СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы социально-педагогической профилактики девиантного поведения подростков в условиях общеобразовательной школы
1.1. Содержание социально-педагоической профилактики девиантно
го поведения подростков 6
1.2. Социально-психологическая характеристика подростков 12
1.3. Методы социально-педагогической профилактики девиантного по
ведения подростков 20
Выводы по I главе 27
Глава 2. Организация социально-педагогической профилактики девиантного поведения подростков в условиях общеобразовательной школы
2.1. Диагностика склонности к девиантному поведению у подрост
ков 29
2.2. Реализация программы социально-педагогической профилактики
девиантного поведения подростков и оценка ее эффективности 39
Выводы по II главе 44
Заключение 46
Список литературы 48
Приложение
Глава 1. Теоретические основы социально-педагогической профилактики девиантного поведения подростков в условиях общеобразовательной школы
1.1. Содержание социально-педагоической профилактики девиантно
го поведения подростков 6
1.2. Социально-психологическая характеристика подростков 12
1.3. Методы социально-педагогической профилактики девиантного по
ведения подростков 20
Выводы по I главе 27
Глава 2. Организация социально-педагогической профилактики девиантного поведения подростков в условиях общеобразовательной школы
2.1. Диагностика склонности к девиантному поведению у подрост
ков 29
2.2. Реализация программы социально-педагогической профилактики
девиантного поведения подростков и оценка ее эффективности 39
Выводы по II главе 44
Заключение 46
Список литературы 48
Приложение
В настоящее время проблема социально-педагогической профилактики девиантного поведения подростков является одной из актуальных, что обусловлено рядом факторов. Политическая и социально-экономическая нестабильность в стране, падение уровня жизни многих россиян, нарушение или ослабление влияния социальных институтов, призванных заниматься воспитанием детей и подростков, прежде всего института семьи, привели, во- первых, к значительному увеличению числа семей так называемой «группы риска» и, во-вторых, к увеличению количества социальных сирот и подростков девиантного поведения.
Проблема девиантного поведения подростков рассматривается многими авторами, среди которых наиболее значимы исследования И.А. Агеевой, М.А. Алемаскина, Е.Н. Андреевой, Е.В. Андриенко, С.А. Беличевой, Е.Ф. Бойко, Е.В. Борусяк, Н.В. Дмитриевой, И.В. Дубровиной, С.В. Духновской, Н.Л. Карпова, Е.В. Кияшко, Я.Л. Коломенского, Е.М. Змановской, А.И. Миллера, М.А. Одинцовой, В.М. Обухова, Т.И. Ломыткиной, А.М. Прихожан, А.А. Реан, Л.А. Регуш, В.М. Миниярова, Л.М. Семенюк, В.Г. Степанова, Л.М. Шипицыной, В.Л. Цветкова и многих других.
Поведение отличное от нормативного в психологической литературе нашли свое отражение в таких понятиях как: «асоциальное поведение», «девиантное поведение», «аморальное поведение», «антисоциальное поведение», «аддиктивное поведение» , «делинквентное поведение» и многие другие. Подростковый возраст в отношении девиаций представляет собой группу повышенного риска, т.к. именно в этот период происходит социальное и личностное самоопределение. Естественная для этого возраста потребность в общении и самоутверждении должна реализоваться в благоприятных условиях и в сочетании с социально-значимой деятельностью. Если это не происходит, процесс социализации деформируется в направлении социального негативизма и, как следствие, девиантного поведения.
Цель исследования - определить эффективность условий социально-педагогической профилактики девиантного поведения подростков в общеобразовательной школе...
Проблема девиантного поведения подростков рассматривается многими авторами, среди которых наиболее значимы исследования И.А. Агеевой, М.А. Алемаскина, Е.Н. Андреевой, Е.В. Андриенко, С.А. Беличевой, Е.Ф. Бойко, Е.В. Борусяк, Н.В. Дмитриевой, И.В. Дубровиной, С.В. Духновской, Н.Л. Карпова, Е.В. Кияшко, Я.Л. Коломенского, Е.М. Змановской, А.И. Миллера, М.А. Одинцовой, В.М. Обухова, Т.И. Ломыткиной, А.М. Прихожан, А.А. Реан, Л.А. Регуш, В.М. Миниярова, Л.М. Семенюк, В.Г. Степанова, Л.М. Шипицыной, В.Л. Цветкова и многих других.
Поведение отличное от нормативного в психологической литературе нашли свое отражение в таких понятиях как: «асоциальное поведение», «девиантное поведение», «аморальное поведение», «антисоциальное поведение», «аддиктивное поведение» , «делинквентное поведение» и многие другие. Подростковый возраст в отношении девиаций представляет собой группу повышенного риска, т.к. именно в этот период происходит социальное и личностное самоопределение. Естественная для этого возраста потребность в общении и самоутверждении должна реализоваться в благоприятных условиях и в сочетании с социально-значимой деятельностью. Если это не происходит, процесс социализации деформируется в направлении социального негативизма и, как следствие, девиантного поведения.
