Введение 3
Глава 1. Дидактические основы становление музейнообразовательного пространства в контексте взаимодействия музея и школы 11
1.1. Психолого-педагогические предпосылки развития музейнообразовательной деятельности 11
1.2. Дидактические аспекты музейной педагогики в теории и
методике обучения физике 29
1.3. Психолого-педагогические условия социальной обусловленности
комплексного подхода в оптимизации методов и приемов обучения учащихся физике в системе «школа - музей» 39
Выводы по 1 главе 54
Глава 2. Дидактические условия повышения качества обучения физике на основе применения МОК 56
2.1. Структура деятельности учителя физики по формированию и
развитию музейной компетентности учащихся 56
2.2. Технология организации взаимодействия школы и музея 78
2.3. Методика применения МОК в процессе обучения физике 93
2.4. Организация и проведение педагогического эксперимента по
проверке эффективности использования МОК 103
Выводы по 2 главе 110
Заключение 111
Список литературы 112
Становление информационного общества требует обеспечить адекватность системы образования на всех уровнях динамичным изменениям, происходящим в природе, в окружающей человека среде, возросшему объему информации, стремительному развитию информационных технологий.
В современных условиях главными проблемами, требующими психологопедагогических решений, становятся: выявление количественных отношений информации, взаимодействующих в процессе обучения и целенаправленного формирования знаний; переход информации в знания; организация открытого информационного пространства в рамках образовательного процесса. На первый план выходит поиск путей и средств формирования информационной культуры, связанной с информационной грамотностью, грамотностью в области ИТК и информационным мировоззрением.
Школа и ВУЗ должны обеспечивать развитие творческих и коммуникативных способностей обучаемых, умений свободно ориентироваться в нарастающем потоке информации, быстро овладевать новыми информационными технологиями. На современном этапе решаемая проблема носит остро социально-значимый характер, так как наметилась тенденция вести поиск информации среди огромного количества ее источников, пользоваться различными информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ) при обработке, передаче, хранении информации. Решение данной задачи во многом зависит от подготовленности учительских кадров различного профиля, их способности осуществлять деятельность по формированию и развитию информационной культуры обучаемых в учебно-воспитательном процессе.
Все возрастающий объем знаний, составляющий содержание обучения, вступает во все более острое противоречие с ограниченным сроком обучения. Поскольку увеличение сроков обучения не только нецелесообразно, но практически и невозможно, данное противоречие предлагается решать образовательным учреждениям следующими путями: укрупнением единиц информации и постоянным совершенствованием развивающего эффекта обучения, при котором главное внимание уделяется не столько усвоению определенных знаний, сколько формированию у обучаемых умений работы с информацией и стремления к постоянному саморазвитию.
Стратегия модернизации российского образования в настоящее время состоит в том, чтобы образовательное учреждение стало важнейшим фактором новых жизненных установок личности, позволяющих эффективно взаимодействовать в современном открытом информационном пространстве с другими людьми. Исходными документами в решении данной проблемы является Федеральный закон «Об образовании», где в качестве основной поставлена задача удовлетворения личности в культурном, интеллектуальном и нравственном развитии посредством получения общего образования. Для сохранения единого культурного пространства страны должен быть использован весь потенциал образования. Решение данной задачи требует развития научного и профессионально-методического обеспечения взаимодействия человека и информации с целью развития личности и общества в целом. Только в этих условиях будет формироваться и развиваться культурное наследие.
Анализ нормативных документов, исследований по теории и методике обучения физике в средних специальных учебных заведениях показал, что существующая подготовка пока направлена на знаниевую парадигму, а мировоззренческий потенциал физики практически не реализуется при взаимодействии образовательных учреждений и музеев...
В данном маристерском исследовании разработана и обоснована модель взаимодействия школы и музея, разработана методика использования музейно-образовательного комплекса в преподавании физике учащихся для повышения качества обучения физике. При изучении проблемы исследования были рассмотрены психолого-педагогические предпосылки развития образовательной деятельности музеев с момента их появления. Выделены дидактические аспекты музейной педагогики в теории и методике обучения физике и истории развития различных видов музеев. На основе психолого-педагогических условий социальной обусловленности комплексного подхода в оптимизации методов и приемов обучения учащихся физике в системе «школа-музей» был разработан музейно-образовательный комплекс и предложена методика его использования для повышения качества обучения физике учащихся.
Задачи, поставленные в данном магистерском исследовании, были полностью выполнены; гипотеза исследования подтверждена.
По материалам выполненной работы были опубликованы 10 статей и 3 в рецензированных ВАК, принималось участие в научных конференциях.
Проблема, рассмотренная в магистерском исследовании является сложной и интересной, требует дальнейшего исследования в практике обучения физики в средних учебных заведениях и педагогических ВУЗах.