Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Правила речевого поведения как регулятор коммуникации в чате мессенджера

Работа №156154

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

русский язык

Объем работы59
Год сдачи2024
Стоимость4000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. ФЕНОМЕН КОММУНИКАЦИИ И ЕГО ОСМЫСЛЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ЛИНГВИСТИКЕ 6
1.1 Структура коммуникации 6
1.2 Речевое поведение, речевая ситуация и их составляющие 12
1.3 Постулаты речевого общения и проблема успешности общения 13
1.4 Правила речевого поведения 17
Выводы по главе 1 19
Глава II. ПРАВИЛА РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ В ЧАТЕ
МЕССЕНДЖЕРА «СФЕРУМ» 21
2.1 Правила речевого поведения в контексте виртуальной беседы:
содержание и состав 21
2.2 Нарушение правил речевого поведения как стимул к развитию диалога:
этапы и модели 29
2.3 Языковые маркеры правил речевого поведения: режим
нарушения 35
Выводы по главе 2 39
Глава III. План-конспект урока по теме «Правила речевого поведения в контексте культуры русской речи» 41
3.1. Пояснительная записка 41
3.2. План-конспект урока 42
Выводы по главе 3 50
Заключение 52
Список используемых источников 54
Приложение 57


Эпоха скоростного развития информационных технологий порождает новые проблемы, связанные с осмыслением и применением традиционных норм речевого этикета. Информационные технологии ХХХ века существенно изменили содержание и механизмы коммуникации — не только деловой, но и личной.
В современном мире изучение интернет-общения, происходящего в том числе на платформах мессенджеров, весьма актуально, поскольку последние, являясь электронными средствами обмена текстовыми сообщениями с помощью мобильного приложения или веб-сервиса, заставляют обращать внимание на ряд новых аспектов, анализ которых важен для понимания общих процессов и законов коммуникации.
Так, в виртуальных группах их участникам необходимо соблюдать определенные правила речевого поведения для эффективного общения и поддержания нейтральной или дружественной атмосферы. Уважение к мнению других участников, способность контролировать эмоции и готовность к обратной связи, умение выражать свои мысли ясно и аргументированно, — все это необходимо для поддержания хороших отношений в группе мессенджера. В целом, правила речевого поведения в мессенджерах являются основой для успешного взаимодействия и формирования здоровых отношений в группе, способствуя эффективному обмену информацией, обсуждению тем и решению задач. Развитие навыков коммуникации и общения в мессенджерах позволяет создать плодотворное взаимодействие, обогатиться новыми знаниями и идеями, а также расширить круг общения и возможности для совместной работы над проектами.
Проблематика интернет-коммуникации тесно связана с развитием классических представлений о речевой деятельности, коммуникативной лингвистике и речевых моделях, на которых базируется теоретическая часть данного исследования. Наиболее важными и актуальными для автора
выпускной квалификационной работы являются идеи Г.П. Грайса и Дж.Н. Линча, Т.В. Шмелевой, В.Б. Кашкина, О.А. Леонтович и др. лингвистов, которые основательно подходили к анализу о структуры коммуникации и явлений речи.
С опорой на вышесказанное, определена цель данной работы - исследовать нормативный аспект функционирования правил речевого поведения в одной из современных коммуникативных сред - в группе мессенджера, поддерживающего формальную коммуникацию между учителем и учениками.
Задачи работы формулируются следующим образом:
• актуализировать теоретические представления о структуре коммуникации, имеющиеся в современной российской лингвистике;
• описать функции правил речевого поведения в процессе коммуникации;
• проанализировать диалоговые формы общения в
коммуникативной среде мессенджера;
• провести сравнительный анализ диалоговых форм общения, демонстрирующих соблюдение либо нарушение, правил речевого поведения;
• выявить правила речевого поведения, функционирующие («работающие») в процессе взаимодействия участников группы мессенджера;
• разработать план-конспект урока, ориентированный на учеников восьмого класса и нацеленный на освоение ими правил речевого поведения.
С учетом этого объектом исследования в данной выпускной квалификационной работе определены правила речевого поведения. Предметом наблюдения выступают языковые высказывания,
репрезентирующие правила речевого поведения в электронной
4
диалогической речи. В качестве лингвистического материала автор использует 150 диалогов из чатов одной из электронных платформ - мессенджера «Сферум», собранных в период с октября 2023 г. по февраль 2024 г. Диалоговые конструкции между участниками беседы являются опорой для детального изучения культуры и этики письменной речи в интернет-про странстве.
Основными методами в работе следует признать наблюдение, сравнительный анализ, описание, систематизации полученной информации, методы контекстуального анализа и содержательной интерпретации высказывания.
Правила речевого поведения необходимо знать и использовать в контексте повседневной речи, поэтому практическая значимость полученных результатов обусловлена разработкой плана-конспекта урока, который в дальнейшем может быть использован на школьных уроках развития речи в восьмом классе и, кроме того, может послужить основой для рекомендаций по использованию правил речевого поведения в сети Интернета и таким образом, открыть новые методические и
исследовательские перспективы.
Структура данной работы включает введение, три главы -
теоретическую, исследовательскую и методическую, - заключение, список использованных источников и приложение.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Основные результаты данного исследования получены с привлечением достижений современной лингвистики, главными из которых для автора ВКР являются теория постулатов речевого общения (европейская и американская традиция) и концепция правил речевого поведения (российская традиция). Соответствующие положения являются методологической опорой проделанного анализа.
При проведении исследовательского этапа работы в качестве основополагающей использована идея Т.В. Шмелевой о так называемом Кодексе речевого поведения, правила которого представляют содержательную основу проведенного анализа. Внимание автора сосредоточилось на виртуальных беседах с участием учителей и учеников в электронном мессенджере «Сферум». Произведенный анализ правил речевого поведения доказал их связь с несколькими составляющими и факторами процесса коммуникации, влияющими на их использование и языковую реализацию; имеются в виду:
1. коммуникативная среда, в которой происходит их функционирование - в данном случае среда виртуального общения в чате месенджера;
2. характеристики участников общения - их разные речевые роли и социальный статус - в данном случае «учитель» и «ученик»;
3. содержание общения в границах актуальной ситуации - в данном случае «школьная» тематика
Методическая часть работы содержит идею освоения правил речевого поведения учащимися восьмого класса в рамках проведения уроков развития речи.
В результате проведенного исследования:
• проанализировано 150 диалогов различного содержания, извлеченных из виртуальных бесед с участием учителей и учеников в электронном мессенджере «Сферум»;
• в данном контексте выявлены 7 наиболее часто нарушаемых правил речевого поведения со стороны учащихся (диалоги между учеником и учителем) и 3 - со стороны учителей (диалоги между учителями);
• рассмотрен режим нарушения правил речевого поведения в границах интернет-диалога;
• проанализированы языковые маркеры, свидетельствующие о нарушении высказывания;
• разработан план-конспект урока по освоению правил речевого поведения, который можно использовать на уроках развития речи в восьмом классе.
Все вышеперечисленное позволяет сделать итоговый вывод об актуальности исследования Кодекса речевого поведения и его правил в различных коммуникативных средах и сферах общения с целью выявления факторов, организующих и регулирующих процесс языкового взаимодействия, а также с целью использования полученных знаний в практике обучения русскому языку.



