Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОЯВЛЕНИЕ И ПРЕОДОЛЕНИЕ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 2-Х КЛАССОВ С ДИЗАРТРИЕЙ

Работа №156150

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

дефектология

Объем работы111
Год сдачи2019
Стоимость4865 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Научно-теоретические основы и проблемы изучения
нарушений письма у обучающихся 2-х классов с дизартрией
1.1. Клинико-психолого педагогическая характеристика обучающихся
младшего возраста с дизартрией
1.2. Этиология и патогенез нарушения письма 15
1.3. Симптоматика и классификация дисграфии 28
1.4. Обзор диагностических методик нарушений письма у младших школьников
Глава 2. Изучение проявлений оптической дисграфии у обучающихся 2-х классов с дизартрией
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 39
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 47
2.3. Методические рекомендации по преодолению выявленных
проявлений оптической дисграфии у обучающихся 2-х классов с дизартрией
Заключение 87
Список литературы 90
Приложение А 95
Приложение Б 97
Приложение В 101
Приложение Г 102
Приложение Д 103
Приложение Е 105
Приложение Ж 107
Приложение З


Актуальность исследования. В последние годы увеличивается число детей, которые с трудом усваивают учебные предметы, такие как чтение и письмо. Родители жалуются на невнимательность детей, неусидчивость, нежелание учиться и другие проблемы. В общеобразовательной школе учителя так же очень часто сталкиваются с большим количеством ошибок у детей при письме. Это связано с тем, что сегодня нарушения письма (дисграфия) являются наиболее распространенными дефектами речи у детей младшего школьного возраста. Следует отметить, что проблема нарушения письменной речи у школьников является одной из наиболее актуальных для школьного обучения. Нарушения в этой области оказывают негативное влияние на весь процесс обучения: на формирование личности и характер всего психического развития ребенка, на школьную адаптацию детей. Эффективная профилактика, своевременное выявление дисграфии, точное определение ее дифференциальных признаков и механизмов, отличие дисграфии от других ошибок письма. Это очень важно для разработки логопедической системы для коррекции этих нарушений и дезадаптации в школе в целом.
Нарушения письменной речи изучаются давно, но до настоящего времени они остаются одной из актуальных проблем логопедии. А именно неуспеваемость обучения, в школе детей обусловленная дисграфией подтверждается статистикой. Однако число школьников, испытывающих эти трудности при чтении или письме постоянно растет, за последние 20 лет оно увеличилось в три раза. Отсюда и противоречие: современная школа требует, чтобы будущие первоклассники имели высокий уровень развития образовательных программ. Знать буквы, уметь читать, выполнять простую арифметику, уметь следовать устным инструкциям и т. д. Трудности усвоения этого минимума возникают у детей с различными нарушениями речи, включая дизартрию. Проблема заключается в выявлении предпосылок для письменного языка детей младшего школьного возраста с дизартрией и организации корректирующей работы над ними.
Дизартрия проявляется в тяжелой и в легкой форме. В общеобразовательных школах могут находиться дети с легкими степенями дизартрии (стертая форма, дизартрический компонент). Эта форма наблюдается при более легкой степени нарушения движений органов артикуляционного аппарата, как в общей, так и при мелкой моторике, а нарушения в произношении речи понятны для окружающих.
Выраженные нарушения звукопроизношения при дизартрии трудно корректировать и они оказывают отрицательное влияние на формирования фонематической и лексико-грамматической сторон речи, затрудняют процесс школьного обучения детей. Своевременная коррекция нарушений речевого развития является необходимым условием психологической готовности детей к школе. Это создает предпосылки для скорейшей социальной адаптации школьников с нарушениями речи. Это очень важно, так как выбор адекватных направлений корректирующих и логопедических воздействий на ребенка с дизартрией и, соответственно, эффективность этого воздействия.
Над механизмами развития письменной речи в норме и патологии занимались такие авторы, как: Т.В. Ахутина, Т.Г. Визель, Л.С. Выготский, Т.Г. Егоров, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, Л.Г. Парамонова, И.Н. Садовникова, Т.А. Фотекова, М.Е. Хватцев, Е.Д. Хомская, Д.Б. Эльконин и многие другие.
Помимо этого, в настоящее время производится закрытие логопедических пунктов при образовательных учреждениях, в том числе и в школах, в связи с этим, дети младшего школьного возраста всего лишь получают от учителей-логопедов рекомендации по коррекции нарушения письма, при этом, отсутствуют какие-либо дополнительные занятия.
Данная проблема определила тему нашего исследования: «Проявление и преодоление оптической дисграфии у обучающихся 2-х классов с дизартрией».
