ПРОЯВЛЕНИЕ И ПРЕОДОЛЕНИЕ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 2-Х КЛАССОВ С ДИЗАРТРИЕЙ
|
Введение 3
Глава 1. Научно-теоретические основы и проблемы изучения
нарушений письма у обучающихся 2-х классов с дизартрией
1.1. Клинико-психолого педагогическая характеристика обучающихся
младшего возраста с дизартрией
1.2. Этиология и патогенез нарушения письма 15
1.3. Симптоматика и классификация дисграфии 28
1.4. Обзор диагностических методик нарушений письма у младших школьников
Глава 2. Изучение проявлений оптической дисграфии у обучающихся 2-х классов с дизартрией
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 39
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 47
2.3. Методические рекомендации по преодолению выявленных
проявлений оптической дисграфии у обучающихся 2-х классов с дизартрией
Заключение 87
Список литературы 90
Приложение А 95
Приложение Б 97
Приложение В 101
Приложение Г 102
Приложение Д 103
Приложение Е 105
Приложение Ж 107
Приложение З
Глава 1. Научно-теоретические основы и проблемы изучения
нарушений письма у обучающихся 2-х классов с дизартрией
1.1. Клинико-психолого педагогическая характеристика обучающихся
младшего возраста с дизартрией
1.2. Этиология и патогенез нарушения письма 15
1.3. Симптоматика и классификация дисграфии 28
1.4. Обзор диагностических методик нарушений письма у младших школьников
Глава 2. Изучение проявлений оптической дисграфии у обучающихся 2-х классов с дизартрией
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 39
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 47
2.3. Методические рекомендации по преодолению выявленных
проявлений оптической дисграфии у обучающихся 2-х классов с дизартрией
Заключение 87
Список литературы 90
Приложение А 95
Приложение Б 97
Приложение В 101
Приложение Г 102
Приложение Д 103
Приложение Е 105
Приложение Ж 107
Приложение З
Актуальность исследования. В последние годы увеличивается число детей, которые с трудом усваивают учебные предметы, такие как чтение и письмо. Родители жалуются на невнимательность детей, неусидчивость, нежелание учиться и другие проблемы. В общеобразовательной школе учителя так же очень часто сталкиваются с большим количеством ошибок у детей при письме. Это связано с тем, что сегодня нарушения письма (дисграфия) являются наиболее распространенными дефектами речи у детей младшего школьного возраста. Следует отметить, что проблема нарушения письменной речи у школьников является одной из наиболее актуальных для школьного обучения. Нарушения в этой области оказывают негативное влияние на весь процесс обучения: на формирование личности и характер всего психического развития ребенка, на школьную адаптацию детей. Эффективная профилактика, своевременное выявление дисграфии, точное определение ее дифференциальных признаков и механизмов, отличие дисграфии от других ошибок письма. Это очень важно для разработки логопедической системы для коррекции этих нарушений и дезадаптации в школе в целом.
Нарушения письменной речи изучаются давно, но до настоящего времени они остаются одной из актуальных проблем логопедии. А именно неуспеваемость обучения, в школе детей обусловленная дисграфией подтверждается статистикой. Однако число школьников, испытывающих эти трудности при чтении или письме постоянно растет, за последние 20 лет оно увеличилось в три раза. Отсюда и противоречие: современная школа требует, чтобы будущие первоклассники имели высокий уровень развития образовательных программ. Знать буквы, уметь читать, выполнять простую арифметику, уметь следовать устным инструкциям и т. д. Трудности усвоения этого минимума возникают у детей с различными нарушениями речи, включая дизартрию. Проблема заключается в выявлении предпосылок для письменного языка детей младшего школьного возраста с дизартрией и организации корректирующей работы над ними.
Дизартрия проявляется в тяжелой и в легкой форме. В общеобразовательных школах могут находиться дети с легкими степенями дизартрии (стертая форма, дизартрический компонент). Эта форма наблюдается при более легкой степени нарушения движений органов артикуляционного аппарата, как в общей, так и при мелкой моторике, а нарушения в произношении речи понятны для окружающих.
