ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ 8
1.1. Мыслительные операции и возрастные особенности мышления
школьников среднего звена 8
1.2. Основы информационно-аналитического мышления 10
1.3. Информационно-аналитическое мышление, как компетенция 15
1.4 Методы и приёмы развития информационно-аналитических
умений 19
1.5 Критерии сформированности информационно-аналитических
умений 23
Выводы по I главе 24
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКОГО МАКЕТА ЗАДАНИЙ...25
2.1 Разработка макета заданий, используемых для развития информационной
компетентности учащихся 25
2.2 Рефлексия в образовательном процессе 54
Выводы II по главе 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ 65
Актуальность. В период глобализации мира и мощных информационных потоков особенно важно сформировать самостоятельную компетентную и эффективную личность, владеющую навыками работы с информацией. Не менее важным в этом ключе является необходимость поиска информации, а также навыки её извлечения, понимания, анализа, общего вывода и систематизации. Умение работать с информацией становится основой, необходимой для получения знаний, расширения кругозора, приобретения успешности в любой сфере. Школьники восприимчивы к формированию информационно-аналитической компетенции, поскольку именно в школе закладывается начальная основа «умения учиться», формируются начальные навыки работы с информацией. В связи с этим, вполне закономерно, что одной из важных категорий современной системы образования выступают именно «информационно-аналитические умения», овладение которыми предполагает не только успешную работу с информацией и источниками, но и впоследствии успешную коммуникацию, и адаптацию в обществе.
Информационно-аналитические умения можно определить, как «элемент общей культуры человека, представляющий собой совокупность знаний, умений, норм, ценностей, связанных с потреблением и созиданием и информационных ресурсов и выполнением информационной деятельности на репродуктивном и творческом уровне. В условиях социальных трансформаций российского образования представляется необходимым рассмотреть не только особенности формирования целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, но и систему самостоятельной деятельности и личной ответственности школьников. Ведь именно информационно-аналитические умения считаются неотъемлемой частью информационной компетенции: умения самостоятельно искать, анализировать и находить необходимо важную информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее становится метапредметным результатом образования, требования к которым имеются в базовых нормативных документах.
Ввиду того, что эпоха информатизации трансформируется непрерывно, представляется необходимым пересматривать и адаптировать ключевые положения методики в соответствии с объективной ситуацией. Существует мнение, что российское образование носит теоретико-ориентированный характер, что говорит о недостаточной обеспеченности в подготовке к современной жизни. Следовательно, актуальность данной работы подчеркивается тем, что новые ценностные ориентации и «информационный взрыв», а также обновление целей жизни современного общества, осознание особой значимости культуры и образования побуждают к осмыслению специфики формирования и роли информационной культуры школьников в рамках образовательного и воспитательного процесса. Проблема состоит в определении специфики формирования информационно-аналитических умений школьников среднего звена на уроках истории и обществознания.
Степень изученности темы. Проблема формирования информационноаналитических умений освещена в целом ряде работ. Психологопедагогические основы информационной деятельности учащихся рассматривались в работах ученых в контексте теории личности (Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. З. Зак, И. А. Зимняя, Л. В. Занков, Р. С. Немов,
A. В. Петровский, Ж. Пиаже, Н. Ф. Талызина, Д. Б. Эльконин), теории учебной деятельности (В. В. Давыдов, Л. К. Максимов, Я. А. Пономарев, В. В. Репкин,
B. В. Рубцов). Проблемы формирования и совершенствования информационных умений, учащихся в ходе работы с текстовой информацией изучались следующими исследователями: Л.В. Щерба, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, Е.Д. Божович, Г.Г. Граник, Т А. Ладыженская, О.В. Джежелей и др. Специфика восприятия и понимания школьниками информации учебных текстов затрагивалась в работах Г. Г. Граника, Л.П. Доблаева, Г. С. Щеголевой, Е. А. Купировой, Е. П. Суворовой, Т. Е. Соколовой и др. Комплексная разработка базы заданий, направленных на формирование информационно- аналитических умений школьников, не получила большого внимания со стороны ученых и исследователей. Данный факт ещё раз подчёркивает актуальность нашего исследования.
Объектом исследования является процесс формирования информационно-аналитических умений у школьников в ходе учебной деятельности.
Предмет исследования методическое обеспечение формирования информационно-аналитических умений у детей на уроках истории.
