Проблемы и методические аспекты изучения советской политической системы 1917-1930-х годов в школьном курсе истории России
|
Введение 3-9
Глава 1. Место темы «Эволюция советской политической системы 1917-1930-х гг.» в школьном курсе истории России 10-16
$ 1.1 Подходы к изучению политической системы 1917-1930-х гг. в Концепции преподавания истории России и Историко-культурном стандарте 10-14
$1.2 Педагогический потенциал изучения эволюции советской политической системы 1917-1930-х гг. в контексте ФГОС 14-16
Глава 2. Политическая система советского государства 1917 - 1930-х гг. в школьных УМК по истории России 17-33
$2.1 Эволюция советской политической системы в УМК издательства «Просвещение» 16-26$2.2 Советская политическая система 1917-1930-х гг. в УМК издательства
«Дрофа» 26-30
$ 2.3 Эволюция советской политической системы в УМК издательства
“Вентана граф” 30-33
Глава 3 Методические рекомендации по изучению темы на уроках истории в 10 классе 34-3
$3.1 Методическая разработка с применением приема Инсерт 34-35
$3.2 Методическая разработка в формате “Своя игра” 35-41
$3.3 Урок на тему: “Эволюция политической системы России 1917 - 1930 е.” 41-46
Заключение 46-48
Список источников и литературы 48-52
Приложения 53-67
Глава 1. Место темы «Эволюция советской политической системы 1917-1930-х гг.» в школьном курсе истории России 10-16
$ 1.1 Подходы к изучению политической системы 1917-1930-х гг. в Концепции преподавания истории России и Историко-культурном стандарте 10-14
$1.2 Педагогический потенциал изучения эволюции советской политической системы 1917-1930-х гг. в контексте ФГОС 14-16
Глава 2. Политическая система советского государства 1917 - 1930-х гг. в школьных УМК по истории России 17-33
$2.1 Эволюция советской политической системы в УМК издательства «Просвещение» 16-26$2.2 Советская политическая система 1917-1930-х гг. в УМК издательства
«Дрофа» 26-30
$ 2.3 Эволюция советской политической системы в УМК издательства
“Вентана граф” 30-33
Глава 3 Методические рекомендации по изучению темы на уроках истории в 10 классе 34-3
$3.1 Методическая разработка с применением приема Инсерт 34-35
$3.2 Методическая разработка в формате “Своя игра” 35-41
$3.3 Урок на тему: “Эволюция политической системы России 1917 - 1930 е.” 41-46
Заключение 46-48
Список источников и литературы 48-52
Приложения 53-67
Среди тем, изучаемых в рамках самого сложного для школьников периода отечественной истории - 1917-1940 гг., пожалуй, наиболее трудной для понимания является проблема эволюции и особенностей советской политической системы. В чем заключались причины становления однопартийной и тоталитарной системы в советском государстве? Явилось это результатом объективных или субъективных факторов? Какое воздействие на развитие всего советского общества оказала такая политическая система и как ее наследие сказывается на развитии современного российского общества? Ответы на эти вопросы не легки и для профессиональных исследователей, не говоря уже о школьниках. Между тем без их понимания невозможно и осознание всех непростых исторических процессов, происходивших в нашей стране в последнее столетие. Сложность теоретических аспектов темы диктует и необходимость поиска эффективных и рациональных методов изучения этой темы в школьном курсе истории, чему и посвящена данная дипломная работа.
Степень изученности темы.
Специфика предлагаемой темы требует разделения всей используемой в работе литературы на две группы: первая - исторические исследования, которые дают нам возможность более глубоко изучить теоретические аспекты темы и рационально подойти к отбору содержания разрабатываемых методических рекомендаций; вторая - методические работы, позволяющие отобрать наиболее оптимальные формы и методы изучения темы в школе.
Среди исторической литературы по рассматриваемой нами тематике есть такие интересные работы, как статья В.Я. Беккера «Эволюция системы политической власти в СССР» , где автор рассматривает специфику политической системы и её трансформации в разные периоды истории советского государства. Статья Б. Н. Земцова «Становление советского государственного механизма», в которой автор раскрывает процесс формирования советского партийно-государственного механизма. Б.Н. Земцов предпринимает попытку рассмотрения причин создания недемократического политического режима.
