Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проектной деятельности как способаразвития навыка монологической речи обучающихся на уроках
английского языка в старших классах 6
1.1. Понятие и содержание проектной деятельности 6
1.2. Монологическое высказывание как вид речевой деятельности 11
1.3. Особенности монологической речи обучающихся старших классов 16
1.4. Методические условия развития навыка монологической речистаршеклассников на уроке английского языка посредством проектной
деятельности: этапы работы и критерии оценивания 20
Выводы по первой главе 266
Глава 2. Практические аспекты применения проектной деятельностикак способа развития навыка монологической речи обучающихся на
уроке английского языка в 10 классе 277
2.1. Анализ УМК «Spotlight» для 10 класса 277
2.2. Методическая разработка уроков, направленных на развитие навыка
монологической речи обучающихся 10 класса 29
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по развитиюнавыка монологической речи обучающихся на уроках английского языка в 10
классе 44
Выводы по второй главе 52
Заключение 53
Список использованных источников 55
Приложение 1 60
Приложение 2 61
Приложени3 3
Успех человека в современном мире определяется его умением организовать свою жизнь как проект, определить дальнейшие и ближайшие перспективы, найти и использовать необходимые ресурсы, наметить план каких-либо действий, а также оценить, насколько удалось достичь поставленные цели и реализовать задачи после осуществления того или иного плана. Очевидно, справиться с таким многообразием деятельности может только хорошо подготовленный человек, обладающий «проектным типом мышления». В настоящее время школа имеет достаточно возможностей, чтобы развивать проектное мышление, что важно и в процессе овладения иностранным языком.
Целью работы с методом проектов на уроках иностранного языка является достижение определённого уровня знаний, позволяющих решать коммуникативные задачи. Для достижения этой цели педагоги должны создавать и отбирать такие учебные материалы, задания и ситуации, которые максимально приближены к естественным. Выполнению вышеизложенной задачи может способствовать выбор одного или нескольких методических приемов, которые включает в себя проектное обучение.
Применение метода проектов на уроках помогает обучающимся реализовать себя, применить свои знания на практике, получить реальный жизненный опыт. Проект как дидактическое средство направлено на решение педагогических задач, вытекающих из проблем или смоделированных ситуаций, что очень важно для развития коммуникативной компетенции в старших классах в целом и для развития монологической речи в процессе овладения английским языком в частности.
Актуальность работы обусловлена необходимостью применения проектной деятельности на уроках английского языка, так как позволяет развивать речевые навыки и умения на практике, предполагает индивидуальную и групповую деятельность с обязательным выходом на публику. Такой подход стимулирует активное участие старшеклассников в 3
учебном процессе, развивает умение структурировать мысли и четко их выражать.
Объект исследования - процесс развития навыка монологической речи обучающихся на уроке иностранного языка в старшей школе.
Предмет исследования - проектная деятельность как способ развития навыка монологической речи обучающихся 10 классов на уроке английского языка.
Цель исследования - теоретически обосновать и практически проверить эффективность применения проектной деятельности для развития монологической речи обучающихся 10 классов на уроке английского языка.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
1) изучить понятие и содержание проектной деятельности в педагогике;
2) рассмотреть особенности навыков монологической речи обучающихся в старших классах;
3) изучить методические условия развития навыка монологической речи обучающихся на уроках английского языка в старших классах с помощью проектной деятельности;
4) проанализировать УМК «Spotlight 10» на предмет использования метода проектов;
5) разработать уроки с применением проектной деятельности, направленные на развитие навыка монологической речи обучающихся;
Теоретической базой исследования являются труды отечественных и зарубежных учёных: С.С. Бухаркина, Н.В. Горобинская, H.H. Душкова, Н.В. Ивочкина, И.А. Колесникова, Н.Ф. Коряковцева, А.И. Кузнецова, Т.П. Леонтьева, Г. Льюис, Г.Н. Марунина, М.М. Морозова, Р.П. Мильруд, Н.А. Мыльцева, Д. Нунан, Л.И. Панаева, Е.И. Пассов, Н.Ю. Пахомова, Е.С. Полат, H.A. Подкина, Т.П. Резник, Е.Н. Е.Ю. Рогочева, Соловова, И.В. Сопова, Т.Ю. Тамбовкина, Д. Филлип, Д. Фрайд-Бут, Д.Л. Фрид-Бут, Т. Хатчинсон, С. Хаймз, С. Хейнс, Ф. Штоллер, Н.Ф. Яковлева и др.
