Психологическая коррекция школьной тревожности у младших школьников с задержкой психического развития
|
Введение 3
Глава 1. Анализ литературы по проблеме исследования 8
1.1 Проблемы изучения тревожности в психологии 8
1.2 Особенности проявления школьной тревожности у учащихся младшего
школьного возраста 12
1.3 Современное состояние изучения школьной тревожности у учащихся
младшего школьного возраста с задержкой психического развития 17
Выводы по первой главе 21
Глава 2. Экспериментальное исследование школьной тревожности у младших школьников с задержкой психического развития 22
2.1 Организация, методы и методики проведения исследования 22
2.2 Констатирующий эксперимент и его анализ 29
Выводы по второй главе 41
Глава 3. Реализация программы психологической коррекции школьной тревожности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 43
3.1 Теоретические основы формирующего эксперимента 43
3.2 Содержание программы психологической коррекции школьной
тревожности у детей младшего школьного возраста с ЗПР 49
3.3 Анализ результатов контрольного этапа эксперимента 58
Выводы по третьей главе 71
Заключение 72
Список литературы 74
Приложение
Глава 1. Анализ литературы по проблеме исследования 8
1.1 Проблемы изучения тревожности в психологии 8
1.2 Особенности проявления школьной тревожности у учащихся младшего
школьного возраста 12
1.3 Современное состояние изучения школьной тревожности у учащихся
младшего школьного возраста с задержкой психического развития 17
Выводы по первой главе 21
Глава 2. Экспериментальное исследование школьной тревожности у младших школьников с задержкой психического развития 22
2.1 Организация, методы и методики проведения исследования 22
2.2 Констатирующий эксперимент и его анализ 29
Выводы по второй главе 41
Глава 3. Реализация программы психологической коррекции школьной тревожности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 43
3.1 Теоретические основы формирующего эксперимента 43
3.2 Содержание программы психологической коррекции школьной
тревожности у детей младшего школьного возраста с ЗПР 49
3.3 Анализ результатов контрольного этапа эксперимента 58
Выводы по третьей главе 71
Заключение 72
Список литературы 74
Приложение
Актуальность исследования. Эмоциональная сфера является важной частью в становлении личности человека. Безусловно, благополучное ее развитие приводит к совершенствованию множество других сфер деятельности, таких как: интеллектуальную, социальную и др. Эмоции являются одним из главных компонентов в структуре развития человека, участвуют в регуляции деятельности; позволяют человеку давать оценку всему, что происходит вокруг и внутри самого человека.
В наше время, дети довольно часто сталкиваются с проблемами, которые, так или иначе, связанны с тревожностью. Многие исследователи, как зарубежные, так и отечественные, изучали данную проблематику, среди которых можно выделить: В. М. Астапов (1994) [1], Р. С. Немов (2001) [29], А. М. Прихожан (2000) [32], З. Фрейд (1980) [41], К. Хорни (1997) [44].
Тревога трактуется как отрицательные эмоциональные переживания, обусловленные ожиданием чего - то опасного, не связанные с конкретными событиями, ее можно использовать конструктивно. Говоря о тревожности, можно утверждать, что она является личностной чертой, отражающей уменьшение порога чувствительности к стрессогенным факторам.
Так же, тревожность может выражаться в чувстве постоянной угрозы своему «я» в различных ситуациях; тревожность - это переживание эмоционального дискомфорта, которое связанно с ожиданием неблагополучия. Тревожность представляет исключительный интерес для психологического ее изучения.
Младший школьный возраст является наиболее сложным и противоречивым периодом в становлении личности. Потому что, этот этап жизни начинается с кризиса 7 лет, что, по мнению многих ученых, считается более эмоционально насыщенным.
Проанализировав литературу выдающихся авторов изучавших детей с задержкой психического развития, можно сделать вывод, что эмоциональное развитие во многом зависит от возраста, этиологии, а так же от социальной среды. Значимость изучения тревожности в практическом аспекте определяется тем, что именно она, как отмечают многие исследователи и практические психологи (Б.И.Кочубей [19], Е.С.Новикова [19] и др.), лежит в основе целого ряда психологических трудностей детства, в том числе многих нарушений развития, служащих поводом для обращений в психологическую службу.
