Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологическая коррекция школьной тревожности у младших школьников с задержкой психического развития

Работа №156124

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы122
Год сдачи2020
Стоимость4270 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Анализ литературы по проблеме исследования 8
1.1 Проблемы изучения тревожности в психологии 8
1.2 Особенности проявления школьной тревожности у учащихся младшего
школьного возраста 12
1.3 Современное состояние изучения школьной тревожности у учащихся
младшего школьного возраста с задержкой психического развития 17
Выводы по первой главе 21
Глава 2. Экспериментальное исследование школьной тревожности у младших школьников с задержкой психического развития 22
2.1 Организация, методы и методики проведения исследования 22
2.2 Констатирующий эксперимент и его анализ 29
Выводы по второй главе 41
Глава 3. Реализация программы психологической коррекции школьной тревожности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 43
3.1 Теоретические основы формирующего эксперимента 43
3.2 Содержание программы психологической коррекции школьной
тревожности у детей младшего школьного возраста с ЗПР 49
3.3 Анализ результатов контрольного этапа эксперимента 58
Выводы по третьей главе 71
Заключение 72
Список литературы 74
Приложение


Актуальность исследования. Эмоциональная сфера является важной частью в становлении личности человека. Безусловно, благополучное ее развитие приводит к совершенствованию множество других сфер деятельности, таких как: интеллектуальную, социальную и др. Эмоции являются одним из главных компонентов в структуре развития человека, участвуют в регуляции деятельности; позволяют человеку давать оценку всему, что происходит вокруг и внутри самого человека.
В наше время, дети довольно часто сталкиваются с проблемами, которые, так или иначе, связанны с тревожностью. Многие исследователи, как зарубежные, так и отечественные, изучали данную проблематику, среди которых можно выделить: В. М. Астапов (1994) [1], Р. С. Немов (2001) [29], А. М. Прихожан (2000) [32], З. Фрейд (1980) [41], К. Хорни (1997) [44].
Тревога трактуется как отрицательные эмоциональные переживания, обусловленные ожиданием чего - то опасного, не связанные с конкретными событиями, ее можно использовать конструктивно. Говоря о тревожности, можно утверждать, что она является личностной чертой, отражающей уменьшение порога чувствительности к стрессогенным факторам.
Так же, тревожность может выражаться в чувстве постоянной угрозы своему «я» в различных ситуациях; тревожность - это переживание эмоционального дискомфорта, которое связанно с ожиданием неблагополучия. Тревожность представляет исключительный интерес для психологического ее изучения.
Младший школьный возраст является наиболее сложным и противоречивым периодом в становлении личности. Потому что, этот этап жизни начинается с кризиса 7 лет, что, по мнению многих ученых, считается более эмоционально насыщенным.
Проанализировав литературу выдающихся авторов изучавших детей с задержкой психического развития, можно сделать вывод, что эмоциональное развитие во многом зависит от возраста, этиологии, а так же от социальной среды. Значимость изучения тревожности в практическом аспекте определяется тем, что именно она, как отмечают многие исследователи и практические психологи (Б.И.Кочубей [19], Е.С.Новикова [19] и др.), лежит в основе целого ряда психологических трудностей детства, в том числе многих нарушений развития, служащих поводом для обращений в психологическую службу.
Можно утверждать, что всё вышеупомянутое свидетельствует о необходимости более глубоком изучении особенностей проявления тревожности у детей младшего школьного возраста с нарушениями в развитии, в связи с тем, что данная проблематика исследования является малоизученной.
Проблема исследования: изучение школьной тревожности, которую проявляют младшие школьники с задержкой психического развития, имеет большое значение, поскольку таких детей становиться всё больше, к тому же данные особенности недостаточно изучены в специальной психологии.
Цель исследования: изучить особенности проявления школьной тревожности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития и провести психокоррекционную работу, направленную на ее снижение.
