Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МОНИТОРИНГ ЗНАНИЯ БУКВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Работа №156209

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

дефектология

Объем работы78
Год сдачи2018
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
40
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава 1. Анализ литературы по проблеме оценивания учебных достижений обучающихся с умственной отсталостью 10
1.1. Оценка учебных достижений обучающихся с умственной
отсталостью 10
1.2. Условия, влияющие на содержание и процедуру мониторинга
знания букв у обучающихся с умеренной умственной отсталостью 21
Глава 2. Изучение факторов, влияющих на содержание и процедуру мониторинга знания букв у обучающихся с умеренной умственной
отсталостью 34
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 34
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 40
2.3. Методические рекомендации по проведению мониторинга у
обучающихся с умеренной умственной отсталостью 53
Заключение 57
Библиографический список 62
Приложение


Актуальность. Федеральный закон от 29. 12. 2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» гарантировал право на получение образования лицами с умственной отсталостью различной степени. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью предоставил два варианта адаптированных основных общеобразовательных программ. Данные программы обеспечивают создание оптимальных путей развития с использованием специфических методов и средств обучения. Для учащихся с умеренной степенью умственной отсталости предусмотрен второй вариант программы, на основе которого образовательная организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития, отражающую все индивидуальные потребности ученика. В данную программу включена такая предметная область как «Язык и речевая практика». Одной из задач этой области является обучение чтению ребёнка в доступных для него пределах. В специальной индивидуальной программе развития (далее СИПР) могут быть включены элементы варианта 1 адаптированной основной общеобразовательной программы (далее АООП), если у обучающегося будет наблюдаться готовность к их освоению.
Одним из важнейших аспектов социализации детей с интеллектуальными нарушениями является овладение навыком чтения для применения его в примитивных бытовых ситуациях: прочтение названия товаров в магазине, названия кабинетов в поликлинике и т.д. Значительное количество детей с умеренной умственной отсталостью имеет способность к овладению данного навыка. Для этого в коррекционной педагогике существуют различные методики, специфические средства обучения чтению, позволяющие преодолевать трудности, связанные с этим процессом.
Именно поэтому необходимо постоянное точное отслеживание динамики развития умений и навыков чтения у учащихся, любые минимальные проявления, позволяющие скорректировать дальнейшую программу обучения. При изучении букв возможно возникновение ряда трудностей, связанных с соотнесением графем и фонем.
Согласно варианту 2 АООП для контроля продвижения используют текущую и промежуточную аттестацию, не позволяющую с уверенностью констатировать динамику развития. Также существующие варианты оценивания достижений обучающихся с умеренной степенью умственной отсталости при изучении букв не позволяют учитывать индивидуальные особенности каждого учащегося и отразить их минимальные успехи при освоении материала. Более того, у некоторых учащихся может отсутствовать общеупотребительная речь, что также вызывает определённые трудности при подборе стимульного материала и способов его предъявления при диагностике знания букв.
Большинством образовательных учреждений локальными актами закреплена процедура оценки достижения возможных личностных и предметных результатов освоения АООП. Для этого используется метод экспертной группы и метод наблюдения. Учитывая все преимущества (комплексность, минимизация затрат, качественный анализ), данные методы являются субъективными...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проанализировав литературу по проблеме оценивания учебных достижений обучающихся с умственной отсталостью, мы обнаружили бесспорное влияние психолого-педагогических особенностей умственно отсталого школьника и особенностей обучения грамоте на основе звукового аналитико-синтетического метода этой категории детей на процедуру мониторинга знания букв у обучающихся с умеренной умственной отсталостью. Проведение мониторинга не представляется возможным без учёта специальных принципов звукового аналитико-синтетического метода, использующихся при обучении чтению, и индивидуальных психолого¬педагогических особенностей, индивидуальных умений и навыков каждого учащегося:
• порядок изучения звуков и букв (степень трудности соотнесения звука и буквы; сложность слияния звуков в слог, уровень сформированности произносительных навыков, частотность употребления звуков в речи);
• порядок изучения слоговых структур;
• обучение письму на базе фонематического принципа русской графики;
• длительный добукварный период;
• удлинение сроков прохождения букваря (применительно к ученикам с умеренной степенью умственной отсталости, обучающихся по СИ11Р, сроки прохождения букваря определяются индивидуальными особенностями данной категории учеников);
• использование слогового метода;
• направленность процесса обучения грамоте на развитие речи, интеллектуальной и сенсомоторной составляющей;
• оказание стимулирующей помощи с применением наглядности для овладения навыками анализа и синтеза;
• своеобразие протекания процессов высшей нервной деятельности;
• присутствие сопутствующих нарушений, осложняющих умственную отсталость;
• специфические черты внимания: малоустойчивое, быстрая отвлекаемость, трудности сосредоточения, нарушение распределения, переключаемости, произвольности;
• специфические недоразвитие восприятия: поверхностное восприятие, замедленность, заторможенность, ограниченность объема, низкий уровень развития избирательности и константности, нарушение обобщенности, его прерывистость и нарушение целостности;
• специфическое недоразвитие памяти: замедленность и непрочность способности к запоминанию, неточность воспроизведения, быстрота забывания, эпизодическая забывчивость;
• особенности импрессивной речи; существенное недоразвитие речи и недоразвитие коммуникативной деятельности.
Мы определили что, мониторинг - это наблюдение за состоянием обучения ученика, дающее возможность отслеживать его минимальные продвижения, оценивать и оперативно выявлять результаты воздействия различных внешних факторов; позволяющее соблюсти единство диагностики и коррекции при разработке образовательного маршрута и внесение своевременных корректив в данный маршрут. Оценку минимальных продвижений обучающихся следует проводить учителю, который их обучает, поскольку он находится внутри этого образовательного процесса, готов гибко реагировать на результаты мониторинга. В данном процессе он является субъектом, а объект представлен в виде оценки знания букв у обучающихся с умеренной умственной отсталостью...