Можно утверждать, что всё вышеупомянутое свидетельствует о необходимости более глубоком изучении особенностей проявления тревожности у детей младшего школьного возраста с нарушениями в развитии, в связи с тем, что данная проблематика исследования является малоизученной.
Проблема исследования: изучение школьной тревожности, которую проявляют младшие школьники с задержкой психического развития, имеет большое значение, поскольку таких детей становиться всё больше, к тому же данные особенности недостаточно изучены в специальной психологии.
Цель исследования: изучить особенности проявления школьной тревожности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития и провести психокоррекционную работу, направленную на ее снижение.
Объект исследования: школьная тревожность детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: психологическая коррекция школьной тревожности у младших школьников с задержкой психического развития.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психологическую литературу по проблеме исследования и определить её современное состояние.
2. Выявить особенности проявления школьной тревожности у младших школьников с ЗПР;
3. Разработать и апробировать программу психологической коррекции школьной тревожности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, проверить её эффективность.
Гипотеза исследования: младшие школьники с задержкой психического развития имеют повышенный уровень школьной тревожности. Использование разработанной нами программы психологической коррекции школьной тревожности окажет положительное влияние на ее снижение у данной категории испытуемых.
Методы исследования были определены в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. Теоретический (анализ общей и специальной психолого - педагогической литературы); эмпирический (основу которого составили психодиагностические методы тестирования, наблюдение, беседа и проективные техники); количественный и качественный анализ полученных данных.
Методологическими основами исследования являются: научные работы как зарубежных, так и отечественных исследователей, занимавшихся изучением эмоционально - волевой сферы. Проблема проявления тревожности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития раскрывается в трудах следующих авторов В. М. Астапов [1], А. М. Прихожан [32], З. Фрейд [42]. При изучении особенностей проявления тревожности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, был сделан упор на концептуальные подходы Н. Д. Левитова [22], Р. С. Немова [29], К. Хорни [44].
База исследования: КГБОУ «Красноярская общеобразовательная школа № 7». В исследовании принимал участие учащиеся 3 «А» и 3 «В» классов, в составе из 20 человек. Возраст испытуемых 10-11 лет.
В психодиагностическое исследование были включены следующие методики:
1) Тест диагностики школьной тревожности Филлипса (1970) [34, с.133];
2) Шкала явной тревожности CMAS (адаптация А.М.Прихожан) (2002) [45, с. 61];
3) Методика «Несуществующее животное» (По М. А. Харченко) (2009) [39].
Этапы проведения исследования. Исследование проводилось в четыре этапа с сентября 2019 года по март 2020 года.
Первый этап - подготовительный (сентябрь 2019 г. - октябрь 2019 г.). На данном этапе проходило изучение и анализ психологической литературы по проблеме исследования, изучение современного состояния проблемы.
Второй этап (октябрь 2019г.). Осуществлялся подбор диагностического инструментария. Проведение констатирующего эксперимента с количественным и качественным анализом полученных результатов исследования по выявлению особенностей проявления школьной тревожности у младших школьников с задержкой психического развития.
Третий этап (ноябрь 2019 г. - январь 2020 г.). Теоретическое обоснование, разработка и реализация программы психологической коррекции школьной тревожности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Четвёртый этап (февраль 2020 г. - март 2020 г.). Сравнительный количественный и качественный анализ полученных результатов исследования. Определение эффективности реализации программы психологической коррекции школьной тревожности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Пятый этап (апрель 2020 г. - май 2020 г.). Формулирование выводов. Оформление текста выпускной квалификационной работы.
Теоретическая значимость: определяется анализом литературы по проблеме изучения школьной тревожности, что обогащает теоретические вопросы общей и специальной психологии.