Неоценимую помощь могут оказать работы: Е.Н. Городецкого «Рождение Советского государства» , где Ефим Наумович исследует процесс строительства нового общества; Ш.М. Мунчаева и В.М. Устинова «Политическая история России» , посвященная процессу политического развития Российского государства с раннефеодального периода до современности автора. Особенностью последней книги, на наш взгляд, является удачная попытка предоставления объективной информации по вышеуказанному периоду. Работа Р.Г. Пихоя «История государственного управления в России» тоже вызывает интерес, т.к. в ней автор прослеживает процесс трансформации государственного аппарата с опорой на основные исторические источники. Это были работы, которые помогают более подробно разобраться в теоретической стороне нашего вопроса.
Специальных методических работ, посвященных преподаванию проблем эволюции политической системы СССР в школе, нами не было обнаружено, поэтому мы задействовали комплекс общих методических трудов, на основании которых сформулировали требования к проектированию современного урока и произвели отбор оптимальных методов и средств обучения. В частности, были использованы различные учебные пособия по методике преподавания истории и педагогике:
- Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе . Авторы рассматривают методические подходы к преподаванию истории в современной школе, современные формы развивающего обучения, а также дают подробный анализ учебной и методической литературы по истории.
- Берельковский И.В., Павлов Л.С. Методика преподавания истории в общеобразовательной школе. В пособии раскрываются актуальные проблемы методики обучения истории, задачи и содержание исторического образования в современной общеобразовательной школе.
- Савин Н.В. «Педагогика». В данной работе содержится описание основных методов обучения в школе, раскрытых как с педагогической, так и с методической точки зрения.
- Ворошилова Н.В., Толмачева А.В. Современные технологии обучения истории и обществознанию: учебное пособие. Из данного учебного пособия мы взяли примеры новых технологий на уроке истории, некоторые из которых адаптировали к изучению нашей темы.
Объект исследования: теоретические и методические аспекты изучения эволюции политической системы советского государства в 1917-1930-х гг.
Для большей конкретики приведем понятие политической системы. Политическая система общества — это сложная разветвленная совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм взаимодействий и взаимоотношений между ними, реализуемых через политическую власть.
Предмет исследования: формы и методы преподавания данной темы в школьном курсе истории России.
Цель исследования - выявить оптимальные формы и методы преподавания проблем эволюции политической системы советского государства 1917-1930-х гг. в школьном курсе истории России.
В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи:
- определить место темы «Политическая система советского государства 1917-1930-х гг.» в школьном курсе истории и ее педагогический потенциал;
- выявить особенности репрезентации темы в современных учебниках истории и иных компонентах УМК с содержательной и методической стороны,
- на основе проведенного анализа предложить собственные методические рекомендации и разработку урока по теме.
Источниковая база исследования.
В исследовании были использованы несколько групп источников, в частности, нормативные источники (ФГОС среднего общего образования, Концепция преподавания учебного курса «История России» , частью которого является Историко-культурный стандарт). Эти материалы позволили нам определить место изучаемой темы в школьном курсе истории и в целом в образовательной практике, а также те результаты освоения образовательной программы, формированию которых может способствовать ее изучение.
Вторую группу источников составили современные учебники по истории России и некоторые другие компоненты УМК по истории, в частности, хрестоматии:
- Учебник 11 класса «История России, XX - начала XXI века. Данилова А.А., и Пивовара Е.И
- Учебник 10 класса «История России» Гориноваи М.М., Данилова А.А.
- Учебник 10 класса История России начало XX - начало XXI века О. В. Волобуева и С. П. Карпачева
- Учебник 10 класса История России. Начало XX - начало XXI века Шубин А.В., Мягков М.Ю., Никифоров Ю.А
- Учебник 11 класса История России (в 2 частях) Измозик B.C., Журавлёва О.Н., Рудник С.Н.; под общей редакцией Р.Ш. Ганелина
- Методическое пособие к учебнику: История России. Начало XX — начало XXI века. 10 кл. : О. В. Волобуева, С. П. Карпачева, В. А. Клокова
- Рабочая тетрадь к учебнику 10 класса История России начало XX века. А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной.
- Рабочая тетрадь к учебнику История России начало XX века 10 класса под авторством М.Н. Черновой .
Данная группа источников анализировалась на предмет содержательной репрезентации в них рассматриваемой темы, а также предлагаемого авторами методического аппарата.
Также нами были использованы и другие нормативные источники (для создания на их базе методический разработок). Это Конституции 1918, 1924, и 1936 гг.
