Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты интеграции учебных предметов в общеобразовательной школе 5
1.1. Понятие интеграции, основные принципы интеграции учебных предметов 5
1.2. Дидактические требования к интегрированному уроку ... 9
1.3. Предпосылки интеграции уроков информатики и
других предметов в условиях ФГОС основного общего образования 14
Глава 2. Сценарии интегрированных уроков физики и информатики по отдельным темам 20
2.1. Закрепление и обобщение темы «Оптика» с использованием средств облачных технологий 20
2.2. Создание модели атома с помощью использования программы «КОМПАС 3D» 26
2.3. Закрепление и обобщение темы: «Магнитное поле» с помощью использования «MS PowerPoint» 31
Заключение 39
Список используемых источников 40
Приложение
Интегрированный урок, это объединение нескольких дисциплин, двух или трех сразу, в котором рассматривается, как эти дисциплины взаимосвязаны между собой.
Главная задача интегрированного урока - точка пересечения нескольких дисциплин, которая создаёт полную картину изучаемого материала. Интегрированный урок, можно проводить не только с предметами, которые относятся к смежным предметам, но и к дисциплинам совершенно разных циклов.
Проблема интеграции заключается в том, что школы в основном придерживаются только традиционного метода обучения, где теряется межпредметная связь, так как каждый урок сосредоточен, только на своем предмете. Актуальность интегрированных уроков внесена, современными социальными запросами, какие предъявляются к школе, и определена тем, то что в современных обстоятельствах более критически выделяется вопрос о поисках дополнительных резервов улучшения образовательной подготовки хорошо сформированной всесторонне развитой личности, вследствие того, что элементарное и регулярное обновление, а также повышение сложности учебных дисциплин, роста его объемов вернее приводит к негативным результатам.
Следует находить современные ресурсы и обучающие методы. Общество диктует и выставляет новые требования к человеку, а, вследствие этого, и к качеству школьного образования: к постоянной обучаемости, следовательно, и готовности к постоянному самообразованию, к развитию интеллектуальной базы, к возможности действовать и мыслить креативно. Если в школах вводить интегративные курсы и использовать компьютерные технологии, стремление учителей представлять мир не раздробленным, а цельным, то можно помочь развить данные качества.
Потому что обычно маленькие, незначительные данные забываются, стираются из памяти и не используются в настоящем действительном мире, а интегративные уроки помогают все это восстанавливать и использовать. По нашему суждению поиск этот рационально реализовывать в сфере развития интеграционных межпредметных связей.
Объект исследования: интеграция учебных предметов в основной школе.
Предмет исследования: интегрированные уроки информатики и других предметов в основной школе.
Цель: теоретическое обоснование, разработка интегрированных уроков информатики и физики в основной школе.
Актуальность: необходимость интегрировать предметы для достижения новых образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС.
Задачи:
1. Провести анализ, психолого-педагогической литературы по проблеме интегрированного урока.
2. Выявить дидактические требования к интегрированному уроку.
3. Обосновать необходимость интеграции информатики с другими предметами.
4. Разработать сценарий интегрированных уроков информатики и физики в основной школе.
5. Проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы.
Главной целью моей работы было теоретически обосновать, разработку интегрированных уроков информатики и физики в основной школе.
В процессе реализации цели, были выполнены следующие задачи:
1. Проведен анализ, психолого- педагогической литературы по проблеме интегрированного урока.
2. Выявлены дидактические требования к интегрированному уроку.
3. Обоснована необходимость интеграции информатики с другими предметами.
4. Разработаны сценарии 3-х интегрированных уроков информатики и физики в основной школе по разным темам.
5. Проанализированы результаты опытно-экспериментальной работы.
Спроектированные интегрированные уроки были проведены в МБОУ «Железногорская средняя образовательная школа № 4» среди учащихся трех 8-ых классов.
Анализ образовательных результатов учащихся по информатике и физике по этим темам свидетельствует об эффективности интеграции предметов. Интегрированные уроки вызвали интерес у учащихся, они активно работали на уроке, с увлечением выполняли задания и эмоционально обсуждали результаты своей деятельности и с точки зрения и физики, и информатики. Особое удовольствие вызвало у учеников то, что они получили две оценки за свою работу.
Выполненная квалификационная работа позволила нам убедиться в эффективности интеграции учебных предметов с информатикой и наметить возможные пути организации такой интеграции в будущей педагогической деятельности.