Объект исследования - нарушение письма у обучающихся 2-х классов с дизартрией.
Предмет исследования - проявление оптической дисграфии у обучающихся 2-х классов с дизартрией.
Цель - выявить проявление оптической дисграфии у обучающихся 2-х классов с дизартрией.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
1. проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
2. подобрать диагностические методики;
3. в ходе констатирующего эксперимента проанализировать проявление оптической дисграфии у обучающихся 2 -х классов с дизартрией;
4. составить методические рекомендации по преодолению выявленных проявлений оптической дисграфии у обучающихся 2-х классов с дизартрией.
Гипотеза исследования: для детей младшего школьного возраста характерно нарушение письма. Мы полагаем, что у обучающихся 2-х классов с дизартрией в ходе исследования обнаружатся ошибки оптического характера и возникнет необходимость составления методических рекомендаций по преодолению выявленных сложностей у изучаемой категории детей.
Методы исследования:
- теоретические: анализ, синтез и обобщение методической и научной литературы по теме исследования;
- эмпирические: беседа, изучение продуктов деятельности обучающихся, диагностирующие контрольные работы, опытно-экспериментальная работа, обобщение результатов исследования.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Преображенская СОШ», Красноярский край, Назаровский район.
Исследование проводилось в три этапа:
Первый этап (сентябрь - ноябрь 2018 г.) - изучение и анализ литературы по проблеме исследования, что позволило определить цель, предмет, объект, задачи, гипотезу исследования.
Второй этап (декабрь - февраль 2018-2019 г.) - реализация констатирующего эксперимента.
Третий этап (март - май 2019 г.) - количественная и качественная обработка данных эксперимента, оформление результатов, формулировка выводов, заключений, составление методических рекомендаций.
Теоретическая значимость исследования определилась тем, что его результаты позволяют углубить представления о проявлениях оптической дисграфии у обучающихся 2-х классов с дизартрией.
Практическая значимость исследования заключается в составлении методических рекомендаций, которые направлены на устранение проявлений оптической дисграфии, что, в конечном счете, позволит успешнее решить проблему обучения письму обучающихся начальных классов. Представленный методический материал может быть полезен учителям- логопедам, учителям начальных классов и родителям.
Структура работы: магистерская диссертация состоит из 2 глав, выводов, заключения, библиографического списка, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проанализировав научно-методическую литературу по проблеме изучения проявлений оптической дисграфии у младших школьников мы установили, что формирование письма требует наличия определенной базы или предпосылок. Условно выделяются следующие предпосылки
формирования букв у детей: функциональная жизнеспособность анализаторов систем мозга, их готовность взаимодействовать в сложном процессе восприятия, соотнесения и перекодирования сенсорной информации из одной модальности в другую (например, перевод звука речи в визуальный образ - письмо и перевод в него буквы: двигательная формула - кинема), формирование у ребенка зрительного восприятия, двигательные функции, полная слухо-оптико-моторная координация (межсенсорное взаимодействие) являются нейрофизиологической основой овладения письмом.
С началом обучения в школе у детей с дизартрией обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Дети испытывают трудности при изучении русского языка, хотя хорошо справляются с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности. Такие проблемы чаще всего становятся следствием частичного специфического нарушения письма - дисграфии.
Дисграфия - нарушение процесса письма, которое проявляется в повторяющихся, постоянных ошибках, которые вызваны неформальной высшей умственной деятельностью, вовлеченной в процесс письма. Это нарушение является препятствием для обучающихся в освоении грамотности и грамматики языка.
К дисграфии могут привести как внешние, так и внутренние причины.
Нарушения письма оказывает влияние на весь процесс обучения и речевое развитие детей так и в формировании ряда функций неречевого характера (процесса латерализации, пространственных и временных ориентировок, двигательных функций руки, слухо-моторных координации).
Анализ литературных данных по вопросу оптической дисграфии показывает, что дети с трудом называют напечатанные буквы, данные в непоследовательности; поиск букв, представленных визуально, среди ряда других букв; в показе буквы по заданному звуку; распознавание букв в условиях зашумления; распознавание букв, обозначенных пунктирно, в неправильном положении.
По итогам экспериментального изучения письменной речи обучающихся 2-х классов с дизартрией, можно сделать вывод о том, что большая часть учащихся испытывает трудности при письме, типичные для оптической дисграфии, а именно:
- недостаточное развитие пространственного восприятия, пространственных и временных представлений, зрительно-пространственного анализа и синтеза;
- недостаточное усвоение зрительных образов букв (особую трудность вызвали «Недописанные буквы» и «Зеркальные буквы»);
- искаженное воспроизведение букв (неправильное воспроизведение пространственного соотношения буквенных элементов, зеркальное написание букв, не дописывание элементов, лишние элементы);
- замены и смешения графически сходных букв.