Цель исследования - определить эффективность условий социально-педагогической профилактики девиантного поведения подростков в общеобразовательной школе...
Теоретический анализ показал что, девиантное поведение получило в последние годы массовый характер. Исследование механизмов происхождения и способов предупреждения девиантного поведения стало насущной проблемой. Важной задачей является диагностика склонности к проявлению девиаций у подростков, потому что конкретно в данной возрастной категории начинают возникать разные формы девиантного поведения.
Девиантное поведение негативной направленности - совершение человеком либо группой людей социальных действий, отклоняющихся от доминирующих в сообществе социокультурных норм и ожиданий, общепризнанных правил выполнения социальных ролей, причиняющих вред конкретной личности и интересам общества, осуждаемых общественным мнением и влекущих за собой социальную ответственность.
Для проведения исследования девиантного поведения у подростков в качестве испытуемых было выбрано 20 подростков разного пола, в возрасте 14-15 лет, обучающихся в МБОУ СОШ №150 г. Красноярска, 8В класс.
В нашем исследовании были использованы следующие диагностические методы: анкетирование, методика «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орёл), методика диагностики показателей и форм агрессии (А. Басс и А. Дарки).
Согласно результатам исследования было выявлено: что подростки склонны к преодолению норм и правил, склонны к аддиктивному поведению, есть склонность к агрессии и насилию и к делинквентному поведению в силу особенностей их возраста.
После реализация программы социально-педагогической профилактики девиантного поведения подростков. Цель данной программы была формирование личностных качеств и социальных навыков подростка, позволяющих понять жизненные ценности и выбрать осознанную позицию.
Анализ реализации программы осуществлялся по тем же методикам. Диагностика показала, что есть динамика по следующим показателям: ко- 46
личество подростков, склонных к преодолению норм и правил сократилось с двенадцать человек до девяти; количество подростков, склонных к аддик- тивному поведению сократилось с трех человек до двух; количество подростков, склонных к делинквентному поведению сократилось с трех человек до двух.
Таким образом, гипотеза нашего исследования - социально-педагогическая профилактика девиантного поведения подростков станет возможной при следующих условиях:
- будет проведен с подростками цикл мероприятий, направленный на развитие социальных навыков, демонстрирующих альтернативу девиантному поведению;
- будут использоваться методы, способствующие осознанию личностных проблем и формированию активной позиции у подростков по их решению: дискуссии, элементы социально-психологического тренинга, игровые методы;
- в мероприятия будут включены подростки, демонстрирующие социально одобряемое поведение. Нашла свое подтверждение.
Девиантное поведение негативной направленности - совершение человеком либо группой людей социальных действий, отклоняющихся от доминирующих в сообществе социокультурных норм и ожиданий, общепризнанных правил выполнения социальных ролей, причиняющих вред конкретной личности и интересам общества, осуждаемых общественным мнением и влекущих за собой социальную ответственность.
Для проведения исследования девиантного поведения у подростков в качестве испытуемых было выбрано 20 подростков разного пола, в возрасте 14-15 лет, обучающихся в МБОУ СОШ №150 г. Красноярска, 8В класс.
В нашем исследовании были использованы следующие диагностические методы: анкетирование, методика «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орёл), методика диагностики показателей и форм агрессии (А. Басс и А. Дарки).
Согласно результатам исследования было выявлено: что подростки склонны к преодолению норм и правил, склонны к аддиктивному поведению, есть склонность к агрессии и насилию и к делинквентному поведению в силу особенностей их возраста.
После реализация программы социально-педагогической профилактики девиантного поведения подростков. Цель данной программы была формирование личностных качеств и социальных навыков подростка, позволяющих понять жизненные ценности и выбрать осознанную позицию.
Анализ реализации программы осуществлялся по тем же методикам. Диагностика показала, что есть динамика по следующим показателям: ко- 46
личество подростков, склонных к преодолению норм и правил сократилось с двенадцать человек до девяти; количество подростков, склонных к аддик- тивному поведению сократилось с трех человек до двух; количество подростков, склонных к делинквентному поведению сократилось с трех человек до двух.
Таким образом, гипотеза нашего исследования - социально-педагогическая профилактика девиантного поведения подростков станет возможной при следующих условиях:
- будет проведен с подростками цикл мероприятий, направленный на развитие социальных навыков, демонстрирующих альтернативу девиантному поведению;
- будут использоваться методы, способствующие осознанию личностных проблем и формированию активной позиции у подростков по их решению: дискуссии, элементы социально-психологического тренинга, игровые методы;
- в мероприятия будут включены подростки, демонстрирующие социально одобряемое поведение. Нашла свое подтверждение.
Подобные работы
- Досуговая деятельность как средство социально-педагогической профилактики девиантного поведения подростков
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2018 - КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2016 - ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 3400 р. Год сдачи: 2020 - ПРОЯВЛЕНИЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКА В КАДЕТСКИХ КЛАССАХ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ФЛЭШМОБ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2018 - Коллективное музицирование как способ педагогической коррекции девиантного поведения подростков
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2018 - ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2019 - ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2018



