Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Профилактика нарушений основных соматоскопических показателей младших школьников посредством комплекса занятий «Береги свое здоровье»

Работа №156161

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы163
Год сдачи2017
Стоимость4270 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОМАТОСКОПИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1 Осанка: ее назначение и виды 6
1.2 Форма стопы. Понятие плоскостопие и его виды 18
1.3 Пути профилактики соматоскопических показателей у детей
младшего школьного возраста 24
Выводы по первой главе 27
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
СОМАТОСКОПИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 29
2.1 Организация и методы исследования 29
2.2 Анализ экспериментального исследования состояния осанки и
формы стопы детей младшего школьного возраста 40
2.3 Комплекс занятий "Береги свое здоровье" 48
Выводы по второй главе 57
Заключение 58
Список используемой литературы 60
Приложения

Проблема нарушения соматоскопических показателей, а именно осанки, уплощения стопы у младших школьников занимает одно из центральных мест в системе воспитания и оздоровления детей.
Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Наблюдения физиологов, педиатров, ортопедов, педагогов показывают, что среди детей младшего школьного возраста наблюдается увеличение нарушения осанки и уплощения стопы. По данным НИИ гигиены детей и подростков, у 40% детей дошкольного возраста обнаружены заболевания опорно-двигательного аппарата, в том числе нарушения осанки и плоскостопие. Более чем у 60% младших школьников имеются нарушения осанки, и число обучающихся с такими нарушениями за время обучения в школе увеличивается.
Хорошее физическое развитие и полноценное здоровье возможно только при правильной осанке. Умение и неумение держать свое тело влияет не только на внешний вид школьника, но и на состояние его внутренних органов, здоровье ребенка в целом. Нарушение осанки и плоскостопие приводит к ухудшению работы органов и систем растущего организма, особенно сказывается на функциях костно-мышечного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, а иногда даже приводит к серьезным заболеваниям. Данные дефекты могут стать причиной моральных переживаний ученика и отразиться на его успеваемости.
Поэтому необходимо постоянно следить за осанкой и стопой ребенка, независимо от их состояния заниматься гимнастикой, формирующей правильную осанку и физиологическую форму стопы. Приучать ребенка к постоянному контролю за положением своего тела необходимо как можно раньше.
Таким образом, вопрос необходимости формирования правильной осанки и физиологической формы стопы у детей младшего школьного возраста, не теряет своей остроты и сегодня является актуальным.
Цель работы: разработать комплекс занятий «Береги свое здоровье» во внеурочной деятельности для профилактики нарушений основных соматоскопических показателей младших школьников.
В соответствии с целью работы были выдвинуты следующие задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и физиолого-гигиеническую литературу по теме исследования.
2. Разработать критерии и подобрать адекватные методики для изучения актуального уровня состояния основных соматоскопических показателей младших школьников.
3. ВЫЯВИТЬ актуальный уровень состояния основных соматоскопических показателей младших школьников.
4. Разработать комплекс занятий для профилактики нарушения осанки и плоскостопия.
Объектом исследования стал процесс профилактики нарушений основных соматоскопических показателей младших школьников.
Предмет: комплекс занятий «Береги свое здоровье», направленный на профилактику основных соматоскопических показателей младших школьников.
Гипотеза исследования: состояние соматоскопических показателей определяется уровнем стояния плеч, ключиц, углов лопаток, треугольников талии, формой грудной клетки, отсутствием саггитальных искривлений, а также - формой плантограммы и может быть улучшено при условии включения специальных игр и упражнений на специальных занятиях «Береги свое здоровье» и на уроках (физкультминутки).
Исследование осуществлялось в несколько этапов:
На первом этапе (2015г.) был проведен анализ психологической, педагогической и физиологической литературы по проблеме исследования, подобраны методики выявления нарушений осанки и формы стопы;
Вторым этапом (2016г.) было проведение констатирующего эксперимента, в ходе которого выявлялся уровень состояния осанки и формы стопы.
