Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Проблема изучения персоналий на уроках истории России (11 класс)

Работа №156252

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы78
Год сдачи2016
Стоимость4345 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава I. Теоретические основания изучения персоналий на уроках истории
России в 11 классе
1.1. Проблема изучения персоналий на уроках истории России в научной литературе
1.2. Психолого-педагогические особенности учащихся 11 классов
1.3. Основные формы организации изучения персоналий на уроках истории России в 11 классах
Глава II. Прикладные основания изучения персоналий на уроках истории
России в 11 классах
2.1. Методические аспекты изучения исторических персоналий на уроках истории России в 11 классах
2.2. Образные представления о персоналиях в учебнике истории России 11 класса
2.3. Отбор и использование материалов о исторических персоналиях на уроках
истории России в 11 классах
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Актуальность исследования определяется возрастающей значимостью в современном мире исторического сознания, как одного из мощных социокультурных оснований и регуляторов всех сторон общественной жизни. Сегодня приходит понимание, что только на основе изучения истории возможно овладеть не только всем опытом минувших цивилизации, но и формировать на их основе ценности, идолы и идеалы общечеловеческой и национальной культуры. Исследование прикладных аспектов его формирования является отстающим участком отечественной методики истории.
Недооценка значимости формирования исторического сознания у населения, как показывает практика, привела к резкому снижению образовательного уровня патриотических чувств, гражданской ответственности населения и, в целом, снижению темпов развития страны. Актуальность темы курсовой работы определяется тем, что история именно в школьном возрасте лучше усваивается через «человеческую» ее сторону, через судьбы конкретных людей. Показ того, как жили отдельные личности, как влияли на ход событий всей истории, запоминается и усваивается учащимися с большим желанием, чем оперирование событиями, процессами вне воздействия на них ярких личностей.
В этих условиях школа и школьный учебник истории превращаются в передовую линию борьбы за умы и души молодого поколения. Поэтому необходимость серьезных шагов в отношении преподавания интересам и чаяниям российского общества. Школа - это уникальный социальный институт, формирующий личность человека и его гражданскую позицию. На государство возложена функция образования, но на содержание образовательных программ есть разные точки зрения.
Принятый в 2015 г. Историко-культурный стандарт вводит антропологический подход в изучении истории. Это, в первую очередь, относите и к актуализации проблемы нашего исследования. В традиционной исторической школе, утвердившейся в советский период, господствовал формационный подход в определении основных тенденций развития общества, хотя и роль личности в истории никто не отрицал. Однако подбор личностей, которых обязан был знать каждый школьник, ориентировался на определенные выводы автора по разделам, безальтернативно деля людей на героев и злодеев. Итогом такого обучения являлось искажение исторической реальности.
В современных учебниках истории роль личностей, социокультурные факторы и повседневность нашли свое достойное отражение, причем не только биографии выдающихся людей, но и судьбы рядовых граждан. Остается понять, как, какими способами и методами дать понять данную историческую эпоху.
Степень изученности темы: важность изучения персоналий для более полного понимания исторической науки, была отмечена еще в средние века, проблема в том, что в то время основными биографическими источниками являлись источники житийно-иконописного жанра, которые не всегда соответствовали объективным реалиям и не могли дать адекватной оценки жизни и деятельности той или иной исторической личности. В XII веке, когда церковные догмы уступили место эпохе Просвещения, австрийские ученые выдвинули теорию о том, что судьбы отдельных исторических личностей напрямую связаны с эпохальным самосознанием и конкретными историческими событиями. Дореволюционный историк В.О. Ключевский целенаправленно выявляет типы людей прошлого из которых выделяет конкретных исторических личностей и выстраивает связь реального человека с его исторической ролью в обществе, он пишет: «Человеческая личность, людское общество и природа страны — вот те три основные исторические силы, которые строят людское общежитие». В советской историографии доминировала идея о том, что историю вершат массы, личность же рассматривалась в контексте отражателя требований эпохи, исполнителя воли масс, в таком ключе писали Рыбников, Винокур, Тарле, Дружинин. В настоящее время в работах ученых Померанцевой, Павловой, Сапрыкиной, Изотова на первый план выходит главенствующая роль личности для изучения истории, делается уклон на характеристику эпохи в соответствие с деятельностью конкретного человека. Таким образом, теоретической основой исследования являются материалы диссертационных работ, научных статей учителей-практиков и ученых методистов А.А. Данилова, Е.Н. Сорокина, Т.А. Асламовой, Г.Ю. Кензовой, В.В. Шогана, И.В. Крутовой, историко-культурный стандарт единого учебника по истории. Тема изучения персоналий на уроках истории России остается малоизученной, по сей день, основные труды носят общий характер.