Цель исследования - изучить процесс формирования информационно - аналитических умений школьников на уроках истории и обществознания, а также разработать макет заданий и уроки по истории и обществознанию с использованием приёмов формирования информационно-аналитического мышления...
В результате проведенного нами исследования специфики формирования информационно-аналитический умений школьников мы пришли к следующим выводам:
- Выдвижение приоритетности развития качеств личности на передовую образовательного процесса отвечает ключевым запросам информационного общества. Акцент в обучении смещается на воспитание социально- ориентированной личности, способной мыслить самостоятельно и эффективно работать с огромными объемами информации, при этом подбирая собственный путь достижения знаний. Использование в ходе урока педагогом разнообразных форм и методов организации учебной работы позволяет достичь все необходимые задачи;
- Возрастные особенности детей школьного возраста запускают
познавательные процессы ученика. Кроме того, меняют свой характер мыслительные процессы: внимание, восприятие, память становятся
произвольными, целенаправленными; управляемыми процессами мышление приобретает форму связного логического рассуждения;
- Информационно-аналитические умения являются частью
информационной компетенции, которая относится к числу ключевых компетенций школьника и является составной часть информационной культуры личности, синтезом психофизиологического, когнитивного, операционно-технологического, эмоционально-ценностного и
коммуникативного компонентов. Умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее становятся необходимым базисом для успешного обучения не только в школе, но и дальнейшей жизни[2].
- Проблема формирования информационно- аналитических умений актуальна на современном этапе образования, нацеленного на овладение важнейшими общепредметными умениями и универсальными способами
деятельности.
Разработанный макет заданий, направленных на формирование информационно-аналитических умений школьников, помогает учащимся понимать и извлекать, осмысливать и преобразовывать информацию из учебно-научных текстов учебника и других источников, более прочно усваивать приобретенные знания. Задания, с использованием приёмов развития информационно-аналитического мышления разработаны, в соответствие с требованиями ФГОС[1]. Цель и задачи исследования полностью выполнены.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от 31 мая 2021 г. № 287.
Литература:
2. Александров Е.П. Учебный текст и текстовая деятельность в образовательном процессе. Современные наукоемкие технологии. 2015. - № 6.
- С. 56-61.
3. Артемьева О.Н. Обучение школьников приёмам информационной переработки текста. Известия ВГПУ. 2011. - № 1. - С. 85-88.
4. Водяненко Г.Ф. Информационно-исследовательская деятельность школьников как образовательная технология. Волгоград: Учитель. 186 с.
5. Водяненко Г.Ф. Современная модель познавательной деятельности человека (учащегося). Часть 1. Теория и практика общественного развития. 2014. - № 1. -С. 239-241.
6. Выготский Л.С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский. М.:Эксмо, 2004. - 512 с
7. Гальперин П. Я. Введение в психологию: учебное пособие для вузов/ П. Я. Гальперин. М : Книжный дом «Университет», 1999. - 332 с.
8. Заир-Бек С. И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская. - М. : Просвещение, 2011. - 223 с.
9. Климова А. Б. Информационно-аналитические уменияв контексте формирования информационного общества / А. Б. Климова // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2013. - № 1. - С. 76-80.
10. Митрахович О. А. Формирование информационно-аналитических умений школьников [Текст] / О. А. Митрахович // Педагогическое образование и наука. - 2011. - № 10. - С. 48-50.
11. Обласова Т. В. Развитие учебно-информационных умений школьников в процессе изучения гуманитарных дисциплин / Т. В. Обласова // Образование и наука. - 2011. - № 8. - С. 67-84.
12. Обласова Т.В. Специфика учебных текстов для развития текстовой деятельности школьников в процессе изучения предметов гуманитарного цикла / Т. В. Обласова // Образование и наука. - 2012. - № 4. - С. 93-102.
13. Сластенов В.А. Рефлексивная культура и профессионализм учителя [Текст]: // Педагогическое образование и наука: Научно-методический журнал.
2005, №3
14. Соколова Т.Е. Информационно-аналитические умения. Система индивидуального мониторинга: учебно-методическое пособие / Т. Е. Соколова. - Самара: Изд-во «Учебная литература»: Изд. дом «Федоров», 2008. - 32 с.
15. Суворова Е. П. Принципы формирования интеллектуально-речевой культуры школьника/Е. П. Суворова// Известия Российского Государственного Педагогического Университета им. А. И. Герцена. - 2009. - № 100. - С. 19-28...22