Завершающим этапом (2016-2017г.) стала разработка комплекса занятий по профилактике основных соматоскопических показателей.
Экспериментальная база: Школа МКОУ «Запасноимбежская СОШ» имени С. В Потапова.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема нарушения соматоскопических показателей, а именно осанки, уплощения стопы у младших школьников занимает одно из центральных мест в системе воспитания и оздоровления детей.
Соматоскопические показатели - это состояние осанки, формы ног и стопы.
Под осанкой понимается непринужденное, привычное положение тела при стоянии или движении, беге. Она зависит от формы позвоночного столба, положения головы, плечевого пояса и грудной клетки
Стопа - дистальный (дальний) отдел конечности, представляющий собой свод, который непосредственно соприкасается с поверхностью земли и служит опорой при стоянии и передвижении.
Плоскостопие - уплощение продольного или поперечного свода одной или обеих стоп; возможны сочетания обеих видов деформации стопы.
Исправление различных нарушений осанки и свода стопы - процесс долгий и длительный.
Формирование правильной осанки и предупреждение и коррекция свода стопы требует особенно строгого подхода к организации занятий по физическому воспитанию. Очень важное место среди других профилактических мероприятий занимает организация правильного режима, особенно двигательного. Чередования сна и бодрствования, время приема пищи, прогулки, различного рода занятия - все это должно быть построено в полном соответствии с возрастными особенностями ребенка. Особое внимание должно быть уделено полноценному физическому воспитанию.
В рамках данной работы было проведено экспериментальное исследование на базе школы МКОУ «Запасноимбежская СОШ» имени В.С. Потапова, среди учеников 2А класса в количестве 25 человек.
Далее с детьми был проведено анкетирование на выявления знаний об осанке и стопе, а также проведен тест на выявления нарушений осанки и диагностика состояния отделов стопы при помощи плантограммы. Оценка плантограммы проводилась по методу И.М. Чижина.
Анализ программ и учебных пособий позволил сформулировать основные условия реализации методики применения комплексов упражнений для профилактики нарушений соматоскопических показателей у младших школьников: необходимо соблюдать принципы индивидуального подхода с учетом состояния здоровья каждого ученика, необходимо учитывать сопряженное воздействие упражнений на формирование осанки, комплексы упражнений должны применяться в системе различных форм занятий физическими упражнениями (урок физической культуры, гимнастика до учебных занятий, физкультминутки), необходимо соблюдать определенную последовательность в применении комплексов упражнений.
На основе педагогической и медицинской литературы по теме исследования и результатов констатирующего эксперимента, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей школьников нами был выбран комплекс занятий «Береги свое здоровье» с учащимися начальных классов.
Занятия, в первую очередь, направлены на развитие таких критериев по профилактике нарушения соматоскопических показателей как: знание об осанке и стопе; улучшение уровня стояния плеч, ключиц и лопаток; формы грудной клетки, сагиттальных искривлений, формы плантограммы.
Разработанный комплекс занятий по профилактике нарушения основных соматоскопических показателей состоит из 9 занятий, а также специальных игр и упражнений на уроке. Он направлен на профилактику соматоскопических показателей для детей младшего школьного



1. Абу, Х.А. Физиолого-биомеханические нарушения опорно-двигательного аппарата у детей со сколиотической осанкой: автореф. дис. канд. пед. наук / Х.А. Абу; Кубанская гос. акад. физ.культуры. Краснодар, 2013.- 21с.
2. Арсланов В.А. Осанка, рабочая поза и здоровье: Учебное пособие. - Казань, 1987. - 84 с.
3. Асачева Л.Ф., Горбунова О.В. Система занятий по профилактике нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста.-СПб.: Детство - Пресс, 2013.