Практическая значимость: полученные результаты исследования могут быть полезны педагогам, психологам и родителям при организации психокоррекционной работы, направленной на снижение школьной тревожности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Структура курсовой работы: Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы (в количестве 47 источников), приложения. Общий объем составляет 122 страницы.
В наше время, дети довольно часто сталкиваются с проблемами, которые, так или иначе, связанны с тревожностью. Многие исследователи, как зарубежные, так и отечественные, изучали данную проблематику, среди которых можно выделить: В. М. Астапов (1994) [1], Р. С. Немов (2001) [29], А. М. Прихожан (2000) [32], З. Фрейд (1980) [41], К. Хорни (1997) [44].
Тревога трактуется как отрицательные эмоциональные переживания, обусловленные ожиданием чего - то опасного, не связанные с конкретными событиями, ее можно использовать конструктивно. Говоря о тревожности, можно утверждать, что она является личностной чертой, отражающей уменьшение порога чувствительности к стрессогенным факторам.
Так же, тревожность может выражаться в чувстве постоянной угрозы своему «я» в различных ситуациях; тревожность - это переживание эмоционального дискомфорта, которое связанно с ожиданием неблагополучия. Тревожность представляет исключительный интерес для психологического ее изучения.
Младший школьный возраст является наиболее сложным и противоречивым периодом в становлении личности. Потому что, этот этап жизни начинается с кризиса 7 лет, что, по мнению многих ученых, считается более эмоционально насыщенным.
Проанализировав литературу выдающихся авторов изучавших детей с задержкой психического развития, можно сделать вывод, что эмоциональное развитие во многом зависит от возраста, этиологии, а так же от социальной среды. Значимость изучения тревожности в практическом аспекте определяется тем, что именно она, как отмечают многие исследователи и практические психологи (Б.И.Кочубей [19], Е.С.Новикова [19] и др.), лежит в основе целого ряда психологических трудностей детства, в том числе многих нарушений развития, служащих поводом для обращений в психологическую службу.
Можно утверждать, что всё вышеупомянутое свидетельствует о необходимости более глубоком изучении особенностей проявления тревожности у детей младшего школьного возраста с нарушениями в развитии, в связи с тем, что данная проблематика исследования является малоизученной.
Проблема исследования: изучение школьной тревожности, которую проявляют младшие школьники с задержкой психического развития, имеет большое значение, поскольку таких детей становиться всё больше, к тому же данные особенности недостаточно изучены в специальной психологии.
Цель исследования: изучить особенности проявления школьной тревожности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития и провести психокоррекционную работу, направленную на ее снижение.
Объект исследования: школьная тревожность детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: психологическая коррекция школьной тревожности у младших школьников с задержкой психического развития.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психологическую литературу по проблеме исследования и определить её современное состояние.
2. Выявить особенности проявления школьной тревожности у младших школьников с ЗПР;
3. Разработать и апробировать программу психологической коррекции школьной тревожности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, проверить её эффективность.
Гипотеза исследования: младшие школьники с задержкой психического развития имеют повышенный уровень школьной тревожности. Использование разработанной нами программы психологической коррекции школьной тревожности окажет положительное влияние на ее снижение у данной категории испытуемых.
Методы исследования были определены в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. Теоретический (анализ общей и специальной психолого - педагогической литературы); эмпирический (основу которого составили психодиагностические методы тестирования, наблюдение, беседа и проективные техники); количественный и качественный анализ полученных данных.
Методологическими основами исследования являются: научные работы как зарубежных, так и отечественных исследователей, занимавшихся изучением эмоционально - волевой сферы. Проблема проявления тревожности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития раскрывается в трудах следующих авторов В. М. Астапов [1], А. М. Прихожан [32], З. Фрейд [42]. При изучении особенностей проявления тревожности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, был сделан упор на концептуальные подходы Н. Д. Левитова [22], Р. С. Немова [29], К. Хорни [44].
База исследования: КГБОУ «Красноярская общеобразовательная школа № 7». В исследовании принимал участие учащиеся 3 «А» и 3 «В» классов, в составе из 20 человек. Возраст испытуемых 10-11 лет.