Объект исследования: школьная тревожность детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: психологическая коррекция школьной тревожности у младших школьников с задержкой психического развития.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психологическую литературу по проблеме исследования и определить её современное состояние.
2. Выявить особенности проявления школьной тревожности у младших школьников с ЗПР;
3. Разработать и апробировать программу психологической коррекции школьной тревожности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, проверить её эффективность.
Гипотеза исследования: младшие школьники с задержкой психического развития имеют повышенный уровень школьной тревожности. Использование разработанной нами программы психологической коррекции школьной тревожности окажет положительное влияние на ее снижение у данной категории испытуемых.
Методы исследования были определены в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. Теоретический (анализ общей и специальной психолого - педагогической литературы); эмпирический (основу которого составили психодиагностические методы тестирования, наблюдение, беседа и проективные техники); количественный и качественный анализ полученных данных.
Методологическими основами исследования являются: научные работы как зарубежных, так и отечественных исследователей, занимавшихся изучением эмоционально - волевой сферы. Проблема проявления тревожности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития раскрывается в трудах следующих авторов В. М. Астапов [1], А. М. Прихожан [32], З. Фрейд [42]. При изучении особенностей проявления тревожности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, был сделан упор на концептуальные подходы Н. Д. Левитова [22], Р. С. Немова [29], К. Хорни [44].
База исследования: КГБОУ «Красноярская общеобразовательная школа № 7». В исследовании принимал участие учащиеся 3 «А» и 3 «В» классов, в составе из 20 человек. Возраст испытуемых 10-11 лет.
В психодиагностическое исследование были включены следующие методики:
1) Тест диагностики школьной тревожности Филлипса (1970) [34, с.133];
2) Шкала явной тревожности CMAS (адаптация А.М.Прихожан) (2002) [45, с. 61];
3) Методика «Несуществующее животное» (По М. А. Харченко) (2009) [39].
Этапы проведения исследования. Исследование проводилось в четыре этапа с сентября 2019 года по март 2020 года.
Первый этап - подготовительный (сентябрь 2019 г. - октябрь 2019 г.). На данном этапе проходило изучение и анализ психологической литературы по проблеме исследования, изучение современного состояния проблемы.
Второй этап (октябрь 2019г.). Осуществлялся подбор диагностического инструментария. Проведение констатирующего эксперимента с количественным и качественным анализом полученных результатов исследования по выявлению особенностей проявления школьной тревожности у младших школьников с задержкой психического развития.
Третий этап (ноябрь 2019 г. - январь 2020 г.). Теоретическое обоснование, разработка и реализация программы психологической коррекции школьной тревожности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Четвёртый этап (февраль 2020 г. - март 2020 г.). Сравнительный количественный и качественный анализ полученных результатов исследования. Определение эффективности реализации программы психологической коррекции школьной тревожности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Пятый этап (апрель 2020 г. - май 2020 г.). Формулирование выводов. Оформление текста выпускной квалификационной работы.
Теоретическая значимость: определяется анализом литературы по проблеме изучения школьной тревожности, что обогащает теоретические вопросы общей и специальной психологии.
Практическая значимость: полученные результаты исследования могут быть полезны педагогам, психологам и родителям при организации психокоррекционной работы, направленной на снижение школьной тревожности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Структура курсовой работы: Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы (в количестве 47 источников), приложения. Общий объем составляет 122 страницы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате теоретического обзора по проблеме исследования мы установили, что впервые о понятии «тревожность» говорил Зигмунд Фрейд (1927). Изучением проблемы проявления тревожности занимались такие выдающиеся исследователи как: В. М. Астапов (2002) [1], Р. С. Немов (2001) [29], А. М. Прихожан (2000) [32], К. Хорни (1997) [44].
Как указывают данные авторы, благополучное эмоциональное развитие ведет за собой успешное развитие социальной, интеллектуальной и других сфер жизни ребенка. Общее состояние психического развития учащегося обусловлено уровнем эмоциональной сферы.
