Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Пропедевтика образовательной области «Технология» в дошкольных образовательных учреждениях

Работа №156176

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы61
Год сдачи2016
Стоимость4285 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Образовательная область «Технология» в дошкольных образовательных программах 9
1.1. Виды и формы образовательных программ дошкольного образования 9
1.2. Образовательная область «Технология» в дошкольном образовании 15
1.3. Возможности образовательной программы ДОУ в развитии ребенка с
учетом применения элементов образовательной области "Технология" 18
Глава 2. Элементы «Технологии» в ДОУ на примере применения элементов лего-конструирования 22
2.1. Исследование действующих образовательных программ в ДОУ
г. Красноярска на предмет содержания элементов образовательной области «Технология» 22
2.2. Эффективность применения лего-конструирования на занятиях с
детьми в старших группах ДОУ 34
2.3. План занятий по лего-конструирования в рамках образовательной
программы ДОУ 40
51 Заключение
Список используемых источников 53
Приложение 1 56
Приложение 2


Широко известен тот факт, что многие области науки и современного производства активно используют возможность автоматизировать различные процессы в своей деятельности. Даже в повседневной жизни люди не отказываются от возможностей использовать автоматизированные устройства в быту. Данные факторы оказывают значительное влияние на образовательные потребности современного общества и государства в целом. И система образования, в свою очередь, не остается в стороне, откликаясь на новые задачи поиском решений и внесением важных изменений в свою структуру.
Не стоит на месте и образовательная область «Технология», влияющая на такое большое количество сфер человеческой жизни и профессиональной деятельности людей. Ведь именно в это направление образования включены такие важные на данном этапе для человечества элементы, как машиноведение, конструирование и робототехника, и важные для каждого конкретного человека экологическая культура и культура ведения дома.
Изменения, происходящие в структуре данной образовательной области и в ее назначении, введенные с переходом к новому федеральному государственному образовательному стандарту и продолжающие меняться, должны обязательно обеспечить преемственность всего образования в данной области. На мой взгляд, именно для того, чтобы создать полноценный и непрерывный образовательный процесс, стоит работать над пропедевтикой образовательной области «Технология» уже в образовательных программах дошкольных образовательных учреждений.
Дошкольные образовательные учреждения (ДОУ) — это образовательные учреждения, которые реализуют общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности.
За время существования дошкольного образования неоднократно менялось мнение на счет того, действительно ли необходимо привитие детям трудового воспитания и изучение других элементов образовательной области «Технология» в раннем возрасте.
По мнению психолога А.В. Петровского, ребенок дошкольного возраста не готов к участию в трудовой деятельности и не стоит ускорять данный процесс. По его словам: «Трудового воспитания нет и быть не может, т.к. труд, это физические и умственные способности (усилия) людей, которые могут быть употреблены на производство товаров и услуг. ... Детей воспитывает не труд, а деятельностно-опосредованное общение со взрослым.» [15]
Таким образом он сообщает о том, что ребенок не в состоянии самостоятельно заниматься каким-либо трудом без сопровождения взрослых, так как труд в первую очередь подразумевает результат, а ребенок в свою очередь ориентирован на процесс. Наше исследование не противоречит мнению данного автора, так как одной из целей пропедевтики является именно обеспечение условий для деятельностно-опосредованного общения ребенка со взрослым, в результате которого могут быть достигнуты поставленные образовательные и воспитательные цели.
С другой стороны, ранее в работах Д.Б. Эльконина, Я.З. Неверович, В.Г. Нечаевой, Т.А. Марковой, Р.С. Буре, Д.В. Сергеевой и других, были заложены основы отечественной теории трудового воспитания, суть которой состоит в том, что в дошкольном возрасте необходимо формировать главные компоненты трудовых действий, такие как умение действовать целесообразно, понимать особенности действий при использовании разнообразных предметов и материалов, а также развивать способность планировать последовательность и результаты своих действий.
Следует отметить, что только при появлении Федеральных государственных требований к структуре образовательной программы дошкольного образования, была выделена образовательная область «Труд».