4. Бабенкова Е.А. Федоровская О.М. Игры, которые лечат .-М.: Сфера, 2009
5. Баева Н.А., Погадаева О.В. Анатомия и физиология детей школьного возраста: Учебное пособие. - Омск: СибГУФК, 2015. - 156
6. Белякова Н.Т. Формирование правильной осанки: Для бесед с родителями учащихся // Физическая культура в школе. - 2009. -№4. -С.55-59.
7. Беспутчик В.Г., Хотько А.В., Ярмолюк В.А.
Здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии
профилактики нарушений и воспитание осанки у детей младшего школьного возраста // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2009. - №10. - С. 11 - 14.
8. Боковец Ю.В. Воспитание правильной осанки у детей младшего школьного возраста: пособие для педагогов, руководителей учреждений / Ю.В. Боковец. - Мозырь: ООО ИД Белый Ветер, 2015. - 102 с.
9. Борейша Ю.С., Борейша Е.А., Дорохов Е.В., Усачева Е.А. К вопросу о состоянии осанки, физическом развитии, уровне здоровья школьников 10- 11 лет и коррекции выявленных нарушений // Успехи современного естествознания. - 2013. - № 9. - С. 24 - 25.
10. Бутин, И.М. Развитие физических способностей детей. 1-4 классы: пособие/ И.М. Бутин, А.Д. Викулов. М.: ВЛАДОС- ПРЕСС, 2012.-80с.
11. Вайнруб Е.М. Гигиена обучения и воспитания детей с нарушениями осанки и больных сколиозом. - Киев: Здоровье, 1988. - 133 с.
12. Воронова, Е.К. Профилактика и коррекция плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста/ Е.К. Воронова, М.В. Ковальчук // Материалы всероссийской науч.-практ.конф. «Физическое и психическое здоровье молодежи изменяющейся России». - Петрозаводск, Сортавала, 2005. - С. 180-182.
13. Гагара В.Ф., Онищук И.В. Методы коррекции осанки младших школьников средствами физических упражнений // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2012. - №7. - С. 43 - 46.
14. Гулбани Р.Ш., Заед Ю.В., Хагнер-Деренговска М. Профилактика асимметричной осанки школьников младшего возраста средствами физической реабилитации // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2011. - №3. - С. 42 - 45.
15. Дронов А. А. Профилактика нарушения осанки и укрепление мышечного корсета. // Начальная школа. -2006. -№ 3. -С.53-54.
16. Забалуева Т.В. Педагогические аспекты формирования возрастной осанки человека // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 5. - С. 27 - 31.
17. Исаева С.И. Физкультурные минутки в начальной школе/ С.А. Исаева.-5-е изд.- М.: Айрисс Пресс, 2008. - 48с. - (Культура здоровья с детства).
18. Калмыкова В.С., Федько Н.А. Факторы риска и оценка состояния соматического здоровья детей младшего школьного возраста //
Медицинский вестник Северного Кавказа. - 2010. - Т.18. - №2. - С. 30 - 33.
19. Кашин А.Д. Сколиоз и нарушение осанки: лечебная физкультура в системе медицинской реабилитации: учеб.-метод. пособие для врачей и инструкторов лечебной физкультуры / А.Д.Кашин. - 2-е изд. - Минск: НМЦентр, 2000. - 240 с.
20. Кашуба В.А., Бондарь Е.М. Современные представления о профилактике и коррекции функциональных нарушений опорно-двигательного аппарата детей младшего школьного возраста в процессе физического воспитания // Физическое воспитание студентов. - 2009. - №3. - С. 51 - 53.
21. Кирпичев В.И. Физиология и гигиена младшего школьника: Пособие для учителя. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 144с.
22. Колос Н.А. К вопросу использования технологий корригирующих функциональные нарушения опорно-двигательного аппарата человека // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2007. - №1. - С. 65 - 69.
23. Коррекция нарушений осанки у школьников. Методические рекомендации /Науч. ред. Г.А. Халемский. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001. -64с.
24. Коростылев Н.Б. Воспитание здорового школьника. - М.:Просвещение, 1991. - 219 с.