Наличие выявленных особенностей указывает на затруднение в овладении навыком письма и возникает необходимость составления методических рекомендаций по преодолению этих трудностей.
Методические рекомендации включают в себя этапы работы, которые были определены из результатов констатирующего эксперимента:
I. Этап развития пространственного восприятия, пространственных и временных представлений, зрительно-пространственного анализа и синтеза.
II. Этап усвоения зрительных образов букв.
Ш. Этап логопедической работы по преодолению оптической дисграфии у обучающихся 2-х классов с дизартрией.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что у обучающихся 2¬х классов в ходе исследования обнаружатся дисграфические ошибки оптического характера и возникнет необходимость составления методических рекомендаций по преодолению выявленных сложностей у изучаемой категории детей, получила подтверждение.



1. -Азова О.-И. Диагностика и коррекция письменной речи у младших школьников. - М.: Сфера, 2013.
2. -Аристова Т.-А. Коррекция нарушений письменной речи: Учебно-методическое пособие / Под ред. Яковлевой Н.Н. - СПб.: К-АРО, 2007.¬208с.
3. -Астахов-а Т.В. Формирование графо-моторных навыков у младших школьников. - М.: Владос, 2014.
4. -Ахут-ин-а Т.В. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников. Приложения. - М.: Изд. Секачев Сфер-а, 2008. - 48 с.
5. -Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения:
нейропсихологический подход. - СПб.: Питер, 2008. - 320 с.
6. Ахут-ин-а Т.В. Нарушения письма: диагностика и коррекция. Актуальные проблемы логопедической практики / Под ред. Храковской М.Г. - СПб.: Изд. Акционер и К., 2004. - 246 с.
7. Баранок О.-А. Коррекционные упражнения для младших школьников с дисграфией // Логопед. - 2009.- №8. - С. 108-116.
8. Брюховских, Л.-А. Дизартрия / Учебно-методическое пособие. - Изд-е 2, перераб. и доп. — Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2015. — 180 с.
9. Величенкова О.-А., Русецкая М.Н. Логопедическая работа по преодолению нарушений чтения и письма у младших школьников. - М.: Издательство «Национальный книжный центр», 2015.
10. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб.для студентов вузов. - М.: АСТ, астрель Транзиткнига, 2005.
11. Галактионова О.Г., Хотылева Т.Ю., Ахутина Т.В. Профилактика и преодоление трудностей в обучении на раннем этапе. Методическое пособие. - М.: Изд-во «В. Секачев», 2013.
12. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - СПб.: Речь, 2004. - 272 с.
13. Елецкая О.В. Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи. - С.-П.: Речь, 2006. - 176 с.
14. Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей// Логопедия сегодня. - 2008. - №4. - С. 83-86.
15. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. Книга для логопедов. - М.: Просвещение, 2003.-336 с.
16. Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у детей. - М.,Литур, 2011.
17. Ивановская О.Г., Гадасина Л.Я. Дисграфия и дизорфография:
изучение, методика, сказки. - М.: Каро, 2008.
18. Коваленко О.М. Коррекция нарушений письменной речи у учащихся младших классов общеобразовательной школы: учебно-метод.пособие. - М.: АСТ: Астрель, 2005.
19. Колпаковская И.К., Спирова Л.Ф. Характеристика нарушений письма и чтения. // Хрестоматия по логопедии.- М.: ВЛАДОС, 2001.
20. Комплексная коррекция трудностей обучения в школе. / Под ред. Ж.М. Глозман, А.Е. Соболевой. - М.:, Изд-во «Смысл», 2014.
21. Коноваленко С.В. Психологическая профилактика и коррекция
нарушений чтения, письма и счета. - М.: Книголюб, 2007.
22. Кондаков. И Психологический словарь [Электронный ресурс] / И.
Кондаков //Национально психологическая энциклопедия.-2002.URL:
https://v.ocabulary.ru/slovari/psih.ologich.eskii-slovar.html(дата обращения: 23.01.2019).
23. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей (диагностика, коррекция, предупреждение). - СПб: «Речь», 2003.
24. Киселёва Н.Ю. Формирование операций контроля при коррекции дисграфии// Логопед. - 2008.- № 7. - С. 94 - 105.
25. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология. Курс лекций. - Ростов-на-Дону: УН.И.И валеологии РГУ, 2002.
