МОНИТОРИНГ ЗНАНИЯ БУКВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
|
Введение 2
Глава 1. Анализ литературы по проблеме оценивания учебных достижений обучающихся с умственной отсталостью 10
1.1. Оценка учебных достижений обучающихся с умственной
отсталостью 10
1.2. Условия, влияющие на содержание и процедуру мониторинга
знания букв у обучающихся с умеренной умственной отсталостью 21
Глава 2. Изучение факторов, влияющих на содержание и процедуру мониторинга знания букв у обучающихся с умеренной умственной
отсталостью 34
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 34
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 40
2.3. Методические рекомендации по проведению мониторинга у
обучающихся с умеренной умственной отсталостью 53
Заключение 57
Библиографический список 62
Приложение
Глава 1. Анализ литературы по проблеме оценивания учебных достижений обучающихся с умственной отсталостью 10
1.1. Оценка учебных достижений обучающихся с умственной
отсталостью 10
1.2. Условия, влияющие на содержание и процедуру мониторинга
знания букв у обучающихся с умеренной умственной отсталостью 21
Глава 2. Изучение факторов, влияющих на содержание и процедуру мониторинга знания букв у обучающихся с умеренной умственной
отсталостью 34
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 34
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 40
2.3. Методические рекомендации по проведению мониторинга у
обучающихся с умеренной умственной отсталостью 53
Заключение 57
Библиографический список 62
Приложение
Актуальность. Федеральный закон от 29. 12. 2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» гарантировал право на получение образования лицами с умственной отсталостью различной степени. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью предоставил два варианта адаптированных основных общеобразовательных программ. Данные программы обеспечивают создание оптимальных путей развития с использованием специфических методов и средств обучения. Для учащихся с умеренной степенью умственной отсталости предусмотрен второй вариант программы, на основе которого образовательная организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития, отражающую все индивидуальные потребности ученика. В данную программу включена такая предметная область как «Язык и речевая практика». Одной из задач этой области является обучение чтению ребёнка в доступных для него пределах. В специальной индивидуальной программе развития (далее СИПР) могут быть включены элементы варианта 1 адаптированной основной общеобразовательной программы (далее АООП), если у обучающегося будет наблюдаться готовность к их освоению.
Одним из важнейших аспектов социализации детей с интеллектуальными нарушениями является овладение навыком чтения для применения его в примитивных бытовых ситуациях: прочтение названия товаров в магазине, названия кабинетов в поликлинике и т.д. Значительное количество детей с умеренной умственной отсталостью имеет способность к овладению данного навыка. Для этого в коррекционной педагогике существуют различные методики, специфические средства обучения чтению, позволяющие преодолевать трудности, связанные с этим процессом.
Именно поэтому необходимо постоянное точное отслеживание динамики развития умений и навыков чтения у учащихся, любые минимальные проявления, позволяющие скорректировать дальнейшую программу обучения. При изучении букв возможно возникновение ряда трудностей, связанных с соотнесением графем и фонем.
Согласно варианту 2 АООП для контроля продвижения используют текущую и промежуточную аттестацию, не позволяющую с уверенностью констатировать динамику развития. Также существующие варианты оценивания достижений обучающихся с умеренной степенью умственной отсталости при изучении букв не позволяют учитывать индивидуальные особенности каждого учащегося и отразить их минимальные успехи при освоении материала. Более того, у некоторых учащихся может отсутствовать общеупотребительная речь, что также вызывает определённые трудности при подборе стимульного материала и способов его предъявления при диагностике знания букв.
Большинством образовательных учреждений локальными актами закреплена процедура оценки достижения возможных личностных и предметных результатов освоения АООП. Для этого используется метод экспертной группы и метод наблюдения. Учитывая все преимущества (комплексность, минимизация затрат, качественный анализ), данные методы являются субъективными...
Одним из важнейших аспектов социализации детей с интеллектуальными нарушениями является овладение навыком чтения для применения его в примитивных бытовых ситуациях: прочтение названия товаров в магазине, названия кабинетов в поликлинике и т.д. Значительное количество детей с умеренной умственной отсталостью имеет способность к овладению данного навыка. Для этого в коррекционной педагогике существуют различные методики, специфические средства обучения чтению, позволяющие преодолевать трудности, связанные с этим процессом.
Именно поэтому необходимо постоянное точное отслеживание динамики развития умений и навыков чтения у учащихся, любые минимальные проявления, позволяющие скорректировать дальнейшую программу обучения. При изучении букв возможно возникновение ряда трудностей, связанных с соотнесением графем и фонем.
Согласно варианту 2 АООП для контроля продвижения используют текущую и промежуточную аттестацию, не позволяющую с уверенностью констатировать динамику развития. Также существующие варианты оценивания достижений обучающихся с умеренной степенью умственной отсталости при изучении букв не позволяют учитывать индивидуальные особенности каждого учащегося и отразить их минимальные успехи при освоении материала. Более того, у некоторых учащихся может отсутствовать общеупотребительная речь, что также вызывает определённые трудности при подборе стимульного материала и способов его предъявления при диагностике знания букв.
Большинством образовательных учреждений локальными актами закреплена процедура оценки достижения возможных личностных и предметных результатов освоения АООП. Для этого используется метод экспертной группы и метод наблюдения. Учитывая все преимущества (комплексность, минимизация затрат, качественный анализ), данные методы являются субъективными...