Методической базой исследования являются: теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, сбор информации и обобщение; эмпирические: наблюдение, опрос, языковое тестирование, статистический анализ полученных результатов.
Теоретическая значимость данной работы состоит в систематизации материала по теме исследования, сравнении и сопоставлении взглядов современных методистов на проблему использования метода проектов в процессе обучения.
Практическая значимость работы состоит в методической разработке уроков, направленных на развитие навыка монологической речи и апробации дидактического материала в учебном процессе среди обучающихся 10 класса на базе МБОУ Емельяновской СОШ №1. Результаты работы могут использоваться на уроках английского языка в школе.
Структура работы включает введение, две главы, заключение, список использованных источников и приложение. Во введении обосновывается выбор темы, актуальность исследования и его проблематика, определяются цели и задачи. В первой главе освещаются основные теоретические проблемы исследования, рассматриваются понятия проектной деятельности, монологической речи; представляются различные классификации проектов; описываются особенности развития навыка; методические условия применения проектной деятельности на уроках английского языка в старшей школе с целью повышения эффективности развития навыка монологической речи. Вторая глава содержит анализ УМК «Spotlight 10» на наличие возможности и условий применения проектов на уроках английского языка; разработку к нему дополнительного дидактического материала с использованием карточек, презентации, видео-данных, направленных на развитие навыков монологической речи; раскрывается содержание опытно¬экспериментальной работы, направленной на выявление эффективности использования проектной деятельности на уроках английского языка в 10 классе. В заключении содержатся основные результаты исследования.
Проведя исследование проблемы применения проектной деятельности как способа развития навыка монологической речи у обучающихся на уроке английского языка в 10 классе, можно сделать следующее заключение.
Монологическая речь старшеклассников характеризуется улучшением структурирования мыслей, развитие критического мышления и умения аргументированно выражать мысли. В старших классах учащиеся становятся более самостоятельными и уверенными в своих взглядах, что приводит к более активному использованию монологической речи. Однако некоторые из них могут по-прежнему испытывать трудности, такие как отсутствие самоконтроля, тревожность или низкий уровень аргументации в высказываниях, сниженный уровень речевых компетенций, словарного запаса.
Обучение монологической речи на уроках идет по индуктивному пути и происходит по плану, аналогичному проектной деятельности обучающихся. Следовательно, использование метода проектов при формировании навыков монологического высказывания является целесообразным. Метод проектов легко проецируется на процесс создания монологического высказывания обучающимися.
Анализ данного УМК «Spotlight 10» определил, что в нём представлены задания с использованием проектных технологий в конце каждого модуля. Однако, проектной деятельности отводится не полноценный урок, а лишь его часть, чего недостаточно для реализации метода проектов в полной мере. Если задание не выполняется на уроке, то его задают в качестве домашнего задания, но и в этом случае эффективное применение проектных технологий в обучении не гарантировано. Также одним из ключевых недостатков можно отметить то, что большинство проектных заданий однотипны.
Исходя из выявленных недостатков в организации проектной деятельности обучающихся, было решено разработать отдельные уроки, посвящённый разработке проектов. Темы уроков: «The recycling loop», «Official letter», «Going Green».
Результаты диагностической работы с учениками 10 класса выявили ряд проблем в обучении английскому языку и особенностям монологической речи:
- недостаточное развитие важных с точки зрения дальнейшего обучения умений в чтении, в частности умения понимать основное содержание текста и умения понимать запрашиваемую информацию фактического характера в прочитанном тексте;
- невысокий уровень сформированности умений в говорении;
- низкий уровень сформированности грамматических навыков.
На этом основании нами предложены разработка уроков, направленных на развитие навыка монологической речи обучающихся 10 класса. Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены.
