ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Психолого-педагогические основания формирования познавательных умений учащихся при обучении математике 7
1.1 Познавательные универсальные учебные умения: основные понятия, структура 7
1.2. Формирование познавательных универсальных учебных умений
учащихся при обучении математике на основе системно-деятельностного подхода 10
1.3. Методическая модель формирования познавательных универсальных
учебных умений в процессе обучения математике 21
Глава II. Методика формирования познавательных умений учащихся 5-6 классов во внеклассной работе по математике 30
2.1. Постановка целей и содержание обучения математике,
способствующие формированию познавательных умений у учащихся 5-6 классов 30
2.2. Внеклассная работа по математике как условие формирования
познавательных умений учащихся 5-6 классов в процессе обучения математике 34
2.3. Разработка и апробация методики организации внеклассной работы по
математике, направленной на формирование познавательных умений у учащихся 5-6 классов 42
Заключение 54
Библиографический список 56
Приложение А 63
Приложение Б 73
Приложение В 77
Приложение Г 81
Приложение Д 85
Актуальной задачей образования становится обеспечение развития универсальных учебных действий (УУД) как метапредметной составляющей фундаментального ядра образования наряду с современным изложением предметного содержания конкретных дисциплин.
В ФГОС основного общего образования содержится характеристика личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий. Подробнее остановимся на познавательных универсальных учебных действиях.
На современном этапе развитие познавательных УУД рассматривают такие ученые как Б.Р. Кодиров, М.И. Зайкин, М.А. Бантова и другие.
Исследования психологов П.Я. Гальперина, В.В.Давыдов позволяют сделать вывод о том, что результативность процесса формирования познавательных УУД зависит от способа организации специальной развивающей работы. Л.С. Секретарева пишет: «Развитие УУД создает возможность, соотносить учебные предметы с точки зрения приемов познавательной деятельности, общих для осуществления познания предметных областей» [Секретарева, 2007]. Е.В. Барсукова подчеркивает: «На уроках математики универсальным учебным действием может служить познавательное действие, определяющее умение ученика выделять тип задачи и способ ее решения» [Барсукова, 2016]. С.П. Ожигина считает: «Моделирование как универсальное учебное действие может использоваться в обучении для многих целей:
• для изучения моделей рассматриваемых понятий, которые разработаны в соответствующей науке;
• для построения и изучения моделей рассматриваемых понятий, для которых в соответствующих науках не существует моделей или эти модели являются сложными для изучения» [Ожигина, 2011].
На основе проведенного анализа работ ученых по развитию познавательных универсальных учебных действий на уроках математики можно сделать вывод, что есть необходимость более подробно рассмотреть средства их развития у школьников.
Введением в 2010 году ФГОС обусловлена разработка образовательных программ развития универсальных учебных действий. Важным этапом разработки таких программ является моделирование всех их составляющих, в том числе и результата как перечня основных универсальных учебных действий, их типов и возможностей формирования. Широко известной в этом аспекте стала работа под редакцией А. Г. Асмолова «Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли». Согласно структуре познавательных УУД различают общеучебные и логические универсальные учебные действия. Их формирование очень важно при обучении математике.
...
В ходе работы были решены следующие задачи:
1. проведен анализ информации по классификациям задач в программах и учебниках по математике различных авторов для общеобразовательных школ (5 - 6 кл.) с целью отбора содержания системы задач;
2. разработана структурная модель для формирования познавательных умений учащихся;
3. был отобран материал для системы задач;
4. составлена система задач;
5. по разработанной системе задач были проведены занятия в МБОУ СОШ №2 г.Канска, в 6 классах. Результаты проанализированы.
В нашей работе был проведен анализ методической и психологопедагогической литературы, для выделения особенностей развития познавательных умений в рамках системно-деятельностного подхода, а также особенности внеклассной работы с учащимися 5-6 классов. В работе были рассмотрены общая характеристика внеклассных мероприятий в соответствии с ФГОС, технология проведения, структура, требования к подбору задач, особенности форм внеклассной работы по математике, и самая ее главная особенность - укрепление и развитие познавательного интереса.
Проанализировав литературу, связанную с различными классификациями задач, мы выделили 5 видов занимательных задач, по которым отобрали содержание представленной системы задач.
Внеклассная работа по математике предоставляет школьникам дополнительные возможности для развития способностей, прививает интерес к математике. Главное назначение внеклассной работы - не только расширение и углубление теоретического материала, изученного на уроках, но и развитию умений применять полученные на уроках знания к решению нестандартных задач.
Таким образом, все поставленные задачи решены, цель исследования достигнута, гипотеза исследования экспериментально подтверждена.
1. Агаханов Н.Х., Подлипский O.K. Второй этап XXVIII Всероссийской математической олимпиады школьников в Московской области // Математика в школе. 2002. № 3.
2. Асмолов А. Г. , Бурменская Г. В. , Володарская И. А. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя /— 2-е изд. — М.: Просвещение, 2011.
3. Бабинский И.Л., «Задачи математических олимпиад», «Наука»,2010
4. Барсукова Е.В. «Метод совместного творчества при организации исследовательской деятельности обучающихся»,2016
5. Баврин И.И., Фрибус Е.А. Занимательные задачи по математике. М.: Владос, 2003.
6. Бим-Бад Б. М.. Педагогический энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 2008
7. Битуова Д.Р. Одаренные дети: проблемы и перспективы // Исследовате льская деятельность школьников. - № 3. - 2005. - 157 с.
8. Виленкин Н.Я., Жохов В.И. и др. Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Мнемозина, 2009.
9. Виленкин Н.Я., Жохов В.И. и др. Математика. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Мнемозина, 2009.
10. Гессен С.И. Введение в педагогику.М.: Школа-Пресс, 1995
11. Гусев В.А. Психолого-педагогические основы обучения математике. М.: Академия, 2003. 432 с.
12. Данилюк А.Я., Кондаков А. М., Тишков В. А.. Концепция духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования. Рос. акад. образования. М.: Просвещение, 2009.
13. Епишева О.Б. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 2003.
14.Зубарева И.И. Мордкович А.Г. Математика. 5 класс. Издание: 14-е изд., испр. и доп. - М.: Мнемозина, 2013
15.Зубарева И.И. Мордкович А.Г. Математика. 6 класс. Издание: 14-е изд., испр. и доп. М.: Мнемозина, 2013
... всего 71 источников