Введение 3
Глава I. ПСИХОАКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ОРГАНИЗМ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ПРОБЛЕМА 6
1.1 Понятие «психоактивные вещества» и факторы риска возникновения
их употребления 6
1.2 Психофизиологические особенности младшего школьника и влияние
вредных привычек на них 13
1.3 Способы профилактики риска возможного употребления
психоактивных веществ младшими школьниками 27
1.3.1 Учебные предметы 31
1.3.2 Внеурочная деятельность 36
Выводы по главе 1 38
Глава II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ
АКТУАЛЬНОГО УРОВНЯ РИСКА ВОЗМОЖНОГО УПОТРЕБЛЕНИЯ
ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ 40
2.1 Критерии и методы исследования 40
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 51
2.3 Комплекс занятий по минимизации риска возможного употребления психоактивных веществ младшими школьниками «Профилактика вредных
привычек» 66
Выводы по главе II 76
Заключение 77
Список используемой литературы 79
Приложения
Способности человека уникальны и реализуются в зависимости от образа жизни и от тех привычек, которые он приобретает. К сожалению, есть ряд вредных привычек, которые человек может приобрести еще в школьном возрасте, а избавиться пытается в течение всей жизни и не всегда успешно. Эти привычки серьезно вредят здоровью. Они способствуют быстрому ухудшению состояния здоровья человека, преждевременному старению его организма и приобретению тяжелых заболеваний.
Актуальность темы работы заключается в том, что в настоящее время среди основных тенденций, характеризующих наркологическую ситуацию в России, наибольшую тревогу вызывает неуклонное омоложение потребителей психоактивных веществ. Все больше фиксируется случаев, когда первая проба наркотических и других психоактивных веществ (ПАВ) приходится на возраст 6-10 лет.
Невозможно обойти вниманием такие важные проблемы, связанные со здоровьем младших школьников, как риск курения, злоупотребления алкоголем, употребления наркотических средств. Эти явления, получившие название «вредные привычки», широко распространены сегодня в молодежной среде и оказывают огромное влияние на жизнь детей любой возрастной группы.
Вопросы о возникновении вредных привычек в младшем школьном возрасте рассматривали с разных позиций М. М. Безруких [5], А. Г. Макеева [25], Т. А. Филиппова [5], Н. А. Гусева [10], Т. Б. Гречаная [33], Л. Ю. Иванова [33], Л. С. Колесова [33], Л. П. Николаева [30], М. Б. Левин и Б. М. Левин [24], В. М. Ялтонский [35], Н. А. Сирота [35] и другие. В их работах приведен анализ необходимых навыков эффективной адаптации в обществе, позволяющей в дальнейшем предупредить вредные привычки: курение, употребление алкоголя и наркотиков; методики определения уровня риска возможного возникновения наркотизма, пути коррекции негативных результатов и рекомендации по работе с детьми и их родителями.
Образовательные учреждения, как и многие другие, обладают рядом возможностей для проведения профилактической работы, в частности имеют огромное влияние на формирование и развитие личности ребенка. Доступ к семье ребенка, квалифицированными педагогическими кадрами, которые совместно со всеми субъектами профилактики, способны обеспечить ведение эффективной профилактической работы, и, несмотря на это, школа не вносит коррективы в образовательный процесс с учетом реального уровня риска омоложения потребителей психоактивных веществ.
В связи с изложенным, проблема исследования формулируется следующим образом: «Как организовать дополнительную работу со школьниками для того, чтобы минимизировать риск употребления психоактивных веществ».
В рамках решения данной проблемы тема выпускной квалификационной работы сформулирована следующим образом: «Минимизация риска
употребления психоактивных веществ младшими школьниками посредством комплекса занятий «Профилактика вредных привычек»».
Цель исследования: разработать комплекс занятий «Профилактика вредных привычек» во внеурочной деятельности для минимизации риска употребления ПАВ младшими школьниками...
Очевидно, что разработка и внедрение в практику занятий, способствующих минимизации риска употребления младшими школьниками психоактивных веществ, является одним из приоритетных направлений деятельности учителя по причине омоложения возраста учащихся, вовлеченных в наркотизацию. В тоже время, организаторам воспитательной деятельности необходимо отдавать себе отчет в том, что качественно и полноценно понизить уровень риска употребления младшими школьниками психоактивных веществ не может являться результатом лишь их работы. Это возможно лишь при совместной скоординированной работе с педагогами различных специальностей, государственными учреждениями и родителями младших школьников.
В процессе написания работы решался последовательно ряд исследовательских задач.
В первую очередь была изучена соответствующая психолого-педагогическая литература и рассмотрены сущность и содержания понятий, употребляемых в сфере деятельности, связанной с минимизацией риска приобщения младших школьников к вредным привычкам. Речь идет о таких понятиях, как «привычка», «психоактивные вещества», «наркотизация».
В дальнейшем были рассмотрены наиболее распространенные формы и методы предупреждения приобщения к вредным привычкам детей в современных условиях, выделены те, которые наиболее соответствуют возрастным особенностям младших школьников.
В работе изучены особенности воспитательной деятельности по минимизации риска употребления младшими школьниками запрещенных веществ. Можно сделать вывод о значительном разнообразии применяемых в этой сфере деятельности форм и методов.
В рамках констатирующего эксперимента были выбраны методики, направленные на выявление у учащихся уровня риска возможного употребления психоактивных веществ в будущем.
Методики были проведены на учащихся начальной школы во 2 классе.
По результатам констатирующего эксперимента был разработан комплекс занятий по минимизации риска употребления психоактивных веществ младшими школьниками в соответствии с их возрастными особенностями. Комплекс занятий включает в себя разработки на западающие критерии риска.
К комплексу занятий приложены конспекты внеклассных занятий, с которыми можно ознакомиться в приложении.
Таким образом, главная цель исследования достигнута.