В ходе проектирования методических разработок нами были использованы и визуальные источники: изобразительные (репродукции картин), условно-графические (схемы), аудиовизуальные (видеоскрайбинг). В целом указанных источников в совокупности с приведенной выше литературой достаточно для решения поставленных задач.
Методы исследования. Для раскрытия темы работы были применены такие методы как анализ и сравнение. Анализ средств и приемов, используемых в преподавании истории, позволили подобрать наиболее подходящие и продуктивные для обучения детей старшего школьного возраста, способствующих хорошему пониманию и усвоению исторических знаний. Сравнение разных компонентов учебной литературы, в совокупности с методом анализа дает возможность синтезировать их, отобрав те методы, средства и приемы обучения истории, которые отвечают запросам современного образования.
Практическая значимость. Материалы дипломной работы могут быть использованы в учебном процессе в школе при подготовке и проведении учебных занятий соответствующей тематики.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования были представлены в форме доклада на конференции «Актуальные вопросы истории России: проблемы и перспективы развития» 26 апреля 2022 г. и опубликованы в сборниках материалов конференции.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложений в конце работы.
Степень изученности темы.
Специфика предлагаемой темы требует разделения всей используемой в работе литературы на две группы: первая - исторические исследования, которые дают нам возможность более глубоко изучить теоретические аспекты темы и рационально подойти к отбору содержания разрабатываемых методических рекомендаций; вторая - методические работы, позволяющие отобрать наиболее оптимальные формы и методы изучения темы в школе.
Среди исторической литературы по рассматриваемой нами тематике есть такие интересные работы, как статья В.Я. Беккера «Эволюция системы политической власти в СССР» , где автор рассматривает специфику политической системы и её трансформации в разные периоды истории советского государства. Статья Б. Н. Земцова «Становление советского государственного механизма», в которой автор раскрывает процесс формирования советского партийно-государственного механизма. Б.Н. Земцов предпринимает попытку рассмотрения причин создания недемократического политического режима.
Неоценимую помощь могут оказать работы: Е.Н. Городецкого «Рождение Советского государства» , где Ефим Наумович исследует процесс строительства нового общества; Ш.М. Мунчаева и В.М. Устинова «Политическая история России» , посвященная процессу политического развития Российского государства с раннефеодального периода до современности автора. Особенностью последней книги, на наш взгляд, является удачная попытка предоставления объективной информации по вышеуказанному периоду. Работа Р.Г. Пихоя «История государственного управления в России» тоже вызывает интерес, т.к. в ней автор прослеживает процесс трансформации государственного аппарата с опорой на основные исторические источники. Это были работы, которые помогают более подробно разобраться в теоретической стороне нашего вопроса.
Специальных методических работ, посвященных преподаванию проблем эволюции политической системы СССР в школе, нами не было обнаружено, поэтому мы задействовали комплекс общих методических трудов, на основании которых сформулировали требования к проектированию современного урока и произвели отбор оптимальных методов и средств обучения. В частности, были использованы различные учебные пособия по методике преподавания истории и педагогике:
- Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе . Авторы рассматривают методические подходы к преподаванию истории в современной школе, современные формы развивающего обучения, а также дают подробный анализ учебной и методической литературы по истории.
- Берельковский И.В., Павлов Л.С. Методика преподавания истории в общеобразовательной школе. В пособии раскрываются актуальные проблемы методики обучения истории, задачи и содержание исторического образования в современной общеобразовательной школе.
- Савин Н.В. «Педагогика». В данной работе содержится описание основных методов обучения в школе, раскрытых как с педагогической, так и с методической точки зрения.
- Ворошилова Н.В., Толмачева А.В. Современные технологии обучения истории и обществознанию: учебное пособие. Из данного учебного пособия мы взяли примеры новых технологий на уроке истории, некоторые из которых адаптировали к изучению нашей темы.
Объект исследования: теоретические и методические аспекты изучения эволюции политической системы советского государства в 1917-1930-х гг.
Для большей конкретики приведем понятие политической системы. Политическая система общества — это сложная разветвленная совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм взаимодействий и взаимоотношений между ними, реализуемых через политическую власть.
Предмет исследования: формы и методы преподавания данной темы в школьном курсе истории России.
Цель исследования - выявить оптимальные формы и методы преподавания проблем эволюции политической системы советского государства 1917-1930-х гг. в школьном курсе истории России.