Таким образом, существуют противоречия:
- между значимостью для педагогического сообщества теоретического обоснования изучения персоналий на уроках истории России, и состоянием методического опыта его реализации в современной практике общеобразовательной школы;
- между важностью для современной учебной практики общеобразовательной школы, освоения методического опыта изучения персоналий на уроках истории России, и недостаточным вниманием к нему учителей истории;
- между объективной потребностью учительского сообщества в освоении опыта изучения персоналий на уроках истории России и отсутствием его описания в литературе.
На основе изучения актуальности и выявленных противоречий сформулирована проблема исследования, заключающаяся в необходимости выявления, обобщения и описания актуального организационно-методического опыта разрешения проблем изучения персоналий на уроках истории России в 11 классах.
Эта проблема не ставилась и не подвергалась целенаправленному изучению. Ее актуальность и не разработанность на современном этапе развития отечественного образования предопределили выбор темы дипломного исследования: Проблема изучения персоналий на уроках истории России в 11 классах. Важной в определении темы дипломной работы, явилась ее связь с практическими задачами будущей профессиональной деятельности.
Разрешение означенной проблемы составило цель исследования:
на основе анализа передового опыта учителей и методистов истории, обобщения достижений в психолого-педагогической науке разработать методику изучения персоналий на уроках истории России в 11 классах и определить наиболее удачные методические приемы для изучения личностей в школьном курсе.
Объект исследования - теория и практика изучения исторических персоналий в школьном курсе истории России в 11 классах.
Предмет исследования - содержательная и методическая стороны процесса формирования знаний о исторических персоналиях на материале школьного курса истории России 11 класса.
При анализе научной литературы, была выдвинута гипотеза: изучения исторических персоналий в школьном курсе истории будет успешным, если:
- обеспечить теоретическое обоснование учебного процесса по изучению исторических персоналий в школьном курсе истории России в 11 классе;
- определить психолого-педагогические и методические условия актуализации опыта изучения исторических персоналий в школьном курсе истории России в 11 классе.
- обобщить и описать опыт изучения исторических персоналий в школьном курсе истории России в 11 классе.
Цель, исследования определила его задачи:
1. Изучить научно-методическую литературу по проблеме исследования;
2. Определить психолого-педагогические особенности учащихся, изучающих исторические персоналии в школьном курсе истории России в 11 классе.
3. Обобщить и описать основные формы организации изучения исторических персоналий в школьном курсе истории России в 11 классах.
4. Обобщить и проанализировать методические аспекты изучения исторических персоналий в школьном курсе истории России в 11 классах.
5. Проанализировать образные представления о персоналиях приведенные в учебнике истории России в 11 классах.
6. Обобщить и описать опыт использования материалов о исторических персоналиях в школьном курсе истории России в 11 классах.
Новизна исследования заключается в том, что теоретически обоснован и описан опыт актуализации изучения исторических персоналий в школьном курсе истории. Определены и проанализированы психолого-педагогические и методические условия этого процесса в школьном курсе истории. Обобщен и описан опыт использования материалов о исторических персоналиях в школьном курсе истории России в 11 классах.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что выявление и освоение идей и опыта организации учебного процесса по изучения исторических персоналий в школьном курсе истории способствует его эффективности и является одним из путей ее достижения. Практическая часть работы может быть использована в качестве материальных средств обучения на уроках истории, например при разработке экспериментальных уроков или элективных курсов направленных на изучение личностей.
