ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ШКОЛЬНОГО ИЗЛОЖЕНИЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 5
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИЗЛОЖЕНИЯ (ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ) 8
1.1 Изложение как форма развития языковой личности 8
1.2 Изложение как вторичный текст 14
1.3 Сжатое изложение как средство формирования универсальных учебных действий 18
Глава 2 МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД ИЗЛОЖЕНИЕМ 25
2.1 Подготовительная работа по написанию сжатого изложения 25
2.2 Организация и проведение эксперимента 32
2.3 Результаты исследования 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ А 51
Критерии оценивания изложения 51
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 52
Конспекты уроков русского языка 52
ПРИЛОЖЕНИЕ В 56
Упражнения для работы над языковыми приемами компрессии исходного текста 56
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИЗЛОЖЕНИЯ (ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ) 8
1.1 Изложение как форма развития языковой личности 8
1.2 Изложение как вторичный текст 14
1.3 Сжатое изложение как средство формирования универсальных учебных действий 18
Глава 2 МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД ИЗЛОЖЕНИЕМ 25
2.1 Подготовительная работа по написанию сжатого изложения 25
2.2 Организация и проведение эксперимента 32
2.3 Результаты исследования 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ А 51
Критерии оценивания изложения 51
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 52
Конспекты уроков русского языка 52
ПРИЛОЖЕНИЕ В 56
Упражнения для работы над языковыми приемами компрессии исходного текста 56
В современной обстановке в сфере образования при преподавании предмета «Русский язык» основополагающим направлением деятельности является соответствие федеральному государственному стандарту. Данный факт способствует повышению системности процесса образования и продуманности его результатов. Введение общих стандартов в сфере образования решает сразу несколько проблем: проводится совершенствование процесса образования в целом, обеспечиваются основные принципы общешкольного образования, устанавливаются эффективные системы оценки результатов образования. Ключевым положением федерального образовательного стандарта является введение системно-деятельностного подхода в процесс обучения и внедрение элементов формирования ключевых личностных компетенций.
Поэтому модель жизни современного обучающегося и его положение в обществе требует от него свободного владения языком и умения комуницировать с другими людьми без возникновения каких-либо конфликтов.
Для достижения данных умений ученик должен овладеть способами развития своих речевых навыков. Для того, чтобы научиться решать любые вопросы, связанные с коммуникацией, школьник должен освоить приемы грамотного построения своей речи. Необходимо уметь правильно употреблять речевые обороты в любой ситуации, данное умение необходимо довести до автоматизма.
Условия современного мироустройства вносят свои коррективы в сферу образования. Выпускник, для успешной самореализации после общеобразовательного учреждения, должен свободно владеть родным языков и филигранно им пользоваться. Именно поэтому развитая речь - это главный результат, который необходимо достичь в результате речемыслительной деятельности школьников.
Как показывает практика, современные школьники очень интересуются компьютерами и телефонами, поэтому они все чаще используют в своем общении укороченные слова и жаргонные выражения. Это является актуальной проблемой, потому что образцовая, литературная речь вытесняется данными типами ее замены. Именно поэтому многие представители молодого поколения не в состоянии самостоятельно составить глубокое, продуманное речевое высказывание, и тем более составить подобное высказывание в письменном варианте, с соблюдением всех синтаксических и орфографических норм.
Главная задача, которая стоит перед педагогом - это избежать вышеуказанной проблемы. Но для этого необходимо изучать практически все разделы предмета «Русский язык», не отрываясь от речевой практики, что в реальной ситуации сделать очень сложно. Необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого из обучающихся и проводить постоянные проверки, связанные с использованием как устной, так и письменной речи.
Мы должны воспринимать каждого ребенка как индивидуальную языковую личность, необходимо руководствоваться принципами первичности индивидуальности и исходя из этого принципа строить продуманную систему работы на уроке.
В двух формах предстает картина мира в сложном процессе моделирования объективной реальности в сознании человека, это концептуальная форма, то есть логическая, научная и языковая (словесная). По мнению Ю.Н. Караулова, «основным содержательным элементом концептуальной картины мира являются концепты, а языковой - лексико-семантическое поле» [32].
Цель работы - изучить лингводидактические возможности школьного изложения.
Объект исследования - школьное изложение.
Предмет исследования - методы и приемы написания школьного изложения, способствующие развитию языковой личности.
Задачи:
- рассмотреть изложение как форму развития языковой личности;
- охарактеризовать изложение как вторичный текст, описать виды и особенности изложений;
- разработать методику подготовки к изложению, учитывающую лингво-персонологический фактор...
