Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проектирования и разработки цифровых средств
обучения 7
1.1. Понятия и виды современных цифровых средств обучения 7
1.2. Основные требования к цифровым средствам обучения 24
Выводы по первой главе 40
Глава 2. Практические аспекты разработки цифровых средств обучения
информатике в 7-м классе 42
2.1. Цифровые средства для представления и закрепления нового материала 42
2.2. Организация контроля и коррекции образовательных результатов 60
2.3 Анализ результатов экспертизы разработанных средств 80
Выводы по второй главе 89
Заключение 90
Библиографический список 92
На сегодняшний день актуальность использования учителями информатики цифровых средств обучения в дистанционном и смешанном режимах может быть обоснована за счет следующих утверждений.
Во-первых, государственная политика в сфере образования предполагает активное внедрение цифровых технологий, предполагающих развитие национального информационного образовательного пространства. В состав нацпроекта «Образование» входит приоритетный федеральный проект Министерства Просвещения РФ, который носит название «Цифровая образовательная среда». Его основной задачей является создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней. При этом очевидно, что для каждой школы возникает необходимость в формировании комплексных цифровых средств, которые позволят следовать политике министерства.
Во-вторых, логика и содержание актуальной на 2020 г. версии федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) отражают общемировую тенденцию в реализации личностно ориентированного обучения, называемого также персонализированным. Так, например, А.Ю. Уваров и И.Д. Фрумин в [18] подчеркивают, что «переход к ориентированной на результат персонализированной организации образовательного процесса - это одно из условий успешного использования педагогического потенциала цифровых технологий и основанных на их использовании методических решений».
Наконец, существует и непосредственный заказ участников образовательного процесса на разработку и использование цифровых средств обучения информатике в дистанционном режиме. В частности, в 2019 г. в г. Красноярске под влиянием родительской общественности был поставлен вопрос о переходе на пятидневную учебную неделю.
Часть образовательных организаций приняло данное решение к исполнению. Но при этом возникли трудности в реализации образовательных программ в полном объеме, поскольку количество часов в учебных планах сократить не представлялось возможным без потери части содержания программ части школьных дисциплин. Поэтому, например, в Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Красноярская университетская гимназия №1 Универс» (МАОУ «КУГ №1 - Универс») было решено часть уроков перевести в дистанционный режим. При этом возникла острая необходимость в разработке дидактических средств для организации и обеспечения образовательного процесса.
В современном информационном пространстве существует довольно объемный массив цифровых образовательных ресурсов, в том числе книг, статей, видео, тренажеров, систем автоматизации тестирования, анкетирования и даже тематических онлайн-курсов. Но, как показал контент-анализ мнений педагогов во время педагогической практики, в исходном виде большинство таких средств не подходит для решения задач конкретного учителя информатики при реализации конкретной образовательной программы. Поскольку они не вполне соответствуют достижению необходимых образовательных результатов, возрастным особенностям детей (особенно видео с хостинга YouTube), локализованы в различных местах, то есть не позволяют выстраивать образовательный процесс системно.
Таким образом, указанные выше утверждения, с одной стороны, обосновывают актуальность темы выпускной квалификационной работы, с другой - позволяют констатировать противоречие между острой потребностью учителей информатики в современных цифровых средствах обучения по конкретной программе с учетом возрастных, эргономических и дидактических требований и их фактическим отсутствием в информационно-образовательной среде школы.
Проблемой исследования является поиск научно обоснованного ответа на вопрос о том, каким образом следует проектировать и размещать в составе информационно образовательной среды школы средства обучения информатике в дистанционном режиме.
Цель работы заключается в проектировании и реализации комплекта цифровых средств для обучения информатике в основной школе, демонстрирующий возможности решения дидактических задач учителем в дистанционном режиме.
Объект исследования - процесс обучения информатике в 7-м классе общеобразовательной школы.
Предмет - возможности использования цифровых средств для решения дидактических задач учителем в дистанционном режиме.