Целью этого направления стало формирование положительного отношения к ТРУДУ У детей посредством решения таких задач, как развитие трудовой деятельности, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам, формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.[6]
В настоящее время установлено, что трудовое воспитание и изучение других элементов образовательной области «Технология» являются неотъемлемой частью всего образовательного процесса. Однако, продолжаются исследования того, каковы особенности образовательной области «Технология» в образовании детей дошкольного возраста. Так, например, исследование М.В. Крулехт [8] привело к заключению о том, что позиция дошкольника как субъекта деятельности обеспечивает единение ребенка с миром и дает ему возможность творить. Иначе говоря, способствует интересу к деятельности и инициативности в труде.
Таким образом, можно сказать, что исследование новых возможностей пропедевтики образовательной области «Технология» у детей дошкольного возраста является актуальным на сегодняшний день. Изменяются образовательные потребности, изменяются требования к образовательным стандартам, а потому существует необходимость к изменению содержания образования в детском саду.
Благодаря раннему развитию у детей способностей к таким направлениям, как моделирование и конструирование, можно будет добиться высоких результатов на различных занятиях в школе, например по робототехнике. Помимо этого, пропедевтика образовательной области «Технология» в дошкольных образовательных учреждениях позволит их воспитанникам, впоследствии становящихся учащимися различных общеобразовательных учреждений, в некоторой степени решить проблему самоопределения в профессиональной деятельности.
Известно, что данная проблема также является очень актуальной в настоящее время, когда дети заканчивая среднюю школу с большим трудом делают выбор о своей дальнейшей деятельности. Возможность с раннего детства овладеть как можно большим количеством различных видов деятельности, а это, как нам известно, одна из основных задач образовательной области «Технология» и образования в целом, позволит подрастающему поколению сделать правильный выбор и в дальнейшем обеспечит государству высококвалифицированных специалистов в различных областях деятельности.
Человек, удовлетворенный своим выбором профессиональной деятельности, практически всегда нацелен на то, чтобы совершенствоваться в ней. В свою очередь, высокая степень профессионалов среди работников в различных видах деятельности неминуемо приведет к развитию множества направлений производства и науки. Таким образом, образовательные потребности общества и их удовлетворение образуют путь к развитию государства и повышению качества жизни населения.
В данной работе рассматривается возможность пропедевтики образовательной области «Технология» в образовательной программе дошкольного образовательного учреждения на примере наиболее актуального для внедрения, на мой взгляд, направления — лего- конструирование. Так как именно на нем построены современные уроки технологии, включающие в себя робототехнику и программирование. Объект: Образовательная программа ДОУ.
Предмет: Элементы образовательной области "Технология" в образовательной программе ДОУ.
Цель: Изучить возможности внедрения элементов образовательной области "Технология" в образовательную программу ДОУ на примере лего- конструирования.
Задачи:
1. Изучить современные виды и формы образовательных программ дошкольных образовательных учреждений.
2. Выявить особенности применения элементов образовательной области "Технология" в образовательных программах ДОУ.
3. Рассмотреть возможности образовательной программы ДОУ в развитии ребёнка с учетом применения элементов образовательной области "Технология".
4. Провести исследование действующих образовательных программ ДОУ на предмет содержания элементов конструкторской деятельности и практику их применения.
5. Проверить эффективность применения элементов лего-конструирования на примере занятий со старшей группой ДОУ.
6. Разработать план занятий по лего-конструированию в старшей группе ДОУ.
Научная новизна исследования состоит в том, что в настоящее время данная тема является новой, еще не до конца изученной. Пропедевтика образовательной области «Технология» в дошкольном образовании позволит обеспечить наиболее высокий уровень преемственности дошкольного и школьного образования в области «Технологии», а также будет способствовать развитию множества положительных черт характера дошкольника.
Теоретическая значимость исследования основана на том, что в настоящее время данному вопросу уделяется мало внимания. Образовательная область «Технология» в образовательных программах ДОУ представлена небольшим количеством направлений, которым, на мой взгляд, требуется значительное усиление.