1. Абери, Б. Мониторинг учебных достижений обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (на примере навыка чтения) [Текст] / Б. Абери, А.В. Мамаева, Р. Тича // Особые дети в обществе: сборник научных докладов и тезисов выступлений участников I Всероссийского съезда дефектологов. 26-28 октября 2015. - г. М.: АНО «НМЦ «СУВАГ», 2015. - С. 150-155.
2. Акимова, М.К. Психологическая диагностика [Текст]: учеб, пособие / М.К. Акимова, К.М. Гуревич. - СПб.: Питер, 2008. - 652 с.
3. Аксенова, А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе [Текст]: учеб, для студ. дефектол. фак. пед. вузов / А.К. Аксенова. - М.: ВЛАД ОС, 1999. - 320 с.
4. Афоничкин, А.И. Управленческие решения в экономических системах [Текст]: учеб, пособие / А.И. Афоничкин, Д.Г. Михаленко. - СПб.: Питер, 2009. - 480 с.
5. Бабанский, Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований [Текст]: (Дидактический аспект) / Ю.К. Бабанский. -М.: Педагогика, 1982. - 191 с.
6. Баскаков, А. Я. Методология научного исследования [Текст]: учеб, пособие / А. Я. Баскаков, Н.В. Туленков. - К.: МАУЛ, 2004. — 216 с.
7. Баскакова, И.Л. Внимание школьников-олигофренов [Текст]: учеб, пособие / И.Л. Баскакова. - М.: Изд-во «Прометей» МГПИ имени В. И. Ленина, 1989. - 137 с.
8. Бойцова, Е.Г. Формирующее оценивание образовательных результатов учащихся в современной школе [Текст] // ЧиО. - 2014. - №1 (38). - С.171-175.
9. Виноградова, А.Д. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка [Текст]: учеб, пособие для студентов пед. ин-тов / А.Д. Виноградова, Е.И. Липецкая, Ю.Т. Матасов, И.П. Ушакова; Сост. А.Д. Виноградова. -М.: Просвещение, 1985. - 144 с.
10. Воронкова, В. В. Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах вспомогательной школы [Текст]: пособие для учителя / В.В. Воронкова. -М.: Школа-Пресс, 1995. - 128 с.
11. Воронкова, В. В. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе [Текст]: пособие для учителей и студ. дефектолог ф-тов пед. ин- тов / В.В. Воронкова. - М.: Школа-Пресс, 1994. - 416 с.
12. Выготский, Л.С. Проблема умственной отсталости: Ч. 3. / Л.С. Выготский // Основы дефектологии: Собрание сочинений в 6-и т. Т.5. / Под ред. Т.А. Власовой. -М.: Педагогика, 1983. - С. 231-256.
13. Гиляровский, В.А. Психиатрия [Текст]: руководство для врачей и студентов / В. А. Гиляровский. - М. : Медгиз, 1954. - 520 с.
14. Голуб, Г.Б. Формирующая оценка образовательных результатов учащихся [Текст]: метод, пособие / Г.Б. Голуб, И.С. Фишман. - Самара: Учебная литература, 2007. - 244 с.
15. Горб, В.Г. Методология и теория педагогического мониторинга в ВУЗе: автореф. дис. д-ра пед. наук. : 13.00.01/Горб Виктор Григорьевич. - Екатеринбург, 2005. - 54 с...72


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