Основные задачи исследования:
1. На основе анализа доступных научно-педагогических источников определить теоретические основы проектирования и разработки цифровых средств обучения.
2. Конкретизировать основные требования к цифровым средствам обучения информатике в дистанционном режиме.
3. Спроектировать структуру и содержание демонстрационного комплекта для обучения информатике в основной школе в дистанционном режиме.
4. Разработать и разместить в составе информационно-образовательной среды школы цифровые средства для представления и закрепления нового материала, организации контроля и коррекции образовательных результатов.
5. Провести оценку разработанных средств и проанализировать ее результаты.
Область применения полученных результатов: в работе описаны способы проектирования и реализации цифровых средств обучения информатике в дистанционном режиме на базе онлайн-среды МАОУ «КУГ №1 - Универс» (LMS Moodle 3.7). Что может быть использовано в качестве руководства для создания аналогичных средств. А разработанный комплект может быть использован учителями информатики в 7-м классе во время изучения тем «Информация и информационные процессы», «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией», «Обработка графической информации», «Обработка текстовой информации», «Мультимедиа» по адаптированной программе Л.Л. Босовой.
В заключение представим выводы и результаты, выявленные в ходе исследования. Основными результатами работы являются следующие.
Во-первых, удалось проанализировать научно-педагогические источники и определить такие понятия, как «цифровое средство обучения», «электронное обучение», «дистанционное обучение» «интерактивность», «мультимедиа». Были выделены классификации дидактических средств и цифровых средств обучения, виды современных электронных средств обучения.
Во-вторых, были конкретизированы основные требования к цифровым средствам обучения информатике в дистанционном режиме. Для разработки цифровых средств обучения необходимо учитывать: общедидактические принципы подготовки учебных материалов, психологические особенности восприятия информации с экрана, эргономические требования представления информации на экране.
В-третьих, была спроектирована структура и содержание демонстрационного комплекта для обучения информатике в основной школе в дистанционном режиме. Демонстрируются средства для представления и закрепления нового материала, организации контроля и коррекции образовательных результатов. Комплект включает в себя интерактивные лекции, интерактивные видео и упражнения, скетчи, ментальные карты, тесты, аудио опросы по следующим темам: «Информация и информационные процессы», «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией», «Обработка графической информации», «Обработка текстовой информации», «Мультимедиа» по адаптированной программе Л.Л. Босовой в 7 классе. Размещен по адресу: http://online.univers.su/course/view.php7idM0.
В-четвертых, в составе информационно-образовательной среды школы разработаны и размещены цифровые средства для представления и закрепления нового материала, организации контроля и коррекции образовательных результатов.
Наконец, проведена оценка разработанных средств проанализированы ее результаты, которые в большей степени являются положительными и обосновывают возможности демонстрационного комплекта для решения дидактических задач учителем информатики в дистанционном режиме.
Исходя из вышеперечисленных результатов, можно сделать вывод о том, что все задачи исследования выполнены, а поставленная цель достигнута.
1) Абышева И. Г. Применение мультимедиа на занятиях информатики и информационных технологий / И. Г. Абышева, А. Г. Семенова // Теория и практика-устойчивому развитию агропромышленного комплекса. 2015. С. 302¬305.
2) Антоненкова И. Н. Практика применения аудиовизуальных средств в вузовском курсе «Методика преподавания изобразительного искусства с практикумом» // Разработка учебно-методического обеспечения для внедрения инновационных методов обучения при реализации ФГОС. 2018. С. 8-11.
3) Белоглазова Л. Б. Электронные средства обучения как основа образовательного процесса в современной высшей школе / Л. Б. Белоглазова, О. В. Бондарева // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2015. №. 1. С. 35-40.
4) Белоусова Е. А. Интеллектуальные информационные системы и когнитивный подход в образовании / Е. А. Белоусова, М. В. Гуров, А. А. Лобанов // ББК 60 П27. 2016. С. 92-100.