Выраженные нарушения звукопроизношения при дизартрии трудно корректировать и они оказывают отрицательное влияние на формирования фонематической и лексико-грамматической сторон речи, затрудняют процесс школьного обучения детей. Своевременная коррекция нарушений речевого развития является необходимым условием психологической готовности детей к школе. Это создает предпосылки для скорейшей социальной адаптации школьников с нарушениями речи. Это очень важно, так как выбор адекватных направлений корректирующих и логопедических воздействий на ребенка с дизартрией и, соответственно, эффективность этого воздействия.
Над механизмами развития письменной речи в норме и патологии занимались такие авторы, как: Т.В. Ахутина, Т.Г. Визель, Л.С. Выготский, Т.Г. Егоров, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, Л.Г. Парамонова, И.Н. Садовникова, Т.А. Фотекова, М.Е. Хватцев, Е.Д. Хомская, Д.Б. Эльконин и многие другие.
Помимо этого, в настоящее время производится закрытие логопедических пунктов при образовательных учреждениях, в том числе и в школах, в связи с этим, дети младшего школьного возраста всего лишь получают от учителей-логопедов рекомендации по коррекции нарушения письма, при этом, отсутствуют какие-либо дополнительные занятия.
Данная проблема определила тему нашего исследования: «Проявление и преодоление оптической дисграфии у обучающихся 2-х классов с дизартрией».
Объект исследования - нарушение письма у обучающихся 2-х классов с дизартрией.
Предмет исследования - проявление оптической дисграфии у обучающихся 2-х классов с дизартрией.
Цель - выявить проявление оптической дисграфии у обучающихся 2-х классов с дизартрией.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
1. проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
2. подобрать диагностические методики;
3. в ходе констатирующего эксперимента проанализировать проявление оптической дисграфии у обучающихся 2 -х классов с дизартрией;
4. составить методические рекомендации по преодолению выявленных проявлений оптической дисграфии у обучающихся 2-х классов с дизартрией.
Гипотеза исследования: для детей младшего школьного возраста характерно нарушение письма. Мы полагаем, что у обучающихся 2-х классов с дизартрией в ходе исследования обнаружатся ошибки оптического характера и возникнет необходимость составления методических рекомендаций по преодолению выявленных сложностей у изучаемой категории детей.
Методы исследования:
- теоретические: анализ, синтез и обобщение методической и научной литературы по теме исследования;
- эмпирические: беседа, изучение продуктов деятельности обучающихся, диагностирующие контрольные работы, опытно-экспериментальная работа, обобщение результатов исследования.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Преображенская СОШ», Красноярский край, Назаровский район.
Исследование проводилось в три этапа:
Первый этап (сентябрь - ноябрь 2018 г.) - изучение и анализ литературы по проблеме исследования, что позволило определить цель, предмет, объект, задачи, гипотезу исследования.
Второй этап (декабрь - февраль 2018-2019 г.) - реализация констатирующего эксперимента.
Третий этап (март - май 2019 г.) - количественная и качественная обработка данных эксперимента, оформление результатов, формулировка выводов, заключений, составление методических рекомендаций.
Теоретическая значимость исследования определилась тем, что его результаты позволяют углубить представления о проявлениях оптической дисграфии у обучающихся 2-х классов с дизартрией.
Практическая значимость исследования заключается в составлении методических рекомендаций, которые направлены на устранение проявлений оптической дисграфии, что, в конечном счете, позволит успешнее решить проблему обучения письму обучающихся начальных классов. Представленный методический материал может быть полезен учителям- логопедам, учителям начальных классов и родителям.
Структура работы: магистерская диссертация состоит из 2 глав, выводов, заключения, библиографического списка, приложений.
