедийных презентаций, 5-11 классы / Н. И. Дорожкина. М.: ВАКО, 2009. 176 с.
12. Калуцкая Е. К. Современные образовательные технологии в общеобразовательных учреждениях / Е. К. Калуцкая // ПИОШ. 2013. № 8. С. 25-34.
13. Ксензова Г. Ю. Перспективные школьные технологии: учеб.- метод. пособие / Г. Ю. Ксензова. М.: Пед. о-во России, 2000. 224 с.
14. Киселёв Г. М. Информационные технологии в педагогическом образовании: учеб. по направлению «Педагогическое образование» / Г. М. Киселёв, Р. В. Бочкова. М.: Дашков и Ко, 2012. 308 с.
15. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // Вестник образования. Тематический выпуск. - 2002. - Декабрь.
16. Короткова М. В. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях: практ. пособие для учителей / М. В. Короткова, М. Т. Студеникин. М.: ВЛАДОС. 1999. 192 с.
17. Крутова И. В. Деятельностный подход в школьной практике обучения истории: взгляд методиста / И. В. Крутова, Л. П. Разбегаева // ПИШ. 2013. № 3. С. 30-33.
18.Организация педагогической диагностики в профильном обучении: учеб.-метод. пособие для учителей / И. Ю. Гутник. СПб.: КАРО, 2005. 128 с.
19. Селевко К. Г. Современные образовательные технологии: учеб.
пособие / К. Г. Селевко. М.: Нар. образование, 1998. 256 с.
20. Лернер И. Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории / И. Я. Лернер. М.: Просвещение, 1982. 191 с.
21. Лосева О. И. Особенности использования индивидуально
ориентированного подхода к обучению через активизацию познавательной деятельности на уроках истории и обществознания [Электронный ресурс] / О. И. Лосева. URL: http://festival.1september.ru/articles/605449 (дата обращения:
05.11.2015)
22. Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990.
23. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. Ю. Моисеева [и др.]. М.: Академия, 2001. 272 с.
24. Полякова О. Б. Учебная дискуссия на уроке истории / О. Б. Полякова // ПИОШ. 2004. № 10. С. 51-53.
25. Ситаров В. А. Проблемное обучение как одно из направлений
современных технологий обучения [Электронный ресурс] / В. А. Ситаров. URL: http://www.zpu
journal.ru/zpu/contents/2009/1/Sitarov/26.pdf (дата обращения: 08.10.2014).
26. Современные методы в современном преподавании: (тез. докл. науч.-практ. конф.) // ПИШ. 2003. № 9. С. 35-50.
27. Сорокина Е. Н. Дискуссионные вопросы изучения истории России ХХ в., 10-11 классы / Е. Н. Сорокина. М.: ВАКО, 2014. 256 с.
28. Стрелова О. Ю. Учебник истории: старт в новый век / О. Ю.
Стрелова, Е. Е. Вяземский. М.: Просвещение, 2006. 143 с.
29. Троицкий Ю. Л. Эгоистория как инновационная технология / Ю. Л. Троицкий // Преподавание истории в современной России: тенденции и перспективы. Тель-Авив, 1999. С. 71-93.
30. Учебник О.В.Волобуева, С.В. Кулешова «История России XX - первая половина XXI века» 11 класс.
31. Шоган В. В. Методика преподавания истории в школе: новая технология личностно-ориентированного исторического образования / В. В. Шоган. Ростов н/Д: Феникс, 2007. 475 с.