Существуют специализированные дополнительные рабочие программы, содержащие приемлемый уровень нагрузки, однако они применяются не в каждом ДОУ. Это, в свою очередь, противоречит одному из главных принципов современного дошкольного образования — обеспечение равного уровня развития у детей, переходящих в школу. Возможность усилить содержание и эффективность элементов образовательных программ детского сада посредством пропедевтики образовательной области «Технология», позволит рассматривать данную работу как небольшой вклад в обеспечение преемственности между дошкольным и школьным образованием.
Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенная программа для развития детей старшего дошкольного возраста может быть реализована педагогами в воспитательно-образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения.
Структура работы: работа состоит из 2 глав, заключения, списка используемых источников литературы и 2 приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ проведенного педагогического исследования по проблеме пропедевтики образовательной области «Технология» в образовательной программе дошкольного образовательного учреждения показал, что данная проблема является действительно актуальной на сегодняшний день.
В ходе работы было выявлен тот факт, что в настоящее время практически нет исследований данного направления, в то время как образовательная потребность в предварительном внедрении «Технологии» в образовательную программу для детей дошкольного возраста существует. Более того, эта потребность диктуется не только прогрессирующим образовательным процессом, но и развивающимся обществом.
В результате проведенного исследования удалось выявить возможности внедрения элементов образовательной области «Технология» в образовательную программу ДОУ на примере лего-конструирования. Были изучены действующие образовательные программы в дошкольных образовательных учреждениях г.Красноярска на предмет содержания в них элементов образовательной области «Технология» и применения их на практике, вследствие чего были выявлены блоки содержания программ, требующие существенного усиления в области конструктивно-модельной деятельности.
Удалось доказать эмпирическим путем, что систематические занятия с детьми дошкольного возраста конструкторской деятельностью положительно сказывается на их творческом, аналитическом и психофизическом развитии. Таким образом удалось проверить эффективность применения элементов лего-конструирования на занятиях со старшей группой ДОУ.
Также подтвердилось замечание В.Петровского о том, что ребенок не в состоянии самостоятельно заниматься трудовой деятельностью, а также фокусироваться на одном занятии в течение длительного времени, но в результате деятельностно-опосредованного общения со взрослым в правильно организованной образовательной среде, способен достичь больших результатов в освоении этой деятельности.
Как итог проведенного исследования, мною был разработан и предложен план занятий лего-конструированием для воспитанников старшей группы детского сада. Данный план предлагается в качестве модуля для внедрения в образовательную программу МБДОУ №283 г.Красноярска «От рождения до школы». Модуль содержит в себе такие сведения, как план занятий, планируемые результаты от каждого занятия и программы занятий в целом, сведения о материально-техническом обеспечении реализации модуля, а также сведения о времени, необходимом для реализации программы занятий.
Занятия программы позволят сформировать у детей первоначальное представление о конструктивно-модельной деятельности, даст представление о некоторых профессиях, поможет развить логическое и аналитическое мышление, будет способствовать совершенствованию коммуникативных способностей детей и их умению сотрудничать друг с другом и с педагогом, позволит значительно развить творческие способности и фантазию дошкольников. Помимо этого, дети получат первый опыт планирования и целеполагания, научатся доводить начатое дело до конца, оценивать свой труд и труд сверстников, а также уважать труд взрослых. Все это является пропедевтикой образовательной области «Технология», ведь она нацелена на формирование и развитие аналогичных способностей, умений и знаний у детей более старшего возраста.
Предложенная программа для развития детей старшего дошкольного возраста может быть реализована педагогами в воспитательно¬образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения.
Таким образом, задачи исследования успешно выполнены, цель исследования достигнута. Считаю, что данное исследование внесет существенный вклад в пропедевтику образовательной области «Технология» в дошкольных образовательных учреждениях.



1. Федеральный закон Об образовании в Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.proshkolu.ru, свободный (Дата обращения: 19.06.2016)
2. Федерального закона Об образовании в Российской Федерации Часть 6 статьи 12 от 29 декабря 2013 г. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://dogm.mos.ru, свободный (Дата обращения: 19.06.2016)
3. Венгер, Л.А. Психология [Текст]: учебное пособие / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. - М.: "ПРОСПЕКТ", 2008. — 336 с.