Структура исследования: Дипломное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, при изучении исторических персоналий, мы видим, складывание яркого образного представления о государственных, общественных и иных деятелях у учащихся. Данный подход позволяет наиболее полно представить себе исторические реалии прошлого, отразить влияние конкретных исторических решений на самые разные области общественной жизни политическую, экономическую, культурную и другие. Также данный подход позволяет наиболее полно отразить причинно-следственные связи между личностями и наиболее значительными событиями в мировой и отечественной истории, включая войны, реформы, революции и другие важнейшие события и явления.
В данной работе были описаны наиболее удачные, с точки зрения методологии, приемы по изучению персоналий. На основе анализа психолого-педагогической литературы был разработан элективный курс, включающий в себя интерактивные, продуктивные, познавательные и иные формы интеллектуальной деятельности учащихся, а также три экспериментальных урока, по личностям: «Хрущев - портрет разоблачителя», «Высоцкий - «неудобная правда» для советской жизни» и «Горбачев - эпоха перемен», на которых, для создания представления о личности использовались следующие методические приемы: наглядные, творческо-репродуктивные, с постановкой проблемного вопроса, беседа, дискуссия, интегрированность, персонификация.
При анализе практической деятельности массового преподавания, были выявлены основные проблемы учителей и учащихся в создании представления о личности и ее месте в истории. Эти проблемы связанны с отсутствием времени в школьной программе, для тщательного рассмотрения всех личностей предлагаемых нам историко-культурным стандартом, и современными учебниками истории, а также со сложностями при отборе материала. Такой материал, в реалиях общеобразовательных школ, часто выносится на самостоятельное обучение, некоторые личности опускаются вовсе. Реже изучение персоналий выносится на элективные курсы при профильном или пред профильном обучении в старшем и среднем звене.
При анализе психолого-педагогических особенностей учащихся было важным понять, какой материал более всего соответствует возрасту и интересам выпускников, а также какой материал будет максимально отвечать их образовательным запросам. Преимущественно использовался наглядно-иллюстративный материал, фильмы, воспоминания, дневниковые записи личностей, их письма, различные оценки современников, интервью, а также монографические труды, для того чтобы наиболее полно осветить оценку личности в научной литературе и позволить учащимся сформировать собственное мнение и оценку того или иного представителя.
Итоги работы показывают эффективность предложенной методики, что подтверждает рабочую гипотезу.



1. Приказ Минобрнауки России от 26 января 2016 года № 38 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»
2. Приказ Минобрнауки России от 21 апреля 2016 года № 459 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»
3. Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта»
4. Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»
5. Приказ Минобрнауки России от 13 мая 2016 г. № 558 «О признании утратившими силу некоторых приказов Министерства образования и науки Российской Федерации»
6. Проект историко-культурного стандарта
7. Общественное обсуждение проекта Историко-культурного стандарта
8. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
9. Указ Президента России от 7 мая 2012 г. № 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки"
10. Приказ Минобрнауки России от 30 марта 2016 г. № 336 «Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению, а также норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания»
Литература:
1. Алексашкина Л. Н. История: планируемые результаты: система заданий, 10-11 классы / Л. Н. Алексашкина, Н. И. Ворожейкина. М.: Просвещение, 2014. 128 с.
2. Асламова Т. А. Интерактивные методики: метод. пособие для учителей / Т. А. Асламова. М.: ЦГО, 2004. 40 с.
3. Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренникова. М.: Просвещение, 2013. 175 с.
4. Бартенева Н. В. Результаты ЕГЭ по истории и проблема умения учащихся анализировать источники // Н. В. Бартенева, О. Л. Дворникова // ПИШ. 2004. № 3. С. 45-55.
5. Боголюбов Л. Н. Многообразие форм и методов учебной работы / Л. Н. Боголюбов // ПИОШ. 2013. № 8. С. 9-17.
6. Ванина Э. В. Диагностика результатов обучения истории в школе / Э. В. Ванина // ПИОШ. 2001. № 4. С. 20-27.
7. Вяземский Е. Е. Педагогические подходы к реализации концепции единого учебника истории: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. М.: Просвещение, 2015. 78 с.
