Введение 4
1 Теоретические основы применения технологии веб-квест на урока русского языка 7
1.1 Веб-квест как современная образовательная технология 7
1.2 Педагогический опыт применения технологии веб-квест в изучении русского языка 15
2 Повышение уровня познавательной активности на уроках русского посредством веб-квеста 33
2.1 Выявление уровня познавательной активности у учащихся 6 класса на уроках русского языка 33
2.2 Разработка и апробация веб-квеста «Путешествие в страну Морфологию. Имя существительное» 45
2.3 Сравнительный анализ первичной и повторной диагностики уровня развития познавательной активности у учащихся 51
2.4 Методические рекомендации по проведению веб-квеста при изучении русского языка в 6 классе 58
Заключение 66
Список использованных источников 68
Приложение А-В 73-109
В условиях развития цифровой экономики система образования претерпевает большие изменения. Требования, которые предъявляются к современному образованию, нашли отражение в федеральных государственных образовательных стандартах третьего поколения. Одним из главных результатов образовательной деятельности является формирование у школьников функциональной грамотности, что позволяет учащимся решать учебные задачи или жизненные ситуации, используя уже имеющиеся у них компетентности. В процессе обучения учащиеся формируют ключевые компетентности, которые необходимы современному человеку для успешной социализации в обществе в условиях развития цифровой экономики.
Актуальность исследования. При обучении русскому языку для повышения интереса к предмету педагог использует не только традиционные, но и инновационные, нестандартные формы работы. Благодаря чему у школьников формируется познавательная активность к предмету и к процессу обучения в целом. Веб-квест как инновационная форма работы может успешно применяться при изучении русского языка. Данная форма работы обладает следующими особенностями: во-первых, учащиеся выполняют задания, связанные с реально существующей ситуацией; во-вторых, они учатся работать с источниками информации (находить нужную информацию, анализировать и систематизировать ее); в- третьих, учащиеся имеют возможность самостоятельно оценить свою работу. Поэтому веб-квест является интересной формой обучения для учащихся.
Объект исследования - веб-квест как современная образовательная технология.
Предмет исследования - веб-квест как средство повышения познавательной активности на уроках русского языка.
Гипотеза: использование технологии веб-квест при изучении русского языка способствует повышению познавательной активности у учащихся.
Цель работы: рассмотреть технологию веб-квест как средство повышения познавательной активности.
Задачи исследования:
1) рассмотреть веб-квест как современную образовательную технологию;
2) изучить педагогический опыт применения технологии веб-квест в изучении русского языка;
3) провести констатирующий эксперимент по определению уровня познавательной активности;
4) разработать и апробировать веб-квест по русскому языку в 6 классе с целью повышения познавательной активности;
5) разработать методические рекомендации по проведению веб-квеста при изучении русского языка в 6 классе.
При написании данной работы были использованы методы:
- анализ научной, научно-публицистической и учебной литературы по данной теме;
- анализ педагогического опыта по теме исследования;
- анкетирование и статистическая обработка данных.
Методологической основой исследования являются работы отечественных и зарубежных авторов, таких как А.А. Артюхина, Б. Додж, Е.А. Кувалдина, Н.В. Луткова, Н.В. Майорова, Т. Путий, А.Ю. Шестакова, А.Н. Щербина и другие.
Экспериментальная база исследования: МБОУ «Большеулуйская СОШ».
Практическая значимость исследования:
- обобщен теоретический материал и педагогический опыт использования веб-квеста как современной образовательной технологии, способствующей повышению познавательной активности у учащихся;
- разработаны методические рекомендации, которые могут быть использованы в педагогической практике при проведении веб-квестов в рамках урочной и внеурочной деятельности по русскому языку для повышения познавательной активности к данному предмету...
В выпускной квалификационной работе была рассмотрена образовательная технология веб-квест как средство повышения познавательной активности у учащихся на уроках русского языка.
В результате проделанного исследования мы пришли к следующим выводам.
Веб-квест - это современная образовательная технология, представляющая собой сайт в Интернете, на котором учащиеся решают учебную задачу. Он представляет собой проблемное задание с элементами игры. Основная его функция - это создание условий для эффективной работы учащихся в Интернете и формирования у них ключевых компетентностей.