25. Костюченко В.Ф., Степанов В.С. Знаем, но не делаем (к проблеме реализации оздоровительного потенциала физической культуры) // Научно- теоретический журнал «Ученые записки». - Вып. № 18. - 2005. - С. 30.
26. Котешова И.А. Нарушение осанки: лечение и профилактика. - м. ЭКСМО, 2004 - 207с.
27. Кроковяк Г.М. Воспитание осанки: гигиенические основы. Пособие для учителей и родителей. - Л.: Феникс, 1963. - 64 с.
28. Левейко И.Д. Лечебная физкультура при дефектах осанки, сколиозах и плоскостопиях. - Л.: Здоровье, 1963. - 64 с.
29. Лосева В. С Плоскостопие у детей 6-7 лет: Профилактика и лечение. Издательство: "Сфера", 2004. - 52 с.
30. Мирская Н.Б. Нарушение осанки, типичные ситуации- М: Чистые пруды, 2005- 30с.
31. Милюкова И.В., Едемская Т.А. Лечебная гимнастика и нарушение осанки у детей. - СПб.: Сова; М.: ЭКСМО, 2003. - 127 с.
32. Мирхайдарова Л.Г. Воспитание осанки у детей младшего школьного возраста средствами гимнастики: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Волгоград: ВГАФК, 2007.
33. Моргунова О.Н. Профилактика плоскостопия и нарушение осанки в ДОУ. - Воронеж: ТЦ Учитель, 2005. - 109 с.
34. Озолин, Н.Г. Настольная книга тренера/ Н.Г. Озолин. - М.: Астрель, 2004. - 863 с.
35. Потапчук А.А., Дидур М.Д. Осанка и физическое развитие детей: Программы диагностики и коррекции нарушений. - СПб.: Речь, 2009.
36. Потапчук А.А. Лечебные игры и упражнения для детей. - СПб.:Речь, 2007.
37. Потапчук А.А. Как сформировать правильную осанку у ребенка. -СПб.: Речь, 2007
38. Правдов М. Как исправить осанку. // Обруч: образование, ребенок, ученик. - 2001. - № 2. -С. 40-42.
39. Сапин M.P., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология
человека (с возрастными особенностями детского организма). - М.:
Издательский центр «Академия», 1999. - 448с.
40. Сочеванова Е.А. Здоровье детей и физические упражнения.// Начальная школа. -2008. -№ 2. -С. 4-8.
41. Терентьева О.С., Попов Р.Ю., Сысоев А.Н., Богданов М.Ю. Этиология и диагностика нарушений осанки у младших школьников // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2012. - Т. 112. - №8. - С. 196 - 202.
42. Тхор Л.К. Здоровьесберегающие технологии как фактор сохранения здоровья младших школьников // Педагогика и современность. - 2013. - №4. - С. 102 - 107.
43. Ушакова, Оксана Стена осанки.// Обруч: образование, ребенок, ученик. - 2007. - № 5. - С. 13-15.
44. Файнштейн Е. Осанка - позвоночник - здоровье.// Директор школы. - 2009. - № 7. - С. 101-104 .
45. Физическое воспитание детей со сколиозом и нарушением осан-ки / Под общ. ред. Г.А, Халемского. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002. - 80с.
46. Хамзин Х.Х. Правильная осанка. - М.: Медицина, 1972.- 15 с.
47. Шалавина А.С. Характеристика осанки детей младшего школьного возраста. // Теория и практика физической культуры. - 2009. - №11. - С. 83 - 86.
48. Шарманова С.Б., Федоров А.И., Калугина Г.К. Формирование правильной осанки в процессе физического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста: Уч. пос. - Челябинск: УралГАФК, 2009.
49. Шмелин А.М. Воспитание правильной осанки - М.:
Физкультура и спорт, 1968. - 70 с.
50. Янкелевич Е.И. «Воспитание правильной осанки», Москва 1959г.- 21 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