Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРЕ С ИГРУШКАМИ- ЗАМЕСТИТЕЛЯМИ

Работа №156096

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дошкольное образование

Объем работы66
Год сдачи2020
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
17
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРЕ С ИГРУШКАМИ-ЗАМЕСТИТЕЛЯМИ 8
1.1. Особенности развития воображения детей дошкольного возраста 8
1.2. Игрушки-заместители как средство развития воображения у детей
дошкольного возраста 134
1.3. Педагогические условия развития воображения детей дошкольного
возраста в игре с игрушками-заместителями 20
Выводы по главе 1 27
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРЕ С ИГРУШКАМИ-ЗАМЕСТИТЕЛЯМИ 29
2.1. Организация и методы исследования 29
2.2. Анализ и интерпретация результатов констатирующей диагностики
воображения детей дошкольного возраста 33
2.3. Реализация педагогических условий развития воображения детей 4-5 лет
в игре с предметами-заместителями 39
2.4. Анализ и интерпретация результатов контрольной диагностики
воображения детей дошкольного возраста 45
Выводы по главе 2 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 62


Внимание исследователей к детской игре не ослабевает. Являясь ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста, игра имеет определяющее значение для его психического развития. Так, игра способствует развитию воображения, творческой активности ребенка, что является важным качеством для жизнедеятельности в современном обществе: существует запрос к образовательной системе - дошкольное образование должно формировать творчески активную личность, способную эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы [37].
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) отмечено, что развитие воображения определяется как один из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования, которое реализуется прежде всего в игре [37]. Условием развития воображения дошкольников является доступность изменений развивающей предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, интересов и возможностей детей [21, с. 648]; обустройство образовательной среды в части доступности игрового и дидактического материала [21, с. 647], что актуализирует проблему «ухода игры» из дошкольного образования и ее подмену игровыми методами и формами обучения [42, с. 92-93]. Так, педагоги и родители стремятся устроить для детей высокоорганизованный и распланированный досуг (посещение игровых центров, игры с аниматорами, уход от событийных форм досуга к мероприятиям), чем подавляют необходимость вообразить собственную активность ребенка [32, с. 35].
Исследователь Е.О. Смирнова (2013) отмечает явление «маркетизации детства»: взрослые стремятся купить своим детям больше игрушек,
максимально имитирующих реальные предметы, однако подобное изобилие, напротив, снижает возможность развития детского воображения [21, с. 93]. Так, «...в детской комнате современного дошкольника находится более 400 игрушек, из которых только 6% реально используются ребенком. Игрушки становятся предметом обладания ребенка, заполняющим физическое пространство, а не побудителями внешней и внутренней активности детей» [21, с. 93]. Исследователи О.А. Степанова, М.Э. Вайнер, Н.Я. Чутко (2016) говорят о необходимости присутствия в детских играх «полифункционального игрового материала, т.е. предметов, не имеющих строгого функционального назначения, что способствует проявлению детской фантазии» [46, с. 22]. В дошкольном возрасте большую значимость для развития воображения приобретает игра с предметами-заместителями [32, с. 36].
Проблема развития воображения в детской психологии до сих пор является не вполне решенной. Вопросы развития дошкольников рассматривались в работах Л.С. Выготского, А.П. Усова, Д.Б. Эльконина, др. [16, 50, 52]; проблемы развития воображения ребенка дошкольного возраста разрабатывались в исследованиях Ю.В. Величко, П.Г. Лубчикова, Л.В. Мищенко, В.С. Нургалеева [11, 28, 31]; роль игрушки в развитии
ребенка стала предметом исследований В.С. Адониной, Н.Ю. Скрябиной [2]; сломанные игрушки и их влияние на развитие личности ребенка исследовались И.А. Рябковой [39]. Однако, специальных исследований по проблеме использования игрушек-заместителей в условиях дошкольного образовательного учреждения проведено крайне мало.
Актуальность данного исследования обусловлена противоречиями:
- между необходимостью обустройства образовательной среды (в рамках ФГОС дошкольного образования), актуализирующей развитие воображения, и узким представлением о значении детской игрушки для развития воображения ребенка в игре;
- между значимостью полифункционального игрового материала для развития воображения дошкольника и недостаточной проработкой педагогических условий организации игр дошкольников с игрушками - заместителями.
Проблема исследования: каковы педагогические условия развития воображения детей дошкольного возраста в игре с игрушками- заместителями. Описанная выше проблематика обуславливает актуальность опытно-экспериментального исследования и выбор темы «Педагогические условия развития воображения у детей дошкольного возраста в игре с игрушками-заместителями».
Объект исследования: развитие воображения детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия развития воображения у детей дошкольного возраста в игре с игрушками-заместителями.
Цель работы: обосновать и экспериментально проверить
результативность педагогических условий развития воображения детей дошкольного возраста в игре с игрушками-заместителями...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема развития воображения детей дошкольного возраста в игре с игрушками-заместителями оценивается нами как слабо разработанная и при этом достаточно актуальная. Ее анализу и практической проработки посвящено данное исследование.
Решая первую задачу исследования, мы выявили особенности развития воображения детей дошкольного возраста: в этом возрасте ребенок овладевает активным (продуктивным) воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от игровой деятельности.
Решая вторую задачу исследования, мы охарактеризовали игрушки- заместители как средство развития воображения у детей дошкольного возраста: игра с предметом-заместителем помогает ребенку переосмыслить информацию об объектах природной и социальной действительности, обогащает собственный опыт ребенка. Воссоздавая реальные и воображаемые предметы, образы, игрушка служит целям развития воображения. Игрушка помогает ребенку познавать окружающий мир, приучает его к целенаправленной, осмысленной деятельности.
Решая третью задачу исследования, мы выделили и теоретически обосновали педагогические условия развития воображения детей дошкольного возраста в игре с игрушками-заместителями:
- обогащение и постоянное обновление предметно-игровой среды;
- организация игр на развитие воображения в т.ч. с предметами- заместителями;
- активизирующее и обучающее общение взрослого с детьми во время игры с игрушками-заместителями.
Решая четвертую задачу исследования, мы определили уровень развития воображения детей дошкольного возраста: так, группа средних дошкольников оказалась крайне разнородна по уровню развития воображения - при этом значительный процент детей обладает низким и очень низким уровнем воображения, что говорит о том, что они не могут должным образом проявить себя в игре, предложить свои правила; дети застенчивы, что, безусловно, отражается на содержании игровой деятельности. Дети не используют в игре игрушки-заместители, затрудняются придумать функции игрушкам-заместителям по просьбе педагога.
Решая пятую задачу исследования, мы разработали, реализовали и проверили результативность педагогических условий развития воображения детей дошкольного возраста в игре с игрушками-заместителями. Мы организовали педагогическую работу по размещению в предметной среде коробки с предметами-заместителями, обновлении ее содержимого; организации игр, направленных на развитие воображения детей среднего дошкольного возраста, созданию проблемных игровых ситуаций для игры с предметами-заместителями; содействию инициативе детей в игре с предметами-заместителями. Контрольная диагностика показала, что в экспериментальной группе уровень развития воображения у детей 4-5 лет вырос, а в контрольной группе значимых изменений не произошло, что подтверждено анализом различий по критерию Манна-Уитни.
Гипотезу исследования можно считать доказанной, цель исследования - достигнутой: нами обоснована и экспериментально проверена
результативность педагогических условий развития воображения детей дошкольного возраста в игре с игрушками-заместителями.
Таким образом, мы можем заключить, что гипотеза подтверждена, задачи исследования решены, его цель достигнута.
Перспективы исследования состоят в экспериментальном воспроизведении его результатов с другими группами детей.