1. Аркадий Гайдар в современной школе: книга для учителя / отв. ред. Б.С Кондратьев. - Арзамас: АФ ННГУ, 2014. - 497с.
2. Арутюнова Н.Д., Падучева Е.В. Истоки, проблемы и категории прагматики // Новое в зарубежной лингвистике. М., 1985. Вып. 16. Лингвистическая прагматика. 3 - 42c.
3. Асмолов А.Г Формирование универсальных учебный действий в основной школе: от действия к мысли. М.: Просвещение, 2010. - 157с.
4. Бархударов С.Г. Русский язык 8 класс: учеб. для общеобразоват.
организаций 2 - е изд. М.: Просвещение, 2020. - 271с.
5. Браун П., Левинсон С. Вежливость: Некоторые универсалии в использовании языка. Кэмбридж: Cambridge University Press, 1987 / Brown P., Levinson S. Politeness: Some Universals in Language Usage. Cambridge, 1987. - 211c.
6. Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Язык и культура. - М.: Индрик, 2005. - 628 - 635с.
7. Вычужанина Е.В. Проблема определения вежливости в современной социолингвистике // Язык и культура: сборник статей XXVII Международной научной конференции (26-28 октября 2016 г.). Томск: Издательский Дом ТГУ, 2017. 83-87с.
8. Гордон Д., Лакофф Дж. Постулаты речевого общения // Новое в
зарубежной лингвистике. М., 1985. Лингвистическая прагматика.
276-302с.
9. Грайс Г.П. Логика и речевое общение // Новое в зарубежной лингвистике: Лингвистическая прагматика. М., 1985. 217-237с.
10. Давыденко Л.Г. Роль коммуникативной установки говорящего в процессе общения / Л.Г. Давыденко // Университетские чтения - 2007. Материалы научно-метод.чтений.ПГЛУ - Пятигорск: ПГЛУ, 2007, Часть 2. - 65 - 68с.
11. Давыдова А. М. Теоретический коммуникативной компетентности // Психологические науки: теория и практика: материалы III Междунар. науч. конф. г. Москва, июнь 2015. - 38с.
12. Дорожкин Ю.Н., Козлова Ю.Б., Костылева Е.Г., Махов А.А., Основы теории коммуникации: Учеб. пособие. Уфа: Изд-во УГНТУ, 2003. - 56с.
13. Зуева В.С. Эффективность речевого взаимодействия: курс лекций / Сост. С.В Зуева. - Ульяновск: УВАУ ГА, 2008. - 67с.
14. Ильина О.Н. Постулаты количества П. Грайса, причины их
нарушения, функциональный потенциал. [Электронный ресурс]; режим доступа:
https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1714395367&tld=ru&lang=ru&name=978-5-86465-485-9 2010-77
15. Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации: Учеб. пособие. Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000г., 175с.
...
31 источник


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