МОНИТОРИНГ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
|
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты мониторинга интеллектуального развития детей младшего школьного возраста с сохранным и нарушенным слухом 9
1.1. Интеллектуальное развитие как объект междисциплинарного
исследования 9
1.2. Интеллектуальное развитие детей с сохранным и нарушенным
слухом 15
1.3. Современные подходы к проведению мониторинга
интеллектуального развития детей с нарушениями слуха 33
Глава II. Изучение факторов и условий, влияющих на определение содержания процедуры мониторинга интеллектуального развития у обучающихся первого класса с нарушениями слуха 42
2.1. Организация и методики констатирующего эксперимента 42
2.2. Анализ особенностей интеллектуального развития первоклассников с
нарушениями слуха 45
2.3 Методические рекомендации по содержанию и процедуре мониторинга интеллектуального развития у первоклассников с нарушениями слуха 56
Заключение 65
Библиографический список 68
Приложение 77
Глава I. Теоретические аспекты мониторинга интеллектуального развития детей младшего школьного возраста с сохранным и нарушенным слухом 9
1.1. Интеллектуальное развитие как объект междисциплинарного
исследования 9
1.2. Интеллектуальное развитие детей с сохранным и нарушенным
слухом 15
1.3. Современные подходы к проведению мониторинга
интеллектуального развития детей с нарушениями слуха 33
Глава II. Изучение факторов и условий, влияющих на определение содержания процедуры мониторинга интеллектуального развития у обучающихся первого класса с нарушениями слуха 42
2.1. Организация и методики констатирующего эксперимента 42
2.2. Анализ особенностей интеллектуального развития первоклассников с
нарушениями слуха 45
2.3 Методические рекомендации по содержанию и процедуре мониторинга интеллектуального развития у первоклассников с нарушениями слуха 56
Заключение 65
Библиографический список 68
Приложение 77
Актуальность проблемы и темы исследования. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья предполагает создание условий для реализации особых образовательных потребностей младших школьников с нарушениями слуха. Обязательной является систематическая специальная психолого-педагогическая помощь,
предполагающая выявление особых образовательных потребностей детей, а также осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей.
Особые образовательные потребности детей с нарушениями слуха обусловлены тем, что первичный дефект слухового анализатора ведет к недоразвитию функций, тесно с ним связанных, а также к замедлению развития других функций, которые связаны со слухом опосредованно. Дети с нарушениями слуха демонстрируют специфические закономерности в развитии интеллекта, обусловленные нарушением слухового восприятия, которое влечет за собой сужение объема внешних воздействий на ребенка, трудностям в общении с окружающими людьми. Из-за этого психическая деятельность ребенка упрощается. По мнению И.М. Соловьева, чем благоприятнее условия, тем раньше ребенок приближается к развитию слышащего ребенка.
По данным, представленным в психолого-педагогической литературе (Т.Г. Богданова, Р.М. Боскис, Л.А. Головчиц, Ю.Е. Щурова и другие), специфическими особенностями интеллектуального развития детей с нарушениями слуха являются: неравномерность становления интеллектуальных операций и их свойств, разные иерархические отношения между ними у каждой из категорий детей с нарушениями слуха (глухих и слабослышащих); расстройство основных функций речи; замедленное усвоение конкретных и абстрактных понятий; низкий уровень развития творческого воображения.
Наличие данных особенностей интеллектуального развития детей с нарушениями слуха говорит о необходимости проведения специальных коррекционных мероприятий по развитию интеллекта. С целью оценки эффективности педагогических воздействий для дальнейшего планирования коррекционной работы с ребенком с нарушением слуха необходимо систематически проводить мониторинг его интеллектуального развития.
Изменения в сфере образования коснулись основополагающих подходов к диагностике и мониторингу развития младших школьников с нарушениями слуха. Стандарт определяет, что особенности детей с нарушениями слуха делают неправомерными требования от ребенка данной категории конкретных образовательных достижений. Поэтому и мониторинг должен быть особенный, направленный на диагностирование развития, а не отбор детей. В силу этого, необходимо четко определить параметры интеллектуального развития детей данной категории, а также механизмы реализации такого мониторинга. В современной науке и практике в настоящее время данная проблема остается недостаточно разработанной.