Нарушения письменной речи изучаются давно, но до настоящего времени они остаются одной из актуальных проблем логопедии. А именно неуспеваемость обучения, в школе детей обусловленная дисграфией подтверждается статистикой. Однако число школьников, испытывающих эти трудности при чтении или письме постоянно растет, за последние 20 лет оно увеличилось в три раза. Отсюда и противоречие: современная школа требует, чтобы будущие первоклассники имели высокий уровень развития образовательных программ. Знать буквы, уметь читать, выполнять простую арифметику, уметь следовать устным инструкциям и т. д. Трудности усвоения этого минимума возникают у детей с различными нарушениями речи, включая дизартрию. Проблема заключается в выявлении предпосылок для письменного языка детей младшего школьного возраста с дизартрией и организации корректирующей работы над ними.
Дизартрия проявляется в тяжелой и в легкой форме. В общеобразовательных школах могут находиться дети с легкими степенями дизартрии (стертая форма, дизартрический компонент). Эта форма наблюдается при более легкой степени нарушения движений органов артикуляционного аппарата, как в общей, так и при мелкой моторике, а нарушения в произношении речи понятны для окружающих.
Выраженные нарушения звукопроизношения при дизартрии трудно корректировать и они оказывают отрицательное влияние на формирования фонематической и лексико-грамматической сторон речи, затрудняют процесс школьного обучения детей. Своевременная коррекция нарушений речевого развития является необходимым условием психологической готовности детей к школе. Это создает предпосылки для скорейшей социальной адаптации школьников с нарушениями речи. Это очень важно, так как выбор адекватных направлений корректирующих и логопедических воздействий на ребенка с дизартрией и, соответственно, эффективность этого воздействия.
Над механизмами развития письменной речи в норме и патологии занимались такие авторы, как: Т.В. Ахутина, Т.Г. Визель, Л.С. Выготский, Т.Г. Егоров, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, Л.Г. Парамонова, И.Н. Садовникова, Т.А. Фотекова, М.Е. Хватцев, Е.Д. Хомская, Д.Б. Эльконин и многие другие.
Помимо этого, в настоящее время производится закрытие логопедических пунктов при образовательных учреждениях, в том числе и в школах, в связи с этим, дети младшего школьного возраста всего лишь получают от учителей-логопедов рекомендации по коррекции нарушения письма, при этом, отсутствуют какие-либо дополнительные занятия.
Данная проблема определила тему нашего исследования: «Проявление и преодоление оптической дисграфии у обучающихся 2-х классов с дизартрией».
Объект исследования - нарушение письма у обучающихся 2-х классов с дизартрией.
Предмет исследования - проявление оптической дисграфии у обучающихся 2-х классов с дизартрией.
Цель - выявить проявление оптической дисграфии у обучающихся 2-х классов с дизартрией.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
1. проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
2. подобрать диагностические методики;
3. в ходе констатирующего эксперимента проанализировать проявление оптической дисграфии у обучающихся 2 -х классов с дизартрией;
4. составить методические рекомендации по преодолению выявленных проявлений оптической дисграфии у обучающихся 2-х классов с дизартрией.
Гипотеза исследования: для детей младшего школьного возраста характерно нарушение письма. Мы полагаем, что у обучающихся 2-х классов с дизартрией в ходе исследования обнаружатся ошибки оптического характера и возникнет необходимость составления методических рекомендаций по преодолению выявленных сложностей у изучаемой категории детей.
Методы исследования:
- теоретические: анализ, синтез и обобщение методической и научной литературы по теме исследования;
- эмпирические: беседа, изучение продуктов деятельности обучающихся, диагностирующие контрольные работы, опытно-экспериментальная работа, обобщение результатов исследования.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Преображенская СОШ», Красноярский край, Назаровский район.
Исследование проводилось в три этапа:
Первый этап (сентябрь - ноябрь 2018 г.) - изучение и анализ литературы по проблеме исследования, что позволило определить цель, предмет, объект, задачи, гипотезу исследования.
Второй этап (декабрь - февраль 2018-2019 г.) - реализация констатирующего эксперимента.