Проанализировав литературу по проблеме оценивания учебных достижений обучающихся с умственной отсталостью, мы обнаружили бесспорное влияние психолого-педагогических особенностей умственно отсталого школьника и особенностей обучения грамоте на основе звукового аналитико-синтетического метода этой категории детей на процедуру мониторинга знания букв у обучающихся с умеренной умственной отсталостью. Проведение мониторинга не представляется возможным без учёта специальных принципов звукового аналитико-синтетического метода, использующихся при обучении чтению, и индивидуальных психолого¬педагогических особенностей, индивидуальных умений и навыков каждого учащегося:
• порядок изучения звуков и букв (степень трудности соотнесения звука и буквы; сложность слияния звуков в слог, уровень сформированности произносительных навыков, частотность употребления звуков в речи);
• порядок изучения слоговых структур;
• обучение письму на базе фонематического принципа русской графики;
• длительный добукварный период;
• удлинение сроков прохождения букваря (применительно к ученикам с умеренной степенью умственной отсталости, обучающихся по СИ11Р, сроки прохождения букваря определяются индивидуальными особенностями данной категории учеников);
• использование слогового метода;
• направленность процесса обучения грамоте на развитие речи, интеллектуальной и сенсомоторной составляющей;
• оказание стимулирующей помощи с применением наглядности для овладения навыками анализа и синтеза;
• своеобразие протекания процессов высшей нервной деятельности;
• присутствие сопутствующих нарушений, осложняющих умственную отсталость;
• специфические черты внимания: малоустойчивое, быстрая отвлекаемость, трудности сосредоточения, нарушение распределения, переключаемости, произвольности;
• специфические недоразвитие восприятия: поверхностное восприятие, замедленность, заторможенность, ограниченность объема, низкий уровень развития избирательности и константности, нарушение обобщенности, его прерывистость и нарушение целостности;
• специфическое недоразвитие памяти: замедленность и непрочность способности к запоминанию, неточность воспроизведения, быстрота забывания, эпизодическая забывчивость;
• особенности импрессивной речи; существенное недоразвитие речи и недоразвитие коммуникативной деятельности.
Мы определили что, мониторинг - это наблюдение за состоянием обучения ученика, дающее возможность отслеживать его минимальные продвижения, оценивать и оперативно выявлять результаты воздействия различных внешних факторов; позволяющее соблюсти единство диагностики и коррекции при разработке образовательного маршрута и внесение своевременных корректив в данный маршрут. Оценку минимальных продвижений обучающихся следует проводить учителю, который их обучает, поскольку он находится внутри этого образовательного процесса, готов гибко реагировать на результаты мониторинга. В данном процессе он является субъектом, а объект представлен в виде оценки знания букв у обучающихся с умеренной умственной отсталостью...
• порядок изучения звуков и букв (степень трудности соотнесения звука и буквы; сложность слияния звуков в слог, уровень сформированности произносительных навыков, частотность употребления звуков в речи);
• порядок изучения слоговых структур;
• обучение письму на базе фонематического принципа русской графики;
• длительный добукварный период;
• удлинение сроков прохождения букваря (применительно к ученикам с умеренной степенью умственной отсталости, обучающихся по СИ11Р, сроки прохождения букваря определяются индивидуальными особенностями данной категории учеников);
• использование слогового метода;
• направленность процесса обучения грамоте на развитие речи, интеллектуальной и сенсомоторной составляющей;
• оказание стимулирующей помощи с применением наглядности для овладения навыками анализа и синтеза;
• своеобразие протекания процессов высшей нервной деятельности;
• присутствие сопутствующих нарушений, осложняющих умственную отсталость;
• специфические черты внимания: малоустойчивое, быстрая отвлекаемость, трудности сосредоточения, нарушение распределения, переключаемости, произвольности;
• специфические недоразвитие восприятия: поверхностное восприятие, замедленность, заторможенность, ограниченность объема, низкий уровень развития избирательности и константности, нарушение обобщенности, его прерывистость и нарушение целостности;
• специфическое недоразвитие памяти: замедленность и непрочность способности к запоминанию, неточность воспроизведения, быстрота забывания, эпизодическая забывчивость;
• особенности импрессивной речи; существенное недоразвитие речи и недоразвитие коммуникативной деятельности.
Мы определили что, мониторинг - это наблюдение за состоянием обучения ученика, дающее возможность отслеживать его минимальные продвижения, оценивать и оперативно выявлять результаты воздействия различных внешних факторов; позволяющее соблюсти единство диагностики и коррекции при разработке образовательного маршрута и внесение своевременных корректив в данный маршрут. Оценку минимальных продвижений обучающихся следует проводить учителю, который их обучает, поскольку он находится внутри этого образовательного процесса, готов гибко реагировать на результаты мониторинга. В данном процессе он является субъектом, а объект представлен в виде оценки знания букв у обучающихся с умеренной умственной отсталостью...
Подобные работы
- МОНИТОРИНГ СФОРМИРОВАННОСТИ НАВЫКОВ ЭЛЕМЕНТАРНОГО ЗВУКО-БУКВЕННОГО АНАЛИЗА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 5450 р. Год сдачи: 2018 - Мониторинг знания букв у обучающихся вторых классов
с умеренной умственной отсталостью
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2016 - Мониторинг навыка чтения предложений у обучающихся вторых - третьих классов с умеренной умственной отсталостью
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2017 - Мониторинг чтения слогов у обучающихся младших классов с умеренной
умственной отсталостью
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017 - МОНИТОРИНГ СФОРМИРОВАННОСТИ ПОНИМАНИЯ
ПРОЧИТАННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 5450 р. Год сдачи: 2018 - Мониторинг сформированности умения определять наличие звука в слове у обучающихся с умственной отсталостью в интерактивной среде
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2021 - Мониторинг сформированности навыка чтения слогов у обучающихся с умственной отсталостью в интерактивной среде
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2020