4. Веракса Н.Е. От рождения до школы [Текст]: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.
5. Давидчук, А.Н. Развитие у детей конструктивного творчества. - М., -
1976. — 79 с. [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://www.twirpx.com, свободный. (Дата обращения: 10.05.2016)
6. Историко-логический анализ проблемы трудового воспитания дошкольников. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://studopedia.su, свободный. (Дата обращения: 02.12.2015г.)
7. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь [Текст] : для студ. высш. и средн. пед. учебн. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. - 2-е изд.,стереотип. - М. : Академия, 2005. — 176 с.
8. Крулехт М. В., Крулехт А. А. Образовательная область «Труд». Как работать по программе «Детство»: учебно-методическое пособие / науч. ред. А. Г. Гогоберидзе. — СПб. : «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС", 2012. — 176 с. [Электронный ресурс] Режим доступа: https:// www.herzen.spb.ru, свободный (Дата обращения: 07.03.2015г.)
9. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. Программы и методические рекомендации: [Текст]/Под ред. М. А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2010. — 64 с.
10. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой
деятельности у детей с помощью ЛЕГО: пособие для
педагоговдефектологов/ Т.В Лусс, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова. - М.: ВЛАДОС, 2003г — 133с. [Электронный ресурс] Режим доступа: http:// mreadz.com, свободный (Дата обращения: 19.02.2016г. )
11. Моя первая ракета. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.lego.com, свободный (Дата обращения: 19.02.2016 )
12. О российских программах дошкольного образования. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://gigabaza.ru/doc/67747.html(Дата обращения: 21.04.2016г. )
13. Панов В.Г. Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.p-lib.ru, свободный (Дата обращения: 19.02.2016г. )
14. Паньшина С.А. Образовательная программа дошкольного образования. [Электронный ресурс] Режим доступа: Ыф://доу319.рф , свободный (Дата обращения: 05.06.2016г.)
15. Петровский В. Воспитывает не труд, а деятельностно - опосредованное общение. [Электронный ресурс] Режим доступа http://dovosp.ru, свободный ( Дата обращения: 07.02.2015)
16. Поддъяков, Н.Н. Новый подход к развитию творчества дошкольников [Текст] // Вопросы психологии, 1990. №1. — С.16-19. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.voppsyl.ru, свободный. Дата обращения: 11.03.2016)
17. Развитие конструктивно-модельных действий у детей старшего дошкольного возраста. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://dohcolonoc.ru, свободный (Дата обращения: 05.06.2016г.)
18. Сапожникова О.Н. Образовательная программа дошкольного образования. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://doo251.ru, свободный (Дата обращения: 19.06.2016 )
19. Серии наборов лего. [Электронный ресурс] Режим доступа:
https://ru.wikipedia.org, свободный (Дата обращения: 19.06.16)
20. Трубайчук, Л.В. Дошкольное детство как развивающийся социокультурный феномен: Монография [Текст] / Л.В. Трубайчук. — Челябинск, 2009. — 153 с.
21. Трубайчук, Л.В. Компетентностная модель дошкольного образования: коллективная монография [Текст] / Л.В. Трубайчук, Л.Н. Галкина, И.Е. Емельянова, Н.П. Мальтинникова, И.Н. Евтушенко, И.Г. Галянт, О.Н. Подивилова, М.Н. Терещенко, Л.К. Пикулева. — Челябинск: Изд-во ИИУМЦ "Образование", 2009. — 229 с.
22. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений. — 5-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 336 с.
23.Чумичева, Р.М. Социокультурная пространственно-предметная среда развития ребёнка [Текст]// Детский сад от А до Я. — 2005. — №4(16).
— с.7. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://detsad-mag.ru, свободный (Дата обращения: 19.06.2016)
24. Ядэшко В.И.. Первые детские сады в России — «Дошкольная педагогика»/Под ред. В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохина — "Просвещение", Москва, 1978 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://superromashkantokmak.narod.ru, свободный (Дата обращения: 02.12.2015)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