Поэтому модель жизни современного обучающегося и его положение в обществе требует от него свободного владения языком и умения комуницировать с другими людьми без возникновения каких-либо конфликтов.
Для достижения данных умений ученик должен овладеть способами развития своих речевых навыков. Для того, чтобы научиться решать любые вопросы, связанные с коммуникацией, школьник должен освоить приемы грамотного построения своей речи. Необходимо уметь правильно употреблять речевые обороты в любой ситуации, данное умение необходимо довести до автоматизма.
Условия современного мироустройства вносят свои коррективы в сферу образования. Выпускник, для успешной самореализации после общеобразовательного учреждения, должен свободно владеть родным языков и филигранно им пользоваться. Именно поэтому развитая речь - это главный результат, который необходимо достичь в результате речемыслительной деятельности школьников.
Как показывает практика, современные школьники очень интересуются компьютерами и телефонами, поэтому они все чаще используют в своем общении укороченные слова и жаргонные выражения. Это является актуальной проблемой, потому что образцовая, литературная речь вытесняется данными типами ее замены. Именно поэтому многие представители молодого поколения не в состоянии самостоятельно составить глубокое, продуманное речевое высказывание, и тем более составить подобное высказывание в письменном варианте, с соблюдением всех синтаксических и орфографических норм.
Главная задача, которая стоит перед педагогом - это избежать вышеуказанной проблемы. Но для этого необходимо изучать практически все разделы предмета «Русский язык», не отрываясь от речевой практики, что в реальной ситуации сделать очень сложно. Необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого из обучающихся и проводить постоянные проверки, связанные с использованием как устной, так и письменной речи.
Мы должны воспринимать каждого ребенка как индивидуальную языковую личность, необходимо руководствоваться принципами первичности индивидуальности и исходя из этого принципа строить продуманную систему работы на уроке.
В двух формах предстает картина мира в сложном процессе моделирования объективной реальности в сознании человека, это концептуальная форма, то есть логическая, научная и языковая (словесная). По мнению Ю.Н. Караулова, «основным содержательным элементом концептуальной картины мира являются концепты, а языковой - лексико-семантическое поле» [32].
Цель работы - изучить лингводидактические возможности школьного изложения.
Объект исследования - школьное изложение.
Предмет исследования - методы и приемы написания школьного изложения, способствующие развитию языковой личности.
Задачи:
- рассмотреть изложение как форму развития языковой личности;
- охарактеризовать изложение как вторичный текст, описать виды и особенности изложений;
- разработать методику подготовки к изложению, учитывающую лингво-персонологический фактор...
В выпускной квалификационной работе нами была рассмотрена важная проблема - развитие языковой личности с помощью написания изложений в средней школе.
Таким образом, можно сделать следующий вывод, что изложение - это вид самостоятельной учебной работы; воспроизведение содержания высказывания, создание текста на основе данного (исходного). Одно из средств усвоения, развития памяти, мышления, грамотности и речи школьников, а для учителя - контроля. Изложения связаны с особенностями исходного текста, способами его восприятия, задачами, которые ставятся перед воспроизведением текста и т.д.
Различают письменные изложения и устные (пересказ); подробные и сжатые; полные, выборочные и изложения с дополнительным заданием; изложения прочитанного, воспринятого на слух или зрительно. Различные виды изложений учитывают необходимость развития разных способностей учащихся к восприятию текста.
Сжатое изложение считается наиболее трудным видом работы. Это объясняется тем, что при написании сжатого изложения необходимо осуществить компрессию (сжатие) воспринятой информации, в результате чего добиться построения такого текста, в котором был бы максимально выражен необходимый смысл при минимальной затрате речевых средств.
Так как при написании сжатого изложения учитываются не только логические связи, умение сжато передать основную мысль, но и орфографическая и пунктуационная грамотность, то на занятиях по подготовке к написанию сжатого изложения должны использоваться и упражнения по отработке соответствующих навыков, а также нельзя забывать и о языковых средствах.
Наряду с этим из проанализированных лингвистических и методических источников были выбраны методы работы по формированию языковых навыков, необходимых для создания сжатого изложения. На основе этих методов были отобраны тексты для работы и для них были сформулированы задачи. В процессе практической работы учащиеся использовали алгоритмы и памятки, созданные автором для создания сжатого изложения.