Но в современном мире дети зачастую сталкиваются с тревожными ситуациями. Тревожность проявляется в непрерывном ощущении угрозы своему «Я». Так же тревожность является главным фактором регуляции развития личности, активности ее поведения и деятельности, что вызывает большой интерес для психологического изучения.
Как отмечают психологи, занимающиеся данной проблемой, дети с задержкой психического развития зачастую имеют повышенный уровень тревожности в отличие от своих сверстников, которая может проявляться в поведенческих признаках (ребенок может, крутить в руках разные предметы, грызть ногти, теребить волос, качаться на стуле и т.п.). Может наблюдаться низкая самооценка за счет чего проявляться застенчивость, страх непринятия в коллектив и мышечное напряжение из-за постоянной скованности ребенка. Такие дети в силу неустойчивой эмоциональной сферы и недоразвитыми компенсаторными и психозащитными функциями, менее защищены от воздействия различных неприятных ситуаций, в результате чего формируется тревожность.
В результате констатирующего эксперимента мы выявили особенности проявления школьной тревожности у младших школьников с задержкой психического развития. Мы выявили, что как в контрольной, так и в экспериментальной группе у младших школьников с задержкой психического развития имеет место школьная тревожность.
В целях снижения школьной тревожности нами была разработана и апробирована программа психологической коррекции школьной тревожности у младших школьников с задержкой психического развития
Программа была реализована для детей экспериментальной группы по следующим направлениям:
- Повышение самооценки.
- Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих ситуациях.
- Снятие мышечного напряжения.
Занятия были реализованы в виде игровых упражнений.
В результате контрольного этапа эксперимента нами было установлено, что в контрольной группе увеличилось число детей, кто испытывал страх и тревожность выйти к доске, поднять руку при ответе и др., что связано с тем, что увеличилось количество учащихся с высоким или повышенным уровнем школьной тревожности.
В экспериментальной группе после формирующего эксперимента уменьшилось количество учащихся с высоким и повышенным уровнем школьной тревожности. Снижение показателей школьной тревожности произошло после реализованной нами психокоррекционной программы. Таким образом, программа психологической коррекции школьной тревожности у младших школьников с задержкой психического развития оказалась эффективна.
Таким образом, цель данного исследования достигнута, задачи реализованы, а гипотеза подтверждена .



1. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. Москва, 1994. 216 с.
2. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Ленинград, 1988. С.13 - 21.
3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / сост. И. В. Дубровина, Н. И. Гуткина, А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых. Санкт- Петербург, 2008. 398 с.
4. Вачков И. В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через
психологическую сказку. Москва, 2001. 221 с.
5. Винникова Е. А., Слепович Е. С. О психологических механизмах становления морального поведения у детей с задержкой психического развития // Дефектология. 1999. № 1.
6. Власова Т. А. О детях с отклонениями в развитии / Т. А. Власова, М. С Певзнер. Москва: изд-во Просвещение, 1973. 176 с.
7. Головин С. Ю. Словарь практического психолога. Москва, 1998. 568 с.
8. Глейтман Г., Фридлунд А., Райсберг Д. Основы психологии / под ред. В. Ю. Большакова, В. Н. Дружинина Санкт- Петербург: изд-во Речь, 2001. 1247 с.
9. Дети с задержкой психического развития / под ред. Г. А. Власовой, В. И. Лубовского Н. А. Цыпиной. Москва: изд-во Педагогика, 1984. 256 с.
10. Дубровина, И. В. Психология / Под ред. И. В. Дубровиной. Москва, Издательский центр «Академия», 1999.
11.Зеньковский В. В. Психология детства. Москва, 2012. 348 с.
12. Изард К.Е. Психология эмоций. Санкт - Петербург: изд-во Питер, 2000. 312 с.
13. Ильин Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. Санкт- Петербург, 2001. 752 с.
14. Имедадзе И. В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте // Психологические исследования. Москва, 1996. С. 49-57.
15. Исаев Д. Н., Елисеев П. Г. Опыт применения тестов тревожности и невротизма в изучении детей с задержкой психического развития. // Дефектология. 1999. №4. С.27-31.
16. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы младшего школьника: Методические рекомендации для специалистов образовательных учреждений. Новокуйбышевск, 2008. 105 с.
17. Костина Л. М. Методы диагностики тревожности. Санкт- Петербург, 2005. 198 с.
18. Костина Л. Н. Особенности эмоциональной сферы в учебном процессе детей младшего школьного возраста (с нормальным и задержанным психическим развитием): Автореф. дис. ...канд. психол. наук. Санкт - Петербург, 1992. 28с.
19. Кочубей, Б. И. Эмоциональная устойчивость школьника / Б. И. Кочубей, Е. В. Новикова. Москва: изд-во Знание, 1988. 80 с.
20. Кузнецова Л. В., Айзенберг Б. И. Разные формы психологической помощи в школе-интернате для детей с задержкой психического развития. // Дефектология. 1990 №2. С.21 - 23.
21. Кулагина И. Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. Москва, 1998. 340 с.
22. Левитов Н. Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги // Вопросы психологии. 1969. № 1.
23. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. Москва: Смысл, Академия, 2005. - 352 с.
24. Лубовский, В.И.Специальная психология / В. И. Лубовский. Москва: изд- во Знание, 2003. 356 с.
25. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. Санкт-Петербург: изд-во Речь, 2007. 136 с.
26. Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. Санкт-Петербург: Речь, 2001. 220 с
27. Микляева А. В., Румянцева П. В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. Москва: изд-во Речь, 2007. 248 с.
28. Мэй Р. Смысл тревоги. Москва, 2001. 416 с.
29. Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. Москва. ВЛАДОС. 2001. Кн. 3: Психодиагностика. 640 с.
30. Опыт применения тестов тревожности и невротизма в изучении детей с задержкой психического развития / Д. Н. Исаев, Н. Г. Елисеев // Дефектология. 1999. № 4. С. 27-31.
31. Прихожан А. М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. Санкт-Петербург. 2007. 192 с.
32. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. Москва, 2000. 304 с.
33. Расщевская М. Ч. Особенности эмоционально -волевой сферы детей 6-10¬летнего возраста с разным уровнем умственного развития. // Сравнительная динамика развития детей: Сборник научных трудов. Рига, 1986. С.49-61.
34. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: 2¬е изд., перераб. и доп. Москва: изд-во центр ВЛАДОС, 1999. Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. 384с
35. Роджерс К. Науке о личности // История зарубежной психологии. Москва, 1980. 248 с.
36. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. Москва, 1973.
37. Специальная психология: учебное / под ред. В. И. Лубовского. Москва, 2007. 460 с.
38. Стресс и тревога в спорте./Сост. Ю. Л. Ханин. Москва, 1983. 288 с.
39. Тест «Несуществующее животное» // Детская практическая психология /Под ред. Т. Д. Марцинковской. Москва, 2001. 420 с.
40. Терехина Т.В. Психолого-педагогическая коррекция. Учебно¬методическое пособие. Краснодар, 2013.
41. Фрейд З. Истерия и страх. Москва, 1980. 320 с.
42. Фрейд 3. Психология бессознательного: Сб. произведений / Сост., науч. ред. М.Г. Ярошевский. Москва: изд-во Просвещение. 1990. 448 с.
43. Харченко М. А. Диагностика появлений тревожности студенческой молодежи // Научно-медицинский вестник Центрального Черноземья. 2009. №35.
44. Хорни К. Собр. соч. в 3 томах. Москва: Смысл, 1997 Т.2. С. 174 - 180 с.
45. Шкала явной тревожности CMAS (адаптация А. М.Прихожан) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И. Б. Дерманова. Санкт-Петербург, 2002. 64 с.
46. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. Москва, 1978.
47. Эриксон Э. Г. Детство и общество / пер. [с англ.] и науч. ред. А. А. Алексеев. Санкт-Петербург: изд-во Летний сад, 2000.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