В психодиагностическое исследование были включены следующие методики:
1) Тест диагностики школьной тревожности Филлипса (1970) [34, с.133];
2) Шкала явной тревожности CMAS (адаптация А.М.Прихожан) (2002) [45, с. 61];
3) Методика «Несуществующее животное» (По М. А. Харченко) (2009) [39].
Этапы проведения исследования. Исследование проводилось в четыре этапа с сентября 2019 года по март 2020 года.
Первый этап - подготовительный (сентябрь 2019 г. - октябрь 2019 г.). На данном этапе проходило изучение и анализ психологической литературы по проблеме исследования, изучение современного состояния проблемы.
Второй этап (октябрь 2019г.). Осуществлялся подбор диагностического инструментария. Проведение констатирующего эксперимента с количественным и качественным анализом полученных результатов исследования по выявлению особенностей проявления школьной тревожности у младших школьников с задержкой психического развития.
Третий этап (ноябрь 2019 г. - январь 2020 г.). Теоретическое обоснование, разработка и реализация программы психологической коррекции школьной тревожности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Четвёртый этап (февраль 2020 г. - март 2020 г.). Сравнительный количественный и качественный анализ полученных результатов исследования. Определение эффективности реализации программы психологической коррекции школьной тревожности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Пятый этап (апрель 2020 г. - май 2020 г.). Формулирование выводов. Оформление текста выпускной квалификационной работы.
Теоретическая значимость: определяется анализом литературы по проблеме изучения школьной тревожности, что обогащает теоретические вопросы общей и специальной психологии.
Практическая значимость: полученные результаты исследования могут быть полезны педагогам, психологам и родителям при организации психокоррекционной работы, направленной на снижение школьной тревожности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Структура курсовой работы: Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы (в количестве 47 источников), приложения. Общий объем составляет 122 страницы.
В результате теоретического обзора по проблеме исследования мы установили, что впервые о понятии «тревожность» говорил Зигмунд Фрейд (1927). Изучением проблемы проявления тревожности занимались такие выдающиеся исследователи как: В. М. Астапов (2002) [1], Р. С. Немов (2001) [29], А. М. Прихожан (2000) [32], К. Хорни (1997) [44].
Как указывают данные авторы, благополучное эмоциональное развитие ведет за собой успешное развитие социальной, интеллектуальной и других сфер жизни ребенка. Общее состояние психического развития учащегося обусловлено уровнем эмоциональной сферы.
Но в современном мире дети зачастую сталкиваются с тревожными ситуациями. Тревожность проявляется в непрерывном ощущении угрозы своему «Я». Так же тревожность является главным фактором регуляции развития личности, активности ее поведения и деятельности, что вызывает большой интерес для психологического изучения.
Как отмечают психологи, занимающиеся данной проблемой, дети с задержкой психического развития зачастую имеют повышенный уровень тревожности в отличие от своих сверстников, которая может проявляться в поведенческих признаках (ребенок может, крутить в руках разные предметы, грызть ногти, теребить волос, качаться на стуле и т.п.). Может наблюдаться низкая самооценка за счет чего проявляться застенчивость, страх непринятия в коллектив и мышечное напряжение из-за постоянной скованности ребенка. Такие дети в силу неустойчивой эмоциональной сферы и недоразвитыми компенсаторными и психозащитными функциями, менее защищены от воздействия различных неприятных ситуаций, в результате чего формируется тревожность.
В результате констатирующего эксперимента мы выявили особенности проявления школьной тревожности у младших школьников с задержкой психического развития. Мы выявили, что как в контрольной, так и в экспериментальной группе у младших школьников с задержкой психического развития имеет место школьная тревожность.
В целях снижения школьной тревожности нами была разработана и апробирована программа психологической коррекции школьной тревожности у младших школьников с задержкой психического развития
Программа была реализована для детей экспериментальной группы по следующим направлениям:
- Повышение самооценки.
- Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих ситуациях.
- Снятие мышечного напряжения.
Занятия были реализованы в виде игровых упражнений.