В результате анализа литературных данных, нами выявлены несоответствия и противоречия между:
• замедленностью становления интеллектуальных операций, их качественным своеобразием у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха и их значимостью для успешного овладения различными видами деятельности детьми данной категории;
• указаниями на недостаточную сформированность
интеллектуальных операций у данной категории детей и недостаточной изученностью особенностей интеллектуального развития у младших школьников с нарушениями слуха;
• практической востребованностью в коррекционно¬
педагогической работе и отсутствием специальных разработок мониторинга интеллектуального развития младших школьников с нарушениями слуха.
На основе данных несоответствий и противоречий определена проблема исследования, которая заключается в разработке содержания и процедуры мониторинга интеллектуального развития данной категории детей...
предполагающая выявление особых образовательных потребностей детей, а также осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей.
Особые образовательные потребности детей с нарушениями слуха обусловлены тем, что первичный дефект слухового анализатора ведет к недоразвитию функций, тесно с ним связанных, а также к замедлению развития других функций, которые связаны со слухом опосредованно. Дети с нарушениями слуха демонстрируют специфические закономерности в развитии интеллекта, обусловленные нарушением слухового восприятия, которое влечет за собой сужение объема внешних воздействий на ребенка, трудностям в общении с окружающими людьми. Из-за этого психическая деятельность ребенка упрощается. По мнению И.М. Соловьева, чем благоприятнее условия, тем раньше ребенок приближается к развитию слышащего ребенка.
По данным, представленным в психолого-педагогической литературе (Т.Г. Богданова, Р.М. Боскис, Л.А. Головчиц, Ю.Е. Щурова и другие), специфическими особенностями интеллектуального развития детей с нарушениями слуха являются: неравномерность становления интеллектуальных операций и их свойств, разные иерархические отношения между ними у каждой из категорий детей с нарушениями слуха (глухих и слабослышащих); расстройство основных функций речи; замедленное усвоение конкретных и абстрактных понятий; низкий уровень развития творческого воображения.
Наличие данных особенностей интеллектуального развития детей с нарушениями слуха говорит о необходимости проведения специальных коррекционных мероприятий по развитию интеллекта. С целью оценки эффективности педагогических воздействий для дальнейшего планирования коррекционной работы с ребенком с нарушением слуха необходимо систематически проводить мониторинг его интеллектуального развития.
Изменения в сфере образования коснулись основополагающих подходов к диагностике и мониторингу развития младших школьников с нарушениями слуха. Стандарт определяет, что особенности детей с нарушениями слуха делают неправомерными требования от ребенка данной категории конкретных образовательных достижений. Поэтому и мониторинг должен быть особенный, направленный на диагностирование развития, а не отбор детей. В силу этого, необходимо четко определить параметры интеллектуального развития детей данной категории, а также механизмы реализации такого мониторинга. В современной науке и практике в настоящее время данная проблема остается недостаточно разработанной.
В результате анализа литературных данных, нами выявлены несоответствия и противоречия между:
• замедленностью становления интеллектуальных операций, их качественным своеобразием у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха и их значимостью для успешного овладения различными видами деятельности детьми данной категории;
• указаниями на недостаточную сформированность
интеллектуальных операций у данной категории детей и недостаточной изученностью особенностей интеллектуального развития у младших школьников с нарушениями слуха;
• практической востребованностью в коррекционно¬
педагогической работе и отсутствием специальных разработок мониторинга интеллектуального развития младших школьников с нарушениями слуха.
На основе данных несоответствий и противоречий определена проблема исследования, которая заключается в разработке содержания и процедуры мониторинга интеллектуального развития данной категории детей...
На основе анализа литературы по проблеме исследования мы сделали вывод о том, что в рамках нашего исследования целесообразно рассматривать понятие «интеллект» в рамках психометрического подхода, определяя данное понятие как совокупность познавательных процессов. Под интеллектуальным развитием младших школьников мы понимаем процесс и результат их творческой умственной деятельности, представляющий собой единство познавательных функций. Ведущую роль в структуре интеллекта занимает мышление, организующее любой познавательный процесс.
Анализ возрастных особенностей интеллектуального развития детей, описанных в психолого-педагогической литературе, показал, что период младенчества, раннего и дошкольного детства - это этапы онтогенеза, в рамках которых закладываются предпосылки для развития интеллекта. Сензитивным периодом для интеллектуального совершенствования является младший школьный возраст, к концу которого интеллектуальные функции должны быть полностью сформированы.