На диагностическом этапе проводилась работа: создание сжатого изложения, которое было проверено в соответствии с критериями оценки. В результате были выявлены проблемы, которые были предметом работы на этапе учебного эксперимента. Проблемными «местами» были: неспособность учащихся выделить в тексте первичную и вторичную информацию, выделить микротемы, определить абзацы, сохранить логику представления и использовать методы сжатия текста. Все это определило необходимость выстраивания процесса обучения системно и рассредоточено. Ресурсами для проведения такой работы стали уроки, которые тематически позволяли включить речевую работу в тему урока, и резервные часы, которые предполагаются для обучения любой программой по русскому языку.
На этапе констатирующего эксперимента в девятом классе планировалось провести работу по обучению сжатия текста, были проведены уроки. Результаты, полученные на контрольном этапе, показали, что после систематической работы в 9 классе по обучению написанию сжатого изложения уровень подготовки к видам языковой работы повысился.
Исходя из результатов контрольного этапа, мы можем с уверенностью сказать, что разработанная система подготовки к сжатому изложению, эффективна и может быть использована при обучении.
Таким образом, можно сделать следующий вывод, что изложение - это вид самостоятельной учебной работы; воспроизведение содержания высказывания, создание текста на основе данного (исходного). Одно из средств усвоения, развития памяти, мышления, грамотности и речи школьников, а для учителя - контроля. Изложения связаны с особенностями исходного текста, способами его восприятия, задачами, которые ставятся перед воспроизведением текста и т.д.
Различают письменные изложения и устные (пересказ); подробные и сжатые; полные, выборочные и изложения с дополнительным заданием; изложения прочитанного, воспринятого на слух или зрительно. Различные виды изложений учитывают необходимость развития разных способностей учащихся к восприятию текста.
Сжатое изложение считается наиболее трудным видом работы. Это объясняется тем, что при написании сжатого изложения необходимо осуществить компрессию (сжатие) воспринятой информации, в результате чего добиться построения такого текста, в котором был бы максимально выражен необходимый смысл при минимальной затрате речевых средств.
Так как при написании сжатого изложения учитываются не только логические связи, умение сжато передать основную мысль, но и орфографическая и пунктуационная грамотность, то на занятиях по подготовке к написанию сжатого изложения должны использоваться и упражнения по отработке соответствующих навыков, а также нельзя забывать и о языковых средствах.
Наряду с этим из проанализированных лингвистических и методических источников были выбраны методы работы по формированию языковых навыков, необходимых для создания сжатого изложения. На основе этих методов были отобраны тексты для работы и для них были сформулированы задачи. В процессе практической работы учащиеся использовали алгоритмы и памятки, созданные автором для создания сжатого изложения.
На диагностическом этапе проводилась работа: создание сжатого изложения, которое было проверено в соответствии с критериями оценки. В результате были выявлены проблемы, которые были предметом работы на этапе учебного эксперимента. Проблемными «местами» были: неспособность учащихся выделить в тексте первичную и вторичную информацию, выделить микротемы, определить абзацы, сохранить логику представления и использовать методы сжатия текста. Все это определило необходимость выстраивания процесса обучения системно и рассредоточено. Ресурсами для проведения такой работы стали уроки, которые тематически позволяли включить речевую работу в тему урока, и резервные часы, которые предполагаются для обучения любой программой по русскому языку.
На этапе констатирующего эксперимента в девятом классе планировалось провести работу по обучению сжатия текста, были проведены уроки. Результаты, полученные на контрольном этапе, показали, что после систематической работы в 9 классе по обучению написанию сжатого изложения уровень подготовки к видам языковой работы повысился.
Исходя из результатов контрольного этапа, мы можем с уверенностью сказать, что разработанная система подготовки к сжатому изложению, эффективна и может быть использована при обучении.
Подобные работы
- Исследование связной письменной речи у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи (Ярославский государственный педагогический университет)
Курсовые работы, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2023 - Лингводидактический потенциал песенного текста в процессе обучения аудированию на уроке иностранного языка в 4 классе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ МОНОЛОГИЧЕСКОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ НА ОСНОВЕ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ ТЕКСТОВ В СТАРШИХ КЛАССАХ НА УРОКАХ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 0 р. Год сдачи: 2019 - РЕАЛИЗАЦИЯ ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА
В СОДЕРЖАНИИ И СРЕДСТВАХ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ КОММУНИКАТИВНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4835 р. Год сдачи: 2018 - Использование приемов арт-терапии в обучении немецкому языку в средней школе
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2017 - Обогащение лексической картины мира младших школьников в процессе языкового образования
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2017 - ОБУЧЕНИЕ ГОВОРЕНИЮ ШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕЙ СТУПЕНИ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АУДИО-ПОДКАСТОВ
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2024 - РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004