1. Электронная библиотека БГУ [Электронный ресурс]
URL:http://elib.bsu.by/handle/123456789/95495?locale=en
2. Разова Е. В., Бушмелева Н. А. Повышение качества обучения посредством интеграции учебных предметов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 6. - С. 46-50. - URL:https://e-koncept.ru/2015/65210.htm
3. Межпредметные связи как дидактическая основа для формирования междисциплинарного практикума [Электронный ресурс] URL:
https: //superinf.ru/view_helpstud.php?id=4033
4. Угринович Д. Н. Информатика. 8 класс: учебник / Д. Н. Угринович и др.
— М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. — 288 с. : ил. ISBN 97859963-3141-3
5. Угринович Д. Н. Информатика. 7-9 классы. Примерная рабочая программа : учебник / Д. Н. Угринович и др.. — М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. —
256 с. : ил. ISBN 978-5-9963-3142-0
6. Ермаков Д. Откуда и куда ведет компетентностный подход // Народное образование. Народное образование. 2008. № 7. С. 181-187.
7. Болотов В. А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. 2003. №10. С. 8¬
14.
8. Жук О. Л. Педагогическая подготовка студентов: компетентностный подход. Минск: РИВШ, 2009.
9. Казаренков В. И. Основы педагогики: Интеграция урочных и внеурочных занятий школьников: Учеб. Пособие. М.: Логос, 2003.
10. Сиренко С. Н. Проектирование и применение обобщенных задач как условие формирования социально-личностных компетенций школьников // Весшк БДУ. Серыя 4: Фшал. Журн. Пед. 2012. № 2. С. 89-94.
11. Хуторской А. В. Ключевые компетенции. Технология конструирования // Народное образование. 2003. № 5. С. 55-61.
12. Разова Е. В., Бушмелева Н. А. Повышение качества обучения посредством интеграции учебных предметов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 6. - С. 46-50. - URL: http://ekoncept.ru/2015/65210.htm.
13. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/ Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева,
А.Е.Петров; Под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр “Академия”, 2001. - 272 с.
14. Чернявская А.П. Педагогическая техника в работе учителя. М.: Центр «Педагогический поиск», 2001.
15. Аствацатуров Г.О., Кочегарова Л.В. Эффективный урок в мультимедийной образовательной среде (практическое пособие). - М.: Национальный книжный центр, ИФ «Сентябрь», 2015. - 176 с.
16. Бородин М.Н. О месте предмета «Информатика» в ФГОС //
Информатика и образование. - 2013. - № 6. - С. 3-5.
17. Босова Л.Л. Информатика. Программа для основной школы: 5-6
классы, 7-9 классы / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. - М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2013.-88
18. Будунов Г. М. Компьютерные технологии в образовательной среде: «за» и «против». - М.: АРКТИ, 2005. - 192 с.
19. Власенко В.А. Принципы организации информационной среды учебного проекта по информатике // Информатика и образование, 2013.
- №4.- С. 47-51.
20. Заграничная Н.А. Проектная деятельность в школе: учимся работать индивидуально и в команде. Учебно-методическое пособие. / Н.А. Заграничная, И.Г. Добротина. - М.: «Интеллект-Центр», 2013. - 196 с.
21. Кварцова А.Ю. Трубина И.И. Трубина А.А. О направлениях воспитатьной работы в школьном курсе информатики // Информатика и образование. - 2013. - № 1. - С. 52-53.
22. Леонтьев А.А. Педагогическое общение / Под ред. М.К.Кабардова. 2-е изд., перераб. и доп. М.; Нальчик, 1996. 96 с.
23. Макарова Н.В., Титова Ю.Ф. Системно-деятельностная концепция обучения информатики на основе парадигмы нового государственного образовательного стандарта // Информатика и образования. - 2014. - №2. - С. 22-28.
24. Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркин. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 368 с.
25. Семакин И. Г. Преподавание базового курса информатики в средней школе: Методическое пособие / И.Г. Семакин, Т.Ю. Шеина. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. - 416 с.
26. Семакин И. Г. Энциклопедия учителя информатики. Информатика // Информатика. - 2007.- №11. - С. 4-5.
27. Семакин И.Г. Новое поколение учебников по информатике. УМК «Информатика» для VII-IX и X-XI классов // Информатика и образование, 2013. -№ 6. С. 39-47
28. Угринович Н.Д. Мультисистемный и мультиплатформенный подход при изучении информатики. УМК «Информатика» для VII-IX и X¬XIклассов // Информатика и образование, 2013. -№ 6. С.32-38
29. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2013. - 48 с.
30. Шевченко Т.О. Особенности типологии уроков информатики // Информатика. Все для учителя! - 2013. - № 3. С. 2-5.