В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи:
- определить место темы «Политическая система советского государства 1917-1930-х гг.» в школьном курсе истории и ее педагогический потенциал;
- выявить особенности репрезентации темы в современных учебниках истории и иных компонентах УМК с содержательной и методической стороны,
- на основе проведенного анализа предложить собственные методические рекомендации и разработку урока по теме.
Источниковая база исследования.
В исследовании были использованы несколько групп источников, в частности, нормативные источники (ФГОС среднего общего образования, Концепция преподавания учебного курса «История России» , частью которого является Историко-культурный стандарт). Эти материалы позволили нам определить место изучаемой темы в школьном курсе истории и в целом в образовательной практике, а также те результаты освоения образовательной программы, формированию которых может способствовать ее изучение.
Вторую группу источников составили современные учебники по истории России и некоторые другие компоненты УМК по истории, в частности, хрестоматии:
- Учебник 11 класса «История России, XX - начала XXI века. Данилова А.А., и Пивовара Е.И
- Учебник 10 класса «История России» Гориноваи М.М., Данилова А.А.
- Учебник 10 класса История России начало XX - начало XXI века О. В. Волобуева и С. П. Карпачева
- Учебник 10 класса История России. Начало XX - начало XXI века Шубин А.В., Мягков М.Ю., Никифоров Ю.А
- Учебник 11 класса История России (в 2 частях) Измозик B.C., Журавлёва О.Н., Рудник С.Н.; под общей редакцией Р.Ш. Ганелина
- Методическое пособие к учебнику: История России. Начало XX — начало XXI века. 10 кл. : О. В. Волобуева, С. П. Карпачева, В. А. Клокова
- Рабочая тетрадь к учебнику 10 класса История России начало XX века. А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной.
- Рабочая тетрадь к учебнику История России начало XX века 10 класса под авторством М.Н. Черновой .
Данная группа источников анализировалась на предмет содержательной репрезентации в них рассматриваемой темы, а также предлагаемого авторами методического аппарата.
Также нами были использованы и другие нормативные источники (для создания на их базе методический разработок). Это Конституции 1918, 1924, и 1936 гг.
В ходе проектирования методических разработок нами были использованы и визуальные источники: изобразительные (репродукции картин), условно-графические (схемы), аудиовизуальные (видеоскрайбинг). В целом указанных источников в совокупности с приведенной выше литературой достаточно для решения поставленных задач.
Методы исследования. Для раскрытия темы работы были применены такие методы как анализ и сравнение. Анализ средств и приемов, используемых в преподавании истории, позволили подобрать наиболее подходящие и продуктивные для обучения детей старшего школьного возраста, способствующих хорошему пониманию и усвоению исторических знаний. Сравнение разных компонентов учебной литературы, в совокупности с методом анализа дает возможность синтезировать их, отобрав те методы, средства и приемы обучения истории, которые отвечают запросам современного образования.
Практическая значимость. Материалы дипломной работы могут быть использованы в учебном процессе в школе при подготовке и проведении учебных занятий соответствующей тематики.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования были представлены в форме доклада на конференции «Актуальные вопросы истории России: проблемы и перспективы развития» 26 апреля 2022 г. и опубликованы в сборниках материалов конференции.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложений в конце работы.
В данной дипломной работе мы на основе анализа нормативных источников и учебно-методической литературы постарались определить место темы «Политическая система советского государства 1917-1930 х гг.» в школьном курсе истории и ее педагогический потенциал. Выявили особенности репрезентации темы в современных учебниках истории с содержательной и методической стороны. На основе проведенного анализа выявили оптимальные, на наш взгляд, формы и методы преподавания рассматриваемой темы и предложили собственные методические разработки.
Конечно, разные авторы по-разному рассматривают выбранный нами вопрос, но у них у всех отсутствует одно: предоставление четкой системной картины происходящего в стране через призму политической системы. Можно отметить, что отсутствует полная информация по основным политическим органам и их функциям. В итоге у обучающегося нет полного понимания происходящего. Образуется пробел в знаниях, который будет тянуться дальше в изучении истории советского периода. Как мы знаем, эти белые пятна вовсе не мотивируют к дальнейшему изучению истории. Это приводит к тому, что советский период значительно «западает» и у многих учеников является «нелюбимым». Конечно, дело не в одном параграфе или теме, это в целом проблема преподавания истории России XX века. Но говоря о важности изучаемой нами темы мы в свою очередь отмечаем, что не поняв специфику сложившегося политического режима, политической системы, которая лишь с небольшими корректировками просуществовала практически вплоть до конца советского периода, учащиеся не смогут понять все особенности и механизмы жизнедеятельности иных сфер жизни советского общества - культуры и повседневной жизни, экономического механизма, внешнеполитической деятельности государства, а ведь они были тесно «завязаны» на специфике функционирования политической системы.