Был изучен педагогический опыт применения технологии веб-квест в изучении русского языка на примере веб-квестов: «Путешествие по фразеологии» и «Орфографиада. Путешествие во времени». Проведя анализ их содержания, мы пришли к выводу, что данные веб-квесты могут быть успешно использованы в практике обучения русскому языку другими педагогами.
Мы провели констатирующий эксперимент по определению уровня познавательной активности учащихся 6 «А» класса МБОУ «Большеулуйская СОШ». Результаты исследования показали, что учащиеся имеют средний уровень познавательной активности, после проведения веб-квеста число учащихся, которым стал интересен русский языки, и которым стало интересно узнавать что-то новое, увеличилось.
Нами разработан веб-квест «Путешествие в страну Морфологию. Имя существительное» и апробирован в 6 классе с целью повышения познавательной активности. По результатам проведения веб-квеста, мы пришли к выводу, что данная форма обучения для учащихся 6 «А» класса является интересной.
Были разработаны методические рекомендации по проведению веб-квеста при изучении русского языка в 6 классе, состоящие из двух разработанных веб-квестов: «Путешествие в страну Морфологию. Имя прилагательное» и «Путешествие в страну Морфологию. Глагол».
Решение поставленных задач позволило нам сделать следующий вывод: системное использование данной технологии при изучении русского языка, способствует повышению познавательной активности при изучении данного предмета.
Таким образом, считаем, что цель и задачи, поставленные в начале работы, были достигнуты.
1. Александрова, М. Э. Веб-квест как образовательная технология / М. Э. Александрова, Ю. Н. Житенева. - 2021. - С. 265-268.
2. Алексеева, Л. А. Веб-квест как инструмент повышения мотивации обучающихся и развития критического мышления / Л. А. Алексеева. - 2020. - С. 84-85.
3. Артюхина, А. А. Проблемы организации веб-квеста / А. А. Артюхина // Наука, образование и культура. - 2017. - №4(19). - С. 79¬80.
4. Арчилаева, С. Г. Применение веб-квест технологии в современном образовании / С. Г. Арчилаева // Открытый урок. - 2018. - URL: https://urok.1 sept.ru/articles/671383(дата обращения: 07.09.2018).
5. Балакина, А. В. Веб-квест как интерактивная образовательная среда / А. В. Балакина // Педтехнологии. - Ноябрьск, 2017. - С. 8 - 12.
6. Белоконова, С. С. Современные веб-технологии в образовательном процессе и их роль в обучении / С. С. Белоконова, В. В. Назарова // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. - Таганрог, 2018. - №1. - С. 3-7.
7. Бондаренко, Т. Н. Использование веб-квест технологии в процессе организации самостоятельной деятельности студентов / Т. Н. Бондаренко // Сибирский педагогический журнал. - Славянск, 2014. - С. 32 - 36.
8. Быховский, Я. С. Как создать веб-квест? / Я. С. Быховский // Материалы международной конференции «Информационные технологии в образовании». - 2012. - URL:http://wearelinguists.narod.ru/materials/web-quest.pdf(дата обращения: 15.08.2012).
9. Вохмянина, И. Г. Веб-квест «Путешествие по Фразеологии» / И. Г. Вохмянина. - URL:https: //www.listopadira2017 .com/properties.
10. Галисенкова, M. И. Использование технологии образовательных веб-квестов в профессиональном становлении будущих педагогов / М. И. Галисенкова, В. В. Павловец, Т. И. Павлючук. - Минск, 2020. - С. 177¬180.
11. Гизатулина, О. И. Использование WEB-технологий в образовании / О. И. Гизатулина // Достижения науки и образования. - 2018. - №17 (39). - С. 48-52.
12. Губерния, Е. В. Web-квест как современная образовательная технология / Е. В. Губерния // Аллея науки. - 2019. - № 1(28). - С. 881- 884.
13. Давыдова, К. А. Методический потенциал применения веб-квест технологии в обучении русскому языку / К. А. Давыдова // Наследие. - 2021. - №75-3(75). - С. 18-21.
14. Дувалина, О. Н. Использование технологии веб-квест как средство активации познавательной деятельности школьников / О. Н. Дувалина, А. А. Михеева // Тенденции развития науки и образования. - 2019. - № 50. - С. 37-40.
15. Дьяконова, Н. Ю. Использование информационных технологий в образовательном процессе / Н. Ю. Дьяконова, С. В. Коновалова. - 2020. - С. 65-70....(44)