5) Босова Л.Л. Информатика: учебник для 7 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2013. 224 с.
6) Витухновская А. А. Электронные образовательные ресурсы в информационной образовательной среде школы. Петрозаводск: Издательство ПетрГУ, 2016. 122 с.
7) Волохова Е. А. Дидактика. Конспект лекций для студентов педагогических вузов / Е. А. Волохова, И. В. Юкина. Litres, 2017. 196 c.
8) Ворончихина И. В. Цифровизация общего образования: приоритет внедрения новых технологий в школе // Инновационные развитие науки и образования. 2019. С. 136-138.
9) Гузь Д. В. О роли визуализации учебного материала при освоении
школьной программы дисциплины «Технология» / Д. В. Гузь, А. М. Каунов // XX Всероссийская студенческая научно-практическая конференция
Нижневартовского государственного университета. 2018. С. 316-321.
10) Жаркынбекова Ш. К. Мультимедиатехнологии и учебная мотивация в открытом образовании / Ш. К. Жаркынбекова, М. И. Кадеева, Ж. Б. Бектурова // Электронные ресурсы открытого образования по русскому языку: лучшие практики. 2018. С. 50-54
11) Журкин А. А. Использование технологий визуализации и полисенсорного представления обучающего материала в интеллектуальных обучающих системах // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2013. №. 3 (27). С 6-28.
12) Исаев А. Н. Разработка рабочей тетради по дисциплине «Основы проектирования баз данных» // ББК 74.46 А 43. 2019. С. 25.
13) Кларин М. В. Интерактивное обучение - инструмент освоение нового // Инновации в образовании. 2001. №. 5. С. 85-95.
14) Клаус Ш. Четвертая промышленная революция. Litres, 2017. 138 c.
15) Климушкина Н. Е. Деловая игра как одна из форм преподавания бухгалтерского управленческого учета / Н. Е. Климушкина, Л. М. Прохорова // Инновационные технологии в высшем образовании: материалы научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава академии / Ульяновская ГСХА им. ПА Столыпина. Ульяновск, 2016. С. 57-60.
16) Кокаева И. Ю. Формирование здорового и безопасного образа жизни бакалавров-будущих учителей начальной школы в процессе профессиональной подготовки // Современные проблемы науки и образования. 2015. №. 5. С. 482-482.
17) Крамаренко Н. С. Интернет как социокультурное пространство жизни и развития человека // Педагогика. 2016. №. 3. С. 39-46.
18) Кузьминов Я. И. Российское образование: достижения, вызовы, перспективы / Я. И. Кузьминов, И. Д. Фрумин // М.: Издательский дом Высшей школы экономики. 2019. 284 с.
19) Кучинский В. Ф. Инновационный продукт «Работаем с информацией»: Технология подготовки представления информации в учебном процессе в условиях внедрения ФГОС. СПб.: ГБОУ школа-интернат № 1 им. К.К.Грота, 2015. 67 с.
20) Лейбович А. Н. Электронные учебники: рекомендации по разработке, внедрению и использованию интерактивных мультимедийных электронных учебников нового поколения для общего образования на базе современных мобильных электронных устройств / А.Н. Лейбович, Л.Л. Босова, С.М. Авдеева. М.: Федеральный институт развития образования, 2012. 84 с.
21) Ломаско П.С. Роль интерактивного цифрового контента при реализации онлайн-обучения в современном университете // Современное образование. 2017. № 4. С. 143-151.
22) Лямзин М. А. К проблеме классификации современных средств обучения / М. А. Лямзин, В. А. Сапронов // Проблемы эффективной интеграции инновационного потенциала современной науки и образования. 2018. С. 109-117.
23) Нидерман И. А. Использование современных информационных технологий в преподавании общественных дисциплин (на примере истории) / И. А. Нидерман, О. И. Стесева // Направления и формы гуманитаризации высшего образования. 2015. С. 202-216.
