Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ШКОЛЬНОГО ИЗЛОЖЕНИЯ

Работа №156202

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы60
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 5
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИЗЛОЖЕНИЯ (ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ) 8
1.1 Изложение как форма развития языковой личности 8
1.2 Изложение как вторичный текст 14
1.3 Сжатое изложение как средство формирования универсальных учебных действий 18
Глава 2 МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД ИЗЛОЖЕНИЕМ 25
2.1 Подготовительная работа по написанию сжатого изложения 25
2.2 Организация и проведение эксперимента 32
2.3 Результаты исследования 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ А 51
Критерии оценивания изложения 51
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 52
Конспекты уроков русского языка 52
ПРИЛОЖЕНИЕ В 56
Упражнения для работы над языковыми приемами компрессии исходного текста 56

В современной обстановке в сфере образования при преподавании предмета «Русский язык» основополагающим направлением деятельности является соответствие федеральному государственному стандарту. Данный факт способствует повышению системности процесса образования и продуманности его результатов. Введение общих стандартов в сфере образования решает сразу несколько проблем: проводится совершенствование процесса образования в целом, обеспечиваются основные принципы общешкольного образования, устанавливаются эффективные системы оценки результатов образования. Ключевым положением федерального образовательного стандарта является введение системно-деятельностного подхода в процесс обучения и внедрение элементов формирования ключевых личностных компетенций.
Поэтому модель жизни современного обучающегося и его положение в обществе требует от него свободного владения языком и умения комуницировать с другими людьми без возникновения каких-либо конфликтов.
Для достижения данных умений ученик должен овладеть способами развития своих речевых навыков. Для того, чтобы научиться решать любые вопросы, связанные с коммуникацией, школьник должен освоить приемы грамотного построения своей речи. Необходимо уметь правильно употреблять речевые обороты в любой ситуации, данное умение необходимо довести до автоматизма.
Условия современного мироустройства вносят свои коррективы в сферу образования. Выпускник, для успешной самореализации после общеобразовательного учреждения, должен свободно владеть родным языков и филигранно им пользоваться. Именно поэтому развитая речь - это главный результат, который необходимо достичь в результате речемыслительной деятельности школьников.
Как показывает практика, современные школьники очень интересуются компьютерами и телефонами, поэтому они все чаще используют в своем общении укороченные слова и жаргонные выражения. Это является актуальной проблемой, потому что образцовая, литературная речь вытесняется данными типами ее замены. Именно поэтому многие представители молодого поколения не в состоянии самостоятельно составить глубокое, продуманное речевое высказывание, и тем более составить подобное высказывание в письменном варианте, с соблюдением всех синтаксических и орфографических норм.
Главная задача, которая стоит перед педагогом - это избежать вышеуказанной проблемы. Но для этого необходимо изучать практически все разделы предмета «Русский язык», не отрываясь от речевой практики, что в реальной ситуации сделать очень сложно. Необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого из обучающихся и проводить постоянные проверки, связанные с использованием как устной, так и письменной речи.
Мы должны воспринимать каждого ребенка как индивидуальную языковую личность, необходимо руководствоваться принципами первичности индивидуальности и исходя из этого принципа строить продуманную систему работы на уроке.
В двух формах предстает картина мира в сложном процессе моделирования объективной реальности в сознании человека, это концептуальная форма, то есть логическая, научная и языковая (словесная). По мнению Ю.Н. Караулова, «основным содержательным элементом концептуальной картины мира являются концепты, а языковой - лексико-семантическое поле» [32].
Цель работы - изучить лингводидактические возможности школьного изложения.
Объект исследования - школьное изложение.
Предмет исследования - методы и приемы написания школьного изложения, способствующие развитию языковой личности.
Задачи:
- рассмотреть изложение как форму развития языковой личности;
- охарактеризовать изложение как вторичный текст, описать виды и особенности изложений;
- разработать методику подготовки к изложению, учитывающую лингво-персонологический фактор...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В выпускной квалификационной работе нами была рассмотрена важная проблема - развитие языковой личности с помощью написания изложений в средней школе.
Таким образом, можно сделать следующий вывод, что изложение - это вид самостоятельной учебной работы; воспроизведение содержания высказывания, создание текста на основе данного (исходного). Одно из средств усвоения, развития памяти, мышления, грамотности и речи школьников, а для учителя - контроля. Изложения связаны с особенностями исходного текста, способами его восприятия, задачами, которые ставятся перед воспроизведением текста и т.д.
Различают письменные изложения и устные (пересказ); подробные и сжатые; полные, выборочные и изложения с дополнительным заданием; изложения прочитанного, воспринятого на слух или зрительно. Различные виды изложений учитывают необходимость развития разных способностей учащихся к восприятию текста.
Сжатое изложение считается наиболее трудным видом работы. Это объясняется тем, что при написании сжатого изложения необходимо осуществить компрессию (сжатие) воспринятой информации, в результате чего добиться построения такого текста, в котором был бы максимально выражен необходимый смысл при минимальной затрате речевых средств.
Так как при написании сжатого изложения учитываются не только логические связи, умение сжато передать основную мысль, но и орфографическая и пунктуационная грамотность, то на занятиях по подготовке к написанию сжатого изложения должны использоваться и упражнения по отработке соответствующих навыков, а также нельзя забывать и о языковых средствах.
Наряду с этим из проанализированных лингвистических и методических источников были выбраны методы работы по формированию языковых навыков, необходимых для создания сжатого изложения. На основе этих методов были отобраны тексты для работы и для них были сформулированы задачи. В процессе практической работы учащиеся использовали алгоритмы и памятки, созданные автором для создания сжатого изложения.
На диагностическом этапе проводилась работа: создание сжатого изложения, которое было проверено в соответствии с критериями оценки. В результате были выявлены проблемы, которые были предметом работы на этапе учебного эксперимента. Проблемными «местами» были: неспособность учащихся выделить в тексте первичную и вторичную информацию, выделить микротемы, определить абзацы, сохранить логику представления и использовать методы сжатия текста. Все это определило необходимость выстраивания процесса обучения системно и рассредоточено. Ресурсами для проведения такой работы стали уроки, которые тематически позволяли включить речевую работу в тему урока, и резервные часы, которые предполагаются для обучения любой программой по русскому языку.
На этапе констатирующего эксперимента в девятом классе планировалось провести работу по обучению сжатия текста, были проведены уроки. Результаты, полученные на контрольном этапе, показали, что после систематической работы в 9 классе по обучению написанию сжатого изложения уровень подготовки к видам языковой работы повысился.
Исходя из результатов контрольного этапа, мы можем с уверенностью сказать, что разработанная система подготовки к сжатому изложению, эффективна и может быть использована при обучении.