На успешность интеллектуального развития ребенка влияет правильная организация учебно-познавательной деятельности, что особенно эффективно в младшем школьном возрасте. В данный возрастной период достаточно сильны личностные потребности в познании, а мотивационно-потребностная сфера податлива для педагогического воздействия.
Дети с нарушениями слуха в интеллектуальном развитии имеют общие закономерности со сверстниками с сохранным слухом. Данные закономерности заключаются в том, в развитии интеллекта детей с нарушенным и сохранным слухом наблюдается устойчивая положительная динамика, интеллектуальное развитие проходит ряд одинаковых стадий. Но в то же время, дети с нарушениями слуха демонстрируют специфические закономерности в развитии интеллекта, заключающиеся в неравномерности становления
интеллектуальных операций и их свойств, разных иерархических отношениях между ними у каждой из категорий детей с нарушениями слуха (глухих и слабослышащих), замедленном усвоении конкретных и абстрактных понятий. Наличие данных особенностей интеллектуального развития детей с нарушениями слуха говорит о необходимости проведения специальных коррекционных мероприятий по развитию интеллекта данной категории детей в младшем школьном возрасте. С целью оценки эффективности педагогических воздействий для дальнейшего планирования коррекционной работы с ребенком с нарушением слуха необходимо систематически проводить мониторинг его интеллектуального развития.
С целью определения содержания диагностических заданий для оценки интеллектуального развития первоклассников с нарушениями слуха, а также требований к процедуре оценивания, нами проведен констатирующий эксперимент. Для проведения констатирующего эксперимента была
сформирована экспериментальная группа из 16 обучающихся 1 класса с нарушениями слуха и подобран ряд методик для оценки компонентов вербального и невербального интеллекта. Стандартные методики подверглись модификации, которая заключалась в иной подаче инструкции: устная речевая инструкция сопровождалась дактилированием либо жестовой речью. Помимо этого, было увеличено время, отведенное для выполнение обучающимися заданий.
В ходе эксперимента было выявлено, что для детей с нарушениями слуха характерны выраженные диспропорции в выполнении заданий на наглядном и вербальном материале, нарушение равновесия между развитием вербальных и невербальных компонентов интеллекта. Преобладающим типом мышления у младших школьников с нарушениями слуха является невербальное мышление, однако и оно запаздывает в своем развитии.
Специфические особенности интеллектуального развития у детей с нарушением слуха проявляются в трудностях при распределении и переключении внимания, снижении вербальной и образной памяти, замедленном становлении наглядно-образного мышления, запаздывании в развитии всех компонентов речи, узости представлений об окружающем мире, низком уровне развития понятийного мышления.
Выявленные в результате констатирующего эксперимента специфические особенности в интеллектуальном развитии детей с нарушениями слуха, а также факторы, влияющие на успешность выполнения диагностических заданий, свидетельствуют о необходимости разработки мониторинга интеллектуального развития обучающихся первого класса с нарушениями слуха.
Нами предложены методические рекомендации по содержанию и процедуре мониторинга интеллектуального развития у первоклассников с нарушениями слуха, включающие в себя принципы, условия и требования и к процедуре обследования.
Результаты сравнения мониторинга интеллектуального развития у обучающихся первого класса с нарушением интеллекта по стандартной шкале, представленной в методиках, и шкале, разработанной нами, говорят о целесообразности введения в мониторинг интеллектуально развития младших школьников с нарушениями слуха более чувствительной к продвижениям ребенка шкалы, что позволит учитывать не только уровень его актуального интеллектуального развития, но и зону ближайшего развития.
В качестве дальнейшей перспективы планируется апробация заданий мониторинга интеллектуального развития младших школьников с нарушениями слуха на большем количестве испытуемых с применением статистических методов обработки результатов.
Анализ возрастных особенностей интеллектуального развития детей, описанных в психолого-педагогической литературе, показал, что период младенчества, раннего и дошкольного детства - это этапы онтогенеза, в рамках которых закладываются предпосылки для развития интеллекта. Сензитивным периодом для интеллектуального совершенствования является младший школьный возраст, к концу которого интеллектуальные функции должны быть полностью сформированы.
На успешность интеллектуального развития ребенка влияет правильная организация учебно-познавательной деятельности, что особенно эффективно в младшем школьном возрасте. В данный возрастной период достаточно сильны личностные потребности в познании, а мотивационно-потребностная сфера податлива для педагогического воздействия.