1. Авдулова Т.П. Психология игры: учебник для академического бакалавриата. 2-е изд. испр. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2018. 232 с.
2. Адонина В.С., Скрябина Н.Ю. Влияние игрушек на формирование личности ребенка // Культура. Наука. Интеграция. Издательство: Южный федеральный университет (Ростов-на-Дону). 2017. № 1 (37). С. 54-61.
3. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие. Благовещенск: БГК им. И.А. Бодуэна де Куртенэ, 2000. 393 с.
4. Белкина В.Н., Сивкова М.А. Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 2. С. 95-98.
5. Белова Н.Е., Бубнова С.Ю. Формирование творческой активности детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре // Вопросы науки и образования: теоретические и практические аспекты. 2019. С. 233238.
6. Бибикова Н.В. Спонтанная игра-театрализация как средство диагностики креативности младших школьников // Мир науки. 2015. № 3. С. 4-11.
7. Богоявленская Д.Б. Концепция одаренности. URL:
https://vo.hse.ru/data/2010/12/31/1208182748/03bogoyavlenskaya46-68.pdf (дата обращения: 14.02.2018).
8. Боярских В.Н., Верхотурова Ю.А. Развитие игровых замещений в процессуальной игре детей раннего возраста // Традиции и инновации в педагогическом образования. 2019. С. 77-79.
9. Бутенко Н.В. Художественно-эстетическое развитие личности в период детства в условиях реализации ФГОС дошкольного образования // Вестник ЧГПУ. 2014. № 4. С. 23-32.
10. Бэн А. Психология. М.: Типография И.А. Баландина, 1902. 422 с.
11. Величко Ю.В. Основные направления развития творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях современной системы образования // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 2. С. 65-69.
12. Венгер Л.А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. М.: АПН СССР, НИИ ОП, 1978. С. 32-36.
13. Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. М.: Просвещение, 1983. 254 с.
14. Володкович Т.В. Экспериментальное исследование развития знаковой функции в игре детей раннего и дошкольного возраста // В кн.: Разнообразие форм воспитания и обучения дошкольников в психологопедагогическом аспекте. М.: АПН СССР, 1990. С. 120-124.
15. Выгодская И.Г., Субботина Е.В. Сюжетно-ролевая игра на
занятиях в группе подготовки к школе // Аутизм и нарушения развития. 2008. № 3. URL: http://psyjournals.ru/autism/2008/n3/full.shtml (дата обращения:
15.02.2018)...56


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