Третий этап (март - май 2019 г.) - количественная и качественная обработка данных эксперимента, оформление результатов, формулировка выводов, заключений, составление методических рекомендаций.
Теоретическая значимость исследования определилась тем, что его результаты позволяют углубить представления о проявлениях оптической дисграфии у обучающихся 2-х классов с дизартрией.
Практическая значимость исследования заключается в составлении методических рекомендаций, которые направлены на устранение проявлений оптической дисграфии, что, в конечном счете, позволит успешнее решить проблему обучения письму обучающихся начальных классов. Представленный методический материал может быть полезен учителям- логопедам, учителям начальных классов и родителям.
Структура работы: магистерская диссертация состоит из 2 глав, выводов, заключения, библиографического списка, приложений.
Проанализировав научно-методическую литературу по проблеме изучения проявлений оптической дисграфии у младших школьников мы установили, что формирование письма требует наличия определенной базы или предпосылок. Условно выделяются следующие предпосылки
формирования букв у детей: функциональная жизнеспособность анализаторов систем мозга, их готовность взаимодействовать в сложном процессе восприятия, соотнесения и перекодирования сенсорной информации из одной модальности в другую (например, перевод звука речи в визуальный образ - письмо и перевод в него буквы: двигательная формула - кинема), формирование у ребенка зрительного восприятия, двигательные функции, полная слухо-оптико-моторная координация (межсенсорное взаимодействие) являются нейрофизиологической основой овладения письмом.
С началом обучения в школе у детей с дизартрией обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Дети испытывают трудности при изучении русского языка, хотя хорошо справляются с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности. Такие проблемы чаще всего становятся следствием частичного специфического нарушения письма - дисграфии.
Дисграфия - нарушение процесса письма, которое проявляется в повторяющихся, постоянных ошибках, которые вызваны неформальной высшей умственной деятельностью, вовлеченной в процесс письма. Это нарушение является препятствием для обучающихся в освоении грамотности и грамматики языка.
К дисграфии могут привести как внешние, так и внутренние причины.
Нарушения письма оказывает влияние на весь процесс обучения и речевое развитие детей так и в формировании ряда функций неречевого характера (процесса латерализации, пространственных и временных ориентировок, двигательных функций руки, слухо-моторных координации).
Анализ литературных данных по вопросу оптической дисграфии показывает, что дети с трудом называют напечатанные буквы, данные в непоследовательности; поиск букв, представленных визуально, среди ряда других букв; в показе буквы по заданному звуку; распознавание букв в условиях зашумления; распознавание букв, обозначенных пунктирно, в неправильном положении.
По итогам экспериментального изучения письменной речи обучающихся 2-х классов с дизартрией, можно сделать вывод о том, что большая часть учащихся испытывает трудности при письме, типичные для оптической дисграфии, а именно:
- недостаточное развитие пространственного восприятия, пространственных и временных представлений, зрительно-пространственного анализа и синтеза;
- недостаточное усвоение зрительных образов букв (особую трудность вызвали «Недописанные буквы» и «Зеркальные буквы»);
- искаженное воспроизведение букв (неправильное воспроизведение пространственного соотношения буквенных элементов, зеркальное написание букв, не дописывание элементов, лишние элементы);
- замены и смешения графически сходных букв.
Наличие выявленных особенностей указывает на затруднение в овладении навыком письма и возникает необходимость составления методических рекомендаций по преодолению этих трудностей.
Методические рекомендации включают в себя этапы работы, которые были определены из результатов констатирующего эксперимента:
I. Этап развития пространственного восприятия, пространственных и временных представлений, зрительно-пространственного анализа и синтеза.
II. Этап усвоения зрительных образов букв.
Ш. Этап логопедической работы по преодолению оптической дисграфии у обучающихся 2-х классов с дизартрией.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что у обучающихся 2¬х классов в ходе исследования обнаружатся дисграфические ошибки оптического характера и возникнет необходимость составления методических рекомендаций по преодолению выявленных сложностей у изучаемой категории детей, получила подтверждение.