Дети с нарушениями слуха в интеллектуальном развитии имеют общие закономерности со сверстниками с сохранным слухом. Данные закономерности заключаются в том, в развитии интеллекта детей с нарушенным и сохранным слухом наблюдается устойчивая положительная динамика, интеллектуальное развитие проходит ряд одинаковых стадий. Но в то же время, дети с нарушениями слуха демонстрируют специфические закономерности в развитии интеллекта, заключающиеся в неравномерности становления
интеллектуальных операций и их свойств, разных иерархических отношениях между ними у каждой из категорий детей с нарушениями слуха (глухих и слабослышащих), замедленном усвоении конкретных и абстрактных понятий. Наличие данных особенностей интеллектуального развития детей с нарушениями слуха говорит о необходимости проведения специальных коррекционных мероприятий по развитию интеллекта данной категории детей в младшем школьном возрасте. С целью оценки эффективности педагогических воздействий для дальнейшего планирования коррекционной работы с ребенком с нарушением слуха необходимо систематически проводить мониторинг его интеллектуального развития.
С целью определения содержания диагностических заданий для оценки интеллектуального развития первоклассников с нарушениями слуха, а также требований к процедуре оценивания, нами проведен констатирующий эксперимент. Для проведения констатирующего эксперимента была
сформирована экспериментальная группа из 16 обучающихся 1 класса с нарушениями слуха и подобран ряд методик для оценки компонентов вербального и невербального интеллекта. Стандартные методики подверглись модификации, которая заключалась в иной подаче инструкции: устная речевая инструкция сопровождалась дактилированием либо жестовой речью. Помимо этого, было увеличено время, отведенное для выполнение обучающимися заданий.
В ходе эксперимента было выявлено, что для детей с нарушениями слуха характерны выраженные диспропорции в выполнении заданий на наглядном и вербальном материале, нарушение равновесия между развитием вербальных и невербальных компонентов интеллекта. Преобладающим типом мышления у младших школьников с нарушениями слуха является невербальное мышление, однако и оно запаздывает в своем развитии.
Специфические особенности интеллектуального развития у детей с нарушением слуха проявляются в трудностях при распределении и переключении внимания, снижении вербальной и образной памяти, замедленном становлении наглядно-образного мышления, запаздывании в развитии всех компонентов речи, узости представлений об окружающем мире, низком уровне развития понятийного мышления.
Выявленные в результате констатирующего эксперимента специфические особенности в интеллектуальном развитии детей с нарушениями слуха, а также факторы, влияющие на успешность выполнения диагностических заданий, свидетельствуют о необходимости разработки мониторинга интеллектуального развития обучающихся первого класса с нарушениями слуха.
Нами предложены методические рекомендации по содержанию и процедуре мониторинга интеллектуального развития у первоклассников с нарушениями слуха, включающие в себя принципы, условия и требования и к процедуре обследования.
Результаты сравнения мониторинга интеллектуального развития у обучающихся первого класса с нарушением интеллекта по стандартной шкале, представленной в методиках, и шкале, разработанной нами, говорят о целесообразности введения в мониторинг интеллектуально развития младших школьников с нарушениями слуха более чувствительной к продвижениям ребенка шкалы, что позволит учитывать не только уровень его актуального интеллектуального развития, но и зону ближайшего развития.
В качестве дальнейшей перспективы планируется апробация заданий мониторинга интеллектуального развития младших школьников с нарушениями слуха на большем количестве испытуемых с применением статистических методов обработки результатов.
Подобные работы
- МОНИТОРИНГ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2017 - Состояние навыков фонетического анализа у младших школьников с нарушениями письма (Иркутский государственный университет)
Курсовые работы, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2024 - Поддержка самостоятельной учебной деятельности младшего школьника с
инвалидностью
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017 - Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у младших школьников в условиях логопедического пункта в общеобразовательной организации
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2020 - ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ НАВЫКА ОСОЗНАННОГО ЧТЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4815 р. Год сдачи: 2017 - ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ СПОСОБНОСТИ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С КОХЛЕАРНЫМИ ИМПЛАНТАМИ
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2018 - МУЗЫКАЛЬНАЯ СКАЗКА КАК СРЕДСТВО ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ VIII ВИДА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2016 - Профилактика нарушений межличностных отношений со сверстниками детей дошкольного возраста с нарушением речи
Дипломные работы, ВКР, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022