В методической части работы мы предложили несколько вариантов изучения темы на уроках истории, при этом исходя из того, что ее сложность и недостаточная системность ее репрезентации в существующих учебниках требует выделения учебного времени для комплексного рассмотрения эволюции политической системы в 1917-1930-х гг. Среди предложенных вариантов - групповая работа с кейсами с применением приема «Инсерт», урок с элементами проблемного обучения и технологии развития критического мышления, формат «Своей игры», а также скрайбинг.
Предложенные нами приемы работы по теме раскрывают широкие возможности для более углубленного изучения материала по политическому развитию советской эпохи, выявлению особенностей советской политической системы и ее воздействия на развития всех остальных сфер жизни общества, а также для формирования обширного круга компетенций школьников, в частности - это и владение приемами работы с историческими источниками, а также умениями самостоятельно анализировать документальную базу по исторической тематике. Развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней, развитие критического мышления и умение определять назначение и функции различных социальных институтов.
Конечно, разные авторы по-разному рассматривают выбранный нами вопрос, но у них у всех отсутствует одно: предоставление четкой системной картины происходящего в стране через призму политической системы. Можно отметить, что отсутствует полная информация по основным политическим органам и их функциям. В итоге у обучающегося нет полного понимания происходящего. Образуется пробел в знаниях, который будет тянуться дальше в изучении истории советского периода. Как мы знаем, эти белые пятна вовсе не мотивируют к дальнейшему изучению истории. Это приводит к тому, что советский период значительно «западает» и у многих учеников является «нелюбимым». Конечно, дело не в одном параграфе или теме, это в целом проблема преподавания истории России XX века. Но говоря о важности изучаемой нами темы мы в свою очередь отмечаем, что не поняв специфику сложившегося политического режима, политической системы, которая лишь с небольшими корректировками просуществовала практически вплоть до конца советского периода, учащиеся не смогут понять все особенности и механизмы жизнедеятельности иных сфер жизни советского общества - культуры и повседневной жизни, экономического механизма, внешнеполитической деятельности государства, а ведь они были тесно «завязаны» на специфике функционирования политической системы.
В методической части работы мы предложили несколько вариантов изучения темы на уроках истории, при этом исходя из того, что ее сложность и недостаточная системность ее репрезентации в существующих учебниках требует выделения учебного времени для комплексного рассмотрения эволюции политической системы в 1917-1930-х гг. Среди предложенных вариантов - групповая работа с кейсами с применением приема «Инсерт», урок с элементами проблемного обучения и технологии развития критического мышления, формат «Своей игры», а также скрайбинг.
Предложенные нами приемы работы по теме раскрывают широкие возможности для более углубленного изучения материала по политическому развитию советской эпохи, выявлению особенностей советской политической системы и ее воздействия на развития всех остальных сфер жизни общества, а также для формирования обширного круга компетенций школьников, в частности - это и владение приемами работы с историческими источниками, а также умениями самостоятельно анализировать документальную базу по исторической тематике. Развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней, развитие критического мышления и умение определять назначение и функции различных социальных институтов.
Подобные работы
- Развитие отечественного образования в 1917-1991 гг. Проблемы изучения в школьном курсе истории.
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2022 - Особенности советской пропаганды 1920-1930-х гг. и ее освещение школьном курсе истории
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2025 - ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА В КУРСЕ ИСТОРИИ РОССИИ В 9 КЛАССЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2017 - Эволюция политической системы СССР (вторая половина 1980-х начало 1990-х гг.)
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2018 - Формирование колхозной системы в СССР: социальные практики адаптации и сопротивления
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2016 - Внутренняя политика Октавиана Августа: исторические и методические аспекты преподавания на уроках истории в средней школе (Тульский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2024 - СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В СССР С 1917 ПО 1945 ГОД
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Система укреплённых районов западной границы СССР в 1930-х-начале 1940-х гг
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2020 - Становление и развитие советской системы школьного исторического
образования (1918-1980-е гг.)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2020