8. Вяземский Е. Е. Современные подходы к проектированию и реализации воспитательного потенциала школьного исторического образования / Е. Е. Вяземский, И. Ю. Синельников // ПИШ. 2014. № 7. С. 30-36.
9. Гараева Ф. Я. Образовательная технология «Дебаты» в курсе истории основной школы [Электронный ресурс] / Ф. Я. Гараева. URL: http://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2013/11/07/obrazovatelnaya -tekhnologiya-debaty-v-kurse-istorii-osnovnoy (дата обращения 18.03.2016)
10. Даутова И. Б. Современные педагогические технологии в профильном обучении / И. Б. Даутова, О. Н. Крылова. СПб.: КАРО, 2006. 176 с.
11. Дорожкина Н. И. Современный урок истории: использование мультимедийных презентаций, 5-11 классы / Н. И. Дорожкина. М.: ВАКО, 2009. 176 с.
12. Калуцкая Е. К. Современные образовательные технологии в общеобразовательных учреждениях / Е. К. Калуцкая // ПИОШ. 2013. № 8. С. 25-34.
13. Ксензова Г. Ю. Перспективные школьные технологии: учеб.- метод. пособие / Г. Ю. Ксензова. М.: Пед. о-во России, 2000. 224 с.
14. Киселёв Г. М. Информационные технологии в педагогическом образовании: учеб. по направлению «Педагогическое образование» / Г. М. Киселёв, Р. В. Бочкова. М.: Дашков и Ко, 2012. 308 с.
15. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // Вестник образования. Тематический выпуск. - 2002. - Декабрь.
16. Короткова М. В. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях: практ. пособие для учителей / М. В. Короткова, М. Т. Студеникин. М.: ВЛАДОС. 1999. 192 с.
17. Крутова И. В. Деятельностный подход в школьной практике обучения истории: взгляд методиста / И. В. Крутова, Л. П. Разбегаева // ПИШ. 2013. № 3. С. 30-33.
18.Организация педагогической диагностики в профильном обучении: учеб.-метод. пособие для учителей / И. Ю. Гутник. СПб.: КАРО, 2005. 128 с.
19. Селевко К. Г. Современные образовательные технологии: учеб.
пособие / К. Г. Селевко. М.: Нар. образование, 1998. 256 с.
20. Лернер И. Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории / И. Я. Лернер. М.: Просвещение, 1982. 191 с.
21. Лосева О. И. Особенности использования индивидуально
ориентированного подхода к обучению через активизацию познавательной деятельности на уроках истории и обществознания [Электронный ресурс] / О. И. Лосева. URL: http://festival.1september.ru/articles/605449 (дата обращения:
05.11.2015)
22. Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990.
23. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. Ю. Моисеева [и др.]. М.: Академия, 2001. 272 с.
24. Полякова О. Б. Учебная дискуссия на уроке истории / О. Б. Полякова // ПИОШ. 2004. № 10. С. 51-53.
25. Ситаров В. А. Проблемное обучение как одно из направлений
современных технологий обучения [Электронный ресурс] / В. А. Ситаров. URL: http://www.zpu
journal.ru/zpu/contents/2009/1/Sitarov/26.pdf (дата обращения: 08.10.2014).
26. Современные методы в современном преподавании: (тез. докл. науч.-практ. конф.) // ПИШ. 2003. № 9. С. 35-50.
27. Сорокина Е. Н. Дискуссионные вопросы изучения истории России ХХ в., 10-11 классы / Е. Н. Сорокина. М.: ВАКО, 2014. 256 с.
28. Стрелова О. Ю. Учебник истории: старт в новый век / О. Ю.
Стрелова, Е. Е. Вяземский. М.: Просвещение, 2006. 143 с.
29. Троицкий Ю. Л. Эгоистория как инновационная технология / Ю. Л. Троицкий // Преподавание истории в современной России: тенденции и перспективы. Тель-Авив, 1999. С. 71-93.
30. Учебник О.В.Волобуева, С.В. Кулешова «История России XX - первая половина XXI века» 11 класс.
31. Шоган В. В. Методика преподавания истории в школе: новая технология личностно-ориентированного исторического образования / В. В. Шоган. Ростов н/Д: Феникс, 2007. 475 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