26. Л.ал.аева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. - СПб.: Союз, 2001. - 224 с.
27. Лалаева Р..И. Нарушения чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция. - М.: Изд-во «Феникс», 2004.
28. Лалаева Р.И. Логопедия: Методич. наследие: В 5 кн. Кн.4: Нарушения письменной речи: Дислексия. Д.исграфия. - М.: ВЛ.АДОС, 2007.
29. Леонова С.В. Содержание и приемы работы при оптической дисграфии// Логопед. - 2005. - № 5. - с. 108-125.
30. Леонтьев А..А. Основы психолингвистики. - М., «Смысл», 2003.
31. Логопедия: Методическое наследие. Книга IV: Нарушения письменной
речи. Дислексия, д.исграфия/ под редакцией Л.С. Волковой. - М.: ВЛ.АДОС, 2003. - 303 с.
32. Логопедия: учебник для студ дефектол.фак.пед.высш.учеб.заведений / под ред. Л.С. Волковой.- 5-е изд. Перераб. и доп.-М.: Гуманитар. изд. центр ВЛ.АДОС, 2009.- 703 с.: ил.
33. Логопедический словарь [Электронный ресурс]:НВЕ:http://www.Log.os-eds.ru/stati/log.op.edicheskij-sl.ovar/ (дата обращения: 23.01.2019).
34. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. - М.: Изд-во «.Academia», 2013.
35. Лурия А.Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования. - М.: Академия, 2002.
36. Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. - М.: «ГНОМ и Д», 2006. - 88 с.
37. Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2010.
38. Мазанова Е.В. Учусь не путать буквы. Альбом 1. Упражнения по профилактики и коррекции оптической дисграфии. - М.: Гном, 2015.
39. Микфельд Я.О. Диагностика и коррекция предпосылок оптической дисграфии и дислексии у детей от 5 до 7 лет// Логопедия. - 2004. - № 3. - С. 39-46.
40. Парамонова Л.Г. Д.исграфия: диагностика, профилактика, коррекция. - СПб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. - 128 с.
41. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисгр.афи.и у детей. - СПб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. - 140 с.
42. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция. / Под редакцией О.Б. Иншаковой. - М.: Издательство «Московский психолого-социальный институт (МПСИ)», 2007.
43. Пов.аляева М..А. Профилактика и коррекция нарушений письменной речи. - М.: Феникс, 2006.
44. Поварова И..А., Гончарова В.А. Нарушения письменной речи у младших школьников. - М.: Феникс, 2008.
45. Прищепова И.В., Недоленко С.В., Пр.ищепова П..А. Диагностика
недостатков письма у младших школьников. - М.: Литера, 2016.
46. Пятница Т.В. Логопедия в таблицах, схемах, цифрах. - Ростов на Дону.: Феникс, 2009. - 173 с.
47. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи у младших школьников.- М.: ВЛ.АДОС, 1997.
48. Садовникова И.Н., Д.исграфия, дислексия: технологии преодоления. - М.: Парадигма, 2012.
49. Седых Н..А. Коррекция письма и чтения у детей с общим недоразвитием речи: 1-й год коррекционной работы. - М.: Изд-во «Основа», 2008.
50. Селезнева Н.И., Тылевич А.Б., Калинина Т.Г. Преодоление нарушений письменной речи. - М.: Каро, 2011.
51. Соловьева Н.В. Подготовка к обучению грамоте детей с недостатками речи. - М.: ТЦ Сфера, 2009.
52. Ф.иличева Т.Б., Чевелева Н..А., Чиркина Г.В. Нарушения речи у детей:
Пособие для воспитателей дошкольных учреждений.-М.:
Профессиональное образование, 1993. - 232с.
53. Фотекова Т..А., Ахут.ина А.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов. - М.: Айрис-Пресс, 2007, 176 с.
54. Яворская О.Н. Игры, задания, конспекты занятий по развитию письменной речи у школьников 7 - 10 лет. - Санкт-Петербург: КАРО, 2007. - 112 с.
55. Юрьева Е.Н. Преодоление оптической дисграфии. - М: Издательство «ГНОМ», 2013.
56. Яковлева Н.Н., Аристова Т.А., Архипова Г.А. Коррекция нарушений письменной речи. - М.: Каро, 2013.
57. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Учителю о детях с речевыми
недостатками. - М., Аркти, 2001.
58. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок: комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. - М.: Аркти, 2015.
59. Яцель О.С. Коррекция оптической дисграфии у младших школьников. - М.: Издательство «ГНОМ», 2015.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