1. Алимбекова, А. И. Как писать изложение в школе / А. И. Алимбекова // Русский язык в школе. - 2002. - № 29. - с. 24-26.
2. Архипова, Е. В. Основы методики развития речи учащихся: учебник и практикум для вузов / Е. В. Архипова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2017. - с. 150-156.
3. Бахтин, М.В. История философии в конспективном изложении / М.В. Бахтин. - СПб.: Нива, 2018. - 276с.
4. Борисенко, Н. А. Лекция №2. Современные подходы к написанию изложения / Н.А. Борисенко // Русскийязык // Первое сентября. - 2018. - №18. -С. 3-10.
5. Ветчинкина, 3. М. О новых подходах к изучению иностранного языка / З.М. Ветчинкина // Формирование коммуникативной иноязычной компе¬тенции в свете социального заказа: тез.междунар. конф. - Тюмень: Тюменсккий гос. ун-т, 2019. - С. 20-22.
6. Волкова, А. В. Подготовка к ГИА по русскому языку в 9 классе: методика и практика / А. В. Волкова, Е. В. Кузнецова, Н. А. Шапиро, Е. Ю. Шувалова // Русский язык // Первое сентября. - 2019. - №18. - с. 26-34.
7. Воителева, Т. М. Теория и методика обучения русскому языку: Учебное пособие для вузов / Т. М. Воителева. - М.: Дрофа, 2018. - 320 с.
8. Воробьев, В. В. Языковая личность в лингвокультурологии / В.В. Во-робьев // Тез.докл. Языковая личность: Лингвистика. Лингвокультурология. Лингводидактика. БашГУ. Ноябрь 2018 г. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2018. - 512с.
9. Голуб, И. Б. Изложение и сочинение: подготовка к экзамену по русскому языку и литературе: для выпускников и абитуриентов / И. Б. Голуб, Л. В. Давыдова. - М.: Эксмо. - 2007. - 413с.
10. Галкина, Н. Н. Учимся редактировать текст и писать сжатое изложение / Н.Н. Галкина// Русский язык // Первое сентября. - 2008. - №21. - С.10-13.
11. Добротина, И. Н. Обучение приёмам содержательной компрессии текста как этап подготовки к сжатому изложению / И. Н. Добротина // Русский язык в школе. - 2018.- №8. - С. 11-17.
12. Добротина, И. Н. Содержательные и языковые способы сокращения текста / И. Н. Добротина // Русский язык // Первое сентября. - 2008. - №21. - с. 11-15.
13. Долинина, Т. А. Русский язык. 8-9 классы. Изложение и сочинение/ Т. А. Долинина. - Екатеринбург: ИРРО, 2018. - С.23-35.
14. Егорова, Г. Т. Презентация. Система упражнений по подготовке к написанию сжатого изложения / Г.Т. Егорова. Режим доступа: http//uchimcauchitca.blogsport.com/2020/01/.
15. Евграфова, С. М. Секреты изложений/ С. М. Евграфова // Русский язык в школе. - 2019. - №34. - с. 6-10...(41)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