В результате контрольного этапа эксперимента нами было установлено, что в контрольной группе увеличилось число детей, кто испытывал страх и тревожность выйти к доске, поднять руку при ответе и др., что связано с тем, что увеличилось количество учащихся с высоким или повышенным уровнем школьной тревожности.
В экспериментальной группе после формирующего эксперимента уменьшилось количество учащихся с высоким и повышенным уровнем школьной тревожности. Снижение показателей школьной тревожности произошло после реализованной нами психокоррекционной программы. Таким образом, программа психологической коррекции школьной тревожности у младших школьников с задержкой психического развития оказалась эффективна.
Таким образом, цель данного исследования достигнута, задачи реализованы, а гипотеза подтверждена .
Как указывают данные авторы, благополучное эмоциональное развитие ведет за собой успешное развитие социальной, интеллектуальной и других сфер жизни ребенка. Общее состояние психического развития учащегося обусловлено уровнем эмоциональной сферы.
Но в современном мире дети зачастую сталкиваются с тревожными ситуациями. Тревожность проявляется в непрерывном ощущении угрозы своему «Я». Так же тревожность является главным фактором регуляции развития личности, активности ее поведения и деятельности, что вызывает большой интерес для психологического изучения.
Как отмечают психологи, занимающиеся данной проблемой, дети с задержкой психического развития зачастую имеют повышенный уровень тревожности в отличие от своих сверстников, которая может проявляться в поведенческих признаках (ребенок может, крутить в руках разные предметы, грызть ногти, теребить волос, качаться на стуле и т.п.). Может наблюдаться низкая самооценка за счет чего проявляться застенчивость, страх непринятия в коллектив и мышечное напряжение из-за постоянной скованности ребенка. Такие дети в силу неустойчивой эмоциональной сферы и недоразвитыми компенсаторными и психозащитными функциями, менее защищены от воздействия различных неприятных ситуаций, в результате чего формируется тревожность.
В результате констатирующего эксперимента мы выявили особенности проявления школьной тревожности у младших школьников с задержкой психического развития. Мы выявили, что как в контрольной, так и в экспериментальной группе у младших школьников с задержкой психического развития имеет место школьная тревожность.
В целях снижения школьной тревожности нами была разработана и апробирована программа психологической коррекции школьной тревожности у младших школьников с задержкой психического развития
Программа была реализована для детей экспериментальной группы по следующим направлениям:
- Повышение самооценки.
- Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих ситуациях.
- Снятие мышечного напряжения.
Занятия были реализованы в виде игровых упражнений.
В результате контрольного этапа эксперимента нами было установлено, что в контрольной группе увеличилось число детей, кто испытывал страх и тревожность выйти к доске, поднять руку при ответе и др., что связано с тем, что увеличилось количество учащихся с высоким или повышенным уровнем школьной тревожности.
В экспериментальной группе после формирующего эксперимента уменьшилось количество учащихся с высоким и повышенным уровнем школьной тревожности. Снижение показателей школьной тревожности произошло после реализованной нами психокоррекционной программы. Таким образом, программа психологической коррекции школьной тревожности у младших школьников с задержкой психического развития оказалась эффективна.
Таким образом, цель данного исследования достигнута, задачи реализованы, а гипотеза подтверждена .
Подобные работы
- Управление процессом психолого-педагогической коррекции школьной тревожности у младших школьников с ЗПР
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2019 - Особенности проявления школьной тревожности у младших
школьников с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2020 - Психолого-педагогическая коррекция ситуативной тревожности у младших школьников с задержкой психического развития
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2018 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ КОРРЕКЦИИ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ И АГРЕССИВНОСТИ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РАЗНОГО
ГЕНЕЗА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2021 - Особенности учебной мотивации к школьному обучению младших школьников с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2020 - ОСОБЕННОСТИ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2024 - Особенности учебной мотивации школьному обучению у младших школьников с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2015 - Психологическая коррекция школьной тревожности младших школьников с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2024 - Психологическая коррекция тревожности младших школьников с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2022