1. Агеева М.Л. Формирование навыков монологической и диалогической
речи на уроках иностранного языка с использованием инновационных технологий. - URL:
Ьйрз://зсЬоо1329.зрЬ.ги/4осз/Агеева%20Маргарита%20Леонидовна.рйГ
2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.: Изд. Центр «Академия», 2016. - 400 с.
3. Андреева Ю.В. Использование метода проектов на уроках английского языка / Ю.В. Андреева, Н.Ф. Плотникова // Казанский вестник молодых учёных. - 2018. - №2(5). - URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/ispolzovanie- metoda-proektov-na-urokahangliyskogo-yazyka
4. Баль Н.Н. Научно-методические аспекты проблемы овладения языковым анализом и синтезом учащимися с тяжелыми нарушениями речи / Н.Н. Баль, Н.В. Чемоданова // Специальная адукацыя. - 2018. - № 5. - С. 31 - 36.
5. Батюта М.Б. Возрастная психология. - М.: Логос, 2018. - 304 с.
6. Белова Е.Е., Гаврикова Ю.А. Современный подход к обучению чтению на английском языке // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 59-3. - С. 80-83.
7. Борисова Л.С. Проектирование как эффективное средство развития и воспитания на уроках английского языка // Иностранные языки в школе. - 2012. - №5. - С. 28.
8. Бредихина И.А. Методика преподавания иностранных языков: Обучение основным видам речевой деятельности / И.А. Бредихина; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2018. - 104 с
9. Брославская Т.Л. Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС ООО // Молодой учёный. - 2015. - №2. - С.5-6.
10. Булыгина М.В. Теория и методика обучения немецкому языку в общеобразовательной школе / М.В. Булыгина. - Шадринск, ШГПИ, 2008. - 152 с.
11. Вафин Э.Я., Груничев А.С. Управление проектами. - Казань: изд-во Казанского ун-та, 2016. - 196 с.
12. Воробьёва В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи / В.К. Воробьёва. - М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006. - 158 с.
13. Выготский Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. - М: Изд-во Смысл; Эксмо, 2019. - 1136 с.
14. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 336 с.
15. Гирфанова Л.П., Шарипова К.И. Использование наглядности для совершенствования навыков монологической речи на уроках английского языка // «Novaum» - электрон. науч. журн. - 2018. - №16. - URL: http: //novaum.ru/.
16. Горобинская Н.В. К вопросу о контроле проектной деятельности на английском языке в старшей школе // Иностранные языки в школе. - 2021. - №11. - С. 42-47.
17. Горячев А.В. Организация проектной деятельности. - URL:
https://present5.com/organizaciya-proektnoj-deyatelnosti-goryachev-aleksandr- vladimirovich-gor-2-procenter/(дата обращения: 17.03.2022).
18. Грушевская В.Ю. Применение метода цифрового сторителлинга в проектной деятельности учащихся / В.Ю. Грушевская. // Педагогическое образование в России. - 2017. - №6. - С. 38-44.
19. Ивочкина Н.В., Марунина Г.Н. Как организовать проектную деятельность в начальное школе. - М.: АРКТИ, 2013. - 128 с.
20. Зимняя И.А. Индивидуально-психологические факты и успешность обучения речи на иностранном языке / И.А. Зимняя. -М.: Иностранные языки в школе, 2011. - 21 с.
21. Казачкова М.Б., Новосельцева Е.А. Метод проектов как фактор повышения эффективности обучения иностранному языку в школе // Иностранные языки в школе. - 2017. - №10. - С. 22-27.
22. Казначеев Д.А., Минеева О.А. Роль проектной технологии в обучении иностранному языку // Образование и проблемы развития общества: сб. науч. ст. междунар. науч.-метод. конф. Курск: Юго-Запад. гос. ун-т, 2019. - С. 13¬17.
23. Койнова А.А. Обучение говорению с использованием метода проектов на уроках английского языка в школе / А.А. Койнова. // Международный научный журнал «Молодой ученый». - 2017. - №36 (170). - С. 91-92.
24. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская; под. ред. И.А. Колесниковой. - М.: Академия, 2005. - 288 с.
25. Кон И.С. Психология юношеского возраста. - М.: Просвещение, 1979. - 175 с.
26. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А.А. Леонтьев. - М.: Издательство Красанд, 2010. - 216 с.
27. Леонтьева Т.П. Методика преподавания иностранного языка. - Минск: Вышэйшая школа, 2017. - 239 с.
28. Мамаева С.В. Своеобразие речевой субкультуры школьника-подростка / С.В. Мамаева // Письма в Emissia Offline: электронный научно¬педагогический журнал. АЯТ 1123, Гос. рег. №0420700031, 2007. - URL: http://www.emissia.50g.com/offline/2007/1123.htm
29. Мезенцева О.И. Современные педагогические технологии. - Новосибирск: Немо Пресс, 2018. - 140 с.
30. Мильруд Р.П. Методика преподавания английского языка. - М.: Дрофа, 2005. - 253 с.
31. Минеева О.А., Борщевская Ю. М., Козлова Е. А. Основные мотивы изучения иностранного языка // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. Сер.: Психолого-педагогические науки. - 2018. - № 2(44). - С. 76-80.
32. Нечаева О.А. Функционально-смысловые типы речи: автор. дис. на соис. уч. степ. доктора филол. наук / О.А. Нечаева. - М.,1975. - 45 с.
33. Нуртдинова Л.Р., Савийкий В.М. Соотношение понятий «язык» и «речь» в современной лингвистике // Стилистика, терминоведение, грамматика в зеркале современных исследований. Сборник статей. - URL: https://elar.urfu.rU/bitstream/10995/72888/1/978-5-8295-0636-0_1_07.pdf
34. Парамонова Л.Г. Воспитание связной речи у детей / Л.Г. Парамонова. - М.: Детство-Пресс, 2012. - 176 с.
35. Пассов Е.И. Основы методики обучения иностранным языкам. - М.: Русский язык, 2008. - 216 с.
36. Пассов Е.И. Программа-концепция коммуникативного иноязычного образования. - М.: Просвещение, 2000. - URL: https://bigenc.ru/b/programma- kontseptsiia-kommun-c36a80
37. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. - М.: АРКТИ, 2005. - 112 с.
38. Педагогический энциклопедический словарь. - М.: Большая советская энциклопедия, 2003. - 527 с.
39. Петрова В.Г. Психология умственно отсталых школьников / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. -- М.: Академия, 2002. - 160 с.
40. Пикеева Е.Н. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е.Н. Пикеева // Молодой учёный. - 2014. - №7. - С.543-536.
41. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. - 2002. - №2. - С. 3-8.
42. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образование. - М: ACADEMA, 2005. - 224 с.
43. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников. - М.:
Просвещение, 2011. - 192 с.
44. Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Г.В. Рогова, И.Н. Верещагина, Т.Е. Сахарова. - М.: Просвещение, 2004. - 224с.
45. Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии. - М.: Институт практической психологии, 1998. - 352 с.
46. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие. - М.: АРКТИ, 2005. - 80 с.
47. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. - М.:
Просвещение, 2006. - 239 с.
48. Солонцова Л.П. Современная методика обучения иностранным языкам (общие вопросы, базовый курс) / Л.П. Солонцова. - М.: Владос, 2018. - 373 с.
49. Сопова И.В. Использование проектной методики в обучении// Инновационные технологии в преподавании немецкого языка / БелГУ. - 2008. - С. 88-92.
50. Чередниченко Г.А. Foreign language: studying abroad, effectiveness // Социологический журнал. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/foreign- language-studying-abroad-effectiveness
51. Чернова Г.Ф. Использование метода проектов при обучении монологическому высказыванию на английском языке на ступени основного общего образования. - URL: https://www.1urok.ru/categories/2/articles/50194
52. Щукин А.Н. Методика преподавания иностранных языков. - М.: Изд. центр «Академия», 2019. - 288 с.
53. Яковлева Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении.
- М.: ФЛИНТА, 2014. - 144 с.