формирования букв у детей: функциональная жизнеспособность анализаторов систем мозга, их готовность взаимодействовать в сложном процессе восприятия, соотнесения и перекодирования сенсорной информации из одной модальности в другую (например, перевод звука речи в визуальный образ - письмо и перевод в него буквы: двигательная формула - кинема), формирование у ребенка зрительного восприятия, двигательные функции, полная слухо-оптико-моторная координация (межсенсорное взаимодействие) являются нейрофизиологической основой овладения письмом.
С началом обучения в школе у детей с дизартрией обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Дети испытывают трудности при изучении русского языка, хотя хорошо справляются с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности. Такие проблемы чаще всего становятся следствием частичного специфического нарушения письма - дисграфии.
Дисграфия - нарушение процесса письма, которое проявляется в повторяющихся, постоянных ошибках, которые вызваны неформальной высшей умственной деятельностью, вовлеченной в процесс письма. Это нарушение является препятствием для обучающихся в освоении грамотности и грамматики языка.
К дисграфии могут привести как внешние, так и внутренние причины.
Нарушения письма оказывает влияние на весь процесс обучения и речевое развитие детей так и в формировании ряда функций неречевого характера (процесса латерализации, пространственных и временных ориентировок, двигательных функций руки, слухо-моторных координации).
Анализ литературных данных по вопросу оптической дисграфии показывает, что дети с трудом называют напечатанные буквы, данные в непоследовательности; поиск букв, представленных визуально, среди ряда других букв; в показе буквы по заданному звуку; распознавание букв в условиях зашумления; распознавание букв, обозначенных пунктирно, в неправильном положении.
По итогам экспериментального изучения письменной речи обучающихся 2-х классов с дизартрией, можно сделать вывод о том, что большая часть учащихся испытывает трудности при письме, типичные для оптической дисграфии, а именно:
- недостаточное развитие пространственного восприятия, пространственных и временных представлений, зрительно-пространственного анализа и синтеза;
- недостаточное усвоение зрительных образов букв (особую трудность вызвали «Недописанные буквы» и «Зеркальные буквы»);
- искаженное воспроизведение букв (неправильное воспроизведение пространственного соотношения буквенных элементов, зеркальное написание букв, не дописывание элементов, лишние элементы);
- замены и смешения графически сходных букв.
Наличие выявленных особенностей указывает на затруднение в овладении навыком письма и возникает необходимость составления методических рекомендаций по преодолению этих трудностей.
Методические рекомендации включают в себя этапы работы, которые были определены из результатов констатирующего эксперимента:
I. Этап развития пространственного восприятия, пространственных и временных представлений, зрительно-пространственного анализа и синтеза.
II. Этап усвоения зрительных образов букв.
Ш. Этап логопедической работы по преодолению оптической дисграфии у обучающихся 2-х классов с дизартрией.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что у обучающихся 2¬х классов в ходе исследования обнаружатся дисграфические ошибки оптического характера и возникнет необходимость составления методических рекомендаций по преодолению выявленных сложностей у изучаемой категории детей, получила подтверждение.
Подобные работы
- Особенности проявления дисграфий у обучающихся 3-го класса с легкой умственной отсталостью
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2019 - Коррекция нарушений письма у обучающихся младших классов общеобразовательной школы
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2022 - Особенности проявления и механизмы дисграфии у учащихся 3-х классов с задержкой психического развития
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2017 - Логопедическая работа по преодолению оптико-пространственной дисграфии у младших школьников
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2021 - Проявления оптической дисграфии у учащихся первого класса
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2016 - Коррекция дисграфии у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи в условиях инклюзивного образования
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2020 - Проявление нарушений письменной речи учащихся третьего класса общеобразовательной школы
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА ПРИ КОРРЕКЦИИ ДИСГРАФИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ТРЕТЬЕГО КЛАССА
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018 - Игровые средства преодоления системного недоразвития речи у умственно отсталых младших школьников
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2021