24) Осин А. В. Электронные образовательные ресурсы нового поколения: открытые образовательные модульные мультимедиа системы / А. В. Осин, И. И. Калинина // В сб. науч. ст. «Интернет-порталы: содержание и технологии». 2007. С. 12-29.
25) Полат Е.С., Петров А.Е. Концепция дистанционного обучения на базе компьютерных телекоммуникаций в России. - Режим доступа: https://journals.susu.ru/.
26) Просвиркина И. И. Проблема передачи неявного знания при электронном обучении и возможность замены традиционного обучения электронным обучением / И. И. Просвиркина, Е. А. Давыдова, Е. М. Карабаева // Международный научно-исследовательский журнал. 2018. №. 1-4 (67). С 63-65
27) Рабинович П. Д. Практикум по интерактивным технологиям / П. Д. Рабинович, Э. Р. Баграмян М.: Лаборатория знаний, 2015. 45 с.
28) Рудакова Е. В. Мультимедиа технологии в образовании // Актуальные проблемы социально-гуманитарного и научно-технического знания. 2016. №. 2. С. 1-2.
29) Сайковская Т. О. Теоретические и практические аспекты мультимедийного сопровождения преподавания психологии: мультимедийные презентации на учебных занятиях по психологии. Современное образование Витебщины. №1 (7) 2015. С. 33-37.
30) Серова Т.В. Виды самостоятельных работ: сборник методических указаний для студентов / Т.В. Серова, К.А. [и др.]. ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России. Иркутск: ИГМУ. 2014. 78 с.
31) Снеткова Т. А. Актуальные методы обучения для формирования профессиональных умений и навыков экономиста / Т. А. Снеткова, С. Э. Маркарьян // Учет и статистика. 2017. №. 3 (47). С. 60-68.
32) Солонцова Л. Методика обучения иностранным языкам. Часть 1: Общие вопросы. Базовый курс. Litres, 2019. 272 с.
33) Солпубашова А. Р. О возможностях использования дополнительных познавательных материалов при мультимедийной технологии обучения / А. Р. Солпубашова, Е. Е. Син, Б. Б. Мурзаибраимова // Научные исследования высшей школы по приоритетным направлениям науки и техники. 2018. С. 194 -200.
34) Сорочинский М.А. Психолого-педагогические особенности
использования электронного обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт» Т.6/ Кыргызская академия образования. Бишкек, 2017. С. 274-278.
35) Тангиров, Х. Э. Об использовании электронных средств обучения в процессе организации учебной деятельности школьников / Х. Э. Тангиров, Т. Т. Абдусаломов // Молодой ученый. 2014. № 2 (61). С. 860-864.
36) Токмакова А. А., Суюндукова А. К. Преподавание информатики в среднем звене с использованием цифровых образовательных ресурсов // Вестник современных исследований. 2018. №. 5.1. С. 215-219.
37) Тяглый А. Г. Мотивация в сфере e-learning // На путях к новой школе. 2015. №. 4. С. 50-53.
38) Clark J. PowerPoint and pedagogy: Maintaining student interest in university lectures // College teaching. 2008. № 1. С. 39-44.
39) Coates H. Student engagement in campus-based and online education: University connections. Routledge, 2006. 212 с.
40) Karabaeva E. M. Problem of transfer of implicit knowledge in e-learning and possibility of replacement of traditional teaching by e-learning / E. M. Karabaeva, I. I. Prosvirkina, E. A. Davydova // Международный научно-исследовательский журнал. 2017. №. 1 (67). С. 63-65.
Электронные источники:
1) Видеоуроки в интернет - сайт для учителей [Электронный ресурс]: офиц. сайт. URL: https://videouroki.net/blog/(дата обращения: 17.04.2020)
2) Сайт по созданию интерактивного контента [Электронный ресурс] URL: https://h5p.org/(дата обращения: 17.04